Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов




Скачать 187,94 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов
Дата публикации24.09.2013
Размер187,94 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
pochit.ru > История > Внеклассное мероприятие
c:\documents and settings\user\рабочий стол\dsc05522.jpgИсторическая мозаика

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов

Цель:

Формирование личности ребенка как носителя народных традиций, носителя культуры своего народа.

Задачи:

1.Познакомить с русским бытом с древнейших времен до 17 века, продолжить формирование общего понятия о культуре , как одной из важнейших составляюших частей материальной и духовной жизни общества;

2.развивать историческую память, чувство национального самосознания;

3. воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле , к родному краю.

Оборудование: предметы крестьянского и городского быта русского народа, карточки с текстами из исторических источников, мультимедийное оборудование.

^ 1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята, уважаемые преподаватели, гости нашей школы. Сегодня мы проводим мероприятие , которое называется «Историческая мозаика».Мероприятие посвящено культуре наших предков с древнейших времен по конец 17 века, т.е. пока еще Петровские преобразования были далеко и Русь двигалась вперед традиционным путем, а внешнее влияние было слабым, иностранные новшества проникали на Русь чаще всего в переработанном виде. Почему мероприятие получило такое название? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Что такое мозаика? Правильно. Это изображение ,составленное из кусочков непрозрачного цветного стекла. Сегодня при выполнении конкурсных заданий нам с вами предстоит как средневековым художникам составить целостное представление о том , что ели в Древней Руси, какими предметами пользовались в быту, как защищались от злых сил, как говорили наши далекие предки.

Но прежде , чем команды приступят к выполнению заданий, мне бы хотелось , чтобы вы прослушали вальс « Бабочку» В.В.Андреева ,нашего знаменитого земляка , создателя оркестра русских народных инструментов. Буквально в эту субботу в нашем городе завершился фестиваль народной музыки , посвященный 125-летию со дня первого выступления оркестра , созданного В.В.Андреевым. Валь прозвучит в исполнении ансамбля домристок МОУ СОШ № 3 им.Иванова с углубленным изучением музыки /руководитель- О.Г.Арасланова/

^ 2. Что ели в Древней Руси.

На столе лежат продукты питания .Участники должны выбрать то , что употребляли наши предки , и объяснить , почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Список продуктов:

Хлеб белый Соль Просо Вяленая рыба Картофель

Хлеб черный Пиво Рис Морковь Дыня

Чай Горох Перец Огурцы Подсолнух

Кофе Греча Перец Помидоры Молоко

Сахар Просо Макароны Капуста Масло сл.

^ Справка о питании.

В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль в питании играла продукция зернового хозяйства : рожь , пшеница , овес , ячмень, гречиха , просо. Многие из них перемалывали и из муки делали черные и белые хлеба , варили различные каши . приготавливали напитки ( браги и пиво, кисели, с добавлением меда или хмеля- сбитни).

Широко и часто употребляли горох и бобы , а также репу , капусту , редьку , морковь , яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то , что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того , знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер , в 16 веке посетивший Россию , писал о ней : « Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо , поэтому при описании сравнивал его с рисом . который тогда на Руси не употребляли.

Такие продукты . как картофель , подсолнечник ,помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь с 19 века. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам , причем в деревне чаще и обильнее , чем в городе. Это говядина . телятина, баранина, на юге еще и свинина. Конина крайне редко шла в пищу , лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве , в военных делах , откуда и особое отношение к этому животному.

А вот рыба , которая считалась полупостной , в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления пищи , в том числе и вяление , такую рыбу называли « ветряной», Активно потребляли и разные сорта икры, а в 16 веке ее экспортировали.

Кроме продуктов своего производства , были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны , виноград , знатные люди потребляли и виноградные вина. Особое место занимали пряности, практически все их виды были знакомы и использовались при приготовлении острых приправ и при засолке овощей.

А когда же чай стал известен на Руси? В 1638 году царский стольник Василий Тюменец будучи послом в Монголии , впервые попробовал на пиру питие , которое ем понравилось, а Алтын-хан послал русскому царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая. В России чай получил широкое распространение особенно в северных и восточных областях, в Сибири и Средней Азии. Правда , долгое время этот напиток считался редким, пили его представители знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чаепитие в России в последующие годы стало настолько популярным , что превратилось в один из национальных обычаев. Для крестьян чай в России был недоступен , они пили его лишь в исключительных случаях, поэтому возникло выражение « чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали как заваривать чай. По этому поводу В.А. Жуковским было написаны такие шуточные строки;

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю , как же этот чай варить.

Взял тогда , налил водички, всыпал чай я весь в горшок.

И приправив луку , перцу , да петрушки корешок.

Хорошенько размешал, остудил его немножко. на господский стол подал

Гости с барином плевались. Сам он ажио озверел.

И , отправив на конюшню меня выпороть велел.

Долго думал , удивлялся: « Чем же мог не угодить?»

А потом – то догадался, что забыл я посолить.

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы! А слыхивали ли вы загадки древнерусские ? Ну коли не ведаете- потеху вам буде!

^ Загадки о продуктах питания:

1.Комовато,ноздревато

И грубато, и горбато,

И тяскло , и кисло

И пресно , и вкусно,

И красно , и кругло, и грузно,

И легко, и мягко,

И легко, и мягко,

И твердо, и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило./Хлеб/

2.Красненькие сапожки

В земле и в лукошке./Свекла/

3. Кину мякину- подниму толкач./Редька/

4.Красна , да не девка,

Хвостовата , да не мышь./Морковь/

5.В воде родиться,

Воды боится. /Соль/

6.Спит на кургане

Курочка с серьгами./Овес/

7.На тычинке городок,

В нем 700 воевод./Мак/

8.Мала малышка,

Золотая кубышка./Просо/

9.Под дубком, дубком

Свернулась клубком-

И с хвостиком./Репа/

10.Промеж грядок

Лежит гусь гладок./Огурец/

11. Без рук, без ног ,

На поветки влез./Тыква/

12.Кину катком-

Оборотиться клубком

Под зелененьким дубком./Брюква/

13.Красненька матрешка,

Беленько сердечко./Малина/

14.Поставлю- попарю,

Выну- поправлю,

Этот сдерну, другой положу./ Блин/

15.Чиста , да не вода;

Клейка, да не смола;

Бела , да не снег;

Сладка ,да не мед:

От рогатого берут
И живулькам дают./ Молоко/

16.Заплата на заплате-

Иголка не была. /капуста/

17.На том свете живет , а на этом мрет./Рыба/

3. Чем пользовались наши предки.

А теперь мы обратимся с вами к бытовой культуре наших предков.

Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура-это дом, предметы обихода , одежда, кухня , т.е. все, , без чего немыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков приближает далекое прошлое , делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до наших дней предметы быта сохранили для нас живое дыхание истории.

а) Предметы быта

Задание : объясните , как употреблялись в быту такие предметы , как лопатник и корчага.

Лопатник- это футляр , сплетенный из лыка. В нем хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда его и название. Затем в этом футляре носили брусок для тех же целей. Лопатники брали на покос , привешивали к поясу , поэтому в нем есть специальное отверстие.

Корчага- глиняный сосуд больших размеров с широким горлом. Объем корчаги равнялся двум ведрам. Корчагу использовали для нагревании воды, варки пива, кваса, браги, бучении- кипячении белья со щелоком. .Корчага не имела, как правило , крышки. При варки пива горловину закрывали холстом , обмазывая тестом .В печи тесто запекалось в плотную корку , герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской, после того , как огонь в печи прогорал.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\фотки 026.jpg

Б) Что носили люди Древней Руси?

Задание: выбрать из предложенных деталей одежды то , что называется « панева» и показать как и кто ее носил.

Панева- элемент русского костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани / как правило темно- синей/ с богато украшенным подолом. С этим элементом женской одежды связан обряд « вкакивания в поневу».

Дело в том , что до 15-16 лет девочки на Руси носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился этот специальный ритуальный обряд

Девичий обряд « впрыгивания в паневу»

Цель проводимого обряда- перевести девочку- подростка в статус девушки-невесты, привлечь женихов и добавить красы. Ведет обряд замужняя женщина ( знатка) , непременно из благополучной семьи. Важно, чтобы она не была разведена или вдова, поскольку ее судьба может передаться девке.

Зачин. Прежде всего просят благословления у Макоши.

-Макоша-Мати,

Благослови обрядово начатии!

Женам- ладну долю,

Дедам- заветну справу,

А тебе, Мати,- великую славу! Гой-Ма!

Посвящаемая в рубахе , распоясавшись и распустив волосы, ходит взад- вперед по лавке. Стоящие снизу поют ей.

Ой, Солнышко шло

Вдоль по залесу.

Ой Юленька шла

Вдоль по лавочке.

Ой, била ручьми

Об дубовый стол.

-Ой , тятенька мой,

Подавай ключи

Все заветные!

- Ой , мати моя,

Отпирай сундуки

Все наследные!

Ой , мати , достану

Три подарочка

Ой, первой достану

Красен веночек.

Ой , мати , уберу

Буйну головушку.

Ой , другой достану.

Мати рубашечку

Брану вышиту.

Ой, третьей достану

Все паневушку

Все невестину

Ой, а теперь я вам

Я не девочка ,

Я не малая.

Девка молода

Заневестилась.

Уговоры.

-Вскочи , дитятко! Вскочи , родимая! В бабий хомут вскочи!

-Хочу- вскочу, хочу – не вскочу.

-Вскочи, вскочи девонька!

Бабья доля она сладкая, любая ,привольная!

-Слыхала я про бабью долю-то! Нет уж ,лучше я так девченкой погуляю! Хомут поди , еще успею надеть.

-Дак, бабий хомут- он и медом улит, и цветами увит. Скочи , скочи душечка!

- Ладно, вскочу…

Девка впрыгивает в паневу , ее оправляют и опоясывают.

Девы поют паневнице величальную

А у нас есть любушка

Юленька голубушка

Без белил белешенька, Без румян краснешенька.

Она ходит пряменько,

Говорит разумненько.

Во время величания новопосвященную обсыпают зерном или маком.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\фотки 032.jpg

Задание: показать как носили лапти и рассказать о них.

Справка об одежде.

Одежда древнерусских людей делиться на верхнюю и нижнюю. Долгое время нижняя одежда не отличалась у мужчин и женщин- это была рубаха В теплое время года она иногда была единственной одеждой. Но чаще всего надевалась еще и верхняя , более красивая и плотная рубаха. Постепенно одежда мужчин и женщин начала меняться. Замужние женщины поверх рубахи надевали паневу – это один или два куска , чаще всего клетчатой . ткани, которые крепились на бедрах или талии поясом. Куски ткани не сшивались , и между ними был виден вышитый подол нижней рубахи. С 15 века вошел в гардероб русской женщины сарафан, известный с 16 века . как мужская одежда.

Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы, позднее за ней закрепилось название порты, которое употреблялось и по отношению ко всей одежде. В 16-17 векам порты также были нижние и верхние, более плотные , чаще всего из сукна. Один из сортов сукна назывался брюкиш , видимо от него и получили свое название брюки. Самым любимым цветом в одежде был красный , даже штаны предпочитали этого цвета , кроме всего это еще и синий , желтый , зеленый. Парадная и праздничная одежда чаще всего имела самое любимое сочетание красного и белого цветов.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\dsc05527.jpg

В) обереги

Оберег- это предмет или символ , призванный защитить своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Задание: выберете из предложенных предметов , те которые защищали человека и объясните их значение.

Гребень- защищал от болезней. Символ благополучия и процветания

Приворот на гребень/ на расческу . которой пользуется любимый/

Гребень- гребешок, головной посошок,

Волос – волосок, милого дружок.

Вы сами братья, мне помогите,

Милого в объятья приведите.

Я буду вас холить, лелеять,

Ключевой водой умывать,

А взамен хочу

Милого на своем пороге

Встречать – привечать.

Волос- волосок, гребень- гребешок,

Милому внушите мою любовь.

День за днем, ночь за ночь

Пусть меня вспоминает

И по мне скучает. А вскоре вновь придет ко мне.

Уши – свидетели, сердце- ключ,

Рот – на замок, Аминь.

Пояс- пояс , как часть одежды человека , принимающая форму круга , часто употреблялся у наших предков в качестве оберега., способствующего благополучию и удаче. «А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязанный…»

Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы и в предсвадебный период до 100 поясов, и потому некоторые девушки начинали готовить приданое с 9 лет.

В быту русских крестьян поясом опоясывали новорожденного во время крещения , при этом , пояс , надетый при крещении на голое тело , носился до кончины и даже в бане не снимался.

Лента , которой перевязывают сегодня новорожденного ребенка, также является своеобразным оберегом, защищающим ребенка от нечистой силы , от дурного сглаза.

Ключ - символ богатства и сохранности домашнего имущества, а также чести и накопленного опыта, ключ запирал двери дома для злых сил.

Ложка- символ сытости и благосостояния. Ложки могли применяться и при болезни. Из ложек – оберегов поили больного человека , и это способствовало его выздоровлению.

Браслет -браслеты на Руси носили как мужчины так и женщины. На Руси их изготавливали из стекла, кости, разных металлов, крученой проволоки. И украшали солярными знаками или ромбами, символами Земли- Макоши. Женщины скрепляли браслетами широкие ( доходящие до самой земли) рукава. Если помните сказки . то в одной из них есть такой момент, когда царевна распускала рукава и начинала творить чудеса. Налево махнула- легло перед ногами озеро, направо махнула- поплыли по озеру лебеди. Эта сказочная сцена связана с древним ритуальным танцем в честь богини Макоши. Именно для этого танца они распускали рукава, т.е. снимали браслеты. Носили браслеты потому . что считалось , будто сквозь широкие створы рукавов проникает навья сила и вызывает болезни. Браслеты « запечатывали» доступ этим нехорошим силам.

Веник– использовался на Руси в качестве оберега от нанесения порчи ведьмой или колдуном. Если хочешь узнать ходит ли к тебе в дом ведьма, ты незаметно веник раз и переверни , поставь метелкой кверху, и ведьма из дома не выйдет, не сможет, так и этак будет метаться и крутиться, а уйти не сможет. Именно с тех времен у современных хозяек и появился обычай ставить веник метелкой вверх, а ручкой вниз, сохраняя свое жилище от порчи.

Кольцо- передаваемые из поколения в поколение кольца обладают очень мощной силой и защитой. Кольцо , переданное матерью- очень сильный оберег приносящий счастье и удачу.

Оно заключает в себе всю силу материнской любви, способной отводить любые беды и несчастья , т.к. кольцо символизирует круг, а круг создает прочную преграду для сил зла.

Булавка- ловец зла. Заговоры на булавку : « Булавка –остра, проткни зло иглой, отошли моего врага долой. Огнем заклинаю, железом закрепляю».

Метла- символ переустройства, самый сильный магический инструмент, который мог вымести как злых, так и добрых духов , в зависимости от того , кто ими пользуется.

г) вещи из сказок

«Что за чудо эти сказки!»- так говорил А.С.Пушкин о русских народных сказках , которые рассказывала ему его няня Арина Родионовна. Нашим участникам сейчас предстоит вспомнить русские народные сказки и выбрать из предложенных предметов те которые упоминаются в них и объясните в чем их волшебная сила. Кроме того необходимо будет назвать сказку в которой или в которых упоминаются эти волшебные вещи.

Полотенце- превращалось в реку. Название сказки « Баба Яга»/…когда девочка сбежала от Бабы Яги, то Баба Яга бросилась за ней в погоню, Машенька бросила полотенце позади себя и сказала : «Разлейся река у меня позади, у Бабы Яги впереди!». Разлилась река в тот же миг …/

Клубок- указывал дорогу сказочным героям, самое надежное средство ориентации в русских сказках. Название сказки « Царевна –лягушка» /

…клубок указал дорогу Ивану –царевичу к Василисе Прекрасной.

Наливное яблочко и серебряное блюдечко - показывало героям их возлюбленных и места ,где их искать. Название сказки « Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» /…Катись , катись яблочко по серебряному блюдечку. Покажи мне города и поля , и леса и горы , и гор высоту , и небес красоту. Катится яблочко по блюдечку . наливное по серебряному , а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота и небес красота, ясное солнышко со светлым месяцем кружатся . звезды в хоровод собираются , так все чудесно , что ни в сказке сказать , ни пером описать./

Булавка- в булавку превращали героев сказок , когда хотели их спрятать от злых сил. Название сказки-« Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри» / …дочь Бабы-Яги превратила Сосну- богатыря в булавку и воткнула в пяльцы , чтобы спрятать от Бабы –Яги…/

Яблоко молодильное -чудесным образом излечивало болезни и продлевало жизнь героям.

Ковер- воздушное транспортное средство. Название сказки « Ковер –самолет»

Скатерть-самобранка -волшебная скатерть, которая способна сама себя сервировать. Чтобы накрыть на стол, герою сказки достаточно было ее развернуть. Название сказки- «Скатерть –самобранка , кошелек –самотряс и двое из сумы» /…На вот тебе скатерть- самобранку. Во всякое время будешь сыт. Только скатерть разверни ,да скажи ;: « Попить, поесть!» - и ешь , пей , чего душа пожелает./

Кошелек – самотряс- кошелек , всегда полный золота. Название сказки «Сума, дай ума»/…Возьми этот кошелек и ступай. Никогда у тебя ни в чем нужды не будет. Что понадобиться, потряси кошелек – и сколько надо денег , столько и натрясешь…/

c:\documents and settings\user\рабочий стол\фотки 014.jpg

4.Как говорили в Древней Руси

а) Переведите старославянский текст на современный русский язык.

А сейчас вы услышите речь наших предков , какой они говорили до 17 века. Участникам наших команд в качестве домашнего задания нужно было подготовить выразительное чтение отрывков из произведений древнерусской литературы и перевести их на наш современный язык.

Первый отрывок был взят из « Слова о полку Игореве» / полное название « Слово о походе Игоревом , Игоря, сына Святослава , внука Олегова»/. « Слово о полку Игореве»- самый известный памятник древнерусской литературы. В основу сюжета произведения лег неудачный поход русских князей на половцев , предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославовичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце 12 века , вскоре после описываемых событий.

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии , по своему художественному языку и литературной значимости « Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса.

Слово о полку Игореве. « Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.И рече Игорь къ дружине своеи: « Братие и дружино! Луце жъ бы потяту бытии, неже полонену бытии, а всядем , братие , на свои бръзые комони да позрим ъ синего Дону». Спала князю умъ , похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. « Хощу бо , речекопие преломити конец поля Половецкаго, съ вами,Русици,хощу главу свою приложити, и любо испити шеломъ Дону»

Перевод Д.С.Лихачева. « Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел : от него (Игорь) тьмою все воины покрыты. И сказал Игорь дружине своей : « Братья и дружина! Лучше зарубленными быть, чем пленными, так сядем же , братья, на своих борзых коней да поглядим на синий Дон». Ум ( мысль) князя уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона заслонила ему ( недоброе) предзнаменование. « Хочу ведь,- сказал он ,- сам копье преломить не границе поля Половецкого, с вами , сыны русские , хочу сложить свою голову, или испить шлемом Дона»

Второй отрывок , предложенный нашим участникам для прочтения и перевода взят из « Домостроя». « Домострой» - памятник русской литературы 17 века, являющийся сборником правил и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи , включая общественные , семейные , хозяйственные и религиозные вопросы. Написан живым языком , с частым использованием пословиц и поговорок.

Домострой. « Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей.И не ослабляй , бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет , но здравие будет, ты бо бил его по телу , а душу его избавляеши от смерти.Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных : да не посрамиши лица своего , да в послушании ходит , да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоим в посмех , и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока , то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися , при концы не постонеши на ию»

Перевод. « Наказывай своего сына в юности , и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки , наказывая младенца : ибо от наказания жезлом он не умрет, но здоровее будет , ты же избивая его тело , душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь : подчини ее самому строгому порядку и ты сохранишь ее от соблазнов , дабы подчинившись чужом у влиянию , своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа , ибо отдав ( замуж) свою дочь без порока , такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься , и в конце не будешь горевать над нею»

б) Объясните значение древнерусских крылатых выражений:

« И на старуху бывает проруха»/ выражение означает, что никто не застрахован от промахов и досадных оплошностей , несмотря на возраст и жизненный опыт. «Прорухой» в некоторых местах нашей страны называют всякий промах и ошибку./

«Выносить сор из избы» / разглашать сведения , касающиеся внутренних раздоров и ссор , происходящих между близкими людьми , или тайны узкого круга лиц./

« Тертый калач»/ Так говорят, о человеке опытном, видавшем виды, бывалом, которого трудно обмануть. Калачи на Руси приготавливались из особого калачного теста, которое долго мяли и терли.//

c:\documents and settings\user\рабочий стол\фотки 044.jpg

« Не мытьем , а катаньем»/Не тем, так другим способом добиться желаемой цели. Всеми правдами-неправдами/

« У черта на куличках»/Страшно далеко, где-то в дикой глуши.»Кулички»- испорченное финского корня слово-«кулеш», « кулижки» .Так на Севере назывались лесные полянки, лужки, болотца.

« Первый блин комом» /Неудача в самом начале пути( намек на первый блин, который , если сковорода еще не горяча , часто не удается)

« Ему все , как с гуся вода»/Ловко избегать ответственности за промахи. Применяется к людям, которым все сходит с рук, которых ничего не берет.

Это не простая поговорка , часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарки и заботливые родители , обливая больных детей « заговоренной « приговаривали: « Как с гуся вода, с нашего сыночка/доченьки/ худоба/ т. е болезнь/».У людей была сильная вера, что это заклинание сбережет ребенка от всяких напастей так же быстро, как сбегает вода с гусиного пера.

« На кудыкины горы»/ неизвестно куда. Само выражение связано с суевериями наших предков. В далеком прошлом люди до смерти боялись разного рода злых духов, чертей и прочей нечисти. Когда они собирались в дорогу, они хотели, чтобы их путешествие закончилось хорошо и без всяких приключений. Поэтому они опасались говорить соседям, куда они отправляются, чтобы их не сглазили. Отговоркой на вопрос : « Куда собрался?» был ответ : « На кудыкины горы.»

Интересно, что Кудыкины горы вполне реальный горный массив, который находится в Двухъякорной долине недалеко от Феодосии/ полуостров Крым/

^ Мастер-класс по глажению белья на Руси

С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой , чтобы после стирки она выглядела красиво и опрятно. Рубель появился на Руси примерно восемь веков назад. Для того , чтобы погладить одежду хозяйке в прошлые века был необходим не только рубель , но и валец или простая скалка. Старинные ткани, которые изготавливались вручную и в основном изо льна , грубы были настолько , что после стирки стояли колом. Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани , но и делала их мягче. Отжатое вручную белье наматывали на скалку , эту намотку укладывали на край стола , а сверху прикладывали рубель . зубчатой стороной вниз, несколько раз с силой нажимая на рубель . прокатывали белье на скалке , да так , сто даже плохо постиранной белье становилось белоснежным, как будто из него выжимали все соки. Потому как будущая невеста гладила , решали , готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой- девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага , если двумя- слабенькая и замуж ей еще рано.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\dsc05548.jpg

^ Черный ящик.

Это может быть в рыболовной сети.

Это нужно грибнику и ягоднику.

Это использует турист и охотник,

Сельская домохозяйка.

Это немало рассказало нам о жизни Древнего Новгорода.

/ Береста/

c:\documents and settings\user\рабочий стол\dsc05546.jpg

^ Подведение итогов мероприятия.

Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. К сожалению она показала , что мы с вами стали безграмотными в знании нашей национальной культуры Мы совсем не знаем названия русских народных сказок, значение крылатых выражений нашего народа , а ведь в них заключена многовековая мудрость не одного поколения наших предков. О бытовой культуре славян у нас также очень приблизительное представление. Нам с вами кажется , что картофель , помидоры , подсолнечное масло, макароны , рис всегда были в их рационе . А ведь это совсем не так, все это появится в России гораздо позднее начиная с эпохи Петровских преобразований. И та пища- здоровая , сбалансированная и что немало важно экологически чистая станет основой физического здоровья русской нации, нации, которая сумела одержать победу над монголо-татарами в 1380 году на поле Куликовом , а 100 лет спустя и сбросить ненавистное иго монголо-татар; нацию, одержавшую победу над Наполеоновской армией в 1812 году; нацию, которая в 20 веке спасла весь мир от коричневой чумы фашизма.

Забывая свои национальные корни, свою культуру мы рискуем превратиться в Иванов непомнящих своего родства, рискуем раствориться среди других народов и исчезнуть с исторической карты мира ,как это произошло с другими более древними народами такими как этруски , скифы , пруссы…

Так давайте же не позволим , чтобы это произошло с нашим русским народом. Давайте помнить и хранить , то что завещано нам нашими предками.

Похожие:

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие по истории для 5-6 классов игра «счастливый...
Образовательные формирование устойчивого интереса к истории родного края, Воспитание патриотических чувств у учащихся
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие: «Цветы и порох»
В этом году в нашей школе было проведено много различных мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В...
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие для учеников начальных классов на тему: Народный...
Задачи: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconПояснительная записка Внеклассное мероприятие будет интересно и познавательно...
Внеклассное мероприятие будет интересно и познавательно для учащихся 7 – 9 классов. Это мероприятие проводилось в рамках недели физики,...
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7-х классов «Путешествие в страну Читалию»
Итак, на сцену приглашаются команды учащихся 7-х классов. (звучит музыка, команды поднимаются на сцену)
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А....

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов Учитель...
В игре участвуют 9 человек, по 3 в каждом раунде. Они по очереди отвечают на вопросы ведущего. Каждый вопрос оценивается заранее...
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие «О налогах и налогообложении». Для учащихся пятых классов
...
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов по творчеству А. С. Пушкина
Цели: закрепить и углубить знания учащихся, полученные в процессе изучения творчества А. С. Пушкина в школе
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6-7 классов iconВнеклассное мероприятие игра «брейн-ринг» для учащихся 8-9 классов...
Древнегреческий врач, чьим именем клянутся студенты медицинских вузов перед получением диплома врача? (Гиппократ)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница