Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр




Скачать 231,98 Kb.
НазваниеФормирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр
Дата публикации17.04.2013
Размер231,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Из опыта работы

учителя истории и обществознания МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области

Клягиной Елены Васильевны
Формирование компетенций исторического

и гуманитарного познания

посредством интеллектуальных игр.

Обучение –это ремесло,

Использующее бесчисленное

количество маленьких трюков.

Д.Пойа.
В настоящее время российская система образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство.

Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, формирование у них гуманистической системы ценностей, умения самостоятельно добывать знания, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Для успешного выполнения обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускника необходимо оптимально использовать современные технологии обучения. Для того, чтобы школьники не потеряли интерес к предмету, учителю необходимо планомерно и активно организовывать работу на уроке, используя самые разные формы и методы обучения. Один из путей активации познавательной деятельности обучающихся на уроке – использование нетрадиционных форм обучения истории и обществознания, интеллектуальных игр. Проблема использования игровых форм на уроках уходят своими корнями к Яну Амосу Каменскому и К.Д.Ушинскому, который считал, что «игра – это своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности».1 В настоящее время вопрос о применении на уроках интеллектуальных игр остается актуальным. Над ним работают А.Гин, Г.А.Кулагина, О.А.Мацкайлова и др. Познание исторического материала в ходе игры на уроке облекается в иные формы, непохожие на обычное обучение: это фантазия, самостоятельный поиск ответов, новый взгляд на известные факты и явления и многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. На начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создаст непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, их познавательную деятельность. Часто бывает, что при изучении сложного или объёмного материала внимание обучающихся рассеивается, они не могут никак сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой. Занимательная игровая дидактика, исторические сведения, курьёзные случаи помогают учителю разнообразить и оживить изложение сухого материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом. Дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую – на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач: - исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы; - подход к обучающимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Игры можно проводить при проверке домашнего задания, изучении нового материала, его закреплении. В виде игры можно провести повторительно-обобщающий урок.

При проверке домашнего задания в 5,6-х классах я часто использую игру «Ты – мне, я - тебе», цель которой – проверить знания понятий, терминов, исторических дат. Обучающиеся самостоятельно поочередно задают друг другу вопросы по изученной теме. Например, обучающиеся должны в устной форме объяснить термины: фараон, саркофаг, пирамида и другие. В 6 классе при закреплении материала я использую элементы игры «Что? Где? Когда?». Класс делится на две команды, которые должны как можно быстрее дать ответы на вопросы, задаваемые учителем.

Вопрос 1. ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику и ягоднику, ЭТО используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и ЭТО рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода?

Что скрывается под словом ЭТО? Во время игры «Молчанка» я задаю вопросы, связанные с географическими названиями. Школьники молча должны показать эти объекты на карте. Привожу пример таких заданий:

  1. Государство, в котором раньше всего начался переворот во взглядах людей? (Италия).

  2. Города Италии, славившиеся замечательными мастерами. (Рим, Венеция, Милан, Флоренция).

  3. Родина Альбрехта Дюрера. (Германия).

В среднем звене я часто провожу игру «Кубик -Рубик». Класс делится на две команды, каждой команде предлагается по кубику, на гранях которого написаны буквы. Обучающиеся по очереди бросают кубик, затем называют слово, которое начинается на эту букву. Например, на уроке закрепления по теме «Индия и Китай в древности» одна команда получает задание – назвать имена, связанные с Индией, а другая команда – назвать имена, связанные с Китаем.

Индия – буквы И, Г, Б, А.

Китай – Буквы Я, К, Х, Ц.

Игра «Узнай термин». Во время этой игры я привожу слова и словосочетания, из которых обучающиеся должны составить определения исторических терминов и назвать их. Например, на уроке по истории Средних веков можно использовать следующие задания:

  1. Который, производится, на, хозяйство, рынок, для, продажа, при, деньги, и, посредство, обменивались. (Товарное хозяйство – хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались при посредстве денег.)

  2. Люди, одинаковые, с, наследство, по, передающимися, группы, большие, и, обязанности, права. (Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.)

Для того, чтобы обучающиеся лучше повторили пройденный материал, мы с ними летаем на «хронолете». Для «полетов во времени» подойдет простой бумажный самолетик. Обычно в 5 -8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игре. На доске пишу дату, место события и запускаю «хронолет»: к кому на парту он сядет, тот и попадет в «другое время». Учащийся, оказавшийся в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Кроме этих игр, я на своих уроках использую и другие элементы занимательности: «Словарное лото». Детям раздаются карточки, на одних – слова, на других – их значение. Школьники должны совместить слово с его значением.

«Хронологическое лото». На одних карточках записаны даты, на других – события. Обучающиеся должны совместить даты с событиями.

«Угадай слово». На доске обозначается количество букв с слове, а ребятам предлагается угадать его значение, называя некоторые буквы. Я даю описание термина.

«Историческая путаница». В течении определенного времени надо правильно соотнести даты и понятия. Например, задание на уроке в 5 классе по теме «Древняя Греция».

1200 лет до н. эры. Начало правления Перикла

776г до н. эры Троянская война

494г до н. эры Марафонская битва

490 г до н. эры Саламинская битва

480 г до н. эры начало Олимпийских игр

443 г до н. эры реформы С олона

338 г до н. эры битва при Херонее

Детям объясняется, что соотносить доты и понятия надо при помощи стрелочек.

«Чёрный ящик». В чёрный ящик помещается предмет, который ребята должны отгадать по описанию учителя.

Описание: В ящике предмет, который помог грекам выиграть войну с персами на море, а афинянам построить военно-морской флот. Что находится в ящике?

Ответ: серебро.

В последнее время педагоги обращают внимание на применение в процессе обучения интеллектуальных игр. Как дидактическое средство они играют заметную роль в формировании учебных интересов как на уроке, так и во внеклассной работе. Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Приведу пример кроссворда-летучки по тем «Древняя Греция». Обучающиеся должны отгадать задания по горизонтали, а по вертикали они смогут прочитать имя греческого поэта.

Вопросы:

  1. Рыночная площадь. (Агора)

  2. Рабы в Спарте. (Илоты)

  3. Сосуд с двумя ручками и узким горлом для хранения вина и масла. (Амфора)

  4. Афинянин, 15 лет избирающийся первым стратегом. (Перикл)

  5. Человек, умеющий красиво говорить. (Оратор)

Ключевое слово – Гомер.

При работе над такими кроссвордами обучающиеся меньше отвлекаются на постоянные раздражители: музыку, голоса, шум. Возрастает концентрация внимания на объекте и их активность.

Иногда я использую игровую форму работы на уроках повторения и обобщения в старших классах. Играя, школьники получают дополнительную информацию по теме; одновременно оценивается уровень усвоения основного фактического материала. На уроке, завершающем изучение российской истории начала 20 века, можно провести игру «Узнай политического деятеля». Класс делится на команды, каждая из них получает карточки, на которых сообщаются сведения о каком- либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать заданное имя, по возможности даты жизни политического деятеля, о котором идет речь.

Например, от учеников требуется соотнести с П.А.Столыпиным следующий рассказ:

«Вечером 1 сентября 1911 года в Киевском театре давали оперу. В антракте человек в белом сюртуке, беседовавший с двумя сановниками, остановился перед оркестровой ямой. В его сторону стал двигаться молодой человек, прикрывавший театральной программой оттопыренный карман. Приблизившись к беседовавшим, террорист остановился и дважды выстрелил из браунинга. Так был смертельно ранен один из наиболее известных российских государственных деятелей того времени. На памятнике ему высекли слова, некогда обращенные им к радикалам: «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Большой интерес вызывают исторические вечера.

Новые сведения на вечере сообщаются школьникам в форме игр, викторин, конкурсов. Интересная, увлекательная игра является наиболее эффективной формой воспитательной работы. Подготавливая вечер, я учитываю возрастные особенности обучающихся, их склонности, настроения. Форма проведения вечера и его отдельные этапы должны быть тщательно продуманы, чтобы увлечь детей, держать их в состоянии эмоционального напряжения.

Например, я проводила историко-литературный вечер «Дети войны», на который были приглашены участники исторического события.

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможность расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе. Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках обучающиеся получают не обществе только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки. Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры – это средство обучения, моделирующие ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связанные с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.

С помощью деловых игр могут быть реализованы следующие цели:

                  • развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях;

                  • развитие умений находить и анализировать необходимую информацию;

                  • формирование навыков групповой деятельности;

                  • повышение коммуникативной культуры;

                  • овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры: формирование групп, моделирование реальной ситуации, работа в группах, подготовка к публичному выступлению, выступление групп, подведение итогов.

Каждая группа получает текст с заданием, оговаривается время для подготовки и выступлений.

По итогам игры необходимо оценить работу школьников.

На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10 классе – игра «Формируем политическую партию», в 11 классе – «Я - предприниматель», «Глобальные проблемы современности».
В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая и не отъемлимая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании обучающихся всех возрастов.
Примечания.


  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 128 с. Стр. 15.


Литература.


  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая игра, 1999.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

  3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.

  4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: КАРО,2008.

  5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. –М., 1991.


Из опыта работы учителя МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Клягиной Елены Васильевны.

Урок обществознания в 6 классе.

Флаг. Герб. Гимн.
Цели:

Познакомиться с символами российского государства и их историей;

Способствовать развитию памяти, аналитического и творческого мышления;

Воспитывать чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа “главной песни страны”.

^ Оборудование урока: флаг, иллюстрации гербов русских в виде презентации, фонограмма современного гимна России , тексты гимнов, элементы аппликации современного герба России.

^ Форма проведения занятия: комбинированная с элементом групповой исследовательской работы. Безоценочная.

Конспект занятия

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Любое государство имеет герб, флаг, гимн – главные символы страны. Они есть и у нашего государства. Каждый из них имеет свою историю. Но все они признаны официальными символами сравнительно недавно – в последнее десятилетие.

Вопрос: Чем это можно объяснить? (Независимое, самостоятельное государство РФ образовалось недавно.)

Познакомимся с каждым символом поближе.

^ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ (в оформлении на доске)

– Как мы опишем его?

Еще в 1989 году в столице демонстранты во время митингов поднимали триколор. Во время августовского путча 1991 года в Москве над Белым домом развивались такие полотнища. Вскоре оно стало Государственным флагом РФ. В августе 1991 года Верховный совет РСФСР постановил считать его национальным флагом России.

Что означают эти цвета. На Руси издревле белый считался цветом чистоты, мира, правды и добра. Синий (небесный) – вера и справедливость, а красный – цвет огня, смелости, честности, красоты.

Такой флаг появился в России при Петре Первом в XVII веке. Первоначально он был флагом торгового флота. Именно под ним путешествовало по Европе Великое посольство. В XIX в. (до октябрьской революции 1917 года) триколор становится национальным государственным флагом Российской Империи. И после длительного перерыва он вновь стал главным флагом страны.

Вот как описывается флаг в федеральном законе “О государственном флаге РФ” принятом Гос. Думой 8.12.2000г.: Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3”.

3. ГЕРБ. Давайте вспомним, как выглядит современный российский герб. (По частям собираю макет на доске: двуглавый орел, красный щит, 3 короны, Георгий Победоносец на груди орла, держава и скипетр в лапах.).

Герб – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла – святой воин Георгий Победоносец, поражающий копьем змея.

Этот герб утвержден в декабре 2000 года. Он является прямым наследником русского герба с концаXV века до 1917 года. Этот государственный символ характеризует суверенитет страны. Впервые он появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. С тех пор он неоднократно менялся, отражая требования каждой исторической эпохи.

Презентация

(Начало показа слайдов. № 1 – герб на печати Ивана Третьего)

№ 2. При Иване IV на груди орла появился всадник.

№ 3. Это большая государственная печать 1577 года. Она отличается сложностью композиции: двуглавый орел с драконоборцем на груди, его головы венчает большая корона, по сторонам орла 24 эмблемы – печати тех княжеств и земель, которые входили в состав полного государственного титула царя.

№ 4. Печать Алексея Михайловича 1667 года – еще более усложненное изображение: орел под тремя коронами держит в лапах скипетр и державу. Крылья его распахнуты.

№ 5. После провозглашения России Империей герб стали изображать на щите, а вокруг него – цепь ордена Андрея Первозванного (высшего ордена Российского государства при Петре I). Именно так выглядел герб, описание которого составил знаток геральдики Ф.Санти в 1730 году: “Черный двуглавый орел расположен на золотом поле, на груди орла помещается герб Москвы, окруженный цепью ордена А. Первозванного”.

№ 6. В 1799 году при Павле I вышел указ о новом Российском гербе (с него исчезла орденская цепь, а щиток располагался на мальтийском кресте (4 ласточкиных белых хвоста) под мальтийской короной. Павел I был магистром мальтийского ордена госпитальеров и это нашло отражение в государственной символике России. Но следующий правитель – Александр I нововведения отменил.

№ 7. В 1857 году специалист по геральдике Бернгард Кене, приглашенный в Россию Николаем I, составил описание трех российских гербов: большого, среднего и малого. Они использовались на печатях в зависимости от важности документа.

“Черный двуглавый орел с поднятыми крыльями и хищно раскрытыми клювами под 2 императорскими коронами, над которыми располагается третья императорская корона большего размера. Орел расположен на щите желтого цвета, вокруг него голубая цепь ордена Андрея Первозванного, в лапах – скипетр и держава, на груди герб Москвы. (Всадник изображен в непривычном европейском шлеме и развернут на 180° в угоду строгим правилам геральдики.) Щит увенчивает шлем А. Невского, по бокам – архангелы Михаил и Гавриил (у одного в руках пламенеющий меч, у другого – крест), все это окружено сенью (мантией). Она золотая, усеянная двуглавыми орлами, оторочена горностаем. Ее венчает императорская корона, под которой девиз: “С нами бог!”. Над мантией – государственная хоругвь с осьмиконечным крестом. По окружности герба родовой герб Романовых и гербы земель, входящих в полный титул императора. Герб, составленный по всем правилам геральдического искусства, получился тяжелым и громоздким, поэтому не получил большого распространения.

№ 8. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба. Художник Билибин взял за основу герб Ивана Третьего, но без короны. Орла окружала надпись “Российское временное правительство”, а под ним располагалось изображение Таврического дворца. В этом исполнении герб просуществовал около года.

№ 9. Как выглядит современный герб мы с вами уже выяснили. В законе о Российском гербе РФ он описывается так: “Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона”.

Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма.

4. Еще один символ государства – ГИМН – торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.

Задание: перед вами тексты государственных гимнов ХХ века и современности. Каждый из них отражает определенную историческую эпоху в истории нашей страны: империя, революция, СССР, период политических исканий 90-х годов, современное российское государство. Прочтите их. Прослушайте музыкальные отрывки и расположите тексты гимнов в порядке соответствия музыке и хронологии (работа 5 минут).

5. Принятию современного гимна предшествовало 10-летие бурных споров и дебатов. 2 января 1997 года в еженедельнике “АиФ” были опубликованы 5 текстов гимнов, отобранных читателями. Выбор пал на текст С. Михалкова “Россия – священная наша держава...”. В основе его лежал текст гимна СССР “ Союз нерушимый” и даже музыка осталась прежней. Это вызывало споры.

Давайте мы с вами попытаемся проанализировать слова этих 2 гимнов.

Задание: разделиться на 2 группы, проанализировать тексты 2 гимнов, ответить на вопросы и выполнить задания. Группа № 1 берет за основу гимн СССР, группа № 2 – гимн РФ.

– Что нравится в тексте гимна?

– Что не нравится?

– Выделите ключевые слова, отражающие основные идеи общества и государства.

– Какими словами можно охарактеризовать общество и государство, в котором живем мы с вами сегодня, к чему стремимся?

– Какие слова вы бы исключили из текста гимна и заменили на слова из второго гимна или свой вариант. (Результат работы – измененный текст гимна РФ или обоснование того, что он должен остаться неизмененным.)

^ 6. Итоги занятия: слушаем выступление представителей команд.

Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей, замахнулись ни много ни мало на написание главной песни страны. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.

Однако не зависимо от итогов споров мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.

7. Звучит 1 куплет гимна. Можно его исполнить.

^ 8. Окончание урока.

Урок по обществознанию в 11 классе.

Глобальные проблемы современности

Цели урока:

Образовательные:

  • поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.

  • раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас.

  • раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

  • развить умение анализировать проблемные ситуации; выработка навыков работы со специальной литературой.

Воспитательные:

  • обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.

  • формирование активной жизненной позиции.

  • формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

^ Ход урока.

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян


^ Актуальность темы. Постановка проблемы.

Учитель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, , географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске): Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?



  1. ^ Что такое глобальные проблемы?


Учитель: Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

^ Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

^ Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:



  • глобализация мира;

  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

^ Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).



  1. Классификация глобальных проблем.

устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

^ Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.

Классификация глобальных проблем.

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”. Истребление лесов.

“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографическая проблема.

Проблемаохраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм(международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

^ Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут).

Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Демонстрируются иллюстрации по отдельным глобальным проблемам.

^ Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).

  1. ^ Понятие “терроризм”

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием “терроризм”. (На доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма. (На столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой. Учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод).

Вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.

  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.

  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.

  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

  • П – позиция

  • О – обоснование

  • П – пример

  • С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.

  1. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Задание: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут . Они должны отстаивать позицию . В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан.

Учитель: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

^ Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии.

Учитель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

^ Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

  1. ^ Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.

^ Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

  1. Домашнее задание:

  • параграф соответствующего учебника;

  • знать конспект;

творческая работа по одной из глобальных проблем

Похожие:

Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconРегламент I v открытого фестиваля интеллектуальных игр «Покорение Меотиды»
Открытый фестиваль интеллектуальных игр «Покорение Меотиды» (далее – Фестиваль) проводится в г. Ейске Ейского района 31 июля 2 августа...
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconФормирование эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconОтчет о проделанной работе мо гуманитарного цикла за 2011-2012 г....
Мо учителей гуманитарного цикла состоит из 7 человек, все имеют высшее образование
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconПоложение о региональных интеллектуальных играх эрудитов
Настоящее Положение определяет порядок организации и условия проведения региональных интеллектуальных игр эрудитов «Во всех науках...
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconОУ, класс
В соответствии с приказом Управления образования от 12 октября 2011г. №189 о проведении городских интеллектуальных игр «Самый умный»,...
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconСценарий интеллектуальной игры
Данный методический материал представляет собой сценарий серии интеллектуальных игр для младших и средних школьников
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconРазвитие интеллектуальных умений учащихся посредством исследовательской деятельности
Мастер-класс представляют учителя химии гуо «Гимназия г Сморгони» Е. Т. Боярович и О. Ю. Гришан
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconУчебник «Французский язык»
Обучение французскому языку на начальном этапе в средней школе предполагает формирование коммуникативных компетенций обучающихся,...
Формирование компетенций исторического и гуманитарного познания посредством интеллектуальных игр iconДоклад «Формирование ключевых компетенций в проектной деятельности на уроках английского языка»
«Формирование ключевых компетенций в проектной деятельности на уроках английского языка»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница