Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год




Скачать 216,83 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год
Дата публикации06.08.2013
Размер216,83 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа
МОУ Средне-Муйская средняя

общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МО

_______________ ___________________ протокол №_____

Чиликанова Т.П. Котенко С.М. от «__»____2011__г.

«__»______2011_г. «__»__________2011__г. Руководитель МО

________________
Рабочая программа

по истории

для 5 класса

2011-2012 учебный год

(срок реализации программы)
68 часов

Составитель:

учитель истории и обществознания

высшей категории

Дунаева Наталья Ивановна,


2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по истории, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  • Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр;

  • Учебный план МОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа на 2011/2012 учебный год.

  • Программой общеобразовательных учреждений История линии «Академический школьный учебник», 5-11 кл. В. И. Уколова, М., Просвещение,2008.

  • Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Количество часов в году: 68 Количество плановых уроков: 66

Количество часов в неделю: 2 Контрольных уроков: 5
Учебно-методический комплект:
1. Учебник: В.И. Уколова, Л.П. Маринович ; под ред. А.О.Чубарьяна; История

Древнего мира, 5 кл, Рекомендовано Мн. Обр. и науки РФ, М «Просвещение, 2009 г.
2.И.Е.Уколова. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.,«Просвещение» 2008.
Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» ( 5 учебных часа вместо 10), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира и выведением из программы темы «Цивилизации Древней Америки» (1 час). Обоснованием является отсутствие темы в учебнике 5 класса В.И. Уколова, и наличие данного материала в программе и учебнике 6 класса.

Включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы

Распределение шестидесяти трёх параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 12, 42, 63. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.
Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение современного понимания места и роли истории как науки и учебного предмета в системе гуманитарного знания и в школьном образовании;

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

^ Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
^ Межпредметные связи и преемственность

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
^ Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;

  • технологии дифференцированного обучения.

  • игровые технеологии;

  • технология «Совершенствование общеучебных умений и навыков» Вс. Зайцева,

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • практические занятия.

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника Рабочей тетрадь. и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории.

^ Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ .

^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


^ Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

^ Учебно-тематический план

5 класс. 68 часов.




^ Наименование раздела, темы


Кол-во часов

(авторская

программа)

Кол-во

часов

(рабочая

программа)

Теория

Практика

(большая часть урока)

Контрольные и

диагностические

материалы






















I

Что изучает история

1

5

3

2




II

От первобытности к цивилизации

6

6











II.1

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества.

3

3


3







II. 2

Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций.

2

2


1

1







Повторение

1

1







№10. Тест «Первобытное общество»

III.

Древний Восток

20

17










III.1

Древнейшие цивилизации Месопотамии

3

2

1

1




III.2

Древний Египет

4

4

3

1




III.3

Восточное Средиземноморье в древности.

3

3

3







III.4

Великие военные империи Ближнего Востока.

4

3

2

1




III.5

Древняя Индия.

2

2

2







III.6

Древний Китай.

2

2

2










Повторение

1

1







№ 29 историч-й диктант»

Древний Восток»

IV.

Античность.



















^ Часть 1.Древняя Греция.

21

20










IV.1

Древнейшая Греция.

6

6

5

1




IV.2

Полисы Греции и Древнегреческая демократия

5

5

4

1




IV.3

Расцвет Греции

6

5

5







IV.4

Упадок Греции. Рождение нового мира.

3

3

3










Повторение

1

1







№46 Тест «Древняя Греция».




^ Часть 2. Античность. Древний Рим.

19

18










IV.1

Ранний Рим.

5

5

4

1




IV.2

Поздняя республика.

2

2

2







IV.3

Гражданские войны в Риме. Гибель республики.

4

4

3

1




IV 4

Возникновение и расцвет Римской империи.

5

4

3

1




IV.5

Поздняя империя

2

2

1




Контрольная работа «Древний Рим» №65




Повторение

1

1

1










^ Итоговое повторение.

2

1




1

№67 Итоговый тест




Итого:

68

68

51

12

5


Основное содержание
Раздел 1. Что изучает история (5 ч)

Что такое история. Ход времени и способы его измерения[1].Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Всеобщая история.

Раздел 2 История Древнего мира ( 63 ч)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

От первобытности к цивилизации.( 6 ч.)
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Появление «человека разумного»

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Появление религии и искусства. От неолита к медному веку. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний Восток

Древнейшие цивилизации Месопотамии. ( 2 ч.)

Речные цивилизации. Междуречье. Природа и население древней Месопотамии. Шумер - древнейшая цивилизация. Культура Шумера. Сказания о героях и богах. Наследники Шумера. Древний Аккад. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Древний Египет: ( 4.ч.)

природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Пирамида власти. Фараон, жрецы, чиновники. Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Восточное средиземноморье в древности. ( 3 ч.)

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Великие военные империи Ближнего Востока. ( 3 ч.)

Ассирийская держава. Нововавилонское царство. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия. ( 2 ч.)

Природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай. ( 2 ч.)

Природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Войны империи. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Повторение (1 ч. )

Античность.

Древняя Греция. ( 20 ч.)

Древнейшая Греция ( 6 ч.)

Древнейшая Греция. Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и древнегреческая демократия. ( 5 ч.)

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Полис – город-государство. Афины. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Законы Дракона, долговое рабство. Реформы Солона. Афинская демократия. Демос и знать.

Местоположение и природные условия Лаконии. Спарта. Управление Спартой. Реформы Ликурга.

Греческие колонии. Понятие «эллины». Греки и «варвары». Скифы.

Греко-персидские войны. Причины победы греков.

Расцвет Греции. ( 5 ч.)

Последствия победы Афин над персами. Афинский морской союз. Население Афинского полиса. Город Афины. Афинская демократия в V в. Народное собрание. Совет пятисот. Перикл.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных

философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. Повседневная жизнь греков. Греческая философия.

Упадок Греции. Рождение нового мира. ( 3 ч.)

Ослабление греческих полисов. Возвышение Македонии. Влияние эллинской культуры. Македонское войско. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Александрия Египетская.

Повторение ( 1 ч .)

Древний Рим ( 18 ч.)

Ранний Рим. ( 5 ч.)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Римская семья. Завоевание Италии Римом.

Поздняя республика. ( 2 ч.)

Войны с Карфагеном. Пунические войны. Господство Рима в Средиземноморье. Римское войско. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Понятия «триумф», «провинции».

Гражданские войны в Риме. ( 4 ч.)

Разорение земледельцев Италии. Земельный Закон Тиберия Гракха. Гай Гракх. Рабство в Древнем Риме.

Восстания рабов. Спартак. Причины поражения восставших. Первая гражданская война.

Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Диктатура Цезаря. Цицерон. Поэт Лукреций Кар.

Возникновение и расцвет Римской империи. ( 4 ч.)

Третья гражданская война. Второй триумвират. Первый император Октавиан Август. Преемники Августа. Поэты Вергилий, Гораций. «Меценатство». Быт и нравы римлян.

Обожествление императоров. Нерон. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Понятие равенства перед богом. Представление о Втором пришествии, Страшном суде, царствии Божьем. Признание христианства государственной религией Римской империи.

Золотой век Римской Империи. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Последствия завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях.

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Поздняя Империя. ( 2 ч.)

Вторжение варваров. Правление Константина. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов.. Император Юстиниан.

^ Повторение (1 ч.)

Итоговое обобщение ( 2 ч.)
Учебно-методический комплект

Для учащихся



^ Основная литература для учащихся



Дополнительная литература для учащихся



  1. Учебник: В.И. Уколова, Л.П. Маринович ; под ред. А.О.Чубарьяна; История Древнего мира, 5 кл, Рекомендовано Мн. Обр. и науки РФ, М «Просвещение, 2009 г.

2. И.Е.Уколова. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.,»просвещение» 2008.

3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.


Энциклопедический словарь юного историка
А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего Мира.


Литература для учителя
1. Андреевская Т.П. история Древнего мира: Контрорльные и проверочные работы: 5 кл.- М.:

издательство Аст 2002.

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.– Дрофа, 20009 г

  2. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.

  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.

  4. Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные планы. –Волгоград: Учитель, 2004.

  5. Шевченко Н.И., Методические советы учителю по работе с мультимедийным диском «История. 5-й класс», М. «Просвещение», 2003



Похожие:

Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной...
Рабочая программа по английскому языку для 1 класса к умк верещагиной И. Н. 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по истории для 10 -11 классов 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по литературе для 4 класса на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г....
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по истории 8 класс на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных...
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по физике для 8 класса на 2011- 2012 уч гд
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010...
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся 9«А» класса на 2011 2012 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconМетодические рекомендации по реализации примерного базисного учебного...
Данная рабочая программа разработана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта первого поколения
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа Бузинской В. Н., I категории по предмету технология...
Е. А. Лутцевой «Технология», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по Всеобщей истории для 8 (общеобразовательного)...
Рабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего...
Рабочая программа по истории для 5 класса 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по Всеобщей истории для 6 (общеобразовательного)...
Рабочая программа «Всеобщая история. История Средних веков» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница