Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе




Скачать 356,48 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер356,48 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3
Приложение к письму

Департамента молодежной политики, воспитания

и социальной защиты детей Минобрнауки России

от 12 января 2007 г. № 06-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ И РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
I. МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1.1. Специфика школьного музея

В сочетании школьный музей ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институ­ту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хране­ние коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школь­ный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом му­зейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе ко­торых он главным образом и осуществляет свою деятельность.

В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоя­щего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащих­ся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «дорогие» экспонаты («предметы», «ве­щи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»). Это картины (наиболее часто называемый экспонат), скульптура, драгоценности, книги и многое другое.

Отмеченную особенность многие переносят и на школьный музей. Поэтому, отве­чая на вопрос «Представьте, что Вы создаете музей в школе. Придумайте для него на­звание и напишите, каким он будет», предлагают такие названия: «Музей истории древнего мира», «Про начало жизни на земле», «От первобытной истории до наших дней», «Древняя Русь», «Старинные изделия», «Палеонтологический музей № 2». По­скольку понятие музей часто ассоциируется с «художественный», появляется в этом списке «Музей картин», «Картинная галерея».

Однако подобных ответов немного. Рассуждая о школьном музее, дети чаще всего расстаются со стереотипами и желанием, чтобы музей в школе походил на «настоя­щий». Их предложения подтверждают, что в школьном музее видится отражение не жизни далеких предков (что подразумевает ориентация на глубокую «древность» и «старину»), а прежде всего своей собственной.

На рубеже XIX и XX веков существовало понятие местного музея, который отражал все аспекты жизни местного сообщества - природное окружение, историю, обычаи и традиции, уклад жизни, местные достопримечательности и знаменитости. Таким предстает в сознании детей и школьный музей, который тоже получает местное зна­чение. В числе тем и названий первое место занимают: «Музей истории школы» (ва­рианты: «Школьник», «Про школу», «Музей школьной жизни», «Моя школа», «От шко­лы до института» и пр.). Нередко учащиеся предлагают выйти за пределы школьного здания. Впрочем, они не советуют отходить от него далеко и «проектируют» музеи: «Родной край: история, природа, достопримечательности», «Судьба моего района», «Наш округ».

Но большинство предложений отражают все же мир детских увлечений и интересов: «Старинные куклы», «Мир загадок», «Школьный музей познания литературы», «Воин», «Спорт», а также - «Музей наших находок», «Музей моих экспонатов», «Мастерство де­тей», «Музей детских поделок», «Про мои истории и все, что с ними связано». Отвечая на прямо поставленный вопрос «Чем, по Вашему мнению, музей в школе должен отличаться от других музеев?», школьники также выделяют две его особенно­сти. Это адресность («Он должен быть адресован детям и быть интересен для них») и прямое участие детей в его создании («Часть экспонатов для него создается рука­ми детей»). Точно те же две позиции выделили в качестве ведущих при ответе на этот вопрос педагоги.

В итоге опрос подтвердил, что основные «потребители» считают главной чертой спе­цифики школьного музея как «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах дея­тельности музея. Однако не следует игнорировать и стремление учащихся видеть в му­зее экспонаты, изготовленные своими руками, собственные коллекции и находки.

1.2. Потенциальные возможности образовательно-воспитательного воздействия.

Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой пре­ломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое каче­ство. Передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осущест­вляется здесь как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-сорат­ники и добровольные помощники.

Итак, музей в школе становится средством творческой самореализации, иницииру­ет личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким ис­следовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных куль­турно-исторических традиций, участвуете диалоге поколений и культур. Немаловаж­но отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формирова­нии музейного фонда страны.

Современные социально-экономические условия подталкивают музеи к обнаруже­нию новых механизмов реализации своей жизнедеятельности. Это продиктовано же­ланием расширить круг потребителей, а также решить, в той или иной мере, насущные материально-экономические проблемы. «Запуск» этих механизмов связан с поиском оптимального способа развития музея и собственной уникальности в ряду других.

1.3. Инварианты школьного музея (типы, профили, жанры).

Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он - музей осо­бого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на тради­ционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик.

К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который также имеет столетнюю историю развития. Как и школьный, он обращен к детской аудитории и се­мье, направлен на развитие ребенка и строит свою деятельность на основе использо­вания интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное вза­имодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного вос­приятия, использование своеобразных путеводителей («творческих заданий», «лист­ков активности», «рабочих тетрадей»), заменяющих экскурсию. Однако в детском музее преимущественное внимание уделяется активизации процесса восприятия музейного материала, тогда как в школьном - вовлечению детей в создание проектов.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко-краеведческие, художественные, народного быта и культуры, истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобла­дание, в количественном отношении, музеев военно-исторического профиля (2/3 из них посвящены событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Однако и специалисты, и сами «пользователи» (по данным социологического опро­са) указывают на большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Особенно перспективным представляет­ся в этом контексте вовлечение школьных музеев в краеведческую деятельность, их ориентацию на детско-юношеский туризм.

Представляется также, что школьный музей должен работать не только с понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает проблема определения жанра как оптимального способа реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий.

Можно выделить пять жанров, главным критерием определения которых стали спо­соб и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Это следующие жанры:

1. Музей - экспозиция (выставка). 2. Музей - мастерская (студия).

3. Музей - лаборатория. 4. Музей - клуб, музей - театр.

  1. Музей - адаптационный центр.

К возможным отнесем:

  1. Музей - экскурсионное бюро. 7. Музей - игротека.

8. Музейное кафе. 9. Музей - ярмарка.

Прежде чем кратко охарактеризовать каждый из этих жанров, следует особо под­черкнуть, что едва ли они могут существовать в чистом виде. Мы выделили их на уров­не модельного проектирования с учетом главной, ведущей характеристики. В реаль­ности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез раз­личных характеристик. Вопрос лишь в их иерархии, соразмерности и соподчинении. С учетом сказанного перейдем к характеристике жанров.

  • Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерактивного ис­пользования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное про­странство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экс­курсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал за­действован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В услови­ях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

Этот жанр школьного музея нуждается в наращивании целого ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

Следующие три жанра уже сейчас четко сориентированы на развитие определен­ных профильных дисциплин, на расширение опыта, знаний и умений учащихся в ос­новной или дополнительной сфере образования. Они чаще всего получают развитие в школах, сориентированных на ту или иную область знания или жанр искусства.

  • Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом му­зее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Все это способствует органичному включе­нию музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.

  • Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обшир­ные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

  • Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, доста­точно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефе­ратами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.

Теперь охарактеризуем музей, который становится органической частью тех школ, где существуют классы коррекции или учатся дети, нуждающиеся в социальной реа­билитации.

  • Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной
    на длительной срок программе, учитывающей специфику аудитории. Само экспозици­онное пространство должно создавать «разгрузочную» среду, способствующую созданию климата доверительного общения, а также вовлечению детей в различные ви­ды деятельности.

Кратко попытаемся очертить возможности следующих трех жанров, которые мы оп­ределили как гипотетически возможные. Деятельность таких музеев имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения и школ, и обучающихся.

  • Музей-экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапли­ваемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое раз­рабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образователь­ным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Создание такого музея возможно на основе введения в программу школы фа­культатива по «Экскурсоведению», в который войдут такие дисциплины как краеведение, экологический туризм, мастерство экскурсовода и др. Для более эффективной деятель­ности музея данной направленности необходимо укрепление его контактов с туристски­ми центрами района, прежде всего детскими туристскими центрами.

  • Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные за­нятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также предла­гает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производ­ства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических заня­тий. Это определяет целесообразность введения в программу занятий с активом фа­культатива «Музейный сценарий».

  • Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профес­сионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления и потребления пищи была связана с историей, национальными праздниками и обычаями, традиция­ми того или иного народа, а музейные посиделки приносили радость неформального общения всем участникам. Об органичности подобного жанра свидетельствует то, что многие детские музеи практикуют занятия, на которых можно научиться приготавли­вать пищу по старинным рецептам или окунуться в атмосферу традиционного для той или иной страны застолья. К примеру, здесь можно приобщиться к традиции празд­нования на Руси Масленицы, Пасхи, именин и других календарных и семейных празд­ников. В этом случае обыкновенное, на первый взгляд, застолье приобретает оттенок «исторической игры».

  • Музей-ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной обучающимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых яр­марок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерче­ский агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания по­добных музеев в школах, ориентированных на обучения подобным профессиям.

При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего приходится учиты­вать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используе­мые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его дея­тельности, многочисленнее актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В то же время ориентация на специфику школы является далеко не единственным критерием. В конечном итоге, успех будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет делать музей и сотрудничать с ним.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных...
В, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconПрограммы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие...
Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconМкоу «Трудовская оош» Общие положения
Конституцией рф, законом РФ «Об образовании», Уставом мкоу «Трудовская оош» и настоящим Положением о школьном музее. Руководством...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconКонкурс школьных музеев и поисковых отрядов «Доблесть. Мужество. Героизм»
«Доблесть. Мужество. Героизм», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в рамках VI областного слета...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconТуристско-краеведческой деятельности учащихся
А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., Рмат, 2001....
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconПринята утверждена
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования с использованием музейно-педагогической программы «Здравствуй,...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе icon«согласовано» Директор оаоу дод «Центр эстетического воспитания детей и молодежи»
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся "отечество" (далее Конкурс) проводится в целях дальнейшего развития...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации по организации исследовательской работы...
Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconОб областном смотре-конкурсе виртуального представления музеев образовательных...
Вания Иркутской области и Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского...
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений I. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе iconМетодические рекомендации для тренеров преподавателей дюсш некоторые...
Некоторые методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации извлечения из методических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница