Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска




Скачать 164,77 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска
Дата публикации15.08.2013
Размер164,77 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
pochit.ru > История > Внеклассное мероприятие
Рыцарский турнир.
Внеклассное мероприятие для 6-х классов.

Составитель: Чулкова Л.В., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №12 г.Мурманска
Цели:
Образовательная: закрепление и углубление знаний основных фактов и явлений средневековой истории Европы; создание условий для расширения кругозора учащихся через интеграцию исторического материала с такими учебными дисциплинами как литература, изобразительное искусство, физическая культура.

Развивающая: мобилизация творческой активности учащихся; развитие логического мышления (операций анализа и синтеза), конструктивных и творческих умений (использование формируемых на уроках знаний и умений в нестандартных ситуациях; поиск и отбор необходимой информации в различных источниках).

Воспитательная: способствование развитию интереса к исторической науке, восприятия её как мостика, связующего прошлое и настоящее; пониманию и принятию учащимися общечеловеческих ценностей – добра, мира, дружбы, красоты, творчества, интеллектуального, нравственного и физического совершенствования, создание условий для развития навыков коллективного творчества, сотрудничества, чувства ответственности за себя и коллектив.
Подготовка.
Выбор тренеров – организаторов для команд (классные руководители или учителя-предметники, или учащиеся старших классов).

Формирование команд: отбор “учёных” – ведущих знатоков истории (5 человек), рыцарей – участников спортивных состязаний, “жонглёров”- артистов.

Подготовка ведущих, желательно двух-трёх учащихся.

Организация жюри.

Подготовка карточек с заданиями для команд.

Подготовка представления команд: название; девиз; самореклама.

Подготовка инсценировки средневекового литературного произведения.

Конкурс рисунков на тему “Рыцарство в прошлом, настоящем и будущем”
Заготовка отличительных знаков “Лучший художник”, “Лучший артист”, “Лучший знаток истории”, “Сильнейший из рыцарей”; грамот за призовые места в командном зачёте.
^ Литература для учителя и учащихся.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. “История средних веков”, Москва, “Просвещение”, 1994.

Донской Г.М. “Задания для самостоятельной работы по истории средних веков”, Москва. “Просвещение”, 1992.

Кулагина Г.А. “Сто игр по истории”, Москва, “Просвещение”, 1983.

Смирнов С.Г. “Задачник по истории средних веков”, Москва, “МИРОС”, 1995.

Добрый день! Третий раз в нашей школе проводится Рыцарский турнир.

Шестиклассники, показывают знания и умения, полученные при изучении истории средних веков. Также как в прошлом году – при изучении древнего мира.

Подготовка к турниру заставляет ребят проявить знания и умения по истории, литературе, изобразительному искусству и физической культуре. Общая тема турнира –« Европа в средневековье».

Желаем всем победы. Пусть турнир поможет вам раскрыть свои таланты, ум, красоту, силу и умение дружить.
Рыцарские турниры – это состязания в силе и ловкости, в смелости и знании военных приёмов. В средние века турниры собирали участников и зрителей даже из соседних стран и длились несколько дней. Проходили на специально устроенных аренах, вокруг которых устанавливались трибуны. Наши участники – команды 6-х классов. Каждый рыцарь мечтал прославить свою прекрасную даму, которая вдохновляла его на подвиги. Вдохновительницы наших команд – их классные руководители.
В программе турниров обязательно были представления рыцарей, командные и личные состязания, конные и пешие; для крестьян и ремесленников устраивались состязания силачей и стрелков из лука.

Затем устраивались представления артистов - жонглёров, менестрелей, трубадуров и пир, на который приглашались все желающие (для знати – в замке, для простых людей - прямо во дворе).
Программа нашего турнира соответствует тому, как он проходил в средние века. Каждый из конкурсов – состязаний оценивается максимум от 3-х до 5 баллов.

Приз победителям обычно вручала королева или самая знатная дама на турнире.

Призы на нашем турнире будет вручать председатель жюри_______________

________________________________________________________________________
Её помощники.___________________________________________________________

________________________________________________________________________
Вели турниры специальные глашатаи – герольды. Наш турнир ведём мы – учащиеся _______________________________________________________________
Важнейшие состязания проводят учитель истории ____________________________

учитель физической культуры ________________________________________


  1. Начинаем представление команд.

Учитываются название, девиз, герб, костюмы, собственные находки. Оценка – до 5 баллов.

На арену вызывается команда 6 «А» класса…
6 «Б» класса…
II. Спасибо за представление. Турнир начинался конными состязаниями. Их цель – выбить противника из седла, а самому остаться на коне.
Вот кони всех мастей, гнедые и серые, и вороные,

Летят друг к другу с двух сторон. На поле схватки грохот, звон.

Там копья всадники ломают. С могучим треском пробивают

Щиты червлёные друг другу. Дырявят прочную кольчугу,

Чтоб сбить со взмыленных коней своих противников скорей.

( Кретьен де Труа «Эрек и Энида» XII в.)
Задача наших игроков остаться на коне в переносном смысле.

Начинаем с интеллектуальной переклички. Требуется называть государства, возникшие в средние века. Проигрывает команда, которая в свою очередь не сможет предложить соответствующее название. При ошибке или повторе возможна ещё одна попытка. Оценка – до 3 баллов. Начинает команда 6»А» класса.


  1. Государства, возникшие в средние века. (Франкское, Империя Карла Великого, Англия, Франция, Арабское, Венгерское, Священная Римская империя, Чешское, Польское, Русское, Монголо-татарское, Турецкое, Японское…)


2) Состязание продолжается. Требуется вспомнить основные события средневекового периода. Команды разбирают карточки с датами, в течение минуты вспоминают события…Оценка – до 5 баллов.

Прошу передать «экспертам» карточки, связанные (ошибочные будут откладываться ):

: А) с образованием государств. (500, 630, 800, 1453)

Б) с войнами, военными походами (1096-1099. 1096-1291, 1337-1453, 1389)

В) с восстаниями против жестокости и несправедливости правителей

(1358, 1381, 1419-1434)

Остаться должны карточки с датами 843, 1054, 1265, 1302. О них расскажите вслух (если не поровну, передать одну – вытащить представителю команды с меньшим количеством карточек) :

843 – Верденский договор, начало феодальной раздробленности,

1054- раскол христианской церкви,

1265- парламент в Англии, зарождение сословно-представительной монархии

1302-Генеральные штаты во Франции
3) – Атака продолжается. Найдите лишнее (карточки с номерами) и объяснить выбор. Оценка – до 3 баллов.


1Франкское государство. 2. Византийская империя.

  1. Арабский халифат.

  2. Империя Карла Великого.

1.Герцог

2.Рыцарь

3. Крестьянин

4.Барон

5. Граф

  1. Купец

  2. Монах

  3. Ремесленник

  4. Крестьянин

  1. 500

  2. 630

  3. 800

  4. 843

  5. 962

1.Патриарх

2.Папа

3. Имам

4. Император

1.Халиф

2.Султан

3. Император

4. Парламент


III. С коней бойцы свалились наземь боком. Но на ноги вскочили тотчас ловко.

Свои мечи буланые исторгли, чтоб снова продолжать единоборство.

(из «Песни о Роланде»)
Рыцари устают. Но турнир продолжается. Команды заготовили друг для друга каверзные вопросы. Вопросы будут задаваться по очереди. Может быть, они заставят соперника сдаться?
Варианты вопросов:

  1. Какому правителю принадлежат слова: «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности».

(Хлодвиг Меровинг, вождь франков, создатель франкского государства около 500 года).


  1. Чьи слова записаны в хронике: «Нужно, чтобы в урочный час я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете – ни король, ни герцоги – не могут спасти Французское королевство. Никто, кроме меня»

(Жанна д,Арк, XV в.)


  1. Кто и по какому поводу произнёс слова: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» (английский проповедник XIV века Джон Болл).




  1. Кто и почему мог сказать: «Моё изобретение сделало доступнее для народа божественные откровения, научные знания и шедевры художественной литературы».

(Иоганн Гуттенберг, печатный станок).


  1. Какие части света были известны средневековым европейцам? (Европа, Африка, Азия).


6) Когда и в связи с чем европейских правителей стали называть королями?

(После правления Карла Великого во Франкском государстве – 768-814 гг., по латинской форме его имени Каролус).


  1. По какой лестнице нельзя ходить? (Феодальной).




  1. Чем монархия отличается от республики? (Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству. В республике правителей выбирают, законодательная и исполнительная власть разделяются.)


9) Когда изобретатель Вальтер Кезингер предложил построить колесо для прядения и сучения шёлка, то городской совет изгнал его из города, пояснив, что колесо строить и ставить не надо. Почему так поступил городской совет?

(Защищал права прядильщиков, чтобы они не остались без работы.)
10) До XII века люди путешествовали и перевозили грузы на лошадях верхом, хотя уже были изобретены удобные тележки. Почему люди их не использовали? (Дороги были плохие).
11) Чем ростовщик отличался от менялы? (Меняла только обменивает деньги разных стран и берёт за это проценты. Ростовщик даёт деньги в долг и проценты берёт за это.)
12) К чему призывал французский поэт XII века Коно де Бетюн?

За нас Христос, исполненный любви, погиб в земле, что турку отдана.

Зальём поля потоком вражьей крови иль наша честь навек посрамлена.

Не будет смерти. Для прозревших внове блаженные наступят времена.

А славу, честь и счастье уготовит вернувшимся родимая страна. (К Крестовым походам).
13) На каком языке крестоносцы из разных европейских стран разговаривали между собой и с византийцами? (На исковерканной латыни, близкой французскому и итальянскому языкам…)
14) Как называли себя участники крестовых походов, их союзники и противники?

(Христиане, франки, франки и гяуры-неверные).
15) Они называли себя ромайос-ромеи. Как их называли крестоносцы и турки?

(Греки-грифоны, греки- гяуры)
16) Кто и кого называл сарацинами? (Крестоносцы – турок-мусульман).
17) О чём писал английский поэт Чосер (XIV век).

Мышьяк и сера, ртуть и нашатырь… а разных трав – так тех не перечесть…

Подмешивай селитру, купорос, сурьму и сурик, серу и мышьяк,

иль винный камень, бурый железняк, иль сплавы всякие…

Как будто дело и к концу подходит. Смесь зашипит, забулькает, забродит…

А выплавишь, испробуешь – и вот в итоге новый припиши расход.

(О попытках алхимиков получить философский камень, превращающий все предметы в золото).
18) Что возрождалось в эпоху Возрождения?
IV. Интеллектуальные командные состязания закончились.

Чтобы сражаться на коне в доспехах нужна долгая выучка. Феодалы начинали готовиться с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья, пении и танцах, вырабатывали стойкость, выносливость, силу, ловкость и меткость. Для современных рыцарей все эти качества не менее важны.
Сошлись они на середине поля. Тот и другой пускают в дело копья.

Врагу удар наносят в щит узорный, его пронзают под навершьем толстым.

( из «Песни о Роланде»)
Объявляются спортивные состязания – командные и личные (эстафета, метание мячей или сбивание кеглей, перетягивание каната и т.п.; виды состязаний отбираются в зависимости от помещения, в котором проводится турнир)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. А теперь объявляются личные интеллектуальные состязания.

Для каждого вызываются по одному участнику от команд. За каждое – по1 баллу.
1) Рыцари должны хорошо знать достопримечательности своих и соседних стран. Выигрывает тот, кто быстрее увидит несоответствия на плакате.
2) Завершите цепочку и проиллюстрируйте её, выберите соответствующие предметы (участникам предлагаются карточки ).

Паж-оруженосец – (рыцарь)

Ученик-подмастерье – (мастер.).

(рыцарь – меч, копьё, топор, палица, кольчуга или латы, шлем с забралом;

мастер – фартук, ножницы, нити, ткань, игла; обязательно должны быть лишние, например, пистолет, ложка, часы).


  1. Изобразите на листах цифры, которые вошли в употребление в Европе после Крестовых походов (арабские – 1, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 7, 8, 9, 0)




  1. Представьте наиболее удобно расположенный замок среди иллюстраций (возможно, из представленных рисунков)


5) Подумайте и ответьте. Можно с помощью команды. (Участники вытягивают карточки с вопросами).
А) При Хлодвиге графы назначались из личных слуг короля. Через сто лет только из феодалов-землевладельцев данной области, а в IX веке Карл Великий издал указ о том, что граф передаёт свою должность вместе с управляемой областью по наследству старшему сыну.

Чем было вызваны изменения в порядке получения должности графа?

Какие общие изменения в жизни франков отразились в положении графов?
Б) В некоторых странах Западной Европы к XI веку утвердился обычай в семьях феодалов передавать феод по наследству старшему сыну, а остальным сыновьям давали лишь коней, доспехи, оружие и одежду.

Чем было вызвано укрепление этого обычая? К каким последствиям это могло привести?
В) Франкский суд в одной из областей, разбирая дела об убийствах, присудил одного обвиняемого к уплате штрафа в 200 солидов, другого – в 600 солидов, а третьего – в 30 солидов.

Почему были установлены различные размеры штрафов? (за свободного франка, за королевского служащего- воина, чиновника, за раба).
Г) В архивах сохранились грамоты, содержащие текст, в котором надо было только проставить название монастыря и имена людей, попадавших к нему в зависимость: «Я, ________, ввиду приближения старости и бедности, дарю ______ монастырю всё, чем я владею, на том, однако условии, чтобы взамен меня приняли под свою заботу и попечение».

Что могло вынудить свободного человека передать своё имущество монастырю? Определите, исходя из условия задачи, часты ли были такие случаи.
Д) Король Людовик IX (1226-1270) написал в завещании сыну: «Охраняй города своего королевства в том виде, как их хранили твои предки. Ибо при силе и богатстве больших городов бароны призадумаются затеять что-нибудь против тебя.»

Почему король давал такие наставления своему наследнику?
Представителям обеих команд - ответ письменный (представители от команд отвечали на эти вопросы пока остальные отвечали устно)
Е) В немецком эпосе XIII века «Кудруна» о благородном рыцаре говорится так: «Всему, что подобает был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не знал он за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедр, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права.

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

о нём слагали сказки и песни на родине пели»
Что должен был уметь идеальный рыцарь? Что вы знаете о понятии рыцарской чести?
Ж) В архивах одного монастыря X века найдены записи о зависимых крестьянах. Проанализируйте одну из них. Распределите повинности в две группы: оброк и барщина ( представитель одной команды подчёркивает оброк, другой – барщину).

Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. За год он платит за него 1 свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц; по полтелеги винограда в мае и октябре; 12 раз привозит по тележке дров; печёт хлеб и варит пиво. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу монастырских свиней. В течение трёх дней в неделю обрабатывает участок монастырского поля. В жатву убирает на нём урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщёвую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август ( перевозит товары для войск или для короля).


  1. Состязания рыцарей закончились.

Жонглёров наступил черёд… Звук слышен то рожка, то флейты;

У тех свирель, с волынкой эти, на дуде тот, тот – на мюзете…

У тех – театр марионеток; жонглёр ножами – быстр и меток.

Тот – пляшет с кубком, тот – скользит змеёй, тот – делает кульбит.

Тот – в обруч прыгает; кого не знаешь больше мастерство.

Кого ж истории влекли про то, как жили короли и графы,

Мог узнать о разном из поэтических спектаклей.
Для выступления приглашаются артисты, прибывшие с командой… :

6 «Б»

6 «А».


  1. Спасибо артистам. Но не только артисты стремились помочь выиграть своим

рыцарским отрядам, но и художники. Их рисунки украсили наш зал. Просим в течение минуты рассмотреть рисунки своих соперников и определить лучшие.
Стремление к добру и справедливости, умение защищать своё и чужое

достоинство важны во все времена. И не менее важно умение радоваться своим и чужим успехам. Сегодня вы проявили самые разнообразные таланты. Судьям придётся нелегко определять лучших.

Пока они совещаются, предлагаем послушать замечательные строки из поэм средневековых авторов Вернера Садовника из Германии и Жана де Мена из Франции.

Достойней сын простого рода, чем трутень рыцарской породы,

Пусть род его не знаменит, народ им больше дорожит,

Чем тем наследником поместья, кто выбрал леность и бесчестье.

Но рассуди, сынок любезный, кто прожил более полезно?

Прилежный пахарь или плут, кого ругают и клянут,

Кто на чужой беде разжился и против Бога ополчился?

Кто с чистой совестью живёт?

Признай по чести, это тот, кто не словами, делом

Всех кормит в мире целом,

Хлопочет день и ночь, чтобы другим помочь…

( Вернер Садовник «Крестьянин Гельмбрехт, середина XIII века, Германия).
Всё благородство – в поведенье,

А знатное происхожденье не стоит ровно ничего,

Коль сердце подло и черство!

Чтоб благородство сохранить, достойным предков надо быть,

Что славное снискали имя в свой век заслугами своими.

( Жан де Мен «Роман о Розе», Франция).
А сейчас предлагаем благородным дамам и рыцарям определить приз симпатий для

лучших рыцаря и дамы из команды, с которой вы сегодня боролись.
И, наконец, слово уважаемым судьям.

Завершите цепочку
^

Паж - оруженосец –




Завершите цепочку

Ученик - подмастерье –




А) При Хлодвиге графы назначались из личных слуг короля. Через сто лет только из феодалов-землевладельцев данной области, а в IX веке Карл Великий издал указ о том, что граф передаёт свою должность вместе с управляемой областью по наследству старшему сыну.

Как изменялись положение и роль графов?

Как в положении графов отразились общие изменения в жизни франков?
Б) В некоторых странах Западной Европы к XI веку утвердился обычай в семьях феодалов передавать феод по наследству старшему сыну, а остальным сыновьям давали лишь коней, доспехи, оружие и одежду.

Почему утвердился этот обычай? К каким последствиям он привести?
В) Франкский суд в одной из областей, разбирая дела об убийствах, присудил одного обвиняемого к уплате штрафа в 200 солидов, другого – в 600 солидов, а третьего – в 30 солидов.

Почему были установлены различные размеры штрафов?
Г) В архивах сохранились грамоты, содержащие текст, в котором надо было только проставить название монастыря и имена людей, попадавших к нему в зависимость: «Я, ввиду приближения старости и бедности, дарю монастырю всё, чем я владею, на том условии, чтобы взамен меня приняли под свою заботу и попечение».

Что могло вынудить свободного человека передать своё имущество монастырю? Определите, исходя из условия задачи, часты ли были такие случаи.
Д) Король Людовик IX (1226-1270) написал в завещании сыну: «Охраняй города своего королевства в том виде, как их хранили твои предки. Ибо при силе и богатстве больших городов бароны призадумаются затеять что-нибудь против тебя.»

Почему король давал такие наставления своему наследнику?

Е) В немецком эпосе XIII века «Кудруна» о благородном рыцаре говорится так: «Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не знал он за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедр, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права.

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

о нём слагали сказки и песни на родине пели»
Что должен был уметь идеальный рыцарь? Что вы знаете о понятии рыцарской чести? Ответьте письменно.
Рыцарь должен был уметь _______________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________
В понятие рыцарской чести входили _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж) В архивах одного монастыря X века найдены записи о феодальных повинностях зависимых крестьян. Проанализируйте одну из них. Подчеркните всё, что относится к барщине.

Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. За год он платит за него 1 свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц; по полтелеги винограда в мае и октябре; 12 раз привозит по тележке дров; печёт хлеб и варит пиво. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу монастырских свиней. В течение трёх дней в неделю обрабатывает участок монастырского поля. В жатву убирает на нём урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщёвую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август ( перевозит товары для войск или для короля)

Протокол «Рыцарского турнира». Тема «Европа в средневековье».


^ Этапы турнира.

Конкурсы – возможное количество

баллов.


6 «А» класс.

6 «Б» класс.

I. Представление

команд.

Название, девиз, герб, костюмы, собственные находки - 5 .









^ II. Командные

«конные»

состязания.

Интеллектуальная перекличка «Страны средневековья» – 3 .









^ Цель – выбить соперника “из седла”.

Даты – 5 (из них за правильный отбор по темам – до 3, за рассказ по оставшимся – до 2).










«Найди лишнее» (дату, понятие…) – 3.








^ III. Командные

«пешие» состязания.

Цель – заставить соперника «сдаться».

Каверзные вопросы – 5

(за правильные ответы).

Можно 1 дополнительный балл за представление вопросов.









^ IV. Спортивные состязания – всего до 5 баллов.

Сила.

Выносливость.

Ловкость.

Меткость.








^ V. Личные состязания.

Всего – до 10 баллов, по 1 за каждое задание.








^ VI. Выступление «Жонглёров» – артистов.

Соответствие теме турнира, артистичность, костюмы и декорации, оригинальные постановочные находки. – 5.

Можно и дополнительный – за организацию и массовость.







VII. Конкурс художников.

Количество рисунков от команды, наличие талантливых – 5.








Итог.

46 /48 баллов

(+2 дополнительных за вопросы и представление)





Похожие:

Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconВнеклассное мероприятие на семинаре директоров школ Бавлинского муниципального...
Подготовил учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории моу сош №2 Галеева Ф. Р
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconРабочая программа учебного курса истории в 11 классе Составитель...
Программа предназначена для преподавания истории в 11 классах по модели второго концентра школьного исторического образования
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconРабочая учебная программа основы экономики и предпринимательства...
Программа предназначена для подготовки учащихся 9-х классов. Содержание учебного материала программы соответствует целям обучения...
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconРабочая программа учебного курса истории в 9 классе Составитель :...
История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным...
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска icon-
Автор-составитель: Борисова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу «Беляногорская сош»
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconНебыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк...
Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк моу сош №20 г. Энгельса
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconУрок подготовлен к 65-Летию Великой Победы и предназначен для учащихся...
Мясникова Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания моу «сош №4» г. Новочебоксарска
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconАвтор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12». Предмет
Автор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12»
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconУрок истории в 9 классе
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11 ст. Кирпильской Усть – Лабинского района
Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска iconМбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г
Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница