Название образовательного учреждения




Скачать 136,03 Kb.
НазваниеНазвание образовательного учреждения
Дата публикации12.04.2013
Размер136,03 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > История > Реферат
«Родословие – 2011»

Автор: Мащенко Даурия

Класс: 11

Название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края

Населённый пункт: село имени Полины Осипенко муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края

^ Тема работы: «История моих предков - это история моей страны»

Руководитель: Тюгун Татьяна Валериевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, 682380 Хабаровский край, район имени Полины Осипенко, село имени Полины Осипенко, улица Будрина, 6

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Генеалогия как наука………………………………………………..4

Глава 2. История моих предков - это история моей страны………………..6

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы и источников…………………………………………...13

Приложения…………………………………………………………………...14


Введение

Выбор темы данной работы обоснован тем, что на сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы:

1) ценности семьи, укрепления родственных и семейных отношений, уважения и бережного отношения к старшим поколениям;

2) проблема долга и ответственности молодого поколения перед семьей, перед представителями старших поколений;

3) проблема самопознания, социализации молодого поколения и самоопределения в обществе.

    Эти проблемы необходимо решать, а решать их можно, изучая родословную семьи; ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома, с жизненного пути старших поколений, которые являются живой историей нашей Родины. Читать и знать эту историю обязаны мы, внуки. Знание родословной семьи помогает подростку познать самого себя, определить задатки способностей, талантов, заложенных в нём генетически, дает возможность правильно построить траекторию своего развития.

Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. Именно в семье формируются основные стереотипы поведения, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья детей. Дети и подростки, познавая своих предков, свою родословную, познают себя, как частицу рода. У них формируются чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, дети начинают понимать, что их родословная - это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В подростковом возрасте дети уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».

Данное исследование актуально, так как в современном обществе, где ослабевают или вовсе рвутся родственные связи, где родственники практически не общаются, знание своей родословной, своих «корней» становится необходимостью для воспитания патриотизма и нравственности.

Цель работы: исследовать родословную династии Суриковых, первопроходцев Приамурья, от истоков до современности.

Задачи:

  1. Исследовать и изучить родословную семьи Суриковых.

  2. Проследить связь судьбы рода Суриковых с событиями в истории России.

  3. Составить родословное древо семьи.

Основными источниками при написании данной работы являются фотоальбомы и сохранившиеся документы семейного архива, книги, воспоминания некоторых представителей рода Суриковых.

Объект исследования: история семьи Суриковых от её истоков до современности.

В качестве предмета исследования были выбраны следующие вопросы:

  1. Истоки появления рода Суриковых в Приамурье.

  2. История семьи Суриковых, начиная с 1860 года.

  3. Сопоставление фактов истории рода Суриковых с историей России и историей Дальнего Востока.

Научная и практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что история семьи неразрывно связана с историей страны. Научная работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


^ Глава 1. Генеалогия как наука.

Каждый из нас – это звено в общей цепи поколений, связанных кровным родством. Чем больше родни, тем богаче человек.

Семью составляют ныне живущие родственники: дети, родители, бабушки и дедушки. Несколько семей объединяются в род, куда входят ещё предки, жившие задолго до вас и ваших родителей. История рода описывается родословной. На греческом языке это слово звучит как генеалогия.

В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

В России родословные появились в конце XV века. Иван Грозный, прежде чем начать переговоры с другими правителями, выяснял их родословную.

Со временем составлением и оформлением родословных древ стали заниматься специально подготовленные люди, их называли герольдами. В Российской империи, начиная с XVI-XVIII вв., создан специальный Геральдический приказ, позже департамент, который существовал до 1917 г. Это учреждение было официальным органом, куда передавали генеалогическое древо, чтобы закрепить свое привилегированное положение. Кроме того, создавались различные генеалогические общества во многих городах.

К сожалению, сейчас не все люди могут правильно отобразить и составить родословное древо. Поэтому, как и в старину, создаются специальные общества, отдельные организации и лица, которые занимаются составлением, оформлением генеалогических древ и родословных.

Само же генеалогическое древо оформляется несколькими способами. Большинство людей составляют родословное древо «вручную». В виде генеалогической таблицы, которая эффективна при большом количестве лиц и генеалогических схем, которые эффективно отображают не очень большие генеалогические древа.

Генеалогические схемы могут вести роспись рода по восходящей или по нисходящей линии, а также существуют круговые схемы. Но такие схемы удобны только при маленьких генеалогических росписях.
Основатель рода помещался внизу (он был как бы корнем родового дерева). На стволе располагались прямые потомки, а на ветвях - более дальние родственники. В рисунке использовался цвет. Имена замужних женщин изображались на лиловом фоне, незамужних - на синем. Мужчин, имевших детей,- на жёлтом, не имевших - на красном, умерших родственников – на зелёном фоне.

Есть ещё одно красивое слово для обозначения семьи - династия. Это представители одной семьи, занимающиеся одним делом, одной профессией. Для того чтобы семью называли династией, важно не только то, что несколько её поколений занимаются одной профессией. Важно, чтобы в семье существовали хорошие традиции, преданность своему делу, взаимное уважение.

Существуют специальные компьютерные программы, составляющие генеалогическое древо. Например, «Genealogia», русские программы «Генеалогия» и «Древо жизни» (они позволяют вводить отчество). Они, правда, не бесплатные, пробные версии ограничены либо по времени, либо по числу персон в древе.

Несмотря на кажущуюся легкость оформления генеалогической схемы, это довольно непростой труд, и неподготовленному человеку можно легко запутаться.
К тому же, составление генеалогического древа требует знаний и умений работы с архивными материалами, что также требует определенных знаний и умений. Иногда много времени занимает работа по поиску информации в архивах.

Генеалогия, невзирая на возможные трудности и затраты, довольно-таки увлекательная и интересная наука, помогающая узнать свое прошлое и предвидеть будущее своей семьи.
^ Глава 2. История моих предков - это история моей страны

Первопроходцы пришли босые,

Топором, прорубая путь,

Не забудь их, моя Россия,

Добрым именем помянуть!

П. Комаров

Согласно Нерчинскому договору огромное пространство, расположенное к югу и востоку от верховьев реки Уды и по Амуру, осталось неразграниченным с Китаем. Летом 1849 года при активной поддержке генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьёва была совершена экспедиция капитан-лейтенанта Г.И.Невельского на транспорте «Байкал» в устье Амура для его исследования. 20 мая 1854 года первая амурская сплавная экспедиция приблизилась к месту древнего Албазина, города, основанного первыми русскими на Амуре. Внутри крепости виднелись следы бывших жилых зданий. Вся местность поросла высокою травою, сосной и лиственницей. На другой день экспедиция продолжала свой путь. Так началось второе заселение русскими Амура, так начиналось возрождение Албазина.

К осени 1857 года на Северном Амуре казаками 2-й конной бригады забайкальского казачьего войска были основаны несколько посёлков и станиц. Албазинская станица была заселена в течение 1858-1859 годов в несколько этапов. С введением в 1872 году общественного самоуправления в Амурском казачьем войске Албазинская стала центром станичного округа.

В 1860 году казак Суриков Федот переселился из Забайкалья на Амур в составе Горбиченской сотни. До этого он жил на реке Горбица (впадает в реку Шилка) Читинской области. Переселенцы строили дома, хозпостройки, несли охрану границ с Маньчжурией, сеяли хлеб. Нелегко приходилось первопроходцам, но жизнь брала свое. На новых землях рождались дети. Так и у моего прапрадеда Федота и прапрабабушки Хавроньи родилось семеро детей. Все выросли и остались жить на амурской земле.

В албазинской земле династия Суриковых знаменита. В годы гражданской войны под красными знамёнами сражались Николай Григорьевич, Николай Андреевич, Даниил Иванович, Михаил Федотович, Александр Григорьевич, Иннокентий Миронович, Дмитрий Данилович, Прокопий Андреевич, Андрей Иванович… Павел Иванович погиб под легендарной Волочаевкой.

Суриковы вместе с другими односельчанами отстаивали Советскую власть, строили новую жизнь. В 1919 году на общее собрание был вынесен вопрос, какую власть признать; казаки ответили на него однозначно, удалив с собрания богатеев. В 1920 году в Албазине проходит первый съезд Советов, избирается исполком. И когда в разгар уборки на соседнюю пристань Джалинда пришли пароходы с продовольствием для Забайкальского фронта, казаки прекратили работы на полях и все как один вышли на разгрузку…

Суриковы создавали первую коммуну – товарищество по совместной обработке земли, первыми вступили в 1930 году в колхоз. Многие представители династии участвовали в великой отечественной войне. Среди пятидесяти земляков, не вернувшихся с фронта, - Николай Данилович и Иннокентий Николаевич Суриковы. В честь тех, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом, установили албазинцы на высоком амурском берегу памятный обелиск…

Прадед Иннокентий Федотович (1905 г.р.) женился на Зенковой Зое Львовне (1907 г.р.), и у них родилось шестеро детей, младший Виктор родился в 1941 году. Началась Великая Отечественная война и прадеда забрали на войну. Сколько лишений перенесла бабушка Зоя, но детей на ноги подняла. С детства все были приучены к труду. Рыбачили, ходили на охоту, занимались домашними делами, пахали поля. И жили все в Албазино, помогали друг другу. Иннокентий Федотович в строгости воспитывал своих детей. Прадед работал бригадиром в колхозе. Был уважаем односельчанами. Любил с удочкой посидеть на речке. Сыновья работали в Албазино, сначала в колхозе, потом на МТС, затем в совхозе. Геннадий и Владимир - водителями, Виталий - трактористом. Виктор женился на горожанке и уехал жить в город Сковородино. Валентина и Мария работали на разных сельскохозяйственных работах.

Сейчас в живых осталось трое Виталий, Мария и Виктор, у которых уже есть свои правнуки. Ну а потомки Федота и Хавроньи «разлетелись» по всей России. Но не забывают друг друга, маме часто и звонят и пишут двоюродные сёстры, братья, племянники, сопереживают, когда горе, и радуются, если у кого всё хорошо.

Мы радовались, когда дядя Одиссей закончил школу в Тынде с золотой медалью. В дальнейшем закончил Морскую академию во Владивостоке. Несколько лет ходил на сухогрузе по морям с интернациональной командой. У него очень много фотографий со всех уголков земли. Сейчас у него своя фирма в Москве, а живет в Жуковском. У них с женой Марией двое детей Роберт и Эмилия. Родители Одиссея переехали из города Тынды в город Орел. Брат Одисея Ярослав закончил школу с серебряной медалью, закончил сельскохозяйственную академию. Живет в городе Москве. Тетя Нина живет в поселке Усть – Большерецке Камчатского края. Работает в рыбоохране, была награжден нагрудным знаком «Почетный работник органов рыбоохраны России». У нее тоже два сына и внучка.

Радуемся, когда печатают в прессе стихи нашего дальнего родственника Олега Шарикова. Он жил в Албазино, служил в пограничных войсках.

Земляника.

Ласковые белые цветы,

Хороша, как богиня Ника,

Вдоль границы раскидала ты

Маскхалатом белым, земляника.
Удивляясь собственной судьбе,

Ты притихла под колючей тенью.

Не судьба быть сорванной тебе,

Не судьба горячим стать вареньем.
Подвенечный белый твой наряд

Вдоль тропы извилистой и дикой

Только пограничников наряд

Один лишь видит, земляника.
Разудалой рыжей головой

Что ж к земле ты низко так повисла?

На полоске на контрольно-следовой

Ох, цвести не надо, земляника…

(газета «Амурская звезда», 1980 год)

Мой папа, Мащенко Виктор, (1959 г.р.) был дважды награжден нагрудным знаком «Отличник пограничной службы 3 степени» в 1999 и в 2002 году. Мама, Сурикова Галина, (1959 г.р.) долго работала заведующей сельской библиотекой, была депутатом, председателем женсовета. Имеет много почетных грамот. Родители познакомились и поженились на 4 курсе строительного техникума города Благовещенска. После учебы поехали жить в Албазино. Держали большое хозяйство: свиней, лошадей, коров. Папа работал прорабом в совхозе «Албазинский». Под его руководством были построены двухэтажная кирпичная школа, музей, Дом культуры, много жилых домов. Старшие братья живут в Амурской области, работают водителями. Старший Александр - в районной администрации, а Михаил - в ЖКХ. Сама я учусь в 11 классе. У меня семеро племянников.

Мой дед говорил, что мы «осколки казачества». Того казачества, что защищали восточные рубежи России и про кого не забывают потомки. На моей малой родине в Албазино есть краеведческий музей, в котором хранится альбом династии Суриковых, где собраны фотографии, воспоминания уже всех потомков Федота и Хавроньи. Хранятся награды Иннокентия Федотовича, который вернулся с войны только в 1947году.

По линии бабушки Маши мои предки переселились на Дальний Восток в начале коллективизации из Сибири. Тоже непростая судьба работящей и многодетной семьи. У прабабушки было четверо братьев и две сестры. Жили, работали в деревне в Омской области. Семья была дружная и работящая. Держали хозяйство. Началась коллективизация. Прапрадед Николай весь сельхозинвентарь и скотину сдал в колхоз. Но у них оставался ещё хороший новый дом. Правление решило дом забрать, а семью сослать в Архангельскую область, как зажиточную. Тогда прапрадед Николай ночью, тайком, ушёл с семьёй из деревни и уехал на Дальний Восток. Осели в городе Сковородино (тогда станица Рухлово) Амурской области. Работали на железной дороге, в леспромхозе. Трофим Николаевич ( брат моей прабабушки ) прошёл всю Великую Отечественную войну. Был ранен, ему ампутировали ногу. Данил Николаевич тоже воевал. Потомки Зубовых живут сейчас по всей России. Прапрабабушка Маша дожила до 93 лет. Похоронена в городе Ангарске Иркутской области. В честь неё была названа внучка, моя бабушка, а в честь бабушки - моя сестра Маша. Наша родня многонациональна – украинцы, молдаване, татары, коряки.

Заключение

Родословная показывает, из кого состоит семья и род. Все члены семьи имеют свою историю: дату рождения, профессию, образование. Биография отдельных людей и семей всё вместе составляют историю края и страны. Знать свою родословную нужно, чтобы понять, как исторические события отразились на вашей семье, и какой вклад она внесла в историю края. Знать историю своей семьи важно, чтобы гордиться предками и сохранять традиции.

Родословная позволяет хранить память о предках, что само по себе достойно внимания и тем самым позволяет нам осознать ответственность перед прошлым поколением.

Я горжусь тем, что мои родственники патриоты нашей Родины. Я тоже люблю Родину и мой родной край и город, где я родилась и выросла. Изучая родословную своей семьи, я смогла построить траекторию своего развития. Я думаю, что изучение родословной моей семьи, поможет мне с выбором профессии, поможет правильно реализоваться и добиться успеха в профессиональной деятельности, в обществе в целом.

В русском языке слова родина, родители, родственники являются однокоренными с понятием род, но роднит их не только общая этимология, но и общая судьба. Семья – ячейка общества и, по сути, разделяет судьбу этого общества, вносит свой вклад в его историю. Так и моя семья внесла свой вклад в историю России.

И пусть одна ветвь нашего рода с триумфом первопроходцев пришла на Амур, а другая просто приехала, спасаясь от гонений режима - судьбой было велено им соединиться, чтобы продолжить свой род человеческий, чтобы появились мы, которые будут всегда помнить своих предков, знать их судьбы. Знать и хранить историю своего рода.

Фамильная честь, интерес к своему роду – всё это ветви одного дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки.

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью,

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

Список литературы и источников:

  1. Дорохина А.Н. Албазинская станица. - Благовещенск, 2000

  2. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М., 2000

  3. Сайт «Живая родословная» http://www.9151394.ru/projects/

  4. Семейная летопись. www.the-family-chronicle.com/information.htm

  5. Советы начинающим генеалогам. Сайт «Всероссийское генеалогическое древо». - http://www.familytree.ru/ru/advise.htm

  6. «Стоят на Амуре русские села». - Хабаровск, 1986

  7. Фотоархивы семей Суриковых – Мащенко.


Приложение 1
Приложение 2

Зубова Евдокия (прабабушка, на руках

мама)

Зубова Мария (прапрабабушка,

на руках бабушка)
Сурикова Зоя Львовна (прабабушка) Соснин Яков Петрович (прадед)


Зубова Евдокия на руках дядя, стоит мама) Суриковы Александр, Надежда

Суриков Владимир (дед) Мария Соснина (Сурикова, бабушка)

Виктор Мащенко (папа) Галина Мащенко (мама)

Александр и Михаил Мащенко (братья) Мария (сестра), Галина (мама), Даурия


Похожие:

Название образовательного учреждения iconТимофеева Нюргустана Гаврильевна Полное название образовательного...
Название вуза, оконченного учителем: Якутский госуниверситет,физический факультет
Название образовательного учреждения iconНазвание проекта «Не живёт село без праведника»
Название образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Большой...
Название образовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение полное название образовательного учреждения
Название образовательного учреждения iconПримерное положение о совете образовательного учреждения*
Совет образовательного учреждения работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями образовательного учреждения...
Название образовательного учреждения iconНазвание образовательного учреждения
«Математика для любознательных 25 часов 5 классы Факультатив «Грамматика английского языка»
Название образовательного учреждения iconОтчет государственного бюджетного общеобразовательного учреждения...
Полное название образовательного учреждения (место нахождения, государственное или не государственное)
Название образовательного учреждения iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом, типом и видом образовательного учреждения
Название образовательного учреждения icon4. Примерная структура сайта образовательного учреждения
История образовательного учреждения – краткая историческая справка с приложением скан-копии архивного документа, подтверждающего...
Название образовательного учреждения iconПояснительная записка к образовательной программе школы
«разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,...
Название образовательного учреждения iconНазвание: «Как стать успешным человеком?»
Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница