Рабочая программа по Всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Пояснительная записка
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
• чем отличается Древний мир от мира современного.
^
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Умения:
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение спорить и отстаивать свои взгляды;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники,
Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов.
Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.
Региональный компонент прослеживается в следующих темах рабочей программы: «Что и как изучает история», «Жизнь первобытных людей», «Греческие колонии», «Македонские завоевания в IV в. до н. э.», «Семь чудес света», «Соседи Римской Империи».
№
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| Обязательный
минимум содержания образования
| Элементы
дополнительного содержания
| Основные понятия
| Знания, умения
| Измерительные формы контроля
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| 1
| Что и как изучает история.
| 1
| Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края.
|
| ^
| Объяснить смысл терминов урока. Почему изучают историю. Рассказать об истории родного края. Работать с картой.
| ^
| Написать рассказ об известных исторически источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае.
|
| ^
| 2,3
| Первобытные
собиратели
и охотники.
| 2
| Предки человека.
Расселение
древнейшего
человечества.
Влияние природных
условий на жизнь
первобытных людей.
Занятия и орудия
труда.
Возникновение
искусства и
религиозных
верований.
| Стоянки
первобытных
людей
на территории
нашей страны,
края.
| Собирательство,
стадо, родовая община,
люди разумные,
сородичи, колдовской обряд, верования, душа, религия,
первобытные люди, религия.
| Рассказать о
расселении древнейшего человека.
Описать портрет
древнейшего человека.
Объяснить, чем
занимается, какими
орудиями труда пользовался.
Объяснить причину
появления верований,
религий.
Рассказать о
возникновении
первобытного искусства.
| Задание на
объяснение
смысла терминов.
Задание на описание
жизни первобытного
человека.
Задание на
описание орудия труда.
Объяснение причин
возникновения
первобытного
искусства.
| Учебник§1-3,
с.8-17;
рабочая
тетрадь
с.3-14
|
| 4,5
| Первобытные земледельцы, скотоводы.
| 2
| ^
Переход от
собирательства на
земледелие и
скотоводство.
Развитие ремесла.
Обмен
произведенными продуктами.
Зарождение
неравенства и знаний.
| Представление
первобытных
людей об
окружающем мире.
| Западная Азия,
старейшина, совет старейшин, дух, жертва, знать, племя, молитва, раб, ремесленники, мотыга,
гончарный круг.
| Описывать условия и
образ земледельцев
и скотоводов.
Объяснить смысл
исторических понятий урока.
Устанавливать
последовательность развития орудий труда и занятий древнего
человека.
Сравнить родовую
общину и соседскую общину.
Рассказать о жизни
семей земледельца
или скотовода.
| Задание на
описание предметов быта
и орудий труда первобытных земледельца и скотовода.
Описать жизнь земледельцев и скотоводов.
^
возникновения
ремесла.
Задание на
объяснение исторических
терминов.
Задание на сравнение родовой и
соседской общины.
Подготовить рассказ
о жизни древних
земледельцев и скотоводов.
| Учебник §4,5
с. 20-27;
рабочая тетрадь с.14-16
Подготовить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Составление кроссвордов.
|
| 6
| Повторительно-
обобщающий урок:
«Первобытный
мир».
| 1
| Значение
первобытной эпохи в
истории человечества.
Представление
о переходе первобытности к цивилизации.
Рассказывать о
жизни и занятиях
первобытного мира.
|
| Все понятия и
значения темы 1, включая понятия темы 3.
| Определить
необходимый ответ из ряда предложенных.
Объяснить
исторические термины.
Решать кроссворды.
| Тестирование,
решение кроссвордов,
диктант (терминов).
| Вопросы и задания по истории Древнего мира.
|
| Раздел 2. Древний Восток (19 часов)
| 7- 13
| Древний Египет:
1.Открытие Древнего Египта.
2.Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте.
3.Военные походы фараонов.
4.Религия древних египтян.
5.В царстве Осириса.
6.Культура Древнего Египта.
7.Урок повторения по теме: «Древний Египет».
| 7
| Древний Египет:
географическое
местоположение и
природные условия, население.
Труд, быт и жилище ремесленников
и земледельцев.
Рабы и их роль
в хозяйственной
жизни.
Возникновение
и управление
государством в
Древнем Египте:
а) фараон - повелитель
Египта;
б) жизнь
египетского царского
вельможи;
в)военные походы фараонов.
Религия древних
египтян.
Культура Древнего
Египта:
а) храмы и пирамиды;
б)письменность
и научные познания;
в)искусства;
г) древнеегипетская школа.
Урок повторения
по теме «Древний
Египет»
| Мифы
о богах.
| Государство, фараон, оазис, шадуф, вельможа, налог, каномы,
амулет,
кораблестроители, колесницы, храмы, миф, мумия, саркофаги, пирамида, статуя,
рельеф,
астрономия.
| Объяснить смысл
терминов.
Показывать на карте
положение Древнего
Египта.
Объяснить назначение
предметов быта и труда.
Описать условия жизни
и основные занятия
древних египтян.
Нарисовать характерные
черты политического
строя.
Выделить основные
черты, присущие группам населения.
Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов.
| Задание на работу
с картой.
Составить рассказ-
описание: «Жизнь и
быт фараона, жреца,
земледельца, раба».
Рассказ о мифах и
религии египтян.
Задание на
изложение выводов и фактов.
Работа с документами.
Определение
длительности существования Древнего Египта
Тестирование
| Учебник
§6-12,
с.33-62;
рабочая
тетрадь
с. 19-39.
Составить
кроссворд.
Сделать
макет
египетской пирамиды.
Нарисовать
схему
управления Древнего Египта.
|
| 14-20
| Западная Азия
в древности:
1.Древнее Двуречье.
2.Шумер и Аккад.
3.Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
4.Ассирия – военная держава.
5.Финикия и финикийские мореплаватели.
6.Библейские сказанная. Царство Давида и Соломона.
7.Персидская держава «Царя царей».
| 7
| Древнее Двуречье:
а) местоположение, природные
условия, климат;
б)население и его занятия;
в) мифы и боги. Древний Вавилон:
а) Хаммурапи и
его законы;
б) научные знания и литература.
Восточное
Средиземноморье:
а) Финикия и
Палестина.
Население и его
занятия;
б) ремесла,
торговля;
в) религия.
Ассирийская
держава:
а) местоположение;
б) военное искусство;
в)ассирийское
искусство, библиотеки.
Персидская держава «Царя Царей».
Культура народов
Западной Азии в
древности:
а)письменность;
б) мифы;
в) Библия, храмы.
| Сказания
о героях
и богах.
| Двуречье,
клинопись, Вавилония,
законы, оливки, колонии, алфавит, буква,
Библия, Ветхий Завет, библиотека,
закон, ростовщик.
| Называть и показывать
расположение Древне
восточных государств на карте.
Показывать
передвижения войск на карте.
Уметь работать с историческими документами.
Называть хронологические рамки существования Древневосточных
государств.
Сравнивать религии
египтян и жителей Западной Азии.
Объяснять: цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи.
Выделять общее и особенное в образ и занятий жителей
^
и Западной Азии.
Сравнивать культуру
Передней Азии и Древнего Египта.
Определять хронологические рамки.
| ^ развития стран.
Ориентирование на
географической
карте. Составление таблиц на сравнение:
а) жизни и занятий
людей стран
Западной Азии;
б) религиозных
учений;
в) политического
управления;
г)письменности
в Древнем Египте,
Междуречье и
Финикии.
Описание
памятников культуры.
| Учебник
§13-19
с. 63-90;
рабочая
тетрадь
с. 39-68.
Подготовить сравнитель
ные таблицы
|
| 21-25
| Древняя Индия и
Китай:
1.Древняя Индия. Индийские касты.
2.Культура Древней Индии.
3.Китайский мудрей Конфуций.
4. Властелин единого Китая.
| 5
| Древняя Индия:
а) природные условия;
б) занятия населения;
в) религиозные
верования, легенды, сказания;
г) касты.
Древний Китай:
а) природные условия;
б) занятия населения;
в) империя Цинь.
Император и подданные.
Религиозно философские учения,
Конфуций.
|
| Джунгли, хлопчатник, тростник, каста,
Бамбук, конфуцианство, гунны, буддизм, индуизм, компас, бумага, шелк,
император
| Называть хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая.
^
существования Древней Индии и Древнего Китая.
Показывать по карте,
рассказывать об особенностях природных условий Индии и Китая.
Описывать условия и
образ жизни, занятия
людей Древнего Китая и Индии.
Составлять описание
индийский и китайских
храмов, выявлять общее и особенное.
По единичным историческим фактам определять общее значение.
Называть существенные
черты политического
устройства Индии и Китая.
Выделять характерные
черты положения основных групп населения.
Сравнивать религиозные
верования Индии и Китая.
Называть имена наиболее известных правителей Древнего Востока.
| ^
существования
Древней Индии и
Китая.
Задание на работу с картой.
Задание на
подготовку рассказа об
особенностях природных условий Индии и Китая.
Задание на выявление общего в образе
жизни и занятия людей в Индии и Китая.
Задание на анализ фактов, явлений.
Задание на выбор из предложенных имен
правителей Индии и Китая.
Задание на сравнение политического
устройства Индии и Китая.
Задание на раскрытие основных черт
в занятиях людей Индии и Китая.
Задание на выявление общего и особенного в религиозных верованиях Индии и Китая.
| Учебник
§20-23
с. 91-110.
Подготовить
таблицу по
сравнитель
ным линиям
«Древний
Восток»:
а)природные
условия;
б)основные
слои населения;
в)управление государством;
г) занятие населения;
д) религиоз
ные
верования;
е)знания об
окружающем
мире;
ж)письмен
ность;
з) архитек
турные
памятники.
Подготовка к итоговому
уроку.
Рабочая
тетрадь
с. 69-75
|
| |