Тема: (история)




Скачать 110,35 Kb.
НазваниеТема: (история)
Дата публикации03.08.2013
Размер110,35 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Интегрированный урок по истории – русскому языку — литературе


Класс:
6

Тема: (история): Золотая Орда

Тема (русский язык): Глагол как часть речи.
Учебники:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: С древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2004

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. , Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2007
Оборудование:
толковые словари, учебники, картина С. В. Иванова «Баскаки», документы, листы для работы, карта по истории, схемы
Цели по русскому языку:

1. повторить знания о глаголе, полученные в 5 классе;
2. пополнить словарный запас учащихся:
З. совершенствовать навыки работы со словарём;
4. воспитывать любовь к слову и русскому языку.
Цели по истории:

1. ознакомить учащихся с организацией монголо-татарской власти на Руси;
2. раскрыть сущность понятия «иго», объяснить его проявления и последствия;
З. формировать умения объяснять исторические понятия, делать выводы;
4. развивать навыки работы с картой, историческими документами, текстом учебника;
5. воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому Родины.
Общие цели:
1. через использование элементов инновационных технологий и нестандартной формы урока способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
2. используя межпредметные связи, содействовать лучшему усвоению понятий, правильному толкованию терминов, развитию речи;

3. развивать умение работать в группе;

4. расширять общий кругозор детей;
Класс разделён на 2 группы


Ход урока

I. Вступительное слово учителей.
Ребята, сегодня мы, ваши учителя, проводим с вами необычный для вас урок. На этом уроке мы хотим показать, как на материале учебника истории можно вспомнить и углубить знания о русском языке, показать, как исторические события накладывают отпечаток на развитие языка.
На протяжении обоих уроков будете работать в группах. Будьте взаимовежливы.
Наш интегрированный урок — своего рода эксперимент. Поэтому в конце урока, ребята, мы хотели бы узнать ваше мнение: стоит ли проводить такие уроки, понравилось ли вам.
^ Учитель русского языка:
Сегодня на уроке мы должны повторить и углубить знания о глаголе, полученные в 5 классе, попутно повторить некоторые понятия русского языка и литературы.
Учитель истории:
Мы должны, используя знания по русскому языку, лучше запомнить исторические термины и понятия, сделать нашу речь выразительнее.
^ II. Стадия вызова
Группы получают и оформляют листы
(Приложение № 1).

Затем листы вывешиваются на доске.

Учителями делается вывод.
Ш. Новая тема
Учитель истории:

Образование Золотой Орды.
Повторительная беседа:
1. Сколько походов совершили монголо-татары на Русь?
2. Когда?
З. Кто возглавил монголо-татарское войско?
4. Почему русские не смогли защитить себя?

5. Итоги нашествия.

После возвращения из европейского похода в 1243 году хан Батый стал правителем огромного государства Монгольской империи. На Руси его называли Золотая Орда.

В состав Золотой Орды входили (учитель показывает по карте) Волжская Булгария, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии, Половецкая степь, Крым.

(Приложение № 2)

Столицей был город Сарай (в переводе — дворец). Жителей называли ордынцами, татарами (хотя практически они были монголами).

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. На карте они другого цвета.

В 1240 году на Руси установилось монголо-татарское иго и продолжалось до 1480 года. Иго — это вассальная зависимость от Золотой Орды. Русские земли являлись улусом, т.е. зависимой территорией. Что это означало?

Во-первых, политическая зависимость, во-вторых, экономическая зависимость.
На доске вывешивается схема.

(Приложение № 3)

На Руси власть сохраняли русские князья. В своих владениях они правили самостоятельно. Но в 1242 году в северо-восточное княжество прибыли ханские послы, приказавшие русским князьям явиться к Батыю. В следующем 1243 году туда поехал владимиро-суздальский князь Ярославль Всеволодович, который был назначен «старшим князем». Центром государства теперь стал город Владимир, а не Киев. В 1299 году сюда перенёс резиденцию митрополит. Следом отправились другие князья, т.е. русские князья попали под контроль Орды. Причём на Руси княжества наследовались по-прежнему, но чтобы подтвердить свои права на престол, князь должен был поехать в Орду с подарками. Таким образом он мог получить ханскую грамоту — ярлык (рисунок, с. 115 учебника истории).

При этом ханы могли изменить границы княжеств, специально ссорили князей.

Контролировали русских князей через своих послов.

Таким образом ханы всячески подчеркивали свою власть над русскими князьями, а русские князья испытывали унижение.

^ Учитель русского языка:

В рассказе Татьяны Аркадьевны встретились новые для вас слова. Давайте поработаем с ними.

Найдите в словаре слова: резиденция, иго, ярлык. Прочитайте их значение.

Что вы можете сказать о слове ярлык? (оно многозначное). Какое новое значение получило это слово в современном русском языке?

Подберите синонимы к слову «иго» .

Составьте с этими словами глагольные словосочетания.

^ Учитель истории:

Ребята, а сейчас мы предлагаем вам небольшое творческое задание.

Представьте, что вы русские князья и вам предстоит поездка за ярлыком. Ваша задача: составить небольшую речь (5-6 предложений ) от имени князя, чтобы получить милость хана.

^ Учитель русского языка:

Чтобы облегчить вам задачу, я раздам карточки с опорными словами. Вам нужно, используя необходимые на ваш взгляд словосочетания, составить речь хану от имени русского князя. При этом найти лишние слова в данном списке.

Слова: я раб твой, преклоняюсь, осмеливаюсь, поведать, уповая на твою милость, премудрость твоя, прост я умом, милосердный, умножаться дни твои, веры мы христианской, прими дары наши, хан достойный и славный, очуметь, тащусь, оппонировать.
Каждая группа читают получившуюся речь князя.
^ Учитель русского языка:

Ребята, всем ли понятно слово «уповать»?

Работа со словарём (Уповать — надеяться.)

Какие слова лишние в этом списке. Почему?

^ Учитель истории:

Молодцы! Возможно, после такой речи хан дал бы вам ярлык. Но не всегда поездки русских князей были удачными. Либо князья не хотели унижаться, либо ханам не нравился князь, и тогда поездка заканчивалась гибелью князя. За первые 100 лет в Орде было убито больше 10 русских князей. В одной древнерусской летописи рассказывается о смерти черниговского князя Михаила.
^ Учитель русского языка:
Ребята, давайте вспомним, что такое летопись.
(Летопись — жанр древнерусской литературы, погодная запись исторических событий).
^ Учитель истории:

Ребята, давайте прочитаем документ.
Дети вслух читают документ (стр. 120 учебника истории)


Беседа по документу:
1. Когда произошло описываемое событие согласно летописи?
2. За что был убит Михаил?
3. Какой смерти он был подвергнут?
Делается вывод: В чём заключалась политическая зависимость?
Учитель русского языка:

Вопросы по этому же документу:
- Сколько глаголов в тексте?
- Найдите и назовите глагол в неопределенной форме.
- Подберите однокоренные слова к глаголу поехал.
- Произведите морфемный разбор глагола поехать.
- Подберите синоним к глаголу повиноваться.
- Определите грамматические признаки глагола послал.
^ Учитель истории:
Всё остальное население Руси несло тяжёлые повинности в пользу хана. В русские города ханы посылали своих наместников — баскаков.
На доске записываются новые слова «баскак», «ордынский выход», «пайцза».


Баскак — представитель хана и одновременно сборщик дани.
Баскаки опирались на вооружённые отряды и строго следили, чтобы население сохраняло покорность. Иначе они посылали войска для подавления восставших. Главный баскак имел резиденцию во Владимире.


Учитель читает отрывок документа в качестве подтверждения.

(Приложение № 4)


Итак, какие же повинности несло русское население?


Работа в группах. Дети работают с текстом учебника (с. 116, 118) и одновременно заполняют кластер.

(Приложение №5)

Попутно объясняются новые слова.
Если народ проявлял непокорность, он жестоко наказывался. Этот тяжёлый период жизни русского народа нашло отражение в устном народном творчестве, в частности в песнях.

^ Учитель русского языка:

Народная песня — жанр устного народного творчества. Историческая песня — песня, в которой рассказывается об определённых исторических событиях и конкретных исторических лицах. Интересен тот факт, что народная песня возникла в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием как отклик на события общественной и политической жизни.
До нас дошли первые песни о Щелкане. Песня о Щелкане Дудентьевиче уникальна во многих отношениях.
Это самая древняя из сохранившихся народных песен, отразивших борьбу с иноземным игом. Это произведение как никакое другое фольклорное произведение, отражает вполне конкретное историческое событие — знаменитое Тверское восстание 1327 года. Для подавления восстания был отправлен Щелкан, который сотворил много зла: насилие, грабёж, избиение, поругание. Тверичи убили Щелкана.


Работа с документом. (с. 120 учебника истории)
Дети вслух читают «Песнь о баскаке Щелкане»


^ Учитель истории:
Вопрос по документу:
1. Что брал Щелкан в качестве выхода?

А сейчас посмотрим картину художника Иванова «Баскаки».
Одновременно вывешивается картина на доске.


^ Учитель русского языка:
Ребята, сейчас вам нужно описать картину. Чтобы облегчить вашу работу, я вам раздам план описания картины.
План описания картины С.В. Иванова «Баскаки»
1. Какое событие изображено на картине?
2. К чему оно относится:
- к политическому событию;
- к историческому деятелю;
- к военной операции;
- к повседневной жизни.
3. Кто изображён на картине?
4. По каким признакам определили, кто эти люди?
5. Объективно ли это изображение?
6. Достаточно полно ли, на ваш взгляд, изображено событие?
7. В чём ценность информации, которую несёт картина?
8. Какие чувства вызвала у вас картина?


Дети читают свои работы


Учитель истории:
Но сломить полностью волю народа монголам не удалось. Периодически начинались волнения, которые жестоко подавлялись. Но сил для полного освобождения не было. Русь слишком была ослаблена в период раздробленности. Прошло долгих 240 лет до освобождения.


Дети работают с датами. Раздаются даты на листочках. Дети должны найти соответствующие события в тексте учебника. (с. 118 -119). Если не хватает времени, можно оставить на следующий урок.


^ Учитель истории: (постановка проблемы)
Длительное существование разных народов оказывает влияние на их развитие.
Государство Золотая Орда существовало более 200 лет. Какой след это оставило?
Среди историков и археологов существует две точки зрения.
1. Золотая Орда принесла только разрушение и гибель народам Восточной Европы, в том числе Руси.
2. Золотая Орда оказала влияние на развитие русской культуры, что способствовало взаимообогащению культур.
А как считаете вы?

Решение проблемы. Организуется работа в группах.
Задание: 1. прочитайте пункт «Последствия»

2. рассортируйте карточки

(Приложение № 6)
Одна группа находит карточки с положительным влиянием, другая - с отрицательным.
Дети раскладывают карточки. Карточки крепятся на доске и комментируются.
Делается вывод: Ордынское владычество не прошло бесследно. Оно оказало влияние на все стороны русской жизни.


С одной стороны, ограбление территории Руси отбросило её на 100 лет назад. Тогда началось отставание от Западной Европы, которое Россия не смогла преодолеть.
С другой стороны, произошло взаимовлияние народов, взаимообогащение культур, особенно на народы Приуралья.
Сообщение ученика.

(Приложение № 7)


Учитель русского языка:
В русском языке много заимствований, которые связаны с историей нашего народа. Экономические, политические и культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали отпечаток на развитие языка.
Монголо-татарское нашествие оставило в русском языке тюркские слова. Они относятся главным образом к кочевому быту этих народов, одежде, утвари: колчан, аркан, вьюк, кушак, кисет, кумач, кандалы, кабала, казна, караул и др.
Слова вывешиваются на доске.

Если позволяет время, можно предложить такое задание: из каких слов можно образовать однокоренные глаголы.
^ Учитель истории делает вывод:
Период монголо-татарского ига — это особый период в развитии нашего государства, характеризующийся непростыми отношениями с Золотой Ордой. Но главное, владычество не привело к исчезновению русского государства.
^ IV. Закрепление материала
Ребята, составьте синквейн к слову «иго».

V. Подведение итогов работы.

Учителя:

Наш урок подходит к концу. Нам очень хочется узнать ваше мнение по поводу урока. На парте перед каждым – два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Приклейте на доске то личико, которое указывает на ваше отношение к уроку.
Ребята прикрепляют жетоны.

Учителя:

Ребята, вы сегодня показали неплохие знания, проявили творческие способности, желание работать над расширением кругозора. Молодцы!
^ VI. Домашнее задание:
По истории: параграф 14, выучить новые слова

По русскому языку: параграф 80

Приложение № 1


Знаю по истории

Знаю по

русскому языку

Хочу узнать

по истории

Хочу узнать по

русскому языку













Приложение № 2



Приложение № 3

1240





иго


ЗАВИСИМОСТЬ





экономическая

(дань с населения)

политическая

(контроль над князьями)


Приложение № 4

Для усмирения непокорных баскаки вызывали отряды ордынцев, которые внезапно обрушивались на жителей и истребляли их. За вторую половину XIII в. ордынцы 14 раз вторгались в пределы русских княжеств, а «Дюденева рать» 1293 г. по своим масштабам напоминала «Батыево нашествие». Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.

Приложение № 5



Приложение № 6


^ Экономическое отставание от Европы

Переняли бытовые обычаи

Приостановлено каменное строительство

Погибли произведения искусства

^ Утрата многих ремёсел

Способствовали развитию торговли Запада с Востоком

Разрушены города

Оказали влияние на развитие культуры

^ Сократилась численность населения


Приложение № 7

Более чем столетнее пребывание в составе Казанского ханства оставило следы на многих сторонах жизни удмуртов Камского Правобережья. В языке прикамских удмуртов, в особенности арской группы, встречаются наименования предметов и понятия, привнесенные болгарами и татарами. Удмурты восприняли татарские термины «начар» (бедняк) и «бай» (богач). Для обозначения частей жилищ прикамские удмурты заимствовали такие слова из татарского языка, как «янак» (косяки окон), «сэндра» (полати), «бульми» (часть комнаты); из названий построек: «капка» — ворота, «мунчо» — баня, «урам» — улица т.д. Живя в одних деревнях или по соседству, удмурты и татары взаимно перенимали бытовые обычаи. Удмурты взяли у татар, например, способ устройства печного очага с вмазанным котлом. Такие подтопки, типичные для населения степей, в удмуртских деревнях Прикамья встречаются и в настоящее время. У северных и вятских удмуртов, издавна живших с русскими, котел не вмазывался в очаг, а подвешивался в особой нише на печке.
У прикамских удмуртов до последнего времени сохранялся обычай татарских земледельцев носить пимурт айшет — передник (фартук). Его одевали мужчины не только в будни, но и в праздники, на гуляньях и т.д. Точно также перенято от татар ношение холщевого халата с рукавами, сшитого в талию с надрезной спиной и многочисленными клиньями. Татарским по происхождению является общераспространенный женский камзол, до настоящего времени бытующий среди старшего поколения удмуртских женщин в Малопургинском, Граховском, Увинском и других районах. При проведении древнего сельского праздника «Геры поттон» — праздника первой борозды, удмурты включили элемент татарской «акаяшки» — скачки молодежи на лошадях.

Похожие:

Тема: (история) iconУчебное пособие по курсу " История журналистики зарубежных стран "
Тема 12. История сми австралии тема 13. Журналистика в современном мире
Тема: (история) iconТема занятия
...
Тема: (история) iconРеферат Тема: История освоения космоса
Правдивая история от начала до конца состоит из одних выдумок. Другая история о космических путешествиях была написана немецким астрономом...
Тема: (история) iconПояснительная записка тема История возникновения конфликтологии
История отечественной конфликтологии. Отрасли отечественной конфликтологии. История зарубежной конфликтологии. Роль конфликтологии...
Тема: (история) iconУрок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая...
Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)
Тема: (история) iconТема. История антикоррупционных мер в России и за рубежом Меры борьбы с коррупцией до 1917 г
Н. В. Болва, О. В. Коновалова. Тема История антикоррупционных мер в России и за рубежом
Тема: (история) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних...
Тема: (история) iconКонтрольная работа 9 класс всеобщая история Тема: Новейшая история первой половины
А. Подавления растущего профсоюзного движения, протестов городской и сельской бедноты против социального неравенства
Тема: (история) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Тема: (история) iconТема История экономических учений как наука. 2
Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 39
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница