Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг




Скачать 55,24 Kb.
НазваниеУрок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг
Дата публикации22.09.2013
Размер55,24 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Открытый урок по истории России в 11 классе.

Тема: Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие цели урока:

  • Определить основные тенденции развития СССР 1953-1964гг, охарактеризовать экономические реформы Хрущева, их особенности;

  • развивать способности учащихся ,осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

  • формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления истории;

  • воспитывать интерес к исторической науке.

Оборудование: учебник Загладина Н.В. «История Отечества.XX – начало XXI вв».11 класс, слайды, презентация, электронный учебник.

^ Основные понятия : субъективизм, волюнтаризм,

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного задания.

Эпиграф урока: Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

В Высоцкий.
«Жить стало лучше!?»

^ Вступительное слово учителя.

Хрущев и его время. (Слайд №1).Один из важнейших и непростых периодов нашей истории.

Важных- потому, что непосредственно перекликается с идущими в стране переменами.

Непростых- потому, что касается десятилетия, которое поначалу назвали «славным», а затем периодом волюнтаризма и субъективизма.

Годы, когда он находился у власти, было принято при нем называть в печати «великим десятилетием». Сейчас годы хрущевского правления оценивают неоднозначно. Cоучастие в репрессиях 30-х и 40-х годов, подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске и послесталинская "оттепель", освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.

^ Формулировка проблемного задания: дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.

III.Изучение нового материала.

План.

1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

2.Экономика и политика в конце 1950-х- начале 1960-х гг.

3.Административные реформы.

Слово учителя .

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним основные события,происходившие в стране после смерти Сталина.

Работа по датам: 5 марта 1953г, сентябрь 1953г, 1954г, февраль 1956г, 1962г.

^ 1.Борьба за власть в конце 1950х гг.

После 20 съезда партии во внутренней политике СССР наблюдались противоречивые тенденции. Продолжалась реабилитация жертв репрессий, в тоже время намечается ужесточение политики. Какой характер носил процесс десталинизации?

Работа по документу .

Прочитать высказывание публициста Н. Носова и ответить на вопросы.

^ Из высказывания публициста Н.Носова.

« С вершины бюрократической пирамиды был сброшен ее творец, в замшелых стенах абсолютистского сооружения пробили отдушину, впустили живительный воздух. Но сама-то пирамида осталась со всеми своими иерархическими этажами и даже пустующим самодержавным креслом на макушке. А пока кресло не убрано, всегда будет соблазн взобраться на него и примериться так, что бы все, что было предпринято, можно было назвать лишь послаблением, а не демократией. У нас ведь как, ежели за воротник не хватают- уже и демократия. А на самом деле демократия –это не когда тебе что-то разрешают, а когда ты сам себе разрешаешь».

Вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что процесс десталинизации в годы, когда во главе руководства страной находился Н.С.Хрущев, носил крайне ограниченный характер? Если согласны, то чем вы это объясните?

(Хрущев пытался реформировать систему, повернуть ее лицом к людям, пересмотреть дела жертв сталинских репрессий. Выступление Хрущева на съезде- мужественный поступок человека , который впервые сказал правду стране о Сталине,

Но -хрущевская десталинизация носила ограниченный характер. Хрущев критиковал не сталинизм, а лично Сталина. Некоторые проблемы были совсем не затронуты(незаконные массовые репрессии против крестьянства в годы коллективизации).Хрущев был убежденным сталинистом. Его преобразования нае имели целью изменить систему, а только придать ей большую устойчивость, несколько модифицировав ее.)

После 20 съезда консервативные силы открыть выступали против демократизации страны, пытались сместить Хрущева.

^ Сообщение учащегося о борьбе за власть в конце 50-х г.(слайд 2)

Задание : прослушать сообщение и ответить на впросы:

-Почему Хрущев отправил в отставку маршала Жукова, который активно его поддерживал и в 1953г и в 1957г?

(Жукова обвиняли в том, что тот решил поставить армию выше правящей партии. Хрущев опасался Жукова, который имел большой авторитет).

-Какую роль сыграл Жуков укрепляя власть Хрущева?

(по его инициативе в Москву на реактивных самолетах доставили отсутствующих в Москве и поддержавших Хрущева членов партии).

^ 2.Экономика и политика в конце 1950-х- начале 1960-х гг.

Слайд 3.

1956г. Визит Хрущева в Англию. Он встретился в советском посольстве с Черчиллем. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущев , вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам…»

Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву? Как вы думаете, о чем хотел предупредить Черчилль Н.С.Хрущева?

(Хотел бы посоветовать Вам не слишком торопиться. Можно преодолеть пропасть в два прыжка, а можно упасть в неё».(слайд 4)

Слово учителя

Какие реформы были проведены в 1953-64г мы узнаем из фильма.

  • приоритетное развитие сельского хозяйства и предприятий группы «А»;

  • продолжение экстенсивного развития экономики;

  • усиление внимания к развитию науки и техники, освоению космоса;

  • освоение целины.

Задание учащимся: по ходу изучения данного вопроса заполнить таблицу «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева».

достижения

просчеты

























Вопрос: Назовите достижения и просчеты социально- экономического развития страны в годы правления Хрущева.

(Слайды 5-10)

1964г-отставка Хрущев.

Сообщение.

-Почему был отстранен Хрущев?

Работа с понятиями: субъективизм , волюнтаризм.

(партийно-государственная номенклатура была недовольна попытками лидера выйти из-под контроля и непредсказуемостью Хрущева.

^ Причем постоянно приходилось руководству дипломатического ведомства сглаживать экстравагантные заявления лидера.

Генералитет недоволен сокращением армии и односторонними уступками западу.

^ Активную роль сыграли и органы госбезопасности, хорошо помнившие о разгроме карательной системы 1953-1954гг.

Хрущев не сыскал особой симпатии в основных слоях общества6 рабочие- недовольны перебоями в снабжении, крестьяне- новым завинчиванием гаек в деревне, интеллигенция- разгромными посещениями выставок, гонениями на литературу.

^ Стана устала от постоянных экспериментов. Авторитет лидера падал вместе с уровнем жизни населения.)

IV. Закрепление изученного материала. Обмен мнениями.

-Известно, что скульптор Э.Неизвестный, создавая памятник на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 11), использовал сочетание белого и черного мрамора. Что, на ваш взгляд он этим выразил?

(Знаменитый памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину - из белого мрамора.

Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости. )

-Дайте объективную оценку этому периоду времени и главе государства Н.С.Хрущеву.

V. Итог урока. Домашнее задание подготовить сообщения «Жить стало лучше!?», «Наша семья в 1953-1964гг».

Похожие:

Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Художественные искания века. Особенности...
Тема: Художественные искания века. Особенности поэзии конца 19 начала 20 веков
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconТема урока: «Противоречия развития советского общества конца 1950-х...
Продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconВопросы : Философская мысль в России конца 19 начала 20 века
Мировая философия в России. Философская мысль в России конца 19 начала 20 века с позиции наших дней (Толстого и Соловьева, Розанова...
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconУрок истории в 6 классе по теме:"Становление(образование) Древнерусского государства"
Программа А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века", учебник А. А. Данилова, Л. Г....
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconI. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество
«Мартинисты, розенкрейцеры и «внутренние христиане» в России конца XVIII начала XIX вв
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconСемантических неологизмов конца 20 в начала 21 в
Словарь семантических неологизмов конца 20 в. – начала 21 в. Составлен по материалам «Толкового словаря русского языка: Языковые...
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconН. С. Борисов, доктор исторических наук
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconРабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconРабочая программа по истории России в 9 классе Буяновой Надежды Ивановны
«История России XX начала XXI вв.» составлена на основе Федеральной примерной программы Основного общего образования по истории 2005...
Урок по истории России в 11 классе. Тема : Советское общество конца 1950-х- начала 1960х гг iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница