Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология»




НазваниеЛекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология»
страница1/6
Дата публикации05.08.2013
Размер0,8 Mb.
ТипЛекция
pochit.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6




Лекция 1. Предмет и метод социологии

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Методы социологии

  3. Структура социологии

  4. Функции социологии




  1. Объект и предмет социологии


Впервые термин «социология», что значит «учение об обществе» употребил французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Однако общество изучают и другие научные дисциплины, например, социальная философия, политическая экономия, история, социальная психология, демография. Следовательно, необходимо определить существенное отличие социологии от данных дисциплин, а для этого обговорить предмет и объект социологии. Объект исследования науки – это часть мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Когда данная реальность характеризуется через определенные понятия любой наукой, объект исследования становится предметом науки. Например, физический мир становится предметом физики, когда он характеризуется через понятия гравитация, инерция и т.д. Таким образом, предмет науки – это логически взаимосвязанная система фундаментальных понятий, описывающих объект исследования.

Предмет социологии трактуется учеными по-разному.

Основатель социологии, О.Конт, определял ее как науку о фундаментальных законах развития общества, которое подчиняется только естественным, природным законам. С этой точки зрения историю творят не великие личности, а объективные законы. Социологическое учение О.Конта включает две основные части: социальную статику, которая описывает законы существования общества и социальную динамику, характеризующую законы и этапы изменения общества (то есть структуру и эволюцию общества). Социология должна опираться на факты, доступные эмпирическому наблюдению, и отказаться от «неразрешимых», метафизических вопросов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть данными опыта. Факты необходимо исследовать в рамках систем. Высший вид системы - общество, человечество в целом. Подчеркивая общность с естественными науками, О.Конт называл социологию «физикой социального».

Другой основоположник социологии, Г.Спенсер (1820-1903), утверждал, что социология – наука, изучающая социальные группы. Таким образом, предмет социологии – процессы образования, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей.

Э.Дюркгейм (1858-1917 ) считал, что предмет социологии – «социальные факты», понимаемые как любой образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и существующий независимо от него. Таким образом, социология – наука о социальных институтах, их генезисе и функционировании.
М.Вебер (1864-1920) характеризовал социологию как науку о социальном поведении. Элементарная частица поведения индивида в обществе – социальное действие, которое выстраивает систему отношений между людьми. Общество с этой точки зрения понимается как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

Авторы современных российских учебников также излагают различные мнения о предмете социологии.

Ж.Т.Тощенко считает, что социология – наука о сознании и поведении людей в конкретной социально-экономической обстановке, которая обуславливает появление социально-демографических, национальных и профессиональных структур.

В.А.Ядов указывает, что предмет социологии - социальные общности (социальные группы, социальные страты, классы и др.).

Г.В.Осипов предметом социологии называет социальные отношения. С его точки зрения «социальное» - это результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

С.С.Фролов утверждает, что социология – наука о структурах общества, их элементах и условиях существования, а также о социальных процессах, протекающих в данных структурах.
^ 2.Методы социологии
Научный метод – это совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам.

Методология – учение о методах научного познания. Задача методологии – открывать, обобщать и объяснять методы научного познания.

^ Специфика социологического метода – в сочетании теоретических и практических методов.

I.Теоретические методы зависят от того, к какой научной социологической школе относится конкретный исследователь. Таким образом, теоретические установки определяются характером того направления, которое используется в методологии. Исходя из этого, можно перечислить столько теоретических методов, сколько научных парадигм (истин) признано в социологии. Можно перечислить несколько примеров:

1) ^ Позитивистское понимание метода социологии. Основателями позитивизма считаются О.Конт и Э.Дюркгейм. Особенность позитивистской методологии в том, что в изучение общества вносятся принципы естественных наук. Таким образом, само общество может основываться на научных принципах.

2)^ Марксистский метод исходит из признания того, что общество постоянно эволюционирует благодаря совершенствованию производства. Принцип экономического детерминизма (обусловленности) предполагает, что деятельность людей подчиняется действию объективных законов развития общества, прежде всего экономических.

3)^ Метод «понимающей социологии» М.Вебера, В.Дильтея утверждает, что цель исследования общественных явлений – в их понимании. Социология должна понимать смысл действий индивидов, который они сами подразумевают, поступая тем или иным образом. Следовательно, основной метод социологии состоит не в объяснении, как в естественных науках, а в интерпретации, толковании смысла социального действия.

4) ^ Метод структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон) раскрывает роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом и сущность выполняемых ими функций. Задача структурного функционализма – поиск средств гармонизации различных структур общества, чтобы общество развивалось как стабильная система, все части которой хорошо взаимодействуют, хотя каждая и имеет свою функцию. Важным тут оказывается изучение связи между явлениями внутри системы.

II. ^ Практические методы – конкретные методы проведения эмпирических социологических исследований. Среди них определяются:

    1. Методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент).

    2. Методы обработки и обобщения социологической информации.


3.Структура социологии
В научной литературе существуют различные точки зрения на структуру социологического знания. Например, Ж.Т.Тощенко утверждает, что структура социологического знания зависит от методологического разделения общества на основные сферы: экономическую, собственно социальную, политическую и духовную. Следовательно, изучаемая научная дисциплина складывается из экономической социологии, социологии социальных процессов, политической социологии и социологии духовной жизни.

Г.В.Осипов считает, что структура социологии включает в себя методологическое знание (знание о знании), теоретическое знание (знание о предмете) и методы исследования (практическое применение).

Большинство современных ученых придерживаются концепции трех уровней социологического знания.

Первый уровень – это фундаментальные общесоциологические теории. ^ Теоретическая социология близка социальной философии в анализе основных понятий социологии: общество, личность, прогресс, класс и т.п. На данном уровне изучаются общие вопросы строения и функционирования общества, проблемы формирования социальных структур.

Второй уровень – прикладная социология. На этом уровне проводятся социологические исследования двух видов. Во-первых, это теоретические исследования – определение целей и задач исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация понятий, операционализация понятий (перевод в какие-то единицы, переменные, графики), а также выдвижение и проверка гипотез. Во-вторых, на этом уровне осуществляются эмпирические исследования, подготавливается инструментарий исследования (например, анкеты или вопросники для интервьюирования).

^ Теории среднего уровня ( термин предложен американским социологом Р.Мертоном) включают в себя теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.); теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и др.); теории социальных процессов (социология процессов социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции общества, конфликтов, урбанизации, общественных движений и т.п.). Теории среднего уровня связаны и с теоретической, и с прикладной социологией.
^ 4.Функции социологии
Основные функции социологии можно охарактеризовать следующим образом:

1)Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция развивает познавательные средства науки, то есть общие и специальные теории развития общества в целом и отдельных его структур. К средствам познания относятся также методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы ее обработки, средства фиксации и объяснения фактов. Сюда же включается и критическая функция социологии, так как познание нового связано с переосмысливанием предыдущего знания. Критическая функция дополняется оценкой изучаемых объектов, поэтому дополняется аксеологической (оценочной) функцией.

2)Прогностическая функция осуществляет научное предвидение социального развития общества в целом или отдельных его звеньев и подсистем.

3)^ Праксеологическая функция связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые социологи предлагают заказчикам исследования, различным управленческим или коммерческим структурам.

4)^ Идеологическая функция связана с тем, что социология отражает социальные интересы различных слоев общества, именно поэтому социологические теории различаются не только по моделям структуры общества, но и по политической ориентации авторов. В какой-то мере социология является теоретическим обоснованием различных политических направлений.

Лекция 2. История социологической мысли.

  1. Предпосылки возникновения социологии.

  2. Классическая западная социология середины 19 – начала 20 века.

  3. Русская социология 19 – начала 20 века.

  4. Основные направления современной западной социологии.


1.Предпосылки возникновения социологии
Социальное знание возникло вместе с появлением общества и становлением культуры. Например, восточные и античные цивилизации более двух тысяч лет назад сформировали теоретически осмысленные, юридически оформленные и практически эффективные этико-политические системы социального регулирования. Социальные теории развивались в Европе с конца 16 до середины 19 века представителями различных философских направлений. Например, представители концепции «естественного права» Ф.Бэкон (1561-1626), Дж.Локк (1632-1704), Т.Гоббс (1588-1679), Д.Дидро (1713-1784), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), Ш.-Л.Монтескье (1689-1755) обсуждали способы такого устройства общества, которое защищало бы естественные неотъемлемые права человека (на жизнь, свободу и приобретение собственности). Возможности построения справедливого для всех общества обговаривали сторонники «утопического социализма» К.-А.Сен-Симон (1760-1825), Р.Оуэн (1771-1858), Ш.Фурье (1772-1837). Концепцию сильного и эффективного государства разрабатывали И.Кант (1724-1804), Г.Ф.В. Гегель (1770-1831). В 19 веке возникла социология, которая источником знания об обществе провозгласила не философские идеи, а эмпирические методы. Социология первая в ряду гуманитарных наук сделала практические методы базой для теоретических обобщений.
^ 2.Классическая западная социология 19 века.

В самом начале становления социологии как научной дисциплины в ней определилось несколько направлений: позитивистское, органическое, марксистское, «понимающая социология», теория «социальной солидарности».

1) Позитивизм был изобретен основателем социологии О.Контом (1798-1857). Он считал, что социология отделиться от спекулятивных наук типа философии и основываться на практическом знании. Основной метод позитивизма – перенесение методов естественных наук в социальные. Важнейшие работы О.Конта : 6-томный «Курс позитивной философии» (1830-1842), 4-томная «Система позитивной политики» (1851-1854). Выстраивая иерархию основных наук, он последовательно расположил их по мере усложнения – математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Во главе иерархии оказалась социология, которая подобно другим фундаментальным наукам должна описывать единые законы развития и функционирования общества, которые неотделимы от законов природы.

Конт назвал основополагающие принципы социологии: эмпиризм, позитивизм, физикализм.

Принцип эмпиризма предполагает, что единственным источником истинной науки является опыт.

^ Принцип позитивизма утверждает, что предметом социологии являются только факты, а не «трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи».

Принцип физикализма определяет, что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и к ним следует сводить все научные знания.

Таким образом, О.Конт стремился избавить социологию от понятий, в основе которых не лежит наблюдаемое физическое поведение людей. Методы социологии подобны принципам исследования естественных наук. О.Конт определил четыре метода:

  1. Наблюдение – подразумевает, что социолог знает о предполагаемых событиях в социальной общности.

  2. Эксперимент – проводит наблюдение при определенных условиях, поставленных или изменяемых специально.

  3. ^ Сравнительный метод – применяется для анализа социальной жизни различных территориальных общностей, народов, живущих в одно время или для сравнения событий в одной и той же общности в нормальном и экстремальном состоянии (например, в мирное время и в период войны).

  4. ^ Исторический (генетический) метод – исследует социальные изменения в одной и той же общности в различные исторические периоды.

Методологически учение О.Конта разделено на социальную статику и социальную динамику.

^ Социальная статика – описывает законы существования общества. Основным элементом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарности. То, что противоречит закону «социальной гармонии» - классовая борьба, революция – признается незаконным и неразумным. Фундаментом общественного благополучия провозглашаются «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».

^ Социальная динамика наряду с общенаучными использует наиболее важный метод социологии – исторический. Ее задача – описание движущих сил в развитии общества. Сюда причислены экономические условия, географическая среда, но самым мощным фактором, движущим общественный прогресс, провозглашается разум. Этапы истории связаны с развитием общественного сознания. Идейной основой социологической концепции О.Конта стал «закон трех стадий», согласно которому общество в своем развитии проходит три этапа:

  1. ^ Теологическая стадия – когда в обществе господствуют религиозные представления. Этому этапу соответствует такая форма социально-политической организации, как военное господство.

  2. Метафизическая стадия – в этот период философия играет ведущую роль в жизни общества и преобладает феодальная форма управления обществом.

  3. ^ Позитивная стадия – наступает, когда позитивные, научные знания применяются к решению общественных проблем и служат основой социальной политики. Это этап расцвета промышленной цивилизации.

В целом можно сказать, что социологическое учение О.Конта стремилось найти способы построения гармоничного общества, основанного на принципах солидарности.

2)^ Органическое направление стремится отобразить однородность, сходство изменений в природе и обществе. Автор теории социальной эволюции Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что «невозможно понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Его система «синтетической философии» изложена в работах «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1879-1893), «Основания социологии» (в 3х томах, 1876-1893); важными исследованиями также являются «Социальная статика» (1850) и «Социология как предмет изучения» (1873). Базовые принципы его теории – органицизм и эволюционизм.

^ Принцип органицизма – в анализе общественной жизни базируется на аналогии общества с биологическим организмом. Таким образом, если общество подобно гармонично развивающемуся организму, который функционирует в силу взаимодействия составляющих его частей, то идеальным состоянием общества является равновесие, нарушение которого представляет опасность. К тому же общество, как и любой организм, имеет свою структуру и возраст.

Аналогию нельзя сводить к тождеству. В организме часть существует ради целого, общество же существует для блага своих членов. Проведение аналогии между обществом и организмом предшествовало системному подходу в социологии. В естественном общественном организме различаются следующие уровни: индивиды, социальные институты и общество в целом. Г.Спенсер распространил в понятийном аппарате социологии термин «социальный институт». Всего он определил шесть категорий институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные, посвятив их анализу большую часть «Оснований социологии».

^ Принцип эволюционизма описывает, как общество растет, увеличиваясь в размерах, и как его сложность приводит к дифференциации. Благодаря функционированию отдельных частей выстраивается новая структура, которая и определяет целое в его новом виде. Закон общественного развития гласит: рост общества согласуется с его дифференциацией (разделением) и структуризацией (усилением и закреплением неравенства).

3)^ Марксистское направление основывается на принципе детерминизма, то есть обусловленности общественного развития внешними факторами, прежде всего экономическими. К.Маркс (1818-1883) в работе «К критике политической экономии» доказывал, что в основании общественной жизни людей лежит хозяйственная деятельность.

^ Способ производства материальных благ


Производительные силы Производственные отношения

(общественные отношения,

возникающие между людьми в

Средства производства Рабочая сила процессе производства)



Орудия труда Предмет труда
Составляет экономический базис общества, который определяет, как функционирует

Идеологическая надстройка

Право Религия

Политика Искусство

Общественное сознание Наука

Идеология Мораль
Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства и, соответственно, своя общественно-экономическая формация. История человечества, согласно марксизму, насчитывает 4 общественно-экономические формации, в каждой из которой присутствуют два основных антагонистических (противоборствующих) класса: эксплуататоры и эксплуатируемые.

  1. В рабовладельческой ОЭФ это рабовладельцы и рабы;

  2. В феодальной – феодалы и крепостные;

  3. В капиталистической – буржуазия и пролетариат.

  4. Смена общественно-экономических формаций происходит с помощью революций, и в ходе исторического развития, с точки зрения марксизма, приведет к установлению коммунизма, при котором исчезнет эксплуатация и возрастет общественное богатство. Таким образом, только первобытнообщинная и коммунистическая формация свободны от классового деления общества: первобытная из-за примитивизма и отсутствия производства, коммунистическая из-за обобществления производства.

4)«Понимающая» социология Г.Зиммеля (1858-1918) и М.Вебера (1864-1920) признавала своим предметом только индивида, поскольку он обладает осознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) М.Вебер доказал, что существует взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью. Следовательно, разные типы религиозной веры по-разному мотивируют отношение людей к труду. М.Вебер доказал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считал К.Маркс, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежит религиозной этике протестантизма, внушавшей человеку ценность бережливого и рачительного труда, что сформировало предпосылки капиталистического предпринимательства. В процессе развития европейской цивилизации усиливались рационалистические начала в разных сферах общества: экономике, науке, политике и искусстве.

С точки зрения М.Вебера, сущность общества определяют индивиды, их социальное действие, которое является простейшей единицей социального поведения. Два основных признака социального действия – осмысленный характер действия и ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. М.Вебер составил следующую типологию социальных действий: 1) целерациональное (направлено на достижение успеха); 2) ценностно-рациональное (стремится воплотить общественные идеалы); 3) традиционное (следует нормам, принятым в культуре);4)аффективное (действие на уровне эмоциональной реакции). Следовательно, задача социологии – понять смысл и значение человеческих действий и соотнести их с пониманием общественных ценностей. Когда эволюционирует общество, изменяется коллективное сознание, и корректируются ценности. Постоянное соотнесение социальной действительности и общественных ценностей описывает законы развития общества. Методологически М.Вебер придерживался неокантианства, которое для изучения общества соотносило ценности, идеальные типы с эмпирической реальностью. Таким образом, в понимании предмета социологии М.Вебер проводил критику позитивизма: в гуманитарных науках метод исследования принципиально отличен от естественных наук уже потому, что объект и субъект познания один и тот же – человек.

Представителем «понимающей социологии» был также Г.Зиммель, который предметом социологии назвал изучение «чистых форм социальности», т.е. относительно стабильных образований, структур социального взаимодействия, придающих обществу целостность и устойчивость. С его точки зрения, основной метод социологии – историко-сравнительный, он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей в разные эпохи. Г.Зиммель внес крупный вклад в развитие ряда важных областей социологии – изучение социальных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и т.д.

  1. ^ Теория общества Э.Дюркгейма (1858-1917) раскрывает тему общественной солидарности и понятие «социального факта» как важнейшего предмета социологии. Основа его методологии - «социологизм», то есть изучение «социального через социальное», объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования.

В работе «О разделении общественного труда» (1893) Э.Дюркгейм доказывал, что общество – самостоятельная, объективно существующая, независимая от ее членов величина. Значит, не индивиды определяют характер общества, а общество преобладает над ними. Что же объединяет людей в общество? С точки зрения Э.Дюркгейма, это солидарность, которая в истории человечества проявилась в двух видах:

I. ^ Механическая солидарность (солидарность по сходствам) свойственна слаборазвитым обществам. Ее признаки:

А) Наличие репрессивного права, наказывающего за нарушение норм. Таким образом общество охраняет себя от инакомыслия и нетрадиционного поведения, способного разрушить единство.

Б) ^ Преобладание коллективного сознания над индивидуальным. Когда правит общее сознание, поведение индивида стандартизировано и регламентировано.

II.Органическая солидарность характерна для более прогрессивных обществ. Ее характеризуют:

А) ^ Действие рестутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Правовые нормы касаются уже не только уголовного законодательства, но и сфер гражданского, административного, семейного права.

Б) ^ Коллективное сознание видоизменено: оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает. Основа органической солидарности – это разделение труда, характерное для промышленной цивилизации. Профессиональная специализация и разделение труда в индустриальном обществе предполагает массовое товарное производство, ориентированное на рынок.

Работа «Правила социологического метода» (1895) посвящена теории изучения социальных фактов. ^ Социальный факт – реальность, выраженная в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения, верованиях, обычаях.

Признаки социального факта:

- распространен на все общество;

- имеет самостоятельное существование;

- оказывает на индивида принудительное воздействие.

Например, ссора – социальный факт, если отвечает условиям коллективности, распространенности, принудительного значения для индивида. Значит, частное проявление психической активности социальным фактом не является.

^ Правила наблюдения социальных фактов:

- необходимо четко определить объекты исследования, выделить их из хаоса социальной действительности;

- необходимо избежать субъективного восприятия факта, отделить эмоции социолога от объекта исследования.

Кроме теоретических исследований Э.Дюркгейм также занимался прикладными эмпирическими исследованиями.
Таким образом, классическая социология 19 века стремилась не только проанализировать общество, но и предложить проекты наиболее справедливого и совершенного его устройства. В 20 веке социология больше переориентировалась на решение практических задач в изучении и управлении общества.


Лекция 3. История русской классической социологии 19 – начала 20 века.

  1. Периоды развития русской общественной мысли 19 – начала 20 века.

  2. Этико-социологическое направление в русской социологии (субъективный метод).

  3. Органическое направление (консерватизм и панславизм).

  4. Экономический материализм и марксизм.

  5. Вопросы для повторения и библиография.


I. Периодизация русской классической социологии. Социальные вопросы обсуждались на протяжении всей российской истории, начиная со «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.) и «Поучения» Владимира Мономаха (1053-1125). Почему же возникновение социологии в России отнесено именно к XIX веку? Во-первых, сам термин «социология» был придуман французским ученым О.Контом в XIX веке. Во-вторых, в это время внимание социальных мыслителей переносится с проблемы соотношения власти и общества, традиционной в русской мысли, непосредственно на само общество. В российской социологии XIX – начала ХХ века определяются следующие периоды:

I период – проникновение идей О.Конта в Россию и возникновение русской социологии – 40е – конец 60х годов XIX века. Социология в России формировалась постепенно, и, прежде чем стать академической дисциплиной и предметом научных монографий, проявилась в журнальной публицистике. Идеи О.Конта первым изложил на русском языке Валериан Майков (1823-1847), еще молодым умерший писатель. Его оставшаяся неоконченной работа «Общественные науки в России», напечатанная в «Финском вестнике» за 1845 год, отразила влияние основных идей «Курса положительной философии». Эта публикация не имела значительного отклика, и позитивные социологические идеи начали распространяться в России в 60-х годах XIX века, прежде всего в периодических изданиях, например, «Отечественные записки», «Дело», «Знание», «Критическое обозрение», «Юридический вестник».

^ II период – конец 60х – начало 90х годов XIX века - представлен значительно большим числом социологических идей и направлений, таких, как:

  1. ^ Социология «субъективного метода» (сами ученые данного направления называли его «этико-социологическим»). Представители – П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев.

  2. Органически - консервативное направление, представленное творчеством Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева.

  3. ^ Позитивистско-правовое направление, которое основанием социального развития считало эволюцию права и правовых отношений в обществе. Оно развивалось юристами – профессорами различных российских университетов. Представители – Б.Н.Чичерин, В.М.Хвостов, Е.В.Спекторский, С.И.Гальперин.

  4. ^ Академическая социология, в данный период еще формировавшаяся, поскольку социологию как учебную дисциплину тогда только начинали преподавать. Здесь необходимо отметить деятельность Е.В. де Роберти, развивавшего идеи французских позитивистов, М.М.Ковалевского, занимавшегося «генетической» социологией, то есть историей происхождения различных форм общественной жизни (семьи, собственности и т.д.).

^ III период – с середины 90х годов XIX века до 20х годов ХХ века – характеризуется появлением нового направления, марксистского (Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, Н.А.Гредескул, М.Н.Покровский, В.И.Ленин), а также развитием академической социологии, значительным событием для которой было открытие основанного В.М.Бехтеревым Психоневрологического института, в котором эта учебная дисциплина преподавалась Е.В.де Роберти, М.М.Ковалевским, а затем К.М.Тахтаревым, П.А.Сорокиным. В это время появились и первые историографические исследования по русской социологии (Н.И.Кареев в 20е годы написал «Основы русской социологии», а П.А.Сорокин – работу «О русской общественной мысли»).

^ II. Социология «субъективного метода». Основные темы данного направления – стремление к социальной справедливости и признание ведущей роли личности в истории, обществе и науке. По своей политической направленности это течение было радикальным (социалистическим). Более подробно основные идеи рассматриваются на примере творчества следующих авторов:

^ Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был личностью яркой и противоречивой. С одной стороны, как профессор Артиллерийской академии, он преподавал математику и историю науки в различных военных заведениях Петербурга, оставался на военной службе до 1866 года, дослужился до полковничьего чина. Круг его научных интересов был довольно широк: в 60-х годах он был редактором Энциклопедического словаря, поскольку хорошо знал не только необходимые для его профессии математику, химию, механику, физику, но и биологию, антропологию, этнографию и историю. Его достижения в точных науках отражает, например, труд «Очерк истории физико-математики как науки» (1865-1866). С другой стороны, как лидер революционного народничества, в 1867 году он был сослан на север России, откуда в 1870 году эмигрировал за границу, жил в основном в Париже, а на родине печатался под псевдонимами. Наиболее известные его социологические работы – «Задачи позитивизма» (1868) и «Исторические письма» (1868-1869). Лавров видел своей задачей определение того, как совершается история, и какая в ней роль у отдельных личностей. В этом заключался его социологический субъективизм. Общество возникает и развивается из необходимости удовлетворения основных человеческих потребностей:

  1. потребность в пище, необходимость в материальных средствах существования лежит в основе экономической эволюции , института собственности и классовой борьбы;

  2. потребность в индивидуальной безопасности лежит в основе политической сферы общества;

  3. потребность эмоциональная, «нервного возбуждения» является источником всей духовной культуры.

Само общество (население любого европейского государства) разделяется на а) немногочисленных деятелей цивилизации, критически мыслящих личностей; б) на участников, помогающих первым в защите существующих форм общества или в изменении их; в) на многочисленное большинство «присутствующих при цивилизации». Таким образом, общество развивается под действием меньшинства критически мыслящих личностей, в которых и заключается вся сила исторического прогресса.

^ Николай Константинович Михайловский (1848-1904) в своей первой социологической работе «Что такое прогресс?» (1869) объявил себя сторонником «субъективного метода». Важной темой его творчества была борьба за индивидуальность. Полемизируя с Г.Спенсером, представлявшим общество как организм, в котором различные части выполняют определенные функции, Михайловский считал превращение человеческой личности в служебный орган общества регрессивным явлением (см. статьи «Орган, неделимое, общество», «Борьба за индивидуальность»). Важным моментом в творчестве Михайловского было противопоставление двух «правд», существующих в обществе. С одной стороны, в обществе присутствует борьба за существование, которая, согласно дарвинизму, является условием прогресса. С другой стороны, для Михайловского очевидно, что человечество не может идти вперед без солидарности. Противоречие между «правдой-истиной» и «правдой-справедливостью» разрешается борьбой за индивидуальность, стремлением личности к свободе и равноправию.

^ III. Органическое направление. Представители данного направления уподобляли общество организму, и как различные части организма имеют свое предназначение, так и члены общества выполняют разные функции, поэтому социальное неравенство необходимо и оправдано. Общество существует в соответствии с биологическими закономерностями: зарождается, развивается, становится зрелым, дряхлеет и гибнет. Для данного направления характерен цивилизационный подход: каждое общество рассматривается как неповторимое и оригинальное явление в человеческой истории, существующее сопространственно, а не одновременно с другими, так как каждая культура имеет собственное время, не соответствующее внутреннему биологическому ритму. По политическим взглядам данное направление было консервативным, то есть стремилось к максимально возможному сохранению существующего порядка, видя общественный идеал в прошлом.

^ Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) по образованию был медиком, с 1854 по 1856 год участвовал в качестве военного врача в Крымской войне, затем находился на дипломатической службе на о. Крит. Свои социальные взгляды наиболее ярко изложил в работах «Византизм и славянство», «Племенная политика как орудие всемирной революции». В историософии Леонтьева важную роль играет идея триединого процесса. Один и тот же закон определяет и биологическое, и историческое развитие и имеет три периода: от исходной простоты к «цветущей сложности», от которой через «вторичное смесительное упрощение» развитие идет к смерти. Полнокровие культуры можно определить только эстетически. Культура тогда высока и влиятельна, когда в ней много красоты. Гармония является не мирным равновесием, но плодотворной борьбой за существование. В социальной неправде есть невидимая социальная истина, истина общественного здоровья, которой нельзя противоречить даже из лучших побуждений. Если в природе нет места моральной оценке, значит, ей нет места и в истории, и в обществе. Равенство – «эгалитарное начало» - чуждо природе. Мораль имеет свои границы, она является высшей ценностью для личности, но не для исторического процесса. Поэтому вполне оправдан национальный эгоизм. Нормальный срок существования государства – около 1000 лет, задача России – выжить дольше. Леонтьев видит для этого следующие пути: во-первых, надо изолироваться от Европы, в которой уже начались процессы эгалитарного смешения, о чем свидетельствует появление революционных и социалистических идей; во-вторых, как и в других империях, свежие силы можно получить за счет интеграции более «молодых» наций. Британия выбрала путь колонизации, Россия – продвижение на Восток. Эти темы развиваются в контексте идеологии панславизма – стремления объединить славянские народы на основе православия.

^ IV. Марксистское направление. К концу XIX века марксизм стал влиятельным направлением русской общественной мысли. Основная идея народничества – возможность перехода от крестьянской общины к социализму, минуя стадию капитализма – не оправдала себя, так как в стране бурно развивались капиталистические отношения. Тема социальной справедливости, так остро волновавшая умы русской интеллигенции, в этот период нашла свое выражение в марксизме. Метод марксизма, диалектика (учение о развитии из двух противоположных начал), был воспринят из идеалистической философии Г.Ф.В.Гегеля. Мировоззрение марксизма, материализм, предполагало первичность бытия по отношению к сознанию. История представала как последовательная смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической и впоследствии коммунистической. Сущность ОЭФ определяется способом производства материальных благ и характером собственности на них. Следовательно, важнейшая сфера общества – экономика. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате революции. Движущей силой революции является гегемон – общественный класс, который будет правящим на следующей стадии исторического развития. В буржуазном обществе марксисты видели классом будущего пролетариат. Критерием истины марксизм признавал практику.

^ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) стал первым теоретиком и пропагандистом марксизма в России. В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «О развитии монистического взгляда на историю» изобличал идеологию народничества. В конце XIX – начале ХХ века русский марксизм делился на такие направления, как «легальный марксизм» и «революционный марксизм». «Легальный марксизм», представленный Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, вел полемику в процензурированной печати и видел необходимость развития буржуазных отношений в России, чтобы капитализм исчерпал себя как общественно-экономическая формация перед переходом на следующую ступень исторического развития. «Революционный марксизм» (В.И.Ленин) стремился максимально приблизить революцию и наступление коммунизма.



Лекция 4. Основные теоретические направления современной социологии.


^ Научные социологические школы и их представители

Основные идеи

Структурный функционализм. Общество как саморегулирующаяся система наподобие организма - Т.Парсонс (1902-1979). «Теории среднего уровня» - Р.Мертон (1910-2003). Теория структурации - Э.Гидденс (р.1938), теория коммуникативного действия - Ю.Хабермас (р.1929), теория самореферентных систем - Н.Луман (1927-1998), структуралистская теория социальной стратификации – К.Дэвис (1908-1997), У.Мур (1914-1987).


Общество – социальная система, имеющая свою структуру и механизмы взаимодействия элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основная идея структурного функционализма – идея «социального порядка», то есть внутренне присущее каждой системе стремление поддерживать собственное равновесие, согласовывать между собой различные структуры. Уделяется также значительное внимание проблеме преодоления дисфункций в обществе.

^ Американская эмпирическая социология. У.А.Томас (1863-1947), Ф.Знанецкий (1882-1958)

Исследования на основе фактических материалов: анкет, личных документов конкретных людей (дневников, писем)

^ Математическое направление в социологии. П.Лазарсфелд (1901-1976)

Исследование не только методами опроса и анализа документов, но и с помощью наблюдения и эксперимента. Изобретение «панельного» метода исследования, то есть изучения одного и того же объекта по той же программе через определённый период

^ Американская индустриальная социология и практика научного менеджмента. Хоторнский эксперимент под руководством профессора Э.Мейо (1880-1949), в котором также участвовали Ф.Ротлисбергер, У.Диксон, С.Тарнер.

Социально-психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические, если организация процесса работ уже эффективна. Исследуются проблемы организационного поведения и управления в производственных организациях, а также разработана доктрина «человеческих отношений»

^ Социология культуры франкфуртской школы неомарксизма. Т.Адорно (1903-1969), М.Хоркхаймер (1895-1973)

Считали, что капитализму изначально свойственно стремление к тоталитаризму, выразившееся в фашизме, поскольку сущностной основой капитализма является «фашизоидность», то есть стремление к нерациональной неограниченной эксплуатации людей. Основой «негативной диалектики» стало стремление не повторить тех уроков истории, которые человечество прошло в годы второй мировой войны.

^ Теория социальной стратификации П.Сорокин (1889-1968), У.Уорнер (1898-1970), Б.Барбер

Создание моделей многомерной социальной стратификации (общественного расслоения) на основе нескольких параметров: дохода, образования, власти, престижа. Возможными параметрами для измерения стратификации в концепциях У.Уорнера и Б.Барбера признаются также национальная, религиозная принадлежность и положение родственников

^ Социология личности. Ч.Кули (1864-1929), Дж.Мид (1863-1931)

Ролевая концепция социализации, где агентами первичной социализации выступают «значимые другие», формирующие «зеркальное Я»

Конфликтология. Теория системного конфликта Р.Дарендорфа (1929-2009)

Конфликт и перемены – проявление жизненной силы общества, двигатель прогресса, без разрешения конфликтов общественная эволюция невозможна. Теория конфликта групповых интересов утверждала, что конфликты происходят из-за ресурсов, основным из которых является власть

^ Гендерная социология. Р.Столлер

Изучает взаимодействие индивидов в обществе в зависимости от гендерной, то есть половой принадлежности


Лекция 5. Общество как категория социологии

  1. Характеристика понятия «общество»;

  2. Изучение общества на макроуровне;

  3. Изучение общества на микроуровне: социальные связи и отношения.



  1. Характеристика понятия «общество»

Предельно широкое понятие общества означает все человечество в целом с момента его возникновения до современного его состояния. Далее начинается конкретизация этого понятия, разделение общества на составляющие его части, например, регионы, страны, население которых также называется «обществом». Затем определяются более мелкие фрагменты общественной структуры (классы, расы, слои, общности, группы).

^ Общество как социологическая категория – это целостная организация, в рамках которой совместно проживают люди, это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования.

В социологии при рассмотрении общества применяются два основных подхода: на макроуровне изучаются глобальные законы развития человечества и используются системно-формационный и цивилизационный методы, на микроуровне изучается функционирование социальных групп.

2. Изучение общества на макроуровне

I.Сторонники системно-формационного подхода считают, что общество – это целостная система, в которой взаимодействия носят надличностный характер. Таким образом, общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. С точки зрения детерминизма (обусловленности), ярче всего проявившегося в марксизме, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и культурной.

Экономическая

Социальная

Политическая

Культурная

Охватывает хозяйственные отношения. Сюда относятся сфера производства и обслуживания

Рассматриваются связи и отношения, связанные с взаимодействием социальных страт и групп

Характеризует отношения, связанные с взаимодействием государства и гражданского общества по поводу власти.

Связана с развитием науки, культуры, искусства.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconТема введение в социологию
Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета...
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconТемы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconВопросы к экзамену: Причины зарождения социологии в начале Х1Х века....
Конспект социологических взглядов О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconЭкзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека,...
Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Проект науки об обществе О. Конта
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Предпосылки возникновения социологии как науки. Основоположники социологии О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconТемы рефератов Основные этапы развития российской социологической...
Социальное расслоение, социальная стратификация и социальная структура как предмет исследования в русской социологии
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconСоциология
Структура социологии, знания и уровни социологического знания, функция социологии
Лекция Предмет и метод социологии Объект и предмет социологии. Методы социологии Структура социологии Функции социологии Объект и предмет социологии Впервые термин «социология» iconТемы: стр. Предпосылки возникновения социологии как науки. 3 Позитивизм...
Голландский социолог Боуман различал 4 стадии в становлении социологии как самостоятельной науки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница