Жировицкий Свято-Успенский монастырь




Скачать 440,06 Kb.
НазваниеЖировицкий Свято-Успенский монастырь
страница1/4
Дата публикации20.08.2013
Размер440,06 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3   4
     СОДЕРЖАНИЕ:   Жировицкий Свято-Успенский монастырь –  сердце духовной жизни Беларуси. http://krinica.temp.edu.by/sm_full.aspx?guid=6763

Чудотворная икона Божией Матери, ее история.

Православие на Западной Руси. 

“Жить во славу Божию…” – имена и судьбы людей, которыми славится история монастыря. Святая обитель сегодня.

 

СЕРДЦЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ БЕЛАРУСИ 

 

      Слонимская земля, изобилующая пышной зеленью и яркими красками, с холмами и пригорками не может не впечатлить человека, впервые на нее ступившего. Невольно на ум приходит сравнение: как в раю! А когда еще в 12 километрах от города вы увидите сверкающие на солнце золотые купола с крестами, непременно утвердитесь в мысли, что Небесное совсем рядом.

    Обрамленная, словно кусочками неба, голубыми озерами, на холмах возвышается Свято-Успенская Жировицкая обитель. Неведомая сила -- ласкающая, умиротворяющая влечет туда, где будто соприкасаешься с Вечностью, где живет красота смысла и истины человеческой жизни, та неопалимая купина, которая горит неугасаемым духовным огнем, огнем очищения человеческой души. 

    Свет Небесный, озаряющий темное бытие мира, исходит от этих одиноких избранников Божиих, от иноков. Он струится из пустынных монашеских келий, где в огне внутренних борений и тайного плача дух человеческий преображается действом Божественным -- земной человек превращается в небесного.

   ”^ Свет монахам – Ангелы, свет мирянам -- монахи”, -- писал св.Иоанн Лествичник. И действительно, рядом с этими таинственными для мирян людьми в черном облачении будто начинаешь слышать неповторимую симфонию Горних миров и светлеешь сердцем: робкая, вечно сомневающаяся человеческая душа поднимается до неведомых ранее высот.         

      Именно за этим спешат в Жировицкий монастырь многочисленные паломники, вверяя себя покрову Пречистой Девы Марии. Она обязательно поможет найти главное -- обрести себя в этом мире и, если к тому есть ваше стремление, себя не потерять.  

      Поспешим же поклониться образу Ее, запечатленному в чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери -- святыне Белой Руси.

^ ИСТОРИЯ  ЧУДОТВОРНОЙ ЖИРОВИЦКОЙ   ИКОНЫ

 

     Когда-то в древности здесь был густой, дремучий лес, принадлежавший православному вельможе Солтану. В 1470 году пастушки, пасшие близ него стада, вдруг заметили необычайный свет, исходивший от маленькой иконы, что находилась в гуще ветвей дикой груши. Это была икона Божией Матери. С благоговением принесли они ее своему хозяину. Но боярин не придал случившемуся особого значения и положил икону в ларец.

    На другой день, принимая гостей, вельможа Солтан вспомнил о необычной находке и захотел похвалиться обретенной иконою. Он открыл ларец, но ее там не оказалось…

    На следующий день пастушки вновь увидели образок Матери Божией на прежнем месте, на груше! Потрясенные, упали они в молитве на колени, понимая, что перед ними Святыня. С благоговением, во второй раз отнесли они икону своему боярину, который сейчас уже поспешил на место ее явления. Здесь же дал он обет построить в Жировицах храм в честь Пресвятой Богородицы.

    И действительно, вскоре был построен деревянный храм, а весть о явлении образа Божией Матери быстро разнеслась по окрестности. Стали стекаться на поклонение к иконе богомольцы. Многие так и оставались в Жировицах, обосновываясь семьями под покровом Пречистой.

     Получая пищу духовную, и телесно прожить здесь можно было не голодая: пастбища были богатые, а земля плодородной. Кстати, считают, что название “Жировицы” и произошло от “жирных” пастбищ.

                            

^ Второе явление чудотворной иконы

 

     В начале ХVI века в Жировицах случился пожар -- сгорели деревянный храм и почти все селение, сохранилась только церковная школа, построенная для обучения грамоте крестьянских детей. Но самое печальное было для людей то, что исчезла икона Божией Матери, и все поиски ее не имели успеха! Сколько было выплакано слез, сколько молитв в простоте сердец вознесено к Пресвятой Богородице, пока однажды дети не увидели Ее, стоящую на большом камне в дивном сиянии …

    Когда сбежались люди, на камне осталась только икона с горящей рядом свечой. Матерь Божия услышала молящихся Ей и Сама, из Божественных рук Своих, передала для почитающих Ее образ Свой.

    Это событие считается вторым явлением чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу, был тут же огорожен, и в 1672 году над ним возведена церковь в честь Рождества Божией Матери. Теперь это Явленская церковь.

    Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста построена в 1769 году. Под сводами и на стенах храма – история страданий, крестной смерти и погребения Христа Спасителя. От дверей храма до самой его середины ведут 30 ступенек. На каждой из них, в кивотцах, за стеклом помещались мощи святых Божиих Угодников. На коленях, прикладываясь к святыням, входили люди в храм. Сейчас эти мощи помещены в Кресте, который находится в Свято-Успенском соборе.               

    Когда возник монастырь на Жировицкой земле, история умалчивает. Известно только, что в XVI веке он, со многочисленной братией, известный строгим подвижничеством, уже существовал.

   Можно только благоговеть и безмолвствовать перед тайной монашества, заключающей в себе тайну Православия. “^ С тайной Восточного монашества неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира, -- писал Оптинский старец Варсонофий. – В нем сокрыта тайна “конца”. С исчезновением монашества исчезнет и христианство. С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир – приидет конец его”.

     Кто не понимает монашества, тот не понимает и христианства. Кто ненавидит монашество, тот ненавидит Христа, хотя и считает, что верует в Него. Такая вера не спасительная, не православная. Она еретическая, сектантская, антихристианская.

     В мире нашем грешном происходит вечная борьба между добром и злом, правдой и неправдой. Неудивительно, что история почти у всех православных монастырей нелегкая, а зачастую и трагическая. Особенно ожесточается враг на те обители, где хранятся святыни.

 

^ СУДЬБЫ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАПАДНОЙ РУСИ 

 

        Западно-русская митрополия в Литовско-Польской Руси в XIV-XV веках находилась в сложном положении. Отделенная от Москвы, она могла опираться только на свои силы. И хоть, cкажем к примеру, в одном Новогрудском воеводстве к середине XV века насчитывалось 650 православных церквей, за католичеством стояла польская корона и средства государственного давления. Латинские епископы по своему положению были “панарадцами”, т.е. членами рады сената, куда, как правило, не допускался православный епископат. Городельское постановление 1413 года указывает, что на высшие государственные должности могли назначаться только лица римо-католического вероисповедания. Запрещалось даже строительство православных храмов, которые впоследствии стали открыто отбирать у православных. http://krinica.temp.edu.by/sm_full.aspx?guid=6773

     Жировицкий монастырь не исключение. Из рук в руки передавали Жировицкое имение (а значит, и монастырь) правящие помещики, пока не водворилась уния в Западном крае. Православные монастыри и храмы стали реорганизовывать. Особенные надежды возлагались на Жировицкий монастырь, который, благодаря почитанию чудотворной иконы Божией Матери и большому стечению богомольцев, мог бы успешно совращать православных в католичество. Иезуиты пошли на хитрость: чтобы силой не принуждать народ к римской вере, решили объявить унию, т.е. соединить православие с католицизмом.

       В 1596 году в Бресте состоялся Собор Западно-русской Церкви, на котором была подписана уния, несмотря на полное нежелание православного населения. Уния предусматривалась как стадия перехода к католичеству.

                           

УНИАТСКИЙ ПЕРИОД

 

      После Брестского Собора на исконно православных землях уния стала насаждаться открыто.

      Жировицкий монастырь был занят Орденом базилиан -- одним из многочисленных орденов католической церкви. Этот орден должен был способствовать скорейшему проникновению унии во все слои Западного края. Иезуитский дух и направление делали его обособленной, сильной организацией, которая руководила всей униатской церковной жизнью.      

      Первым архимандритом в униатский период в Жировицах стал Иосафат Кунцевич. Изувер и фанатик, он не останавливался ни перед какими мерами, стремясь всех перевести в унию. За свою непомерную жестокость он был прозван “душехватом”. Движимый ненавистью, Кунцевич стал жестоко преследовать православных, осмелел даже до того, что просил самого короля закрыть православные церкви, а православных… топить, резать, вешать, жечь на костре.

        Чему удивляться? Сам папа Урбан III в письмах своих советовал королю “не удерживать своего меча от крови еретиков”, т.е. православных. Голос “рубить схизматиков” раздавался в то время и со стороны митрополита Рутского, и со стороны папского нунция, и партий латинской и униатских.

      Что же до Кунцевича, то он не оставлял в покое даже мертвых! Так, в Полоцке он приказывал вырывать из могил тела недавно умерших православных и отдавать их на съедение собакам…      

        Униатский период длился с 1613 по 1839 годы. Сколько горя и скорби, величия и мужества вместил он! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверского разрушения духовной святыни народа.

        История униатского периода напоминает историю гонения первых христиан. Вера и обряд, пост и молитва, церковный чин и подвижничество, братолюбие и нравственность – все, составляющее внутренне гармонический, освященный Преданием путь ко спасению, – все становится ненужным униатам. Изменяется церковный устав, в православном монастыре вводятся чисто латинские праздники, в храмах во время службы звучит музыкальное сопровождение.

       Жировицкая обитель отстраивается, украшается, земное благолепие становится более важным, чем монашеское служение. Нужно сказать, что внешне базилианцы обставляли богослужения необычайной пышностью. По праздникам и в канун их на баллюстраде монастырской колокольни помещался оркестр, который играл как духовную, так и светскую музыку.   

        Каждое открытие и закрытие чудотворной иконы специальными портьерами сопровождалось трубными звуками, колокольным звоном и гудением бубнов. Готовилась коронация Жировицкой иконы Божией Матери.

 

 

КОРОНОВАНИЕ ИКОНЫ

 

            В практике Римо-Католической Церкви коронование иконы означает примерно то же самое, что и канонизация по отношению к святым, т.е. формальное признание данной иконы чудотворной.

           К коронации иконы, а она состоялась 8 сентября 1730 года, на средства магнатов были сооружены шесть триумфальных арок. “Щедростью издержек, величием структуры, изяществом, разнообразием художественной разрисовки, остроумным расположением надписей и лемматических изречений не только зрение, но и мысль услаждали, и не только услаждали, но поражали и исполняли изумлением, ибо при их созидании, казалось, соперничали в благочестии меценаты, дабы превзойти друг друга при торжестве Марии…” – писали “Гродненские епархиальные ведомости” (1901г, с.346).

           Арки своими картинами, символами и надписями должны были, в первую очередь, наглядно изобразить преданность ордена базилианцев Папе, королю и шляхетству.

           Сам Успенский собор, в котором находилась икона Божией Матери, сиял роскошеством убранства. Стены и колонны храма были задрапированы персидскими коврами, шитыми золотом и серебром, дамасскими и другими роскошными тканями. В середине храма, с потолка спускались две изящные короны, составленные из 48 лампад. На западной стене, над хорами висели четыре огромных портрета Пап: Бенедикта XШ и Климента XII, короля Польши Августа II и кардинала Альбани. А в главном алтаре, на иконостасе возвышалась литая из серебра, величиной в человеческий рост статуя… Иосафата Кунцевича

      В день коронации иконы народу прибыло множество. Только вот ночь была тогда холодная и непогодливая…

      Да, Матерь Божия была почитаема. Но такого ли почитания Она ждала от людей? Нет, не внешнего благолепия, а внутреннего, сердечного покаяния, благочестивой жизни в вере, стремлении к любви. Любви к Богу и ближнему…

 

^ ВОЗВРАЩАНИЕ В ЛОНО ПРАВОСЛАВИЯ

 

         Во времена правления Екатерины II базилиане потеряли свое былое могущество: польские дворяне лишились права поступать в базилианский орден. Постриги разрешалось совершать только над теми, кто свободно владел славянским языком и знал чин греческого богослужения. Императорским указом предписывалось воспитывать юношество “отнюдь не в католическом духе”.

          Павел I, взойдя на престол, подпал под влияние иезуитов, настолько сблизился с ними, что они проникли даже во дворец и сделались советниками и друзьями императора. В 1798 году под их напором он издает указ о подчинении Униатской церкви Римо-католической коллегии, находящейся в Петербурге.

         Последствия для униатов были неутешительные: римо-католическая коллегия тут же воспользовалась случаем расширить свое влияние за счет униатской церкви. По всем областям России рассыпались католические ксендзы и повели пропаганду в пользу латинства. Они совращали униатов и православных в католичество, пока в 1799 году императорским указом Павла I под страхом строгой ответственности им это не было запрещено.

     После смерти Павла I вся деятельность императора Александра I, человека мягкой души, была направлена ко благу подданных без различия национальностей и вероисповеданий. Латинизация на Руси возобновилась. Униатская же церковь изо всех сил отвоевывала свою самостоятельность и независимость от пытающегося ее подмять католицизма.

   В истории униатской церкви XIX века заметна фигура митрополита Иосафата Булгака – поборника полной независимости базилианского ордена от епископского надзора. Особенно он заботился о процветании Жировицкого монастыря, в котором находилась его резиденция. Иосафат Булгак был избран заместителем президента “Библейского общества”, председателем которой был известный масон, князь Александр Николаевич Голицын. Многие базилианцы, стремясь завоевать могущественную поддержку, вступили в члены масонской организации.

    Униаты не ладили с базилианцами, которые привели унию к полному слиянию с католичеством. Многие стали понимать нежизнеспособность самой унии, началось движение возвращения в лоно Православия. Это движение возглавил архиепископ Иосиф Семашко, который после смерти Иосафата Булгака был назначен Управляющим Литовской епархии.

   Стало возвращаться строгое соблюдение греческого обряда в богослужениях, был освобожден Жировицкий монастырь от всех атрибутов костела, постепенно стал возвращаться православный дух в святую обитель.

    Удивительна судьба Иосифа Семашко. Униатским священником был его дед, униатами были и родители. Жили они неподалеку от православной церкви и, хотя сами ее не посещали, по воскресным дням и по праздникам посылали туда на службу своего сына. Это и дало свои плоды, хоть и не сразу. Закончив Главную семинарию при Виленском университете, пропитанную польско-католическим духом, Иосиф Семашко тем не менее вскоре принялся за изучение русского языка. Работая в Департаменте в Римо- католической коллегии в Петербурге, он узнавал то, что сокрыто было от многих, читал духовную литературу, встречался с думающими людьми.

        В конце концов Иосиф Семашко пришел к выводу, что только Православие сохранило чистоту и неприкосновенность Апостольской Церкви, что церковь Униатская стоит на ложном пути. Сравнивая богослужения, он поражался страшному запустению в церкви униатской. Только возвращением в лоно Православия, к вере предков, можно выжить и спастись! – к такому твердому выводу пришел будущий архипастырь.

       Известный церковно-общественный деятель, человек тонкого, проницательного ума, необычайной энергии, он сумел сплотить вокруг себя прекрасный коллектив единомышленников, людей пламенной веры и глубокого понимания судеб русского народа

        В 1827 году в Жировицах была открыта духовная семинария по образцу Петербургской семинарии. Преподавание велось на русском языке, по учебникам для православных семинарий. Так постепенно в семинарии меняется духовная атмосфера, она преобразуется в православную.

      ^ Первый ректор семинарии (до 1840 года) архиепископ Антоний Зубко сумел наладить работу духовной семинарии по высокому образцу. Он был ближайшим помощником и соратником преосвященного Иосифа.

Жировицы становятся духовным оазисом в Западном крае. Сам архиепископ Иосиф так говорил об этом: “Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлиемский для рождения от Пречистой Девы Единородного Сына Своего, избрал и для обновления Литовской Церкви не блестящий град, а смиренный уголок, находившийся под особым покровительством Матери Божией, прославленной в чудотворной иконе Жировицкой. Здесь благодатью и предстательством Небесной Владычицы преобразились мы верою, возвратясь к сообществу с нашей родной Матерью – Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновя чувства родственной любви к великому нашему Русскому племени и Русскому Отечеству. И это было делом не более 10 лет

       Всего за десять лет все вернулось на круги своя! И это после нескольких столетий насильственного насаждения народу чуждой ему веры и культуры!

   Духовная семинария просуществовала до 1845 года -- Литовское епархиальное управление и Литовская семинария были переведены в Вильну.
  1   2   3   4

Похожие:

Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconМонастырь Цыпова
Самый большой скальный православный монастырь в Молдове и один из наиболее крупных в Европе находится в Цыпово – это Успенский скальный...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconС. Есенин [1] Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconСреднего образования «Православная школа»
В осенние каникулы наша семья посетила Свято-Иоанновский женский монастырь Санкт-Петербурга. В нем покоятся мощи святого праведного...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconСанаксарски монастырь
Первое место, куда прибыла наша группа – Санаксарский мужской монастырь в Мордовии. Устроители Санаксарской обители это, прежде всего...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconЭлектронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета...
Аверкий, Архиепископ Сиракузский и Троицкий. Руководство к изучению священного писания нового завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconПрограмма курса «Культура Прикамья»
Программа предназначена для учащихся старшей школы (9-11 класс), рассчитана на 16 часов. Курс состоит из теоретической и практической...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconРайонный конкурс исследовательских краеведческих работ участников...
Белгородская область, г. Валуйки, ул. Степана Разина, д. 10, телефон (47236) 3-18-86, электронный адрес: valsoch1@mail ru
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconЗадачи: Рассмотреть историю появления иконы Божьей Матери «Тихвинской»...
Основные понятия: «Икона Божьей Матери Тихвинская», Богородский Успенский мужской монастырь
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconКонкурс проводится в 1 этап. Участники конкурса готовят и представляют...
Дзержинского Московской области, литературное объединение «Угреша» им. Я. В. Смелякова, Московская областная благотворительная организация...
Жировицкий Свято-Успенский монастырь iconПонедельник: 11. 00 – сбор группы в вестибюле гостиницы
Для кого из царских особ строился монастырь? Кто из известнейших персон монашествовал здесь? Как появилось Новодевичье кладбище?...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница