Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство.




Скачать 119,82 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство.
Дата публикации20.09.2013
Размер119,82 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа
Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических наук профессора В.С.Кузина.-Москва, «Дрофа», 2007 год.
Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-

творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой(оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

^ Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6 и 7классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю .В 8-9 классах по 17 часов в год. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для изучения отдельных тем образовательной области «Черчение» в 8-9 классах( по 6 и 8 часов соответственно).

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях

русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции ,светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
^ Основное содержание

5-9 классы (122 часа)

Изобразительное искусство, его виды и жанры

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов,И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, открытки, визитной карточки, экслибриса,герба, товарного знака.

Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, и др.), коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

^ Язык изобразительного искусства и художественный образ Художественный образ художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

^ Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы).

Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусства», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (доклад, реферат,компьютерная презентация и др.).

^ Основы черчения 8-9 классы(14 часов)

Техника выполнения чертежей и правила их оформления: Краткая история развития графических изображений .Области применения графики и её виды.

Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей .Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы ,шрифты ,виды линий ,масштабы.

^ Чтение и выполнение чертежей: Метод проецирования. Центральное и прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Особенности выполнения технического рисунка. Эскизы ,их назначение и правила выполнения .Анализ геометрической формы предмета .Чтение чертежа детали и ее описание.

^ Практические работы: Линии чертежа. Оформление формата А4 и основной надписи .Выполнение чертежа плоской детали. Чертеж объемной детали в системе прямоугольной и аксонометрической проекций. Выполнение технического рисунка по чертежу .Выполнение эскиза детали.


^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства

обучающийся должен

знать/понимать:

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь :

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

^ В результате изучения раздела « Основы черчения» ученик должен:

знать/понимать

.технологические понятия: графическая документация, стандартизация, чертеж ,эскиз, технический рисунок.

уметь

. выбирать способы графического изображения объекта ;выполнять чертежи и эскизы; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

. выполнения графических работ с использованием инструментов и приспособлений; чтения и выполнения чертежей и эскизов ,технических рисунков деталей и изделий.

Учебно- методическое обеспечение
1.Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
2.Изобразительное искусство: Примерная программа основного общегообразования.http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
3.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
4.Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.
5.Сокольникова В.С., Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Учебники для учащихся 5-8 классов в 4-х частях( «Рисунок», «Композиция», «Живопись», «Краткий словарь художественных терминов» ) Титул 1996г.
6. Черчение .Программа для 9 класса общеобразовательных учебных заведений Республики Башкортостан./Составитель Хакимов Г.Ф.- Уфа:РА Информ реклама,1999.
7. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений/А.Д. Ботвинников ,В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский.-М:АСТ Астрель,2006.
8. Краткая история живописи\Ю.В. Рычкова.-М.:РИПОЛ КЛАССИК,2002.;

9. Мастера русской живописи.-М.:»Белый город»,2008.;

10. Занимательные материалы по изобразительному искусству.Методическое пособие.\И.Д. Агеева –М.:ТЦ Сфера,2006.;

11.Занимательное черчение\Воротников И.А.-М.:Просвещение,1990.;

12. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях\авт.сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель,2007.;

13.Карточки –задания по черчению:Пособие для учителя\В.В. Степакова.-М.: Просвещение,1999

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./В....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по курсу «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по курсу «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconПрограмма «изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. iconРабочая программа по изобразительному искусству ( 3класс) составлена...
Рабочая программа по изобразительному искусству ( 3класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница