№1. 2 Педагогика как наука о воспитании




Скачать 90.45 Kb.
Название№1. 2 Педагогика как наука о воспитании
Дата публикации15.09.2013
Размер90.45 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Тема №1.2 «Педагогика как наука о воспитании.
1.Понятие о педагогике и ее предмете

(объект изучения, предмет, функции и задачи).

2.Основные педагогические понятия (категории) педагогики.

3.Структура педагогической науки.

4.Связь педагогики с другими науками.

5. Перспективы развития педагогики.
Педагогика в своем развитии прошла длинный и сложный путь.

Термин «педагогика» имеет двойное значение:

    • область научного знания;

    • область практической деятельности.

Педагогиканаука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии личности.

Педагогикасовокупность теоретических и прикладных основ, изучающих воспитание, образование и обучение.

Педагогика – наука о воспитании человека; буквально «детоводство» или «детовождение».

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем, существует 3 взгляда:

  1. Педагогика – дисциплинарная область человеческого знания.

  2. У педагогики роль относительно самостоятельной дисциплины, имеющей свой объект и предмет изучения.

  3. У педагогики роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук.

Педагогика как отрасль философии созрела в начале 17в. Основоположник – Ян Амос Коменский.

Педагогика окончательно сформировалась в середине 19в., когда были определены объект и предмет изучения.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых его законов.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.

Объект педагогикивоспитание человека человеком (как объективно существующее социальное явление).

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания – специально организованный учебно-воспитательный процесс.

Основные функции и задачи педагогики:

  1. Аналитические:

    • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, причинно-следственных противоречий, закономерностей следственных связей процесса воспитания;

    • анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

  2. Проективно-конструктивные:

    • разработка новых технологий, педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

    • внедрение результатов педагогических исследований в практику;

    • научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

  3. Прогностические:

    • обеспечение научно-обоснованного целеполагания и планирования и развития системы воспитания;

    • обеспечение эффективного управления образовательной политики.

Основные вопросы педагогики:

  1. Для чего необходимы воспитание и обучение? Какие задачи они решают? (проблема цели и целеполагания в целостном педагогическом процессе)

  2. Кто и ради кого осуществляется воспитание и обучение? (проблема субъектов педагогического процесса) Есть 2 позиции: авторитарная и гуманистическая.

  3. Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? (вопрос содержания воспитания и обучения)

  4. Как учить? (вопрос о методах, средствах, формах воспитания и обучения и общих принципов подходов к их разработке)

  5. Где учить и воспитывать, и какими должны быть в стране педагогические системы и образовательные модели?

  6. Кому и как управлять системой образования?

Если основная задача педагогической деятельности – осуществлять воспитание и обучение на основе научных разработок, то основная задача педагогической наукивести исследования и обеспечивать практику такими разработками.

Задачи:

  1. Постоянные:

    • вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления педагогической системы;

    • изучение практики, опыта педагогической деятельности;

    • разработка новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения и управления;

    • прогнозирование образования;

    • внедрение результатов исследований в практику.

  2. Временные:

  • создание электронных пособий и библиотек;

  • определение новых критериев и стандартов педагогического профессионализма;

  • выявить природу пониженной стрессоустойчивости у учащихся;

  • проанализировать в связи с этим природу типовых конфликтов в режимах взаимодействия.


2.Основные педагогические понятия


  1. Воспитание, как педагогическое, социальное и др. явление – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию ребенка, становлению собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей, вхождению его в контекст современной культуры.

Воспитание, как социальное явление – преднамеренная и целенаправленная передача общественно-исторического опыта подрастающему поколению в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения.

Аспекты:

    • типы воспитания (первобытной эпохи, рабовладельческой; восточный и западный);

    • виды воспитания:

  • по институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, религиозное, по месту жительства, в детских домах и интернатах;

  • по стилю отношений: авторитарное, демократическое, либеральное.

    • модели воспитания:

  • идеальная;

  • прагматическая;

  • гуманистическая;

  • социетарная;

  • технократическая (новые технологии).

Воспитание, как направление воспитательной работы: нравственное, умственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, половое.

Воспитание, как поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств.

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

  1. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Основа обучения – знания, умения, навыки.

Знания – усвоенная учебно-познавательная информация (понятия, теоремы, законы, факты и т.п.).

Умения – сформированные действия на основе полученных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма путем многократного упражнения.

  1. Образование, как педагогическое явление рассматривает как процесс и результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства; многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление развития, рост самой личности как таковой.

Образование классифицируется:

  • По уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее полное общее, высшее.

  • По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач), специальное (учитель начальных классов, хирург).

  • По форме получения: стихийное, формальное, организованное.

Типы образования:

    1. образование в древних обществах: освоение мира в форме сказок, былин, песен, мифов;

    2. схоластическое: тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой;

    3. просветительское: возникло в 17в., бурное развитие научного знания, становление систем школ).

Модели:

      1. как государственно-ведомственная организация (система образования организуется и контролируется государством);

      2. рационалистическая модель строится на теории управления людей и его формирования (ученик занимает пассивную роль, а учитель действует в строгом соответствии с установленными правилами);

      3. неинституциональная модель ориентирована на организацию образования вне социальных институтов (интернет, дистанционное обучение, на природе).

Виды образования:

  1. по характеру усваиваемых научных знаний: филологическое, биологическое, экономическое;

  2. по виду доминирующего содержания образования: теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;

  3. по виду человеческой деятельности: музыкальное, художественное, медицинское, педагогическое;

  4. по типу освоения культурных ценностей: классическое, религиозное;

  5. по масштабу освоения культурных ценностей: национальное, отечественное, международное, глобальное;

  6. по типу образовательной системы: университетское, академическое, гимназическое;

  7. по сословному признаку: элитное, массовое.

Образование – есть то, что остается, когда все выученное забыто.

  1. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

  2. Формирование – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, образования социальной среды; процесс становления человека, как субъекта и объекта общественных отношений.

  3. ^ Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

  4. Самообразование – самостоятельное усвоение знаний, умений, навыков, совершенствование уровня образования.

Перевоспитание – изменение, освобождение от негативных привычек.

  1. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по формированию и усовершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.


3.Структура педагогической науки


  1. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях всех типов.

    • Общие основы педагогики – изучает предмет, методологию педагогического исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования.

    • Теория воспитания – изучает закономерности процесса воспитания.

    • Теория обучения или дидактика – изучает закономерности образования.

    • Теория управления образованием или школоведение – изучает теоретические основы педагогического менеджмента.

  2. Возрастная педагогика – изучает особенности воспитания, образования и обучения на разных этапах.

  • Преддошкольная или ясельная (1-3 года).

  • Дошкольная (3-7 лет).

  • Школьная: начальная, средняя, старшая.

  • Педагогика взрослых: профессионально-техническое, средне-специальное образование, образование высшей школы).

  • Андрагогика.

  1. Коррекционная педагогика или специальная.

  • Логопедия – изучает пути преодоления и предупреждения проблем речи.

  • Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих.

  • Тифлопедагогика – слепые и слабовидящие.

  • Олигофренопедагогика – умственно отсталые.

  1. История педагогики и образования – изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды.

  • История России.

  • История Европы.

  • История Советского периода.

  1. Отраслевая педагогика.

  • Военная.

  • Спортивная.

  • Семейная.

  • Производственная.

  • Педагогика перевоспитания правонарушителей.

  1. Частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных дисциплин.

  2. Этнопедагогика – изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания.

  3. Сравнительная педагогика – ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах и их сравнение.

  4. Лечебная педагогика – развивается на границе с медициной.

  5. Социальная педагогика – вопросы обучения и воспитания человека в обществе.


4.Связь педагогики с другими науками.

  1. философия;

  2. психология;

  3. анатомия, физиология, гигиена;

  4. медицинские науки;

  5. социология;

  6. этика;

  7. политология;

  8. экономика;

  9. кибернетика.


5.Перспективы развития педагогической науки
До эпохи Возрождения и реформации педагогика опиралась на теологическое и религиозное знание.

Теологический центризм считал человека образом и подобием божьим.

На смену пришел антропологический центризм. Согласно ему центр Вселенной – человек.

Ученые предсказывают зарождение космического мировоззрения – теория космоцентризма.

Похожие:

№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconПедагогика как наука
Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconПрограмма подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности...
Педагогика как наука о воспитании. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании icon1. Педагогика это наука о: Воспитании, обучении, образовании
Целенаправленное взаимодействие педагога с постоянным составом группы учащихся одного возраста по усвоению знаний, умений, навыков...
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconВопросы для государственного экзамена по педагогике
Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconПедагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика:...
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля...
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании icon3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики
Социальный от лат означает – общественный связь с жизнью и отношениями людей в обществе
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconТема 1 Педагогика как общественная наука. Её предмет и место в системе...
...
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании icon1 Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей...
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики
№1. 2 Педагогика как наука о воспитании iconО. А. Фиофанова Рассматривается новая область педагогического знания...
Опубликовано: Образование и наука. Известия Уральского отделения рао. – 2008. №1
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница