24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского




Скачать 205.02 Kb.
Название24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского
Дата публикации23.09.2013
Размер205.02 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства

Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского искусства. В раннехристианском искусстве можно выделить следующие этапы:

  1. 2-4 вв. Катакомбный период. Христиане не имеют собственной масштабной архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, и круг памятников ограничивается, по сути, украшениями гробниц и декоративно-прикладным искусством.

  2. 313-395 гг. – принятие Миланского эдикта, официального признания христианства одной из религий Империи при императоре Константине. Начало христианской архитектуры, разделение Римской империи на Западную и Восточную. Появление изображений Христа и сцен из Священного Писания.

  3. 5-6 вв. - время окончательного утверждения христианства в качестве единственной религии империи, время появления настоящей христианской церковной архитектуры, монументальной живописи - фрески и мозаики. Главная проблема этого периода - поиск образцов для построек и живописных композиций.

Становление христианского искусства связано с катакомбным периодом – временем существования христианской Церкви в подполье, в окружении гонителей. Самые ранние произведения христианской живописи возникли, в отличие от архитектуры, в границах нехристианского государства, параллельно с господствовавшим языческим искусством. Это росписи стен в катакомбах Рима – Сан Себастиано, Сан Каллисто, Домициллы, Присциллы и Комодиллы и др.

Катакомбы представляют собой вырытые в грунте, расположенные иногда в несколько ярусов друг над другом, беспрестанно разветвляющиеся прямоугольными помещениями – кубикулы. Тела умерших замуровывали в стенах галерей, наиболее авторитетных членов общины хоронили в кубикулах. В остальных помещениях собиралась община для литургии, поминовения усопших и совместной трапезы. Катакомбы соединяли погребальную, меморативную, литургическую, богослужебную функции. Это совмещение определило тематику катакомбной живописи, где главными стали темы воскресения мертвых, евхаристические изображения и образы молитвы. Самые ранние росписи катакомб датируются рубежом 2 и 3 веков. Эти памятники знаменуют рождение христианского изобразительного искусства.

Живопись катакомб представляет лишь ограниченный круг религиозных сюжетов, почерпнутых преимущественно из Ветхого Завета. При этом они не образуют единого повествования, следующего за рассказом Писания.

Символика – характерная черта первых произведений христианского искусства. Источники символики разнообразны, многие христианские идеи и образы представлены в виде символов, основанных на евангельских иносказаниях и притчах. Так, например, постоянно встречающееся в катакомбах изображение юноши-пастуха с агнцем на плечах (Напр., Сан Каллисто, 3 в.) восходит к словам Христа, приведенным в евангелии от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый». Иконография этого образа сложилась под влиянием греческих изображений Гермеса-пастуха, несущего на плечах ягненка. Агнец – тоже символ Христа, ибо сказал Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Символом Христа также является виноградная лоза.

Источниками раннехристианской символики служили также старые декоративные и символические мотивы, как, например, пальмовая ветвь – символ победы над смертью и грехом, атрибут мучеников; павлин – символ бессмертия, феникс, сжигающий себя и возрождающийся из пепла, - символ воскресения. Один из самых распространенных образов в росписях катакомб – фигура с поднятыми руками, Оранта, символ представшей перед Богом души усопшего. В катакомбах также встречаются истолкованные в христианском духе изображения персонажей античных мифов, как, например, играющий на лире Орфей, отождествляемый с царем Давидом, Амур и Психея, ставшие воплощением идеи небесной любви о рае.

Совершенно новым христианским символом является рыба, отождествляемая с Христом на том основании, что анаграмма греческой фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» составляет слово «рыба». Стихия рыбы - вода, поэтому образ связан с крещением. Соответственно символом Христа и апостолов становится также рыбак – «ловец душ».

В росписях катакомб также сложно выделить строгую систему расположения сюжетов, исключением является лишь потолок кубикула, центр которого является фокусом всей композиции. По характеру исполнения и композиционным приемам росписи различны. В некоторых многофигурных сценах больше внимания, чем обычно, уделено развитию действия и передаче пространства. Так, «История пророка Ионы» в катакомбах святого Каллисто (3 век) рассказана в трех эпизодах, помещенных друг за другом в виде длинного фриза. Правую часть занимает большой корабль и подплывающее к нему морское чудовище, в то время как моряки выбрасывают Иону за борт. Далее мы снова видим кита, который, приближаясь к берегу, изрыгает Иону из чрева. И наконец, слева Иона лежит под навесом беседки, увитой побегами, вкушая блаженство рая.

Гораздо чаще в катакомбах располагаются сцены, лишенные действия, в которых фигуры располагаются в один ряд фронтально перед зрителем. Таковы изображения Орант. Например, Оранта из катакомбы Присциллы (3 в). Здесь идея торжества духа над материей выражена с наибольшей силой. Росписи катакомб предстают как своего рода тайнопись, доступная лишь посвященным.

В катакомбах ^ Сан Себастьяно сохранились одни из первых изображений. Это граффити на стенах и росписи одного из кубикулов. Граффити изображают в основном якоря и рыб. Роспись кубикула же представляет собой светлое поле, разделенное тонкими тягами на своеобразные рамки для фигур птиц, животных, крылатых гениев, побегов растений, факелов, ваз. В люнете аркасолия катакомб на Виа Латина (ок. 250) изображен Геракл, выводящий Алкистиду из Аида. Родство в римской живописью выдают тоны, ракурсы, знание анатомии и жестикуляции, но в то же время утрачена глубина пространства, детальность и перспектива. В тех же катакомбах – Исцеление кровоточивой. Согласно Евангелию, это чудо произошло в густой толпе, но в росписи толпа исчезает, уступая место главным действующим лицам. Художник совмещает несколько временных точек в одном изображении, в противовес римской повествовательности. Раннехристианское искусство выбирает для изображения кульминационную точку, чего не знала античность.

В конце 2 - начале 3 века христианское изобразительное искусство появилось не только в Риме и Италии, но и в восточных районах империи. Полагают, что оно достигло значительного развития в Сирии и Месопотамии, однако монументальная живопись этих районов почти полностью погибла. Некоторое представление о ней дают фрески баптистерия в Дура Европос. Об иконографической программе росписей мы можем судить лишь частично, так как в баптистерии сохранилось меньше половины первоначального числа композиций, но при сравнении их с фресками римских катакомб сразу бросается в глаза значительный перевес евангельских сюжетов над ветхозаветными. Основная идея цикла – путь от греха к искуплению и спасению. Прямо напротив входа, под арочным обрамлением над купелью, изображены «Добрый Пастырь» с агнцем на плечах в окружении большого стада овец и сцена «Грехопадения». Фигуры Адама и Евы, стоящих по сторонам древа познания добра и зла, под которым вьется змей, очень невелики и расположены в нижнем левом углу, играя роль как бы напоминания о первородном грехе. Основную часть занимают Пастырь и стадо – символ искупления и спасения. Это начало и ключ всего замысла, разворачивающего далее на боковых стенах, где в два яруса расположены сцены чудесных спасений: «Исцеление паралитика», «Хождение по водам», «Самаритянка у колодца», «Битва Давида с Голиафом».

В отличие от фресок римских катакомб, живопись в Дура Европос не связана с классической традицией античности. Она опирается на наследие древнего искусства Востока. Изображения здесь плоскостны, формы очерчены контурной линией, цвет локален. Пропорции фигур также далеки от классических образцов, зато задействовано гораздо более выразительно, чем в росписях катакомб. Стремление к экспрессии проявляется в этих фресках сильнее, чем интерес к созданию идеального образа. Декоративное начало отступает в них на второй план. Главным становится драматизированный рассказ на языке, доступном массовому зрителю.

Архитектура

В ранний период (2-3 вв.) христиане не имели особых молитвенных зданий и не ставили перед собой задач их художественного оформления. Все изменилось с того момента, когда император Константин объявил христианство государственной религией. Приобщение к христианству и задачи воспитания верующих вызвали в жизни интенсивное строительство храмов.

Исследование происхождения христианского храма невозможно без обращения к предшествующей строительной традиции. Раннехристианская архитектура - продолжение античной. Однако уже рано определилось принципиальное отличие новых построек от античных образцов, причиной чему были мировоззренческие сдвиги.

Новый статус Церкви и широкое распространение христианства потребовали создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св. Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба господня в Иерусалиме, храмов св. Софии и св. Апостолов в Константинополе.

Базилика – тип здания, унаследованный от римского гражданского зодчества, но преобразованный для новой литургии. Созданный в 4 веке тип христианской базилики претерпел впоследствии немало изменений, однако оставался основой церковного зодчества Западной Европы в течение всего Средневековья.

Базилика - старинное название общественных зданий. В древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где проходили церковные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Форма базилики оказалась удобной для христианской церкви благодаря вместительности. Языческий храм служит как бы обрамлением находящейся в нем статуи божества. Христианская церковь становится оболочкой замыкаемого ею сакрального пространства. Если в языческом храме декорировка сосредоточена главным образом снаружи, то базилика раннехристианского времени очень скромна снаружи, но чрезвычайно богато украшена внутри.

Христианская базилика представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или иногда на пять частей, называемыми нефами. Средний неф шире и выше боковых. Верхний ярус его стен над крышами боковых нефов прорезан большими окнами, освещаемыми центральную часть помещения. Вход в базилику расположен на одной из ее узких сторон. Напротив входа центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой. Это самое священное место храма. Уже в раннехристианское время в некоторых храмах апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господень, позднее это вошло в обычай.

В отличие от базилик на римских форумах, в христианских храмах не применяли сводчатых перекрытий. Базилики христиан были увенчаны двускатной кровлей, опирающейся на деревянные балки и стропила, часто не закрытые плафоном. Это позволяло сделать здание более легким, уменьшить толщин стен, увеличить размер окон, а также использовать в качестве опор колонны, которые не могли бы сдерживать тяжесть и распор свода. Только апсида перекрывалась сводом в форме полукупола (конха). Так как помещение апсиды невелико, иногда между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Немного выступая за пределы основной ширины здания, он придавал плану церкви форму буквы Т, представляющей собой один из видов креста. В апсиду и примыкавшую к ней часть храма прихожане не допускались. У входа в алтарную часть центральный неф заканчивался «триумфальной аркой». В апсиде над алтарем ставили опиравшуюся на четыре колонны сень – так называемый киворий. Он имел занавес, скрывавший алтарь от взоров посетителей в момент освящения святых даров.

Перед входом в базилику строили иногда примыкающий к фасаду большой двор, обнесенной стеной с обрамлявшей двор крытой галереей. Это атриум, напоминающий подобные дворы при римских жилых домах. Двор был преддверием храма, входом в него служили величественные врата, в центре помещался водоем (вода для омовения перед входом). При отсутствии двора преддверием в храм могло служить отгороженное от нефа помещение – нартекс, предназначавшийся для кающихся или для тех, кто готовился стать христианином.

При скромном ее наружном облике церкви интерьер ее ослеплял роскошью. Мраморные колоннады, украшавшие в языческих храмах наружные стены здания, теперь переместились в интерьер. Два ряда колонн классических ордеров, поддерживающих стены центрального нефа, направляли взор входящего к главной святыне церкви – алтарю. Подле базилики ставилась обычно башня, служившая колокольней. Рядом с епископскими соборами строили специальные центрические здания для крещения – баптистерии. Баптистерии были не единственным видом центрических построек. Круглую, шестригранную или крестообразную в плане имели также мемориальные сооружения, ставившиеся на месте гибели святых или над их могилами. Подобную форму имели и мавзолеи светских правителей.

Выделяется два типа раннехристианских базилик в зависимости от структуры их плана.

^ Тип первый: план в форме буквы Т, трансепт между нефами и апсидой.

Тип второй: план в форме буквы U с деамбулаторием – кольцевым обходом вокруг алтаря.

Базилики, относящиеся к первому, классическому для Рима типу: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра) - около 330 г., крупнейшая пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра, ставшая прототипом для остальных. Сан-Паоло фуори ле мура - около 384/386 - 402/403. Построена на месте захоронения апостола Павла. Сан Джованни ин Латерано - пятинефная, древнейшая из христианских базилик, начата между 313-314 годами, храм епископов Рима, а затем и римских пап до переезда в Ватикан. Санта Мария Маджоре - трехнефная базилика построена между 400 и 430 годами.

Базилики, относящиеся ко второму типу:

Сан Себастьяно - построена в I половине IV века, диапазон датировки - от 310/311 до 350 г. Образец для последующих константиновских базилик этого типа. Санта Аньезе фуори ле мура - раннехристианская трехнефная базилика построена в 342 году дочерью Константина Констанцией над катакомбами с захоронением Св. Агнессы. Сан Лоренцо фуори ле мура - построена в IV веке.

Одной из самых ранних базилик, основанных еще Константином Великий, была церковь св. Петра в Риме. Она была заложена около 330 года, а завершена в 349 году. Она представляла собой пятинефную базилику, фасад которой был направлен в сторону центра города. Ее апсида, ориентированная в западном направлении, была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ церкви Нерона у Ватиканского холма. Перед входом к церкви примыкал большой атриум. Чтобы увеличить алтарную часть, задуманную как мартириум, между апсидой и нефами был воздвигнут трансепт, выходивший за пределы ширины здания. Внутри длинные ряды из двадцати трех высоких 11-ти мраморных колонн коринфского ордера, перекрытых плоским антаблементом, создавали величественную перспективу, в глубине которой возвышался алтарь. Над алтарем была воздвигнута сень, опиравшаяся на четыре витые мраморные колонны. Еще две такие колонны были поставлены у краев апсиды. Сведения о старой церкви сохранились благодаря рисункам, обмерам и описаниям.

Возможно, несколько раньше, чем церковь св. Петра, Константином была основана базилика при императорском Латеранском дворце, который затем был передан церкви. Церковь Сан Джованни ин Латерано была впоследствии перестроена, так что о ее первоначальном плане и облике известно по описаниям и сохранившемся фрагментам. Это была пятинефная базилика с одной апсидой и двумя симметрично выступающими пристройками, вклинивавшимися в боковые нефы неподалеку от апсиды.

Императором Константином и его матерью Еленой были основаны также церкви на святых местах в Палестине – это храмы Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня подле Голгофы в Иерусалиме. Обе церкви представляют собой не совсем обычные типы базилик. Они сочетают в себе базилику и центрическое сооружение. Церковь Рождества – пятинефная базилика с атриумом, соединялась с октагоном. Ее апсида имеет усложненную форму, ибо задумана как обрамление грота, в котором родился Христос. Церковь дошла до наших дней с дополнениями и переделками. Легкие, облицованные мраморов стены клеристория прорезались сплошными рядами окон, благодаря которым освещалось центральное пространство. Иерусалимский комплекс храма Гроба Господня (ок.335) был разрушен в 1009 году мусульманами и существует теперь в перестроенном виде. Постройка соединяет в себе два типа зданий: к огромному центрическому храму примыкает на западе базилика. Базилика – огромное пятинефное сооружение с многочисленными рядами колонн. С восточной стороны примыкали обширный открытый атриум и колонный портик, с западной – апсиды. Ротонда представляла собой центрический купольный храм с обходом из двадцати одной колонны. Ротонда имела более низкий по сравнению с базиликой уровень пола и отделялась от базилики промежуточной пространственной зоной, как бы внутренним двориком. К алтарной части которой примыкал матририй в виде большого двора, заключавшего в себе две святыни: часть скалы Голгофы – свидетельство смерти Христа – и Святой Гроб – свидетельство его воскресения.

Главной постройкой при Феодосии Великом (379-395) была церковь св. Павла – ^ Сан Паоло фуори ле мура (вне городских стен). Это пятинефная базилика с трансептом, мраморными колоннами коринфского ордера и открытым стропильным перекрытием. 1823 года она пострадала от пожара и была довольно грубо реставрирована. Колонны в первый раз здесь соединяются арками, поэтому пространство выглядит легким, динамичным. Ритмичный строй арок поддержан полукруглыми оконными проемами, орнаментальным стуковым декором между арками и находит гармоничное завершение в полукружии триумфальной арки вписанной в нее апсиды.

В перестроенном виде дошла и церковь св. Лаврентия (^ Сан Лоренцо фуори ле мура), переделанная в 13 веке. Концом 4 века датируют однонефную церковь Св. Пуденцианы в Риме.

Среди римских базилик должна быть названа ^ Санта Мария Маджоре, основанная в 4 веке, но заново перестроенная в 432-440 годах трехнефная базилика. Огромное пространство выглядит статичным, т.к. колонны несут плоский архитрав, а центральный неф подчеркнуто широк, мерен и спокоен. Стены клеристория расчленены очень плоскими коринфскими капителями, окон в них мало.

Помимо базиликальных построек строились и центрические сооружения. Типология центрических сооружений определена плановыми решениями: это могли быть круглые сооружения, тетраконхи, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечные кресты. Любой из этих типов мог нести как каменный, так и деревянный купол. Самыми ранними центрическими постройками являются мартирии – храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Центрические постройки раннехристианского периода представляют собой, как правило, сооружения мемориального характера. Функции центрических сооружений - более узкие и специальные, чем храмов, как правило, посвященные одному аспекту религиозного культа. Типы - мавзолеи, мартириумы, баптистерии. Одна из самых ранних, дошедших до нас церквей подобного типа – основанный около 330 года в Риме мавзолей дочери императора КонстантинаКонстанцы. Это круглый храм с куполом, опирающимся на кольцо колонн, и с обходной галереей, перекрытой сводом. Прямо напротив входа установлен в глубине порфировый саркофаг. Самая главная новация – вписанная в окружность мавзолея ротонда со спаренными колоннами композитного ордера. Тем самым в здании совмещены две идеи: центрического сооружения, перекрытого куполом, и колонного обхода периметра храма, характерного для базилик. На арки передается боковой распор тяжелого купола, переходящий на цилиндрический свод обхода. Колонны – легкие, изящные, нарядные – зрительно воспринимаются как опора купола. Колонны соединяются с высокими полуциркульными арками через импосты.

Во второй половине 4 в. была возведена церковь ^ Сан Лоренцо в Милане. Храм располагался рядом с императорским дворцом Феодосия Великого и был одновременно придворной церковью и мавзолеем. В плане этот тетраконх, соединенный с квадратом, при этом каждая сторона квадрата раскрывается плоской конхой, не доходящей до углов. В эту сложную структуру вписан колонный квадрифолий двухъярусного обхода. Каждый лепесток внутреннего квадрифолия – экседра – увенчан конхой и раскрывается в центральное пространство четырехколонной аркадой. Купол опирается на столбы.

В Риме стоит еще и круглая купольная церковь ^ Сан Стефано Ротондо (480-е). К круглому куполу ротонды по диагонали примыкали четыре высокие капеллы. Композиция интерьера определена мотивами возрождения позднеримских классических форм. Поэтому вместо арок между колоннами здесь плоский архитрав, а в декорации большое значение имеют ордер и мраморная инкрустация.

К числу центрических построек принадлежит и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (5 в.). Это маленькая церковь, имеющая план в форме равноконечного креста, была построена в начала 5 века дочерью императора Феодосия Галлой Плацидией как дворцовая капелла. Этот мартирий сооружен в технике ломбардской кладки из толстого кирпича. В плане - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается вспарушенный сомкнутый свод. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами.

^ Баптистерий Латеранской базилики (313-326) представляет собой октогон с обходной колоннадой, апсида которого полностью заполнена орнаментом с листьями аканфа на золотом фоне. В Равенне сохранилось также два баптистерия-восьмигранника. Один из них был построен в середине 5 века при соборе ортодоксальной церкви – Баптистерий православных, другой, Баптистерий ариан, возведен в период правления Теодориха (ок. 500) при основанном им арианском соборе.

^ Монументальная живопись

На вопрос о том, каким должно быть убранство христианского храма к моменту появления первых христианских построек, однозначного ответа нет. Храмовый декор был, судя по всему, прежде всего живописным, скульптура, особенно монументальная, сразу становится очень непопулярна в церкви - из-за сходства с языческими идолами и из-за дороговизны. Традиционные римские живописные техники - мозаика и фреска - к середине IV века становятся почти обязательной принадлежностью любого церковного интерьера. Что же именно и как следует изображать в храме? Римская живописная традиция была прежде всего декоративной, и даже просвещенные христиане долгое время считают, что в церкви пристало изображать примерно то же, что и на стенах, например, загородной виллы - цветы, плоды, сцены сбора винограда, птиц. Таковы мозаики сводов мавзолея Санта Костанца середины 4 в. Впрочем, их можно истолковать и в духе христианской символики - виноградная лоза, окружающая портрет умершей, может быть в равной степени и символом крови Христовой, и простым декоративным мотивом, то же с птицами, плодами и зелеными ветвями - потенциальными символами райского сада.

Начиная с эпохи Константина, в убранстве базилики выделяются три зоны живописи: апсида, триумфальная арка и средняя зона стены главного нефа - между ярусами опор и окон. Самыми значительными местами - архитектурно и символически - становятся купол (там, где он есть) - образ неба - и апсида - место совершения таинств Евхаристии. Самые ранние купольные композиции - несохранившиеся фрески Латеранского баптистерия и купола Санта Костанца - еще почти орнаментальные, с маленькими сценками из Писания, обрамленными растительным декором, апсида Латеранского баптистерия тоже занята завитками аканфа, однако очень быстро в куполах и апсидах закрепляются т.н. теофании (Богоявления) - догматические сцены, в которых Христос являет Свою божественную природу. Христос в этих сценах изображается так, как традиционно изображался император. Таковы первые апсидные композиции в Санта Костанца - Передача закона Петру и Павлу, где Христос изображен в позе императора, обращающегося к народу с речью, и Передача ключей от Царства Небесного Петру, где Христос изображен восседающим на сфере мира. Такое изображение соответствует одному из титулов римского императора - Космократор.

Мозаики куполов обоих баптистериев в Равенне (^ Арианский баптистерий и Баптистерий православных) (450 и 500 гг.), представляют сцены Крещения Иисуса (Богоявления, по второму названию праздника) в центральных медальонах, окруженных изображениями шествия апостолов (а в баптистерии Православных - еще одним внешним кольцом с изображением двенадцати апостольских престолов). Иисус представлен полностью обнаженным, в соответствии с античными представлениями о героической наготе, на берегу - Иоанн, возливающий на Него воду, а в реке - персонификация Иордана, речной бог с головой, украшенной короной из клешней краба.

Замечательный пример полностью сохранившейся программы дает нам мозаичный декор маленького мавзолея ^ Галлы Плацидии в Равенне (вторая четв. V в.). Мозаики делали константинопольские мастера, привезенные в Равенну Галлой Плацидией. Они выдержаны в лучших традициях античной живописи, с большим количеством тонов, изысканной гаммой, построенной на сочетании холодного голубого и бледно-алого, виртуозно переданной в сложной технике мозаики глубиной пространства (даже в орнаментальных рамах) и цветными тенями. Программа ансамбля построена на иносказательных изображениях Христа (последний отзвук катакомбных фресок) - в куполе это крест на фоне звездного неба в окружении символов евангелистов, в люнете над входом - Добрый пастырь среди своих овец в каменистом греческом пейзаже - такой, каким могли изобразить пастуха на эллинистических рельефах 3-2 вв. до н.э., и только крестообразный посох да нимб указывает на Его божественность. Напротив входа - сцена мученичества св. Лаврентия, шествующего к раскаленной решетке с крестом и Евангелием - также символами Христа. Эта сцена - пример редкого сосуществования уже совершенно средневековой условности композиции и еще совершенно античной убедительности в исполнении каждой детали. Ясно, что сцена казни Лаврентия происходила совершенно иначе, перед нами не репортаж, а символ, но каждая складка одежды, свободный, почти балетный шаг мученика, тени от языков пламени, пляшущие по голубой стене, аккуратный шкафчик с четырьмя книгами Евангелий - все это носители черт живого античного иллюзионизма. В боковых люнетах Христос олицетворен образами источника живой воды, к которому приближаются голуби и олени - символы праведных душ - и окнами - источниками света, символизирующего Свет Христов. Именно этим окнам предстоят четырехкратно изображенные Петр и Павел.

Но, конечно, самые распространенные композиции догматического содержания находятся в апсидах - главной литургической зоне базилики. К сожалению, до нас не дошли мозаики апсид Константиновских базилик Рима, прежде всего св. Петра и св. Павла за стенами. Об апсидных мозаиках конца IV-V вв. мы можем судить лишь по церкви Санта Пуденциана в Риме и по двум плохо сохранившимся апсидным мозаикам в миланской церкви Сан Аквилино.

^ Санта Пуденциана, маленькая базилика, выросшая, по преданию, из зала терм в доме римского сенатора Пуденция, украшена прекрасного качества мозаикой, изображающей Христа и апостолов в Небесном Иерусалиме. Наряду с высоким качеством живописи (разнообразием типов внешности, поз, жестов, богатой палитрой, тонко переданными светотеневыми эффектами, убедительным чередованием планов) здесь появляется и множественность смыслов, требующая последовательного прочтения изображения как текста, что было невозможно и не нужно в римской языческой живописи. Нижний ярус мозаики - изображения апостолов и Христа, а также двух женщин, венчающих Петра и Павла - -персонификации Церкви и Синагоги. Однако ярусом выше мы видим Голгофский холм со стоящим на нем золотым крестом. Это сразу выводит нас за пределы «буквального» смысла, т.к. перед нами не просто крест Распятия, но и монумент - это тот золотой крест с самоцветами, который поставила императрица Елена на Голгофе в начале IV в. К этому кресту по небу, устланному многоцветными, жемчужными рассветно-закатными облаками, летят четыре огромных фигуры животных апокалиптического видения - орла, тельца, льва и ангела, ставших символами 4 евангелистов. Христос из Учителя превращается в Судию, и голгофский крест над Его головой - прямое указание на то, что на престоле Судии воссядет Тот, Кто был распят на кресте.

Декор апсиды базилики ^ Санти Козма и Домиано (ок.520 г.). Римская тема Христа-законодателя соединятся здесь с темой, типичной для Равенны, - темой приношения, дарения, по-видимому очень актуальной в 6 веке в связи с новыми идеями в христианском мире. По сторонам от огромной и величественной фигуры Христа, напоминающий образ в Санта Пуденциана, на облаках представлены фигуры верховных апостолов Петра и Павла, подводящих ко Христу мучеников Козму и Домиана, Феодора, а также Папу Феликса. Внизу представлен Иордан с резвящимися дельфинами и путти, Иерусалим и Вифлеем с четырьмя райскими реками, в центре – Агнец Божий. Триумфальная арка украшена символами евангелистов и образами апокалиптических старцев. Объем резко уплотнены, материя тяжела, силуэты монументализированы и очерчены обобщенными контурами.

Если в апсидах помещаются догматические сцены, то живопись нефа и триумфальной арки - преимущественно повествовательная. Опыт монументальных повествовательных циклов был у римлян - это прежде всего рельефы колонны Траяна, рассказывающие историю похода императора на даков. Первый сохранившийся христианский цикл такого рода - живописный. Это мозаики нефа базилики Санта Мария Маджоре (430-440) - серия панно, где показана лишь небольшая часть ветхозаветной истории - сцены из жизни Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина. Повествование построено по принципу не истории, а нескольких биографий, из которых самая подробная - Моисея. В сцене усыновления Моисея дочерью фараона использована схема изображения придворного приема императрицы - сама дочь фараона и придворные дамы одеты по моде 5 в., а 3-месячный младенец Моисей представлен по меньшей мере 10-летним. Одна из самых известных сцен - Гостеприимство Авраама, где в рамках одной композиции Авраам изображен трижды - встречающим ангелов, отдающим Сарре распоряжения по поводу угощения и тут же, выглядывая из-за собственного плеча, угощающим ангелов. Мозаики выполнены в еще очень свободной, бесконтурной, сочной манере, с преобладанием яркого (хотя иногда уже золотого) цветового пятна, с довольно тонкими колористическими оттенками, хотя высота, на которой они находятся, не позволяет зрителю полностью их оценить.

^ Мозаики триумфальной арки ц. Санта Мария Маджоре выполнены тогда же, но другой артелью, в несколько более парадной, торжественной манере, соответствующей, впрочем, их месту. Если неф отдан ветхозаветным сценам, то на триумфальной арке помещаются новозаветные, причем относящиеся исключительно к периоду до рождения Христа и Его раннему детству - от Благовещения до Избиения младенцев. Сцены Поклонения волхвов, Благовещения и другие даны со специальным акцентом на царственности Богоматери и Младенца - они изображены в царских одеждах, на тронах, привлекается также и апокрифический сюжет о падении идолов со стен египетского города Илиополя при приближении к нему св. семейства. Этот странный на первый взгляд выбор объясняется тем, что живопись начинает здесь играть роль, до этого ей несвойственную - роль аргумента в богословском споре. Дело в том, что мозаики были созданы вскоре после Эфесского собора 431-432 гг., осудившего ересь Нестория, оспаривавшего Богоматеринство Марии, и утверждавшего, что «нелепо поклоняться двухмесячному Божеству» или «говорить, что Бог питался молоком матери». Именно этого Младенца, поклонение Которому одобрено собором, и изображают мозаики триумфальной арки, подчеркивая царственное достоинство Его и Его Матери. Внизу, в пятах арки, изображены в виде маленьких римских укрепленных лагерей два главных города евангельской истории - Вифлеем и Иерусалим.

Эволюцию раннехристианского изобразительного искусства можно разделить на два этапа. Начало изобразительной традиции связано со смягчением враждебности отцов церкви к религиозным изображениям: впервые говорится об оправдании декорации как Библии для неграмотных. Все живописные и мозаичные опыты до времени около 400 г. полны символов и аллегорий, манера живописна и отсылает нас к традициям Древнего Рима. Перелом наступает около 400 г, когда после утверждения христианства единственной государственной религией символы отбрасываются как неподходящие «для массового зрителя», а изображение Христа в человеческом облике становится обязательным. Иконография образов понемногу приобретает функцию богословского комментария; появляется не только иерархия мест и пространства, но и разномасштабность фигур.

Архитектура раннего христианства заимствует свои формы из Древнего Рима, однако, преобразовывая их под свои нужды, отказывается от монолитно-оболочной конструкции в пользу стоечно-балочной. Определяется тип храма – тонкостенная базилика на колоннах, в отличие от центрического здания, позднее отброшенного, гораздо более удобная для литургии.

Похожие:

24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconУчебники авт. Б. М. Неменский. Н. А. Горяева, О. В. Островской «Изобразительное...
«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского -м. «Просвещение» 2007 г
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского icon30. Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества ( VI viii...
Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества (VI-VIII). Архитектура и изобразительное искусство
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изо)»...
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В тематическом...
24. Архитектура и изобразительное искусство раннего христианства Раннехристианское искусство стало своего рода колыбелью византийского и западноевропейского iconАрхитектура и искусство Пскова XII-XV вв
Оценивая вклад Новгорода и Пскова в русское искусство, В. Н. Лазарев писал: «Новгородское и псковское искусство знаменует собой одну...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница