Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы




Скачать 310,95 Kb.
НазваниеXii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы
страница1/2
Дата публикации08.04.2013
Размер310,95 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > История > Реферат
  1   2


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70

XII городская краеведческая конференция “Отчий дом»


Ярмарки

Вятской губернии.

Автор работы:

Храмцова Елена Константиновна,

ученица 11 «В» класса.

Руководитель:

Чухломина Надежда Ивановна.

Консультант:

Коваленко Вячеслав Викторович.

Киров, 2009.

Содержание


Заключение. 20

Литература. 21

Приложение 22


Введение.
Изучая вятскую историю, я обратила внимание, что в XIX веке большое распространение имели ярмарки.

Тема является актуальной, так как в настоящее время в условиях рыночной экономики возрождаются многие экономические черты свойственные капитализму. Появились и ярмарки в Кировской области, но, только сравнив сегодняшние ярмарки с XIX веком, можно понять чем, они отличаются и в каком направлении должны работать современные предприниматели.

^ Цель моей работы: обосновать появление ярмарок в Вятской губернии, их развитие и особенности.

Задачи работы:

1) выяснить особенности вятских ярмарок;

2) познакомиться с историей известных ярмарок в Вятской губернии;

3) описать наиболее важные ярмарки Вятской губернии;

4) выяснить влияние ярмарок на развитие купечества.

Гипотезы:

Появление и развитие ярмарок в Вятской губернии, способствовало развитию предпринимательства и торговли.

Методы:

1) изучение письменных источников;

2) исторический;

3) дедуктивный;

4) анализ и синтез;

5) описание;

6) обобщение.


^ Глава 1. История возникновения ярмарок.
«Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её» - пишет в своих очерках известный русский историк

XIX века Н.И.Костомаров.
Ярмарка – съезд купцов для продажи и покупки товара.

Слово «ярмарка» (от немецкого) — ежегодный рынок, регулярные торжища широкого значения.

История проведения ярмарок насчитывает не одно столетие. Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства.

В дореволюционной России ярмарки обычно приурочивались к праздникам. Наиболее древняя ярмарка – Арская (близ Казани) известна с середины XIII века. В 1865 г. В России действовали 6,5 тыс. ярмарок.

Издавна славилась Вятская земля торговыми ярмарками. Первая в Вятском крае ярмарка Семёновская прошла в Хлынове в 1607 году. Через сорок лет после этого события появилась ярмарка в Котельниче. Почти через двести лет (в 1842 году) открыли Белорецкую (Уржумскую) ярмарку. Много разных товаров поставляли на ярмарки вятские ремесленники и крестьяне: холст и полотно, мебель, посуду, экипажи. Хлеб, изделия изо льна, пеньку, кожу, шерсть, пушнину, воск, медь, дёготь, смолу, корабельный лес и другие товары отправляли вятчане в другие города и страны на ярмарки. Торговали на них купцы.

Самой крупной в губернии ярмаркой была Алексеевская, проходившая с 1 по 23 марта в г. Котельниче. В 1854 году по сумме сбыта доля ее в общем обороте всех ярмарок составила 48%.

В Вятке проходили 2 ярмарки: Семеновская и Великорецкая. Главным предметом торговли на них были лошади. В 1856 году на Семеновскую ярмарку было приведено лошадей 1397 и из них продано 1013.

Многие ярмарки были приурочены к приходу крестных ходов со святыми иконами и имели местный характер. К концу 19 века ярмарочная торговля с каждым годом стала падать. В 1896 году подавляющее большинство ярмарок (70%) были однодневные, 16% - двух – и трехдневные,13% - длились от 3 до

7 дней и лишь 13 ярмарок (1%) – более недели.

    1. ^ . Появление ярмарок и их развити.


Расширение производства, увеличение его специализации привело к дальнейшему развитию торговли. В XVII в. Во всех городах, слободах и

крупных сёлах появились лавки, ларьки и рынки. Так, в 1629 г. В Хлынове насчитывалось 6 амбаров и 123 лавки. Наряду с постоянной (магазинной) торговлей по воскресеньям в городе проводился базар. В XVII в. Появляется новый вид периодической торговли — ярмарка, которая имела не только местный, но и межрегиональный характер. Первая в крае, Семёновская, открылась 1 сентября 1607 г. В г. Хлынове. В середине XVII в. Возникла Алексеевская ярмарка в г. Котельниче, которая сохраняла первенство среди вятских ярма­рок вплоть до начала XX в.

Если и сегодня заезжий столичный житель чувствует здесь себя на краю земли, в медвежьем углу, - что и говорить о древней Вятке, изолированной от центров государства. Огромными пространствами дремучих лесов, топких болот, да ещё окруженной племенами инородцев, враждебно относившихся к русскому населению. Без производства и взаимообмена товарами (торговли), без экономических связей с внешним миром не смогла бы Вятка стать тем, чем стала – одним из центров экономической, политической жизни северо-запада России.

Но вятские купцы не ограничивались внутренней торговлей. В XVII в. Начинается процесс объединения отдельных местных рынков в единый все­российский рынок. Присоединение в XVI в. Астраханского и Казанскою ханств открыло для Вятки возможность торговли с приволжскими городами (Казанью, Астраханью, Нижним Новгородом). Правда, воспользоваться новыми рынками Вятская земля сумела только в начале XVII в. Так, в 1607 г. Встречаются первые сведения о торговле хлыновских посадских жителей Котельникова и Рязанцева в Астрахани.

Вторым направлением торговли для Вятки стали приуральские и

сибирские города. Через Кай вятские купцы везли свой товар в Пермские земли, а оттуда через Верхотурье добирались до центра Сибири – Тобольска.

Но основная торговля по-прежнему велась с северными городами. В XVII в. открывается торговля Хлынова с Архангельским портом, который в то время был единственным морским «окном» России в Европу. Правда, чаще вятские купцы везли товар не в Архангельск, а сбывали его купцам из Вели­кого Устюга, Холмогор и Сольвычегодска.

Большое значение для развития торговли в Вятском крае имело открытие торговых отношений между русскими и западно-европейскими народами через Северную Двину и Архангельск.

Товары перевозились на лошадях или по рекам на больших барках с 20 –

30 гребцами. Вятка сбывала в основном продовольствие и сырье: хлеб, льня­ное и конопляное семя, сало, кожи, мед, воск, хмель. Особое место в торговле

занимала пушнина. В вятских лесах добывали белок, куниц, лисиц, гор­ностаев,

норок, выдр. Более ценную пушнину (соболей, чернобурок, бобров) вятские охотники привозили из Сибири. В свою очередь местные купцы за­купали сукно, шелк, медь, свинец, порох, ружья, ладан, краску, бумагу, иг­ральные карты. Немало приобреталось металлических изделий (топоры, мед­ные тазы, иглы, рыболовные крюки и др.). Из продуктов покупали соль, ли­моны, изюм, перец, сельдь, треску, осетров, икру.

Уже в середине XVII в. в Вятском крае наблюдается дифференциация торговых людей. По данным писцовых книг видно, что в 1678г. В Хлынове было 10 дворов, принадлежащих лицам гостиной и суконной сотен, торговых людей, помимо и мелких торговцев – чёрной сотни.

Особое процветание получило кожевенное производство в Нижнем и Костроме, которые граничили с Вятской областью, где повышенный спрос был на изделия из кожи. Но количественно выделенная только нефть, которой в 1761г. Отправлено было в Архангельск от 2-х до 3-х тысяч пудов. Тем самым отмечается приоритет в Вятке торговли кожевенными товарами.

Однако торговать даже в пределах края было небезопасно. На торговцев нередко нападали разбойники. Так, в 1690 г. «в Кайгородском уезде у Геор­гия на Волоснице и по Каме реке собрались разбойники, у многих торговых людей животы (имущество) отняли и побили до смерти, и Михайло Репина замучили».

Тем не менее вятчане принимали участие даже во внешней торговле. В 1694 –

1701 гг. вятский купец гостиной сотни Спиридон Лянгусов по пору­чению

Петра I водил в Китай один из первых казенных торговых караванов.

Порученное дело Лянгусов выполнил с честью. Впоследствии торговые караваны в Китай водил его сын Филат.

В 1615 году в городе насчитывалось 14 торговых лавок (мно­гие имели двух-трех владельцев). В 1800 году в городе было уже около сотни лубочных лавочек, где торговали калачами, булка­ми, пряниками и всякой мелочью. В 1803 году в Вятке построен каменный гостиный двор, где размещены 113 лавок. А в 1836 году в городе всего 173 лавки, в том числе 24 с красным товаром. В 1879 году в городе уже 294 торговых заведения, в том числе 20 магази­нов, где продавали обувь, ткани, чай, сахар, ювелирные изделия и книги.

Ярмарка торговала с соседними территориями – с Сибирью, Архангельском, Астраханью. Товары из Вятки пользовались большим успехом.


^ 1.2. Ярмарка и развитие купечества
Показателем развития торговли стало появление крупного купечества. Так, в 1629 г. В Хлынове проживало 9 семей Гостиной и Суконной сотни (приложение 1), ко­торых в то время во всей России насчитывалось около 150.

Крупное купечество – гостиная и суконная сотни (приложение 1) – производили основную торговлю не только внутри края, но и далеко за её пределами и пользовались значительными привилегиями.

Многие мещане и крестьяне, занимавшиеся торговлей в раз­ных объемах, не записывались в купечество. Поэтому число жи­вущего торговлей населения Вятки не ограничивается гильдейс­ким купечеством. Так, в 1864 году, кроме купцов всех трех гиль­дий, доходами от торговли жили более 100 приказчиков, более 200 торгующих мещан и крестьян. Помогала свести концы с концами мелочная и разносная торговля еще более чем 300 горожанам. В городе в этот год уже 200 торговых лавок. Местная торговля наби­рала обороты. В 1888 году в городе уже 448 лавок, а в 1912 году – 695. По переписи же 1897 года занимались той или иной торгов­лей в городе Вятке 970 мужчин и 418 женщин.

Уровень жизни этой части городского общества был вполне удовлетворительный. Естественно, большие средства верхушки купечества позволяли ей вести широкий образ жизни, строить об­ширные каменные дома, жертвовать немало средств на благоус­тройство города. В 1835 году в городе учтено 703 огорода. Кроме обычных яблонь, черемух и рябин, а также огурцов, капусты, свек­лы, моркови и редьки, в огородах состоятельных граждан города с начала века росли в теплицах персики, апельсины и груши. Ку­печеские причуды, разгул и буйные празднества, прочно вошед­шие в быт русского купечества той эпохи, во многом вызваны и стремлением перебить монотонность достаточно однообразной провинциальной жизни, а также желанием снять стресс после длительных, опасных и рисковых торговых операций. Даже на сравнительно безопасных реках мели и мелководья, несчастья и длительные задержки требовали от купца крепких нервов и силь­ной воли.

С увеличением оборотов капитала к концу века уменьшается число вятских купцов, самостоятельно ведущих торговлю с пор­тами и столицами. Многие торговцы превращаются в местных агентов-комиссионеров иногородних купцов, получающих определённый процент от суммы закупа. Они, таким образом, не рис­куют собственным капиталом, но и не получают серьезной при­были, теряют торговую самостоятельность.

Безусловно, технический прогресс расширял горизонты и масштабы местных инициативных купцов. Но в город стал легче проникать капитал из других городов страны. В 1861 году появи­лись телеграф и первые пароходы на Вятке. В 1874 году три пер­вых пассажирских парохода стали курсировать по реке. К концу века их число увеличилось до 16-ти, и купцы-пароходовладельцы становились уже первыми лицами в городе. Конкуренцию гру­зопотоку по водным путям составила в XX веке железная дорога. В 1899 году на Пермь-Котласской железнодорожной магистрали началось движение поездов, а в 1906 году Вятка была связана же­лезной дорогой с Петербургом.

Большинство купцов Вятки ограничивалось сбытом товара крупным экспортёрам в Архангельске или продажей его вологодским и архангельским купцам, известно, что были и у нас торговые люди, ведущие непосредственные

отношения с иностранными рынками. Таким купцом стал во 2-ой половине 19в. Яков Прозоров, направлявший свои товары прямо в Англию и Голландию. Это было и выгоднее, и надёжнее, так как скупщики, покупая товар по дешёвке, нагревали на сделках руки. А вятские купцы были люди сметливые, ведь почти все они – выходцы из крестьян и достигли благополучия исключительно своим трудом и оборотливостью. Ещё сохранившиеся в Вятке каменные львы над воротами – символ Англии – напоминают нам об одной из купеческих фамилий, торговавшей с Великобританией и получившей почётное право на установку скульптур.

Известен факт встречи вятской депутации, в которую входили купцы Машковцев, Калинин, Рязанцев и Хохряков, с императором Павлом I в 1789г.

Особый интерес Павел I обнаружил по поводу торговли вятчан с Голландией. Предметами вывоза из Вятской губернии к Архангельскому порту в конце XVIII в. Служили хлебные грузы и сырьё: льняные товары, сало, кожи, меха, масло, медь, воск, щетина. Из обработанных продуктов известен вывоз нефти, которой в год основания вятского наместничества было вывезено до 3000 пудов. Промышленность фабрично-заводского типа развита было довольно слабо, качество кустарных изделий не могло удовлетворить развитие страны. Гораздо выгодней было торговать сырьём после первичной обработки. В конце XVIII в. В Вятке значилось 106 купеческих домов, на каждого купца приходилось лишь около 70 душ городского населения.

В XIX в. лучшим для торговли через Архангельск был период

континентальной системы (1807 – 1813гг.); неурожаи в Западной Европе между

1812 -1839гг.; засуха в странах Южной Европы и Азии в 1844 – 1846гг. – всё это способствовало оживлению вывозной торговли Вятской губернии. С открытием движения по новой Пермской железной дороге в конце 19в. Вятка приобретает значение крупного центра по торговле губернии. Движение товаров внутри губернии и за её пределами оживилось, стало менее рискованным и трудоёмким.

Роды виднейших вятских купцов нам хорошо знакомы. Это Рязанцевы и Злыгостевы, Булычевы и Репины, Машковцевы и Хохряковы, Калинины и Аршауловы. Впрочем, фортуна купечес­кого счастья была переменчива в то рисковое для торговли вре­мя, и хотя богатые роды в целом сохраняли свои богатства, отдельные семьи могли быстро обеднеть. Воры и разбойники граби­ли склады в самой Вятке, посты ненадежны, кредитные учреж­дения отсутствовали. Нередко и солдаты Вятского гарнизона конца 18 века грабили товары и купцов с большими суммами денег. За городом на проезжих дорогах разбойники не только нападали на обозы, но и убивали сопровождающих. Поэтому в 1792 году

особый конвой из солдат охранял проезжие дороги над городом Вяткой. Но риск себя оправдывал. Доходы от торговли бывали очень велики.

Исследователь вятской торговли Н.А. Спасский, сделал вывод: «Купцы и поселяне вятские, занимаясь торговлею, столь выгодною в ту пору, оставляли

другие отрасли промышленности, например фабричную, в пренебрежении». Расцвет торговли го­рода Вятки с Архангельском приходится на 1807-1813 годы

и свя­зан с континентальной блокадой Англии.

Велико было давление на купечество со стороны местной бюрократии. 1789 – 1797 годы – эпидемия банкротств среди торго­вых людей Вятки. За эти годы в городе обанкротилось 43 человека. Любопытно, что небывалая по строгости и честности сенатор­ская ревизия Вятского наместничества прошла именно в 1795 – 1796 годах. Возглавлявший «строжайшую ревизию» сенатор Савва Иванович Маврин, командированный сюда по указу самой им­ператрицы для искоренения злоупотреблений, отстранил от дол­жности почти всех

местных чиновников во главе с губернатором Желтухиным — 185 человек.

Сверх этого он предложил отдать под суд еще 3900 человек выборных сельских начальников. Вто­рое предложение Маврина не прошло, так как лишиться полнос­тью аппарата правления и самоуправления губерния не могла. Завезти со стороны администрацию в таком количестве было бы совершенно нереально. Взяточничество и коррупция в Вятском крае потрясли даже привычного ко всему сенатора.

Вторая половина XIX века знаменовалась упадком вятской торговли. Впрочем, торговля внутри самого города, небольшая по объемам, оставалась более или менее стабильной. Что же продавали городские торговцы? В 1806 году в городе на­считывалось лавок с красным товаром – 24. москательных неважных – 20, с разными мелочами – 17, шапочных и башмачных -10, с хлебными припасами – 23, рыбных – 21, с кожаным товаром -15, кузнечным и щепным- 18. Трактиров и гостиниц было 5, хар­чевен – 2. ренсковых погребов – 4, питейных домов – 15.

В 1796 году в Вятке 99 купеческих семейств, разделенных на 3 гильдии по объему капитала. В первой гильдии числилось 3 семейства (14 душ мужского пола), во второй гильдии 10 семейств (35 душ мужского пола), а в третьей гильдии 86 семейств (253 мужчины и мальчика). То есть в 99 купеческих семействах – более 600 человек обоего пола. В среднем каждая семья насчитывала 6 человек. Практически все городские купцы жили в собственных ломах, так как в городе в этом году зареги­стрировано 93 купеческих дома.

С развитием ярмарок, а значит и торговли на вятских ярмарках появлялись купцы, что способствовало популярности вятских товаров у купцов зарубежья.

^ Глава 2. Вятская «Свистунья»

Ярмарки – это не только продажа и скупка товара, но и праздники, традиции, игры, смех. Ярким примером является вятская «Свистунья».

Быль и вымысел сплелись воедино в сказании о возникновении на нашей земле великой ярмарки – “свистопляски”, или свистуньи, – единственной в мире по своей оригинальности и названию. Существует легенда, по которой начало празднику положило хлыновское побоище. По воспоминаниям современников, в давние времена под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город. Не надеясь на свои силы, хлыновцы послали за подмогой к устюжанам, те пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновцы перебили многих и только утром увидели свою ошибку. В память о погибших на месте побоища поставили часовню и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду, после чего починался праздник свистопляски, в ритуал которого входили катание на глиняных шарах с высокого берега реки Ватки, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательной продажей глиняных игрушек и свистулек.

Известный художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) вспоминал годы своего детства в Вятке начала XX века как воплощенную сказку: яркую, праздничную, человечную. «Я на­столько благодарен Вятке – красоту повидал – говорил он. – Праздники, традиции… «Свистунья» - ярмарка… запахи раз­ные… просвирками пахнет… монашескими щами… А птички зимой? Снегири, синички, чечетки. Мороз. Ветки заледеневшие, все кругом заснежено… Неизбывная красота! На масленице – катанье! Морда за мордой лошади- квартала два! Все на показ – ковры, сани с бархатом… Ездят какие красавцы с усами… Клуб. Дамы в белом! Жемчуг, мундиры! Сабли волочатся… Лен­ты, косы, юбки длинные. Эполеты, погоны… неповторимо кра­сиво многое было!

«…Жили мы на горе при кафедральном соборе, внизу обрыв. На другой стороне обрыва Трифоновский монастырь. В овраге каток – оркестр играет, маскарады бывали… Призы давали. Вот с этой-то горы мы змеев и пускали. Со шкаф змея делали. Такая сила ветра бывала, что тащил тележку с мальчишкой…

Гимназия. Все в форме – в мундирах, преподаватели в сюртуках. А ребята как выйдут из класса – и бежать…

А сколько впечатлений детям провинциальной Вятки да­вали праздничные ёлки, когда весь город от души веселился?! А знакомства на катках, немые картины с музыкой тапера в си­нематографе или летние гулянья взад-вперед по Московской ули­це… Незабываемы для поколения городских детей топ эпохи и прекрасные вечера в Александровском саду с запахом сладостей, музыкой или поездки на колесных пароходах по реке Вятке в окрестности.

Дело здесь даже не в розовом ощущении детского безоблач­ного счастья. Город был невелик и рукотворен, посилен человеческому пониманию и соразмерен человеку во всех своих ипос­тасях». Юрий Алексеевич Васнецов как художник отлично за­помнил пиршество цвета на вятских ярмарках, эту ныне утраченную чистоту цвета. Он вспоминает: «А ярмарки какие интересные были!... Я все это повидал – базары, «свистунью»… Барашков привезут – связанные ноги, поросят, гусей, у ток. По­суду глиняную – горшки, кринки, кувшины… Сапоги, лапти, дуги, сани. Всякие деревянные бочонки, дубовые кадки, кадочки, мутовки, лотки деревянные. Веретена любил я, они были не­много красочкой покрыты, и любил смотреть как работают – прядут… Из соснового корня корзины для мыла, разной величи­ны. Хлебные чаруши – тоже сплетенные из соснового корня. Рубашки у крестьян самотканые со стеклянными пуговицами – голубыми, зелененькими; желтенькие – как золотые!

Семеновская ярмарка бывала в Вятке осенью, как лошадиная ярмарка.

Торговали лошадьми цыгане, крестьяне. Всякое надувательство бывало. Катались, объезжали лошадей, торговались. В хвост лошади мочало вплеталось,

грива тоже заплеталась с мочалом. Я смотрел, любовался.

Весной «Свистунья» - ярмарка игрушек. Ручьи текут такие бурные как

водопады… Балаганы холстом затянуты; где маслом, где лаком пахнет. Каруселей несколько – все в бисере, все в блестках – гуси, кони, колясочки, колыбельки, и обязательно гармонь играет. Бабы сидят, продают в недрах, кадочках паре­ные груши, чернослив, яблоки моченые, орехи, пряники всякие крашеные, белые с розовым плетешком, мятные, не больше ногтя… Дудочки, флейты, рожки, шарманки – играют, свистят, поют, шумит все это…

Очень любил я игрушки вятс­кие из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки… Птички из лучины, хвосты как пропеллер, розовенькие, красные… Соловей-свистушка, а рот берешь, свистишь, чокаешь как умеешь; в другую дунешь – крутится как мельница. А какие красивые игрушечные телеги делали, как настоящие, обитые железом со спицами, оглоблями… Деревянные кони черным лаком покрыты: гривы, имея, узда, хомут всё из соломы. Глаза – стеклянные пуговицы… Вот вам искусство, а все бегаем, снуем…»

Ритм жизни города, запахи и цвета улиц, садов, праздников – все это уходит, безвозвратно. Между тем все это – тоже история города, не менее ценная, чем история домов и улиц, те­атров и музеев. Город как единый, живой организм обладает, некоей моменталъностъю существования, утрачиваемой безвоз­вратно. Лишь живопись и старая фотография в состоянии до нас донести отзвуки этой городской культурной среды. Между тем для жизни человека она важна не менее, чем обществен­ный транспортили продукты питания в магазинах. В начале XX века вятский горожанин выступал не столько потребите­лем, сколько активным создателем духовной сферы города. И массовые празднества на ярмарках, ежегодные крестные ходы, система семейного воспитания – играли в этом важную роль.

Из воспоминаний известного художника Юрия Алексеевича Васнецова можно сделать выводы, что и искусство, и ярмарки, и праздники были яркими, праздничными и каждый ребенок из своего детства запоминал именно эти моменты.


Глава 3. Самые крупные известные ярмарки в Вятке.
^ 3.1. Алексеевская ярмарка.
Крупнейшая ярмарка в Вятской губернии – Алексеевская, в Котельниче – была основана в царствование и по велению государя Алексея Михайловича (Тишайшего). От него и получила своё название. И сделалась известной в последней трети XVII века.

Котельничские купцы вели активную торговлю между севером России (Архангельск) и югом (Астрахань) через Казань.

Основным товаром котельничских купцов были лён да щетина, а главное – лошади. Маленькие, выносливые, неприхотливые и очень дешёвые лошадки покупались заезжими крестьянами из нижегородских, казанских и даже московских земель. С них и начались торги «в овраге у реки Вятки, за ручьём, впадающим в неё». И продавалось тех лошадей в зависимости от года на сумму от 150 до 300 тысяч рублей. Вскоре рядом уже торговали кубовой красной бумажной пряжей («досталью»), сукнами да ситцами, азямами да тулупами, бакалейными да винными товарами, рыбой, табаком и прочими товарами. Зерна и льняного семени на ярмарке было мало.

Начиналась она в начале марта, «по последнему пути», когда крестьяне и сами закупали эти товары. Зато изделия местных кустарей и промышленных товаров было вдоволь. И цена на них была сносная: за аршин холста платили одну копейку, а за фунт (приложение 3) средней кубовой краски – 4 рубля 20 копеек. На нижегородской ярмарке те же товары шли в 2-3 раза дороже. Оборот ярмарки в годы расцвета (1845г.) достигал 2201000 рублей ассигнациями.

Вскоре ярмарке стало тесно в старых границах, и приблизительно в 1856 году у Троицкого собора выросли торговые ряды. На старом месте находились лишь «лошадиный ряд». В ноябре 1862 года для обслуживания ярмарки был открыт Михаилом Ивановичем Кардаковым третий в истории земли Вятской (после Анфилатовского в Слободском и Веретенниковского в Вятке) частный коммерческий банк с уставным фондом 10 тысяч рублей серебром.

А на саму ярмарку приезжали уже купцы из Москвы и Петербурга, Казани и Бухары. А за льняным маслом и вятскими куриными яйцами приезжали торговые агенты из Англии и Франции. Большие торговые ряды были специализированы: на стороне, обращённой к собору, торговали тканями (красным товаром), бакалеей, винами; на стороне, обращённой на улицу: мукой (пшеничной, гречневой, овсяной, ржаной), рыбой (сельдью голландской, белугой, сёмгой, кетой, лососем, осетром), икрой 7 сортов и прочими съестными припасами; на стороне, обращённой в переулок, - кубовой краской (индиго), сахаром, «колониальными товарами» (бананами, ананасами, апельсинами, грейфруктами и др.). Десятки балаганов размещались на площади перед соборами, и здесь можно было купить кожу, меха, медную и чугунную посуду, шапочный и шорный (упряжь для лошадей) товар.

Каждому торговцу отводилось своё время. Первыми, ещё до официального открытия ярмарки на торг выходили владельцы лошадей. С 20-х чисел февраля по 3-4 марта шёл лошадиный торг, а после этого срока купить хорошую молодую кобылку или жеребёнка было невозможно. С 1 марта начинали торговать местные кустари – корзинами, щепяными изделиями, тарантасами и телегами, лаптями, овчинами, рогожами и кулями. Со 2 марта появлялись привозные товары – ткани, краски. И последними – «короли ярмарки» - меха беличьи, рысьи, бобровые; кожи выделанные, да шелка среднеазиатские, китайские, японские. К окончанию ярмарки приезжали богатые покупатели из «обеих русских столиц» и иностранцы, жадные до вятских мехов и пищевых продуктов и не жалевшие на это денег. В Европе масло вятское и вологодское называлось «парижским».

Купцы не любили годы урожайные – падали цены. В 1893 -1899гг. урожайность поднялась до 8-12 центнеров с гектара, цена на хлеб и сушку упала в 2-3 раза. За пуд хлеба давали не более 1,5 рублей. Много товаров оставалось нереализованными (в эти же годы не продано 80% мехов, 60% тканей), хотя и в другие годы не всё, что производилось, реализовывалось. Лучшим годом для ярмарки был 1872г., но и тогда из объёма товаров на 2млн. рублей было реализовано лишь на 1,8млн. рублей, а в 1899г. – из 1375914 рублей лишь на 8344000 рублей.

После революции Губернский союз потребительских обществ (Губсоюз) возобновил весной 1922г. Торги на Алексеевской ярмарке. Необходимость возобновления торгов объяснялось просто: надо было накормить страну, да и богатые англичане ещё помнили о славном городе Котельниче, видимо, качество наших товаров было не плохое, в 1923г. Товарный оборот ярмарки составлял уже 5,7млн. золотых (червонных) рублей, а в Англию и Германию было продано пушнины на 33,5тыс. золотых рублей, яиц – на 57,8тыс. золотых рублей, мяса и животного масла – на 81,9тыс. золотых рублей, хлеба на 120тыс. рублей. Недостатками этих товаров было лишь отсутствие должной упаковки и тары, иностранные покупатели производили её сами. Но и крестьяне вятские да нижегородские, казанские и костромские купили за 1923-1924гг. на ярмарке более 7тыс. лошадей. И шумела ярмарка до 1927г., а затем не нужна стала новым властям и к 1934г. совсем заглохла.


^ 3.2. Семёновская Вятская ярмарка.
Семёновская вятская ярмарка принадлежит к числу наиболее древних в вятской истории. Первые упоминания о ней встречаются в описаниях покорения вятской земли, прежде всего – города Хлынова войсками московского князя в 1489 году. Именно в момент торжища и праздника на хлыновском посаде и напали ратники-москвичи на гораздо меньшее и по случаю праздника небоеспособное войско. 1сентября 1489 года в момент разгара ярмарки пал древний город ниц и целовал крест на верность Москве.

Не случайно было выбрано время проведения ярмарки: конец августа – начало сентября. Основой и главой всех экономических операций был лошадиный торг. Приценивались вятские, нижегородские, владимирские и новгородские перекупщики прежде всего к лошадям двух пород – обвинской и вятской. Лошади этих пород стоили 200 – 600 рублей (по тем временам на эти деньги можно было купить 2 – 6 кг мяса).

Запасливые хозяйки стремились закупить впрок рыжики и волнушки, грузди и маслята, мёд и капусту именно на этой ярмарке, так как цены были чрезвычайно дёшевы. Капуста на щи стоила 3 – 4 рубля за 100 кочанов, морковь – 30 копеек за пуд, картофель – 40 копеек.

Здесь же располагалась обжорка, где за 3 копейки можно было в начале века съесть обед из трёх блюд: щей или супа с требухой, гречневой каши с коровьим (сливочным) маслом и большой кружки хлебного кваса с полуфунтом (200 граммов) чёрного хлеба. Однако следует учитывать, что средняя заработная плата рабочего в этот период была около 20 рублей (средняя плата учителя, врача или служащего Вятского церковно-археологического музея была около 70 рублей.)

Ярмарка была также местом, где народ мог отдохнуть. На ярмарочной площади выставлялись балаганы с различными цирковыми номерами: «говорящей головой», женщиной с бородой, борцами, акробатами. Здесь же устраивались пляски работным и крестьянским людом. Любители азартных игр в специальных павильонах могли испытать счастье в мгновенной лотерее или карточных играх.

^ 3.3. Великорецкая Никольская ярмарка.
Многие русские праздники, церковные или светские, связаны с именем святого Николая Мирликийского. 22 мая на Руси праздновался день спасения мощей святителя Николая (в народе – Никола Вешний). В XI в. Турки –мусульмане захватили Миры Ликийские (родину св. Николая), где находились его мощи. Злобные захватчики насиловали христианок, грабили храмы, разрушали их, ставили там лошадей. Мощи святителя предлагалось выкупить за огромную сумму в 1000000 золотых монет, иначе мусульмане обещали взломать саркофаг и выкинуть мощи на съедение собаками. Эти угрозы взволновали христиан всего мира, как западного, так и восточного. Сотни кораблей ринулись на спасение мощей, маскируя свои цели торговлей. В 1087г. Первыми, определив венецианцев, в Антиохию прибыли жители итальянского города Бар (Бари).

В Мирах в это время была оставлена лишь малая стража турок, в монастыре было всё спокойно. Купцам пришлось пойти на хитрость, ибо монахи не желали выдавать мощи. Они связали сторожей и проникли в гробницу, мощи оказались нетленны и благоухали миром, что было добрым знаком. Совершив литию, пресвитёры (епископы) и купцы погрузили мощи на корабль и 21 мая прибыли в Бар. 22 мая мощи были перенесены в церковь святого Стефана и навсегда спасены (пусть и хитростью) от надругательства.

Кроме чисто церковной смысловой нагрузки, праздник нёс и бытовую. После «Николы», как правило, становилось тепло, и заморозки (утренники) прекращались до Семёнова дня (14 сентября). К «Николе хороший хозяин уже управлялся с посевом овса, а на Вятке сеяли яровые хлеба. Вятские крестьяне судили о качестве будущего травостоя, а лошадники и коновалы устраивали праздник. Лошадей впервые выпускали в поле и на луга. А для ребятишек главная радость была в том, что с «Николы» начинались купания. Готовились крестьяне в этот период и к летним праздникам, покупали новую одежду и обувь, утварь и сельхозинвентарь к этому периоду и приурочивалась Великорецкая ярмарка.

Традиция проведения ярмарки связана с крестным ходом иконы св. Николя на реку Великую и собирала до 30 тысяч человек. Приходу иконы в селе Великорецкое предшествовал обнос иконы в Вятке, перенос её через реку и ход до села. История обретения иконы восходит к временам трудным и лютым для русских земель.

Само село Великорецкое не было большим: в 1860г. В нём проживали лишь 83 души крестьян, которые занимались хлебопашеством, извозом кузнечным ремеслом, изготовлением холста и пестряди. Однако деньги получаемые от ярмарки (527 рублей 65 копеек – селу и 55 рублей 21 копейка – волости в год), позволили построить за 19в. 2 каменные и одну деревянную церкви и содержать пристава 3 стана Орловского уезда. Кроме того, для детишек окрестных сёл было построено сельское училище, а кладбище в с.Великорецком считалось одним из самых богатых в уезде. Ярмарка, устраиваемая в селе собирала купцов из Москвы, Нижнего-Новгорода, Костромы, Казани (не менее 55 из них были даже купцы 1-й высшей гильдии) и занимала по значению обороту третье место в губернии после Алексеевской в Котельниче и Сборной с.Каракулине Серапульского уезда. Были годы, когда число прихожа превосходило население г.Вятки, г.Слободского, вместе взятых (1863г. – 50 тысяч, 1862г. – 75 тысяч). В 1863г. Товаров было завезено на 151220 рублей, а продано на 32070 рублей, в 1872г. Привезено на 57771 рубль, а продано на 35282 рубля. Прослеживая эти данные, можно сделать выводы, что купцы научились регулировать спрос и предложение, иначе было не выгодно привозить товар из дальних стран. Наиболее покупательными товарами были деревянная и берестяная посуда, обувь кожаная, лапти, шляпы валяные, чайная посуда, сельхозинвентарь (косы, плуги, бороны…), вар. Основными покупателями были крестьяне Вятской, Вологодской и Костромской губерний. Немало закупалось и водки, сахару, галантерейных товаров (шпилек, заколок, ленточек), соли.

Успех ярмарки зависел и от погоды, и от урожая. Цены на сельхозпродукцию были значительно ниже, чем в Вятке: если пуд муки ржаной продавался здесь за 60 копеек – в городе в то время за 70-75 копеек. Когда за

фунт коровьего масла на ярмарке просили 15 копеек, в городе – 23-25, за десяток яиц – пятачок – в городе 9-10 копеек.

Вообще же значение ярмарки неразделимо зависело от религиозного настроения народа и почитания св.Николая Чудотворства и его образов (икон). Не будь этого крестьянского хода, то и ярмарки не могло бы существовать. Икона св.Николая имела важнейшее значение и влияние на судьбу вятского жителя не только в религиозно-нравственном, но и в промышленном и торговом отношениях.

^ 3.4. Тихоновская ярмарка.
Из воспоминаний Сысолятина Алексея (село Сорвижи, Арбажский район):

«Я живу в красивом, утопающем в зелени селе Сорвижи. Славятся Сорвижи единственной дожившей до наших дней русской народной традицией - Тихоновской ярмаркой в разгар лета.

В дореволюционной России ярмарки обычно приурочивались к

церковным праздникам. В Сорвижах ярмарка проводилась в Тихонов день — 29 июня, и поэтому получила название Тихоновская.

История православного праздника — Тихонова дня — началась с того,

что люди, живущие в этой местности на неплодородных землях, часто голодали

из-за неурожая, если кому-нибудь доставался кусок плодородной земли, другие этому завидовали и хотели получить ее себе. В результате происходили ссоры. Увидев это, Господь послал в помощь людям святителя Тихона, который явился им и благословил землю, чтобы она стала пло­дородной. И когда после благословения прошел год, земля дала такой урожай, какого не было никогда. С этих пор люди начали прославлять и благодарить Тихона за такое небесик чудо. С этим днём связана и такая примета: всё, что растет на огороде и в поле, должно быть посажено до Тихонова дня, иначе урожай будет потерян. С этого дня обыч­но начинают сенокос. А 28 июня, накануне Тихонова дня, съезжался честной народ в Сорвижи. Сюда ехали, шли с вечера, ночью, и к утру народу собиралось столько, что вполне можно было потеряться. Люди съезжались со всей округи: из ближних и дальних деревень, из соседних районов Оричевского, Верхошижемского, Котельничского, Иранского, Совет­ского, Тужинского.

На этой ярмарке можно было купить все: от самодельной спицы для вязания до шкатулки тонкой работы и изящных лакированных кринок, хромовых сапог, дамских ботинок на каблуке и гармошек двухрядок, сделанных мастерами-умельцами, а также товары промышленности. От церкви до магазина стояли телеги, а на них большие и маленькие бочонки с хрустящими холодными огурцами. На рубль наешься до отвала. Дальше располагались кустари. Глаза разбегались от гончарных изделий различной формы и окраски, корзин, плетений, бытового инвентаря. Рядом были веретена, крючки, спицы. Корзинами в основном торговали бережане, бураками славились Рой, телеги, плетюхи, кошовки, дуги делали в деревне Волки, хрустящие соленые огурцы привозили из деревни Уханы. Продавали грабли, вилы, литовки, деревянные ложки, лубни, корчаги, плошки, кадушки, бочонки, бочки, лапти. Да разве всего упомнишь и перечислишь! На всю ночь и весь следующий день хватало товару. Вечером, накануне гулянья, всюду слышно было гармош­ку, песни. Пляски начинались с Нагорской горы, постепенно спускаясь к селу: на берег реки, на веретее у почты, потом в центр клубной площади. Кружки, компании веселившихся толпились везде, и в каждой был свой гармонист. В начале XX века привозили разборные карусели. Накануне ярмарки карусели устанавливали на площади. Молодежь, дети катались день и ночь. А уж каким было зрелище, когда приводили ученого медведя! Толпа сразу же сгружала его, чтобы посмотреть, как он выполняет команды. Хозяин обходил зрителей и собирал деньги. Откуда-то приезжал слепой музыкант. Его песни нравились всем, особенно любили слушать дети. Так два дня шумела и гуляла ярмарка. Но все-таки основной ее целью была распродажа товаров, изготовленных народными мастерами округи. Ведь к 1939 году в Сорвижском округе существовало 32 деревни и проживали в них 4928 жителей. И каждая деревня славилась своими промыслами, умельцами, товарами, которыми выставлялись на Тихоновской ярмарке.

Одним из самых почитаемых был гончарный промысел. Наибольшее

развитие он получил в деревнях Шабуры и Севастьяне. В последней деревне проживала семья Лебедевых, в которой из поколения в поколение передавались секреты этого мастерства. Николай Михайлович Лебедев с детства обучался гончарному искусству. Начинал он с глиняных птиц-свистушек, которых нес на базар и умело продавал с шутками и прибаутками. И не иссякал круг покупателей и зевак вокруг него.

Большим спросом в то время пользовались сбруя и упряжь для лошадей. Ее изготавли­вал и продавал шорник Кислицын Александр Харитонович из деревни Новоселы. Все это можно было примерить сразу же на купленную здесь же, на ярмарке, лошадь. Племенных лошадей для продажи разводили в деревне Шарово.

Из деревни Лаврушонки везли бочонки, квашни, бадьи, шайки, сделанные руками Чистоусова Осипа Сидоровича.

Славилось мастерами деревня Большие Волки. Здесь проживали санники и кузнецы. А в соседней деревне Беляничи изготовляли плетюхи на сани, делали мебель, рамки для пор­третов, катали валенки и все это везли на Тихоновскую ярмарку. В деревнях на берегу Вятки жили мастера, которые занимались плетением корзин, лубней, изготовляли снас­ти для ловли рыбы. А уж мастера по изготовлению лаптей были в каждой деревне.

Поистине многообразны и разносторонни таланты вятских людей. Почти каждый житель деревни мог изготовить все необходимое для своего хозяйства. И в то же время были мастера, занимавшиеся редкими промыслами, — шорники, кузнецы, бондари, сапожники, гончары, санники. На сегодняшний день на территории Сорвижского сельского ок­руга осталось не больше десятка деревень, во многих из них проживают дачники. Поэтому и традиции Тихоновской ярмарки изменились. Нет былого размаха и веселья, да и товар продается тот, который можно купить на любом рынке или в магазине. Хотя мастера еще есть, и можно купить красивую корзину, грабли, вилы для сенокоса, которые по-прежнему пользуются спросом.

Именно эти ярмарки и считались самыми известными, крупными и популярными, они выходили на международный уровень торговли.

Алексеевская, Семёновская, Великорецкая Никольская, Тихоновская ярмарки считались самыми большими и популярными в Вятской губернии и имели не только местный, но и межрегиональный характер торговли. Они проходили на пересечение дорог, в крупных городах, а Великорецкая ярмарка проходила в период Великорецкого крестного хода. Почти все ярмарки проходили в середине осени, и к этому времени люди трудившиеся на земле могли «оценить» свой урожай и подумать, что в этом году не выросло и надо приобрести, а что выросло в избыток. И с этим избытком урожая идти на ярмарку торговать.

  1   2

Похожие:

Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconО проведении Первого Пасхального фестиваля-ярмарки
Первого Пасхального фестиваля-ярмарки Православной культуры мау щмр «Щелковский Районный Культурный Комплекс», Щелковское благочиние...
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconИван Иванович Шишкин Дата рождения: 13 (25) января 1832 Место рождения
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном...
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconПётр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе...
Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии. В 1852-1859...
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconXii международная научная конференция “Модернизация России: ключевые...
Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена XII международная научная конференция...
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconОбластная краеведческая конференция по теме поиска «Летопись Воронежских деревень»

Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconСекция «история» Ярмарки в Богучарском уезде в XIX веке. Научно-исследовательская работа
«Сельская новь» часто упоминаются ярмарки, которыми, по утверждению, авторов публикаций изобиловала Богучарская земля в прошлом....
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconГородская научно-практическая конференция исследовательских, проектных...
Городская научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги»
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconПсихосемантические методы диагностики мотивации человека
Автор: Коротких В. П. психолог, бизнес тренер уц «Вятской торгово-промышленной палаты»
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconРайонная краеведческая конференция «Моё Отечество» Муниципальное...
Приложение Дипломы об окончании Сортавальского сельскохозяйственного техникума
Xii городская краеведческая конференция “Отчий дом Ярмарки Вятской губернии. Автор работы iconИван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин родился на берегу реки Камы, в окружении густых хвойных лесов в небольшом городе Елабуга Вятской губернии. Отец...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница