Конспект открытого урока Предмет




Скачать 140,52 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока Предмет
Дата публикации18.09.2013
Размер140,52 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > История > Конспект



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Даниловская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макаренко
Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир, класс: 3 «А»

УМК «Начальная школа XXI века»

Аттестуемый педагог: Терновая Галина Александровна.
Тема: Как тебя зовут?

Цель:

  • -дать представление о происхождении имен, фамилий;

  • -познакомить учащихся с традицией празднования «именин»;

Задачи:

  • -формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;

  • -развивать речь и творческие способности учащихся;

  • - воспитывать уважение к традициям и обычаям народа;

  • -способствовать эмоциональной разрядке на уроке, повышению энергетического потенциала организма, сплочению группы, осознанию относительности системы оценки, повышению самооценки учеников;


^ Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

^ Виды учебной деятельности: чтение, практическая работа с текстами, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование:

  1. Конспект урока, презентация, слайд – фильм.

  2. Компьютер, мультимедийный проектор.

  3. Раздаточный материал – карточки с текстом учебника.

  4. Цветные круги – каждому ученику.

  5. Цветные полоски.

  6. Сообщения детей.

  7. Схема для анализа текста.

  8. Схема с обозначением цветов.

  9. Офтальмотренажёр Базарнова.


Прогнозируемый результат:

Учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, традиционного праздника именин, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.


^ Этапы работы

Содержание этапов

I. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

^ Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные


^ Мы - умные?

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!
У: Для того, чтобы всё у нас получилось, предлагаю обратить внимание на девиз урока, который, надеюсь, поможет нам в успешной и плодотворной работе.
^ На доске девиз: Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!

У: О чём говорят эти слова? (Ответы детей.)

У: Улыбка человека приносит здоровье не только ему, но и окружающим, с ней любое дело спорится.

^ У: - Прежде чем начать наш урок, я бы хотела попросить вас выбрать цветной круг, который вам нравится. (Ученики делают свой выбор).

У: - Ребята, выбранный вами цвет символизирует ваш настрой на урок. Давайте посмотрим, что обозначает выбранный вами цвет.

Слайд 1таблица цветов (Приложение 1)


II. Повторение пройденного и проверка знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-выявить собственные знания и незнания по изученной теме;

-выполнить самооценку своих знаний;


Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-выявить знания детей по изученной теме,

- выявить затруднения в деятельности учащихся;

-способствовать объективной самооценке своих знаний учащимися

Методы организации работы: словесные, иллюстративные

^ Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных кругов, отметка.

У: Я рада, что вы с желанием пришли на урок, надеюсь, что ваше хорошее настроение поможет вам вспомнить и оценить свои знания.

^ У: - Расположите таблички с названием нашей страны в разные времена в определённом порядке: Древняя Русь, Советская Россия, Россия, Московская Русь.

(Ответы детей – ученики могут не согласиться с тем, что Россия предложена им 1 раз)

Слайд 2названия страны

(После ответов учащихся производим проверку – щелчок названия передвигаются сами через определённое время)

^ У: - В какие времена правили эти великие люди? Расположите их в правильном порядке. (Ответы детей).

Слайд 3правители страны

(Дано 6 портретов, когда дети ответят щелчок портреты через 0,5 секунд встанут на место сами)

У: - Как называется наша страна сейчас, сделайте выбор.

Слайд 4современное название страны

(По щелчку название нашей страны меняет цвет, нажимать только после ответов детей)

У: - Кто стоит во главе государства?

Слайд 5президенты (Медведев Д.А.)

(По щелчку портрет президента сдвигается вниз влево и увеличивается).

У: Оцените свои знания по пройденному материалу с помощью цветовых кругов.

(Учащиеся выполняют самооценку своих знаний)


^ III. Стадия вызова:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-сформулировать тему и задачи урока, принять мотивацию предложенной темы урока.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-создать условия для формулирования учащимися темы и задач урока, права выбора для учащихся;

-сформировать мотивационную основу деятельности учащихся , понимания ими актуальности добывания знаний по данной теме урока.

^ 1.Вводная беседа.

У: - Прочтите слова и разделите их на 3 группы: Ольга, Иванович, Стрельцов, Иванов, Петрович, Денис, Игорь, Юлия, Олегович, Любимов.

У: - Дайте название каждой группе

Слайд 6классификация

(По щелчку появляется каждая группа со своим названием).

2. Целеполагание:

- Выскажите свои предположения, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке? (Ответы детей).

-Сравним с формулировкой темы в учебнике (с. 97) и на доске (Открываю запись, читают хором)

-Какие задачи поставим перед собой?

У: Я вам помогу.

^ ВЫЯВИТЬ, что мы знаем…(имеющиеся представления учащихся по теме)

УЗНАТЬ о происхождении…( имен и фамилий)

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с…(традиционным праздником «Именины»)

У: - Сегодня на уроке мы не только должны выяснить происхождение и значение имён, отчеств, фамилий для человека, познакомиться с традициями знакомого всем праздника – «Именины», но и усвоить необходимость уважительного отношения к именам, отчествам и фамилиям людей, независимо от того, как они звучат)

^ У: - Каким образом вы бы хотели построить работу на уроке?

(Дети предлагают работу в группах)

Тогда нам необходимо обратить внимание на следующую фразу:

^ ДЕВИЗ

Чтобы разобраться самому, нужно думать сообща.

Чтобы работа в группах дала плодотворный результат, о чём нужно помнить? (работаем дружно, слышим друг друга, не перебиваем, помогаем друг другу)

^ 3. Деление класса на группы.

(Ученики выбирают одну из 4 цветных полосок и рассаживаются по группам в соответствии с цветами)

У: Чтобы легче и быстрее разделиться на группы, я предлагаю сделать выбор цветных карточек следующим ребятам ….Им нужно выбрать по 1 цветной карточке для названия групп, остальные дети по желанию тянут полоски цвета желаемой карточки и рассаживаются соответственно.


^ IV. Стадия осмысления
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Понять основное предназначение имени человека, историю рождения имён, отчеств и фамилий, обогатить личный словарный запас
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

^ Создать условия для осознанного усвоения учебного материала, групповой работы,

дифференцировать деятельность учащихся, обеспечить мотивационную готовность, зону ближайшего развития, способствовать здоровьесбережению, обогащению словарного запаса учащихся, формировать УД


^ Методы организации работы: словесно -иллюстративные, частично-поисковый

Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха, оценка


^ У: Как вы думаете, в чем заключается основное предназначение имени человека?

(Сообщение одного из учащихся, подготовившего сообщение дома самостоятельно).

^ 1.Сообщение ученика

- Основное предназначение имени – это, конечно, отличие его носителя от других людей. С самого начала человеческой истории детям давались имена при рождении или вскоре после рождения.

- Имя, даваемое при рождении, обычно одно, но в древности могло даваться и несколько имён. Имена личные люди имели во все времена. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определённые культурно-исторические условия. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах. Официальное русское именование триедино, его составляют:

имя, отчество и фамилия. (Карточки на доску)

У: - что же вы узнали об основном предназначении имени?

Что же такое «личное имя»?

У: Каждому из вас при рождении тоже было дано имя, - самое красивое, самое ласковое. А вот знаете ли вы как оно произносится полностью? Сейчас мы это выясним, а заодно поиграем.

^ 2. Энергизатор – игра «Броуновское движение»

(Ваша первая задача: быстро построиться в колонны по первой букве своего полного имени.

Ваша вторая задача: первым игрокам в каждой колонне найти в классе карточку с буквой, на которую начинается имена всех стоящих за ним в колонне и стать на место.

Ваша третья задача: хором в каждой колонне произнести только своё полное имя как можно ласковее.)

^ 3. Работа в группах. Чтение и анализ текстов учебника. (с. 97 – 99 тексты перепечатаны из учебника на отдельные карточки).

У: - Когда в стародавние времена родители давали имена своим детям, они хотели, чтобы эти имена что-то обозначали.

- О том, как рождались имена в далёкой древности, вы узнаете самостоятельно, поработав в группах с текстами в учебнике на стр. 97-99. Если вы будете испытывать затруднения, вы можете воспользоваться карточками с опорами, т.к. в своей работе вы будете использовать приём «Инсерт», т.е. определённые пометы на полях в учебнике или в карточках в окошках. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд 7таблица «Инсерт»

У: Вспомните девиз урока и придите на помощь друг другу, если возникнет такая необходимость.

(С помощью специальных значков ученики производят разметку текстов.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

^ 4. Работа с офтальмотренажёром Базарнова.

Слайды8-15 Офтальмотренажёр

У: Вы поработали с текстами и я предлагаю вам провести релаксационную минутку с офтальмотренажёром.

^ 5.Проверка групповой работы. Выявление полученных знаний.

У: Продолжаем работу и выясним, как вы справились с заданием в группах. (Слайд 16 –таблица для проверки)

  • - Назовите факты, которые вам были известны.

  • -Что нового вы узнали?

  • -Перечислите сведения, которые вас удивили или возмутили.

  • - О чём вы думали иначе?

  • - Что считаете важным и необходимым для запоминания?

  • - Что могли означать имена в древности?

  • - Что такое «оберег»? (Карточка)

У: Как же рождались имена? (подчёркивало особенности, могло быть номером, отражать радость родителей, указывать на время и место появления, профессию родителей)

^ 6. Просмотр фильма. Ознакомление с традициями празднования «Именин».

Слайд 17 фильм

-У: Существует ли праздник, связанный с именем человека?

Я предлагаю посмотреть фильм, который не только познакомит вас с этим праздником, расширит представления о нём, но и раскроет для вас некоторые понятия.

В фильме мало слов, но постарайтесь их запомнить, также он сопровождается замечательными картинами и музыкой. Посмотрев его, вы должны рассказать о том, что вы поняли.

^ У: Какие понятия связывает этот праздник?

- Объясните значения слов: «крёстное имя», «мирское имя»? (карточки)

- А хотите узнать гораздо больше, чем содержится в фильме?

-Тогда предлагаем послушать одноклассников, которые искали информацию по теме урока самостоятельно из дополнительных источников.

^ 7. Дополнительная информация. Сообщения учащихся.

Первое сообщение. От прозвищ произошли не только фамилии, но и сами имена. Причем имена возникли раньше фамилий. Давным - давно, когда люди только что научились разговаривать и «изобрели» слово, они давали родившемуся человеку прозвище. Многократное употребление одного и того же прозвища превратило его в имя. Если родится девочка зимою и в день ее рождения выпадет много-много снега, ее обязательно назовут Снежаной. Большинство современных имен нам непонятно: Александр, Виктор, Максим, Мария, Марина, Анастасия... Что они значат? Дело в том, что все эти имена имеют иностранные корни. Чаще всего они заимствованы либо из древнееврейского языка, на котором написана церковная книга «Библия», либо из древнегреческого, на котором написана другая церковная книга — «Евангелие». В них действуют герои со всеми этими именами: Иоан (Иван), Илия (Илья), Алексей, Мария. За разные подвиги их провозгласили святыми, и дни их рождения празднуют во всем христианском мире. Образовался календарь («Святцы»), где каждый день назван по имени того или иного святого. Героев-святых очень много, так что на каждый день годичного календаря приходится несколько имен.

В старое время был обычай: всех родившихся детей крестили в церкви; священник, окрестив ребенка, давал ему имя. Для этого он открывал «Святцы», находил день, когда ребенок родился, и выбирал какое-нибудь имя, приходившееся на данную дату. Если мальчик родился 1 января, ему могли дать одно из трех имен: Григорий, Илья или Тимофей; если девочка родилась 31 мая, ее могли назвать Александрой, Клавдией, Матреной — уж как захочет поп! Порой младенец получал не очень привычное имя: Феофилакт, Фекла, Матрена...

У: - Что такое «^ Святцы»?(карточка)

Второе сообщение.

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в 20-30-х годах подвергалось гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на… именины испекли мы каравай". Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с 17 века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин.

У: Что же такое «именины»? Какую песенку поют имениннику в этот день?

У: - Поднимите руки, кому известна традиционная песенка «Каравай, каравай».

^ 8. ФИЗМИНУТКА «КАРАВАЙ»

Слайд 17каравай

-У: Я предлагаю вам отдохнуть и обыграть традиционное празднование именин. Дело в том, что я обратилась к «Святцам» и выяснила, что среди ребят нашего класса есть такие имена, которые можно давать при рождении ребёнка в январе месяце. Поэтому, я приглашаю к доске (называю имена: Даниил, Александр, Денис, Михаил, Максим, Дмитрий, Ирина, Евгения). А в центр нашего круга сегодня выпала честь стать Максиму. И хотя сегодня страна отмечает «Татьянин день», но завтра именины Максима, мы его поздравим.

(Дети под фонограмму поют «Каравай» и дарят подарок имениннику Максиму)

^ Третье сообщение.

У: Давайте послушаем как относились к этому празднику после революции.

После революции с именинами начали серьезную борьбу: обряд крещения попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", иногда младенца символически зачислялив прочие-организации.
Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела. Традиционно День Ангела относят на тот день памяти святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Святого Николая Чудотворца, апостола Петра, Святого Александра Невского и т.д.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т.к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее число, обозначающее сотворенный земной мир.

^ У: Объясните, что такое День Ангела?

(День присвоения ангельского имени и появления бестелесного Ангела Хранителя на всю жизнь, день памяти вашего святого)



^ V. Стадия рефлексии

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обобщать и систематизировать знания,

- аналитически мыслить при подведении итогов,

-осознать продуктивность работы на уроке,

- доброжелательно высказывать своё мнение

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

выяснить, насколько ученик осознаёт степень овладения и усвоения учебного материала

Методы: словесно -иллюстративный

У: Вы ответили на мои вопросы и настал момент с помощью приёмов «Толстого и тонкого вопросов» или игры «Данетка» обобщить полученные на уроке знания. Задайте вопросы вы.

(Вопросы задают дети)

^ У: Верите ли вы, что имя, отчество и фамилия человека – это его гордость?

  • -Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

  • -Можете ли вы считать поставленные перед собою задачи достигнутыми?

  • -Почему мы смогли справиться?

  • - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • -Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?

  • - Что больше всего вам понравилось?




^ VI. Самооценка и взаимооценка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- владеть объективной самооценкой результатов

деятельности своей и класса,

осознать продуктивность работы на уроке

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

- создать условия для позитивного подведения итогов;

- формировать у детей способности к объективной оценке и самооценке своей деятельности

^ Методы стимулирования: похвала, оценка

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных кругов, отметка.


У: Оцените свою работу и работу класса на уроке

1. цветными кругами.

2. по схеме Я…МЫ…ДЕЛО…

-Как мы работали? (Вспомним девиз)
3. Оценка учителя

4. Покажите настроение в конце урока.



VII. Домашнее задание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-усвоить критерии успешного выполнения

домашнего задания

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

способствовать дифференциации проявления самостоятельной творческой деятельности учащихся


Домашнее задание по выбору*творческое:

1) подготовить рассказ о том, как празднуют день рождения в вашей семье;

2) подготовить сообщение об истории образования своего имени;

3) для тех, кто хочет знать больше, стать «Знайкой», можно поработать с дополнительной рубрикой «Жил на свете человек» в учебнике на стр. 100, Т. № 18

(Сообщения можно сопровождать рисунками или презентацией)

Похожие:

Конспект открытого урока Предмет iconКонспект открытого урока Предмет: внеурочная деятельность военно- патриотическое направление
Обучение быстро и организованно строиться, занимать свои места по сигналу учителя, соблюдать правила игры, оказывать взаимопомощь,...
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект открытого урока по обществознанию «Основы конституционного...
Конспект открытого урока по обществознанию Основы конституционного строя Российской Федерации
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект открытого урока Предмет: география, класс: 6«А» умк
Умк : Учебник: Дронов В. П., Савельева Л. Е. «География. Землеведение». 6 класс. М.: Дрофа, 2008
Конспект открытого урока Предмет iconПлан-конспект открытого урока
Цель урока: познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект интегрированного открытого урока по предмету: «Тракторы и автомобили»
План конспект интегрированного открытого урока по предмету: «Тракторы и автомобили»
Конспект открытого урока Предмет iconПлан – конспект открытого урока основ регионального развития, проведенного в
Тема урока «Участие граждан в общественно-политической жизни Красноярского края»
Конспект открытого урока Предмет iconПлан конспект открытого урока в 10 классе
Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения
Конспект открытого урока Предмет iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница