Использование икт в обучении истории и обществознания




Скачать 101,98 Kb.
НазваниеИспользование икт в обучении истории и обществознания
Дата публикации04.08.2013
Размер101,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
МОУ «Гимназия №1 по имени Ч.Т.Айтматова пгт. Кукмор» Республики Татарстан

Выступление на методическом собрание.


Использование ИКТ в обучении истории и обществознания.

Учительница истории и

обществознания:

Насыбуллина Ф.Ф.

2010г.

Использование ИКТ в обучении истории и обществознания.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.

На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

В качестве примера воспользуемся презентацией "Отечественная война 1812 года". На уроке обществознания рассмотрим применение презентаций на примере урока по теме "Общение". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.

5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.

Информатизация образовательного процесса – приоритетное направление развития современного образования. Целенаправленное использование ИКТ позволяет достигать нового качества образования. Заниматься ИКТ заставляет отсутствие или недостаточное качество имеющихся цифровых образовательных ресурсов по обществознанию. В практической деятельности по организации учебного процесса на основе ИКТ использую следующие основные формы:

  • Составление мультимедиапрезентаций

  • Электронное тестирование

  • Использование ресурсов сети Интернет

  • Подготовка и проведение бинарных уроков обществознания и информатики

  • Интеграция медиаобразования в учебно-воспитательный процесс

Свою деятельность по внедрению ИКТ в образовательном процессе я начал после прохождения курсов «Пользователь ПК» с составления и использования мультимедиапрезентаций в программе MS Power Point. Мультимедиапрезентации выполняют три важнейшие задачи:

  1. Создание визуального ряда, дополняющего речь учителя

  2. Представление содержания учебного материала в эстетической форме.

3.Рациональная организация учебной деятельности (дидактическая задача)

Мультимедиапрезентации я использую при организации следующих форм работы с обучающимися:

  • Изучение нового материала

  • Проведение внеурочных мероприятий

  • Обобщение и систематизация знаний обучающихся

Однако учитель должен не просто уметь самостоятельно составлять и использовать презентации, но и обучить этому детей. Важно научить выбирать главное в учебном материале, работать с текстом, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, подбирать иллюстрации, выбирать цвет, фон, размер шрифта, применять эффекты анимации. Я разработал свою методику обучения составлению презентаций на уроках повторения, закрепления, обобщения материала. Деятельность обучающихся по созданию презентаций начинается с организации групповой работы. Класс разбивается на 4-6 групп в зависимости от содержания материала. В составе каждой группы обязательно есть уверенные и «продвинутые» пользователи ПК. Обучающимся первоначально предлагается на бумаге составить содержание презентации из 4-6 слайдов. Ребята должны быть подготовлены к подобной работе, поэтому составление презентаций предваряют уроки по формированию умений выделения главного в учебном материале, составлению опорных схем, конспектов. По согласованию с учителем информатики, до проведения урока обучающиеся повторяют теоретические вопросы составления мультимедиапрезентаций на уроке информатики. После выполнения работы, каждая группа защищает свой «бумажный» проект с целью внесения корректив в содержание презентации. После этого один из обучающихся берется за составление презентации по эскизу группы. На следующем уроке готовые презентации повторно защищаются. Творческая деятельность обучающихся по самостоятельному составлению презентаций используется при организации внеурочных занятий. С 2005 года предлагаю обучающимся при изучении темы «Семья как малая группа» составить и защитить проект на тему «Счастливая семья». А с 2008 года провожу конференцию старшеклассников по этой теме с использованием лучших проектов. Важнейшей формой работы по использованию ИКТ являются бинарные уроки обществознания и информатики. Их основой является начальная профессиональная подготовка по специальности «Оператор ЭВМ» в рамках профильного обучения. Задача обучающихся: подготовка публичного выступления с использованием компьютерной техники (программ MS Power Point, MS Excel). Это позволяет развивать культуру речи, что связано с развитием важнейшей компетенции ученика. Роль учителя обществознания: помощь в поиске материала и оценка содержательной стороны выступления. Роль учителя информатики: помощь в составлении демонстрационных материалов, оценка их технической составляющей

Данные курсы позволили понять основные принципы составления электронного учебника:

  • открытый доступ в сети Интернет

  • привлечение обучающихся и учителя информатики к работе по составлению учебника

  • открытая матрица гиперссылок

  • возможность использования для самостоятельного обучения и самоконтроля

  • наличие дидактических единиц: основной текст, дополнительные тексты, словари, электронный тест

Первый этап работы над учебником пройден. В дальнейшем учебник будет использоваться при изучении материала в 10 классе, его повторения и самоконтроля, а также дорабатываться, в том числе с использованием технологии «Intel"Обучение для будущего"». Перспективы своей деятельности по использованию ИКТ вижу в следующем:

  1. Дальнейшая работа по составлению и использованию электронного учебника.

  2. Развитие коммуникативной культуры обучающихся через дистанционные формы (форум, чат, электронная почта). Интернет должен стать не только средством поиска информации, но и средством общения учителя и ученика, дистанционного обучения. Консультирование обучающихся в дистанционной форме с использованием школьного сайта позволит стать естественным дополнениенм к электронному учебнику.

  3. Составление и использование электронных моделей MS Excel. Данные модели позволят закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Основные экономические законы»: «Изменение величины спроса при изменении цены», «Изменение величины предложения при изменении цены», «Формирование равновесной цены».

  4. Участие в телекоммуникационных проектах по обществознанию.


использование ИКТ в обучении истории и обществознания

Гулина Е.Н., Кольская средняя общеобразовательная школа № 2, г. Кола.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.

На уроках истории и обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

В качестве примера воспользуемся презентацией "Отечественная война 1812 года". На уроке обществознания рассмотрим применение презентаций на примере урока по теме "Общение". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.

5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.

Похожие:

Использование икт в обучении истории и обществознания icon«Деятельностная парадигма в обучении истории, обществознания»
Белослудцевой Е. А., зам директора по увр, учителя истории и обществознания высшей категории
Использование икт в обучении истории и обществознания iconИнформационная компетентность в современных условиях становится одной...
Использование икт на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Использование икт в обучении истории и обществознания iconАнализ использования икт в учебной и внеурочной деятельности учителя...
Использование икт на уроках по тематическому планированию за год (общее количество часов/ уроков с икт)
Использование икт в обучении истории и обществознания iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Использование икт в обучении истории и обществознания iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...
Использование икт в обучении истории и обществознания iconПлан работы мо истории на 2011-2012 год учитель истории и обществознания...
В 2001-20012 учебном году мо истории работает над темой «Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения на уроках...
Использование икт в обучении истории и обществознания iconТема: Использование исторических источников в обучении истории

Использование икт в обучении истории и обществознания iconМетодическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания...
Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания
Использование икт в обучении истории и обществознания iconФормирование икт-компетентности обучающихся
Обучающиеся познакомятся с различными средствами икт, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности...
Использование икт в обучении истории и обществознания iconИспользование проектной методики  при обучении английскому языку
«Использование проектной методики при обучении английскому языку» Тамбов ипк ро 2007 год, автор: Брыксина Ирина Анатольевна, учитель...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница