Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А




НазваниеКлюч. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А
Дата публикации17.04.2013
Размер81,7 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
КЛЮЧ. Эпоха Л.И.Брежнева.

Часть – А.

1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-1, 6-4, 7-3, 8-2, 9-4, 10-2, 11-3, 12-1, 13-1, 14-3, 15-2, 16-1, 17-1, 18-1, 19-2, 20-1, 21-1, 22-2, 23-3, 24-3, 25-3, 26-2, 27-1, 28-1, 29-3, 30-1.

Часть – В.

  1. Космополитизм

  2. Конверсия

  3. Диссидентство

  4. Лидер

  5. 1б, 2а.

  6. 4 1 2 3

  7. Учёные – физики, создатели термоядерного оружия.

  8. Насаждение догматизма и парадности;

расхождение между словом и делом;

идеологический диктат и контроль за «умами людей».

  1. 1 2 5 6

  2. Размещение советских ракет на Кубе и ответная морская блокада Кубы США;

Часть – С.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 ~ СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний экономиста И.А. Карпенко.

«Быстро и резко усиливалась власть восстановленных министерств и ведомств, начинавших жить по собственным законам, становящихся своеобразными государствами в государстве. Разумеется, возглавлялись они все той же партийной номенклатурой. Так что интересы партии и ведомств и субъективно и объективно смыкались. Уже в девятой пятилетке с министерствами оказался бессильным бороться и председатель Совета Министров А.Н. Косыгин. Очень ярко характеризует эту сложившуюся ситуацию широко известный «бунт» сорока министров.

Суть дела заключалась в том, что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по объему ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж не только взыскать с недобросовестного партнера штраф за недопоставленную.продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникали у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало -получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уже о собственном министерстве, работать предстояло многие годы и портить с ним отношения было просто опасно».
С – 1.Укажите хронологические рамки, название периода, о котором идет речь в отрывке, фамилии Первого секретаря ЦК КПСС в этот период и руководителя описываемой автором реформы.
Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

- хронологические рамки периода - 1964 - 1985 гг. (или: названная реформа проводилась во второй половине 1960-х гг.)

- название периода - «эпоха застоя»

- Первый секретарь ЦК КПСС в этот период - Л.И. Брежнев

- руководитель реформы - глава правительства А.Н. Косыгин.
С – 2. На основе анализа текста и знаний по курсу истории назовите главную цель предпринятой реформы и не менее трех ее основных мер в сфере промышленного производства.

Ответ:

Может быть названа главная цель экономической реформы:

- реформа была направлена на улучшение управления промышленностью, совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства
Могут быть указаны основные меры, предусмотренные реформой:

- сокращение числа спускаемых сверху плановых показателей работы предприятий

- некоторая самостоятельность руководителей предприятий в распоряжении долей прибыли

- материальное стимулирование работающих из создаваемых фондов предприятий

- учет не только объема произведенной продукции, но и ее качества.
^ С – 3. Назовите не менее двух основных причин «бунта» министерств, невыполнения предприятиями требований реформы и, следовательно, ее неудачи.
Ответ:

Могут быть названы следующие причины неудачи реформы:

- сохранение директивной системы управления экономикой

- нежелание министерств отказываться от всей полноты управления предприятиями

- боязнь руководителей предприятий проявить необходимую самостоятельность, возражать министерствам

- незаинтересованность в реформе высшего руководства страны, взятый Л.И. Брежневым курс на консервацию прежних экономических основ.
С – 4.

Назовите не менее двух причин поворота руководства СССР к консервативному политическому курсу после отставки Н.С. Хрущева. Приведите не менее трех примеров проведения этого курса.
Ответ:

1. Могут быть названы следующие причины поворота руководства СССР к консервативному политическому курсу:

- приход к власти после смещения со всех постов Н.С. Хрущева партийно-государственной номенклатуры, выступавшей против многих его реформ

- стремление высшей номенклатуры сохранить свою власть, кадровую стабильность, отказаться от каких-либо реформ партийно-государственных органов

- желание нового руководства во главе с Л.И. Брежневым отказаться от критики культа личности Сталина, которая, по их мнению, снижала авторитет партии и ее руководителей

- необходимость отказа руководства страны от программы Н.С. Хрущева по строительству коммунизма в СССР, поскольку становилась все более очевидной нереальность ее осуществления.

2. Могут быть приведены следующие примеры проведения политического курса после смешения Н.С. Хрущева:

- отказ руководства от критики культа личности Сталина

- прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий

- отсутствие полной поддержки экономической реформы А.Н. Косыгина со стороны высшего партийного руководства и в дальнейшем - отказ от проведения реформ

- законодательное закрепление в Конституции СССР (1977 г.) монопольного положения КПСС в обществе

- провозглашение идеи «стабильности кадров», закрепление несменяемости и бесконтрольности партийно-государственного аппарата

- усиление роли номенклатуры во всех сферах жизни общества

- ужесточение цензуры, контроля за деятельностью творческой интеллигенции

- усиление борьбы с инакомыслием.
С – 5.

Сравните внешнеполитический курс СССР в период руководства Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были - присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

1. В качестве общих характеристик внешнеполитического курса СССР могут быть названы:

- обстановка «холодной войны», противостояние Востока и Запада

- идеологические установки курса внешней политики с позиций теории марксизма-ленинизма

- задачи укрепления позиций СССР и социалистических стран.



2. Могут быть названы следующие различия:



при Н.С. Хрущеве

при Л.И. Брежневе



- утверждение концепции мирного сосуществования двух разных общественно-политических систем, соревнования между ними

- проведение политики разрядки международной напряженности, улучшение отношений с Западными странами



- проведение борьбы за мир,, разоружение, наряду с развитием отношений с Западом с позиции «силы»

- достижение ядерного паритета с США, смягчение отношений с Западом, непоследовательное проведение политики разрядки




- поддержка

социалистических государств (создание ОВД) и начало кризиса в отношениях с ними после XX съезда КПСС (Венгерский кризис, ухудшение отношений с Китаем)

- ужесточение политики в рамках «социалистического содружества («доктрина Брежнева»), углубление кризисных явлений в содружестве




- экономическая поддержка стран ((третьего мира», освободившихся от колониального угнетения

- оказание помощи ряду стран в региональных вооруженных конфликтах (ДРВ, Египет, Сирия, Индия и др.)




С – 6.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Начавшийся в конце 1940-х гг, период "холодной войны" характеризовался противостоянием СССР и США, возраставшей гонкой вооружений, приводившей к опасности возникновения ядерной войны.

^ В чем состояли, в каких событиях отразились изменения в международных отношениях в 1970-е гг.? Почему они стали возможны?

Ответ:

1. Могут быть названы следующие изменения (события) в международных отношениях:

- наступил период некоторой нормализации отношений СССР и стран Запада, названный разрядкой международной напряженности

- были заключены важные договоры между СССР и США (об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., ограничении стратегических вооружений 1979 г.)

- произошло улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ

- был подписан в Хельсинки Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

^ 2. Могут быть приведены следующие причины перехода к разрядке:

- накопление противостоявшими друг другу блоками примерно равного количества ядерного оружия (военно-стратегический паритет СССР и США)

- осознание мировым сообществом бессмысленности наращивания ядерных вооружений

- расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире

- расчет США на ослабление военно-промышленного комплекса и обороноспособности СССР.

С – 7.

^ Объясните, какие явления и процессы были определяющими в социально-экономическом и политическом развитии советской страны в середине 60-х — 70-е гг.?

  1. Курс на стабилизацию, свертывание демократических преобразований.

  2. Экономические реформы середины 60-х гг., поиски новых форм и методов управления промышленностью и сельским хозяйством.

  3. Нарастание диспропорций и кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

  4. Попытки ускорения научно-технического прогресса.

  5. Рост политической оппозиции в стране.

  6. Обострение национальных и социальных проблем в республиках и регионах.

Похожие:

Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconБрежневская эпоха
Существует точка зрения, что «застой» в общественно- политической и экономической жизни ссср, отказ от реформирования системы был...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconЭпоха “позднего Брежнева”. Что такое застойный период?
Национальное пробуждение. Пафос “малой родины”. Новое почвенничество xx-го века: Фёдор Абрамов, В. Распутин, Виктор Астафьев, Борис...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconАнтичная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской...
Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconАлтайск Серия «София Ургас»
Христа, начало 21 века. Это время – Начало развития шестой подрасы Пятой Коренной Расы. Это – конец Тёмной Юги – Кали-Юги и Начало...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconПознание природы в эпоху Возрождения
Возрождения, которая охватывает XIV – начало XVII в. Возрождение эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconТема урока: «Классификация архитектурных стилей» Цель урока
«Язык архитектуры». Тема нашего урока «Кассификация архитектурных стилей». Сегодня мы проследим становление архитектуры, которая...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconВопросы для контроля
Понятие ключа отношения. Свойства ключа. Первичный ключ. Суррогатный ключ. Пример
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconКонспект урока по дисциплине «Новая история 1800- 1900 гг.» Тема...
Историческая идея: Викторианская эпоха – эпоха наивысшего расцвета страны и имперского величия
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconЭпоха Возрождения: генезис гуманизма, титаны Ренессанса, Шекспир и Сервантес
Понятие «эпоха Возрождения» было введен в научный оборот выдающимся историком искусства Джорджо Вазари в «Жизнеописании великих живописцев,...
Ключ. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А iconАндрей Круз Эпоха мертвых. Москва Эпоха мертвых 2 Андрей Круз Эпоха мертвых. Москва пролог
Если честно, мне трудно сказать, что теперь. Телевидения не стало, радиостанции работают только местные, да и те все больше о том...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница