Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс




НазваниеРабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс
страница1/4
Дата публикации19.09.2013
Размер0,55 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Воловского района Тульской области
«Утверждаю» «Согласовано» Принято

Директор МКОУ Зам.директора по УВР на заседании

«Непрядвенская сош» педагогического совета

________/И.А.Шестова/ ________/В.А.Селянинова/ Протокол № 1

Приказ № «_____»__________2011г. «_____»__________2011г «_____»__________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по всеобщей истории (история древнего мира)

5 класс

Разработана на основе примерной программы

по истории для общеобразовательных учреждений,

авторской программы под редакцией

А.А.Вигасина, Г.И. Годера
Учитель: Санкина Ольга Николаевна

2011-2012 уч. год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5-11 классы» , обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе, авторской программы «История древнего мира», 5 класс, авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.

Учебник : «История Древнего мира» 5 кл. /А.А. Вигасин,

Г.И.Годер.-М., «Просвещение», 20 .

^ Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2 выпусках, Г.И. Годер М., Просвещение, 2008.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно – тематическое планирование.

^ Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Цели

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

^ Место предмета в учебном плане

На изучение «Истории Древнего мира» отводится 68 часов (2 часа в неделю)

Региональный компонент указан в теме урока (10%) Р/К

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В курсе « История Древнего мира» 5 класс происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и не установленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Исходя из задачи курса:

  • формировать историческое мышление

  • дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает:

  • знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

          • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

^ Планируемые знания и умения

В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


^ Календарно – тематическое планирование

5 класс 68 часов


№ п/п



Тема урока


Кол

час


Тип урока


Основное содержание


Основные понятия


Планируемый результат


Источники информации


Д/з




^ Введение (2 ч.)




1.

История древнего мира – часть всеобщей истории. Роль археологических раскопок. Представление о письменных источников.

^ Р/К Находки учёных на территории нашего края

1

Ввод.беседа. Работа с оглавлением и введением

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов, Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Знакомство с учебно-методическим комплексом.

Археология, история, исторический источник

Уметь: - объяснять понятия, различать виды источников. - раскрывать роль источников в изучении истории.

Учебник, введение

Введение

Стр.6

З.1




2.

Счёт лет в истории. Наша эра. Счёт лет до н.э. Хронологические рамки.

^ Р/К Свидетельства древней истории нашего края.

1

ИНМ

Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет).

Год, век, тысячелетие

Уметь: - объяснять понятия: связь счета времени и движения небесных тел; хронология; эра; Юлианский календарь; Григорианский календарь.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

Гл. 3

Стр. 26, знать определения




Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч. + 1 ч. повторение)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)




3.

Древнейшие люди. Р/К Стоянки первобытных людей на территории нашего края.

1

КУ

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

первобытные люди, собирательство

Уметь:

- давать определение понятий;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека.


Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П. 1

Знать определения




4.

Родовые общины охотников и собирателей

1

КУ

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей.

человек разумный, родовая община


Уметь:

- давать определение понятий;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П. 2

З. 3,4




5.

Возникновение искусства и религиозных верований.

^ Р/К Искусство древнего Египта в музеях нашей страны

1

КУ

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.


колдовской обряд, «душа», «страна мертвых», религия

Уметь:

- давать определение понятий;

- высказывать суждения по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.3

З.4 (уст.)




^ Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)




6.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

КУ

Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

Производящее хозяйство, старейшина, племя, совет старейшин, вождь племени, дух, идол, молитва, жертва, ремесло

Уметь:

- давать определение понятий;

- анализировать родовые общины земледельцев и скотоводов.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.4

З. 13




7.

Появление неравенства и знати.

1

КУ

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).

Знать, раб, царь, соседская община

Уметь:

- давать определение понятий;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда.

ГИ.Годер «М.П» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.5 подг. к повт.




8.

Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей.

1

Урок путешествие

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Все понятия темы

Уметь:

- определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

- описывать условия перехода от первобытности к цивилизации.

Игры по истории, энциклопедия «Древний мир»

-




Раздел 2. Древний Восток (18 ч.)

Тема 1. Древний Египет (6 ч. + 1 ч. повторение)




9.

Государство на берегах Нила.

1

ИНМ

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие.

Дельта, Дамбы, каналы

Уметь:

- показывать на карте местоположение Древнего Египта;

- характеризовать природные условия (разливы Нила, жаркий климат, плодородие почв);

- объяснять причины возникновения государства.

Г.И.Годер «М.П.» О. Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.6

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи.

1

КУ

Жители Египта. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож.

Шадуф, фараон, крестьяне, ремесленники,вельможи

Уметь:

- давать определение понятий;

- характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

- анализировать документы.

Г.И.Годер «М.П.» О.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.7-8

11.

Военные походы фараонов. Держава Тутмоса III.

1

КУ

Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Колесницы, лучники, копейщики, пехота

Уметь:

- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов;

- показывать на карте пути и направления военных походов;

- участвовать в дискуссии о последствиях походов.

Г.И. Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.9

З. 28

12.

Религия древних египтян. Обожествление фараона.

1

КУ

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона.

Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг

Уметь:

- давать определение понятий;

- называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

- извлекать необходимые сведения из исторического документа.

Г.И. Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.10

З. 33

13.

Искусство Древнего Египта. Строительство пирамид.

1

КУ

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет.

Скульптура статуя, рельеф, роспись, скульптурный портрет, архитектура, папирус, иероглиф

Уметь:

- давать определение понятий;

- составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

- характеризовать основные достижения науки;

- анализировать исторический источник.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П.11

14.

Письменность и знания древних египтян. Материалы для письма.

1

КУ

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (матема­тика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произве­дения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых».

Иероглиф, папирус, свиток

Уметь:

- давать определение понятий;

- определять значение появления письменности для возникновения научных знаний.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П. 12

15.

Повторительно-обобщающий урок «Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии»

1

ПОУ

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего.


Все изученные слова

Уметь:

- определять значение Древнего Египта;

- описывать условия жизни;

- выполнять задания в рабочей тетради по теме раздела.




-

^ Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч.)

16.

Древнее Двуречье. Города шумеров Ур и Урук.

1

ИНМ

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Шамаш, Син, Эа, Иштар

Уметь:

-показывать на карте местоположение стран Двуречья;

- сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

- высказывать суждения о схожих природных условиях и причинах возникновения государства в Египте и Двуречье.

Г.И.Годер «М.П.» О.В.Арасланова «Поурочные разработки» Хрестоматия

П. 13

З. 46
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс)...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по Всеобщей истории 10 11 класс
Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней. 10-11 классы. М., «Русское слово» 2005 г
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по всеобщей истории конкретизирует содержание предметных...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и авторской программы «Всеобщая история» (Москва, издательство...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconПрограмма курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч)
Программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программой...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconТематическое планирование по Истории древнего мира. 5 класс
Программа по курсу «История древнего мира» представляет собой модификацию государственной программы, синхронизированную с курсом...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса Количество часов: 2 (70 за учебный год)
Она призвана содействовать реализации единой концепции исторического образования по всеобщей истории
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconТематическое планирование по истории для 5 класс
Программно- тематическое планирование курса всеобщей истории для 5 класса- история древнего мира (с древнейших времен до конца V...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по курсу «история древнего мира» (5 класс)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconПояснительная записка по истории древнего мира. 5 класс Настоящая...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории...
Рабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс iconРабочая программа по учебному курсу «Всеобщая история Древнего мира» 5 класс
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопостав­ленное первобытности (поскольку в науке выделение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница