4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник»




Скачать 152,48 Kb.
Название4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник»
Дата публикации21.10.2013
Размер152,48 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
4.4. А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» Повесть «Капитанская дочка»

Метод — реалистический. Жанр — роман.

История создания

Роман «Капитанская дочка» писалась на протяжении нескольких лет: с 1833 по 1836 год. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Стремясь к исторической точности, он тщательно штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине, встретиться с уча­стниками крестьянской войны 1773-1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

^ Историческую основу романа составляют реальные события крестьянской войны. Пушкин под­робно описал весь ход восстания: взятие крепостей, осаду Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи (Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II) и вымышленные персонажи (Гринев, Швабрин, Маша Миронова).

Сюжет

В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, на­писанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» при­нял невольное участие.

На семнадцатом году отец отправляет Гринева в Оренбург, наставляя служить верно « кому при­сягнешь», и помнить пословицу «береги платье снову, а честь смолоду». Подъезжая к Оренбургу, Гринев и его слуга Савельич попадают в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умету. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому» свой заячий тулуп.

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Гринев влюбляет­ся в их дочь Машу. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся, на дуэли Швабрин ранит Гринева, Маша ухаживает за раненым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринев пишет батюшке письмо, но отец запрещает Гриневу жениться.

Вскоре крепость захватывают мятежники во главе с Емельяном Пугачевым. Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комен­дант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и Гринева, но Пугачев милует его и отпускает. Чуть позже от Савельича Гринев узнает причину — атаман разбойников оказался тем бродягой, который полу­чил от него, Гринева, заячий тулуп.

Пугачев отправляется в Оренбург, где получает письмо от Маши. Он узнает, что Швабрин при­нуждает ее выйти за него замуж. Гринев обращается за помощью к военному коменданту и по­лучает отказ. В результате он освобождает Машу с помощью Пугачева. Машу в качестве невесты Гринев отправляет к своим родителям, а сам остается в армии.

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряженным от Пугачева в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение. Но Гринева спасает Маша, которая едет к царице «просить милости».

Тема

Историческая повесть «Капитанская дочка» — последнее произведение А. С. Пушкина, напи­санное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода — место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Таким образом, «Капитанская дочка» — многотемное произведение. Основной темой повести яв­ляется тема пугачевского бунта. Вторая тема (частная) — любовь разных поколений. В повести автор рассказывает о любви Марьи Ивановны и Петра Андреевича, Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича.

Композиция

Повесть построена в форме семейных записок. Такая форма изложения дала Пушкину возмож­ность провести через цензуру произведение, в котором основной (но не единственной) является тема крестьянской революции. В то же время историческая линия (восстание под предводитель­ством Пугачева) переплетается с частной (история взаимоотношений Гринева с с семьей Мироно­вых, с Швабриным и т. д.).

Важным композиционным элементом «Капитанской дочки» является сопоставление двух ми­ров: народного, во главе которого стоит Пугачев, и дворянского, возглавляемого Екатериной И. Между ними идет борьба, и главные герои «семейственных записок» — Гринев и Маша Мироно­ва — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим.

^ Историческая линия. До десятой главы действие подчинено углублению конфликта и демон­страции контраста между дворянским и крестьянским мирами. Первый раз представители этих двух лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачев и оренбургский генерал, начальник края. Вожатый — плоть от плоти народа, он кровно с ним связан. Генерал же оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринева, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дис­циплине». Однако, как вскоре становится ясно читателю, в Белогорской крепости не было ни службы, ни дисциплины. Это свидетельствует о том, что генерал имел весьма смутное представле­ние о своих подчиненных и о том, что творилось на вверенных ему территориях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачева, а в десятой — у генерала. Они также даны контрастно. У Пугачева — живое, свободное обсуждение, в результате которого принима­ется смелое, правильное решение. Совет у генерала нарисован сатирически, и на нем принято совершенно противоположное решение: «всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринев, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Гринев и генерал в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказав­шейся во власти Швабрина. Первый сам отправился в Белогорскую крепость выручать невесту. А генерал отказал ему в помощи. При этом речи и действия генерала были совершенно справед­ливы и обоснованны с уставной точки зрения. Дав Гриневу войска, он нарушил бы правила воен­ной теории; не дав их, он нарушает лишь требования человечности. Генерал вовсе не жесток: как человек он сочувствует Гриневу, но действует как чиновник.

Пугачев. В то же время, безусловно, нельзя говорить о том, что Пушкин идеализирует Пугачева, представляющего крестьянский мир. С одной стороны, предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX ве­ков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдаю­щиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как про-:того казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых че-

ловеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в на­роде всегда жила вера в «доброго царя». В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя». И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в сим­воличном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года», но зато пьет «живую кровь».

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализа­ции Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Он жестоко расправляется с теми, ко­го считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным. Неслучайно в повести изображена трагическая смерть родителей Маши Мироно­вой, убитых пугачевцами. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же спра­ведливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

В период работы над «Капитанской дочкой» Пушкин много размышлял над проблемой кре­стьянского восстания. Пушкин не верил в целесообразность восстания, возможность его успеха. Устами Гринева он называет его «бунтом бессмысленным и беспощадным». Неслучайно в оконча­тельной редакции романа на сторону Пугачева переходит не противник знати, а ее типичный, бес­принципный представитель Швабрин. «Старинный» дворянин Гринев, воспитанный в наиболее симпатичных Пушкину традициях своего класса, сберег собственную честь незапятнанной.

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправ­ляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к «дво­рянской» царице и спасает жизнь своего жениха. При этом вовсе не случайно там, где челове­ческая судьба Маши и Гринева оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. Так, с точки зрения дворянских законов Гринев действительно виноват в том, что обратился за помощью к бунтовщику Пугачеву, и заслуживает осуждения. Не случай­но приговор ему произносит не только дворянский суд, но и родной отец, который называет его «ошельмованным изменником». Показательно, что не позорная казнь, ожидающая сына, состав­ляет, по мнению Гринева-отца, бесчестие, а измена дворянской этике.

Но герои не погибают: их спасает человечность. Машу Миронову спасает Пугачев. Ему нечем опровергнуть доводы Белобородова: политические интересы требуют расправиться с Гриневым и не пощадить дочь капитана Миронова. Но он поступает так, как велят не политические со­ображения, а человеческое чувство. Судьба Гринева, осужденного, с точки зрения формальной законности дворянского государства, совершенно справедливо, в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «„Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?" — "Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия"».

Тема милости (милосердия) становится одной из основных для позднего Пушкина. Он включил в «Памятник» как одну из своих высших духовных заслуг то, что он «милость к падшим призы­вал». «Милость» для Пушкина — отнюдь не стремление оправдать деспотизм. Пушкин мечтает о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих отношениях. Поэт рас­крывает несостоятельность политических концепций, которыми руководствуются герои его повес­ти, следующим образом: он заставляет их переносить свои политические убеждения из общих сфер на судьбу живой человеческой личности, видеть в героях не Машу Миронову и Петра Гринева, а «дворян» или «бунтовщиков». В основе авторской позиции лежит стремление к политике, ко­торая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отноше­ния политическими, а превращающий политику в человечность. Но Пушкин — человек трезвого

политического мышления. Утопическая мечта об обществе социальной гармонии им выражается не прямо, а через отрицание любых политически реальных систем, которые могла предложить ему историческая действительность: самодержавных и демократических. Поэтому так очевидно стрем­ление Пушкина положительно оценить те минуты, когда люди политики, вопреки своим убеж­дениям и «законным интересам», возвышаются до простых человеческих душевных движений.

Русское общество конца XVIII века, как и современное поэту, не удовлетворяет его. Ни одна из социально-политических сил не представляется ему в достаточной степени человечной.

^ Частная линия. В произведении, как уже было сказано, соединяются две линии: историческая и частная. В повесть, помимо крестьянского восстания под предводительством Пугачева, вклю­чается повествование об истории любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Постепенно главной героиней романа ста­новится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.

^ Маша Миронова. Семья Мироновых — простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естествен­ностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает: Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице.

Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто да­лось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помог­ли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями.

Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша во­преки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев — Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, — в со­гласии с нравственной логикой.

^ Гринев и Швабрин. Одна из центральных тем повести — тема чести и бесчестия. Реализация этой темы прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

Это молодые офицеры. Оба служат в Велогорской крепости. Гринев и Швабрин — дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако друзьями герои не стали. Одна из причин неприязни — Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества геро­ев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести. Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Он с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною ду­рочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке и т. д. Но главное преступление Швабрина в цепи его постоянных низостей — это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры.

Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, тот должен был поцеловать ему руку, то есть признать в Пугачеве царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает

«испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» про­тив него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»), Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Поэма «Медный всадник»

Метод — реалистический. Жанр — поэма.

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и при­несло страшные разрушения городу.

Сюжет

Произведение открывается «Вступлением», в котором славится Петр Великий и его «творенье» — Петербург. В первой части читатель знакомится с главным героем — чиновником по имени Ев­гений. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаю­канный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Однако очень скоро погода портится и весь Петербург оказывается под водой. В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва сидит неподвижный Евгений. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Когда вода спадает, Евгений обнаруживает, что Параша и ее мать погибли, а их дом разрушен, и лишается рассудка. Спустя почти год Евгений живо вспоминает наводнение. Случайно он ока­зывается у памятника Петру Великому. Евгений в гневе грозит памятнику, но вдруг ему кажет­ся, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. Всю ночь несчастный мечется по городу, и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду.

Герои

В произведении «Медный всадник» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Петр I. Начиная со второй половины 1820-х годов, Пушкин ищет ответ на вопрос: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он художественно исследует личность и государственную деятельности «царя-реформатора» Петра I. Тема Петра была для Пушкина болезненно-мучительной. На протяжении своей жизни он не раз менял отношение к этому эпохальному для русской истории образу. Например, в поэме «Полтава» он славит царя-по­бедителя. В то же время в пушкинских конспектах для труда «История Петра I» Петр выступает

не только как великий государственный деятель и царь-труженик, но и как самовластный деспот, тиран. Художественное исследование образа Петра Пушкин продолжает и в «Медном всаднике». Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Карти­на, на фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна. Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного сол­нца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балти­ки — это необходимо для процветания страны:

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведе­ния Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному гра­ду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой — Петр-самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где он восхищается Петром и Петербургом, уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Евгений. Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы кар­тиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого клад­бища». Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («малень­кий» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана».

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом исто­рии, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Как же разрешает Пушкин этот конфликт?

Мнение критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека и становится на сторону Петра, так как пони­мает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной и полагают, что симпатии автора целиком и полностью на стороне «бедного» Евгения.

Наиболее убедительной представляется третья версия: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности. Не случайно противоречиво, неоднозначно изобража­ется не только Петр (великий реформатор и жестокий тиран), но и Евгений (с одной стороны, мелкий чиновник, с другой — человек, поднявший руку на «строителя чудотворного»). Эта двойственность образов свидетельствует о трагической неразрешимости центрального конфликта произведения.

Похожие:

4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconРусская литература
Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава", "Медный всадник", "Борис Годунов"
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconЧто читать летом
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Сказка о золотом петушке», «Медный всадник», «Борис Годунов»
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» icon8 класс основная общеобразовательная школа при посольстве россии...
Жуковский В. А. Баллады Пушкин А. C. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава", "Медный всадник"
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconРассказы на выбор. А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Медный всадник....
В. М. Шукшин. Роман «Я пришел дать вам волю…», «Дядя Ермолай» и другие рассказы на выбор
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconПушкин Поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения...
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconН. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» ( 2-3 на выбор). Н....
А. С. Пушкин. А. С. Пушкин. «Повести Белкина, поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого»
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconИсторическая мысль в поэме «Медный всадник»
Но «Медный всадник» поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта...
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» iconКниги – юбиляры-2013
«болдинской осени» Александра Сергеевича Пушкина. За этот период была завершена «История Пугачева», «Песен западных славян», «Сказка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница