Скачать 256 Kb.
|
ПЛАНсеминарских, практических занятий и контрольных работ по учебной дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» слушателей 5 курса на 9 семестр 2010/2011 года. факультета подготовки экспертов-криминалистов Москва – 2010 КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КУРСАНТАМ Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной дисциплине «Криминалистическое исследование материалов веществ и изделий» и содержит конкретные методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям. Слушатели должны изучить теоретические положения, указанные в плане тем, и уметь применять полученные знания на практике. При этом большое значение имеет самостоятельная работа над учебным материалом. Перед каждым семинарским и практическим занятием слушатель должен изучить законспектированный лекционный материал, а также рекомендованную литературу. Цель семинарских занятий – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий и при самостоятельном изучении литературы, указанной в плане. На практических занятиях курсант помимо закрепления и углубления теоретических знаний, приобретает практические навыки экспертного исследования объектов КИВМИ: осваивает методы и методики экспертного исследования объектов для решения задач обнаружения, идентификации и диагностики. Семинарские занятия проводятся в учебной аудитории всей группой с одним преподавателем. Практические занятия проводятся двумя преподавателями в учебных лабораториях университета. Каждый курсант должен иметь тетрадь для практических занятий, в которую вносятся необходимые записи. Результаты выполнения лабораторных работ оформляются в тетради, которую курсант сдаёт на проверку преподавателю в установленное преподавателем время. В соответствии с графиком выполнения лабораторных работ обучаемый должен защитить каждую работу, предъявляя преподавателю практикум для проверки по данной теме, в диалоге с преподавателем, или написав тесты по защищающей теме, написав контрольную работу. Оформление лабораторных работ не ограничивается учебным временем, предусмотренным расписанием. Задания, требующие дополнительной работы, могут завершаться в часы самоподготовки. Слушатель, отсутствовавший по каким-либо причинам на занятиях, должен выполнить задания в часы самоподготовки и отчитаться за них перед преподавателем. Лабораторный практикум по окончании изучения дисциплины предъявляется слушателем на экзамене. При подготовке к занятиям следует изучить конспект лекции, рекомендованную при чтении лекции и указанную в настоящем плане литературу, нормативные акты МВД России. Семинары направлены на углубление теоретических знаний слушателей, развитие самостоятельности мышления и навыков публичного выступления. По усмотрению преподавателя в ходе семинарских занятий могут быть рассмотрены не все, а лишь наиболее важные вопросы из числа указанных в плане. План семинарских и практических занятий подготовлен: ^ профессором кафедры ТКО ЭИ Московского университета МВД России. Н.И.Виноградовой— к.х.н. доцентом кафедры ТКО ЭИ Московского университета МВД России. Е.А.Матвиенко- ст.преподаватель кафедры ТКО ЭИ Московского университета МВД России. План рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ТКОЭИ 22 июня 2010г. Протокол №12. ^ Практическое занятие. Время проведения: 6 часов Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы:
Литература.
^ к практическому занятию. Собирание, упаковка и хранение ССЖ. Методы предварительного исследования ССЖ: определение запаха, цвета, прозрачности, наличия осадка. Предварительные пробы на содержание спирта, сивушных масел, сахара. Правила отбора проб и представления на экспертное исследование. Назначение экспертизы. Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение экспертизы. Получение сравнительных образцов. Требования к сравнительным образцам. Основные и специальные термины экспертизы ССЖ: спирт, водка, коньяк, самогон, брага, вино, ликер и их признаки. Классификация ССЖ по способу изготовления: кустарный и заводской; по целевому назначению: спиртные напитки, технические, медицинские и парфюмерные спиртосодержащие жидкости. Способы изготовления спирта, водки, коньяков, вин, браг, самогонов, ликеров и их свойства. Признаки вина домашнего изготовления. Классификация спиртов: спирт-сырец, этиловый технический, этиловый коньячный и продукты их переработки (ректификации). Классификация водок. Классификация коньяков: ординарные, марочные, коллекционные. Классификация экспертиз спиртосодержащих жидкостей (виды, подвиды). Получение и свойства ССЖ. Комплексное исследование ССЖ. Схема предварительного исследования спиртосодержащих жидкостей. Методы экспертного исследования ССЖ: химический анализ, газовая и тонкослойная хроматография, спектрофотометрия, атомно-абсорбционный анализ. ^
^ ТЕМА 8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАЛЛОВ, СПЛАВОВ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ. Практическое занятие. ^ 6 часов + 6 часов (выезд) Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы.
Литература.
^ подготовке к практическому занятию. Понятие металлов, сплавов и изделий из них. Основные и специальные термины. Классификация, свойства и область применения. Изделия, подвергающиеся маркировке. Способы и методы нанесения маркировочных знаков на изделия. Особенности маркировки деталей и узлов автотранспорта: места нанесения, используемые шрифты и знаки, применяемые клеймы. Методы и способы удаления рельефных изображений, изменения их содержания. Выявление признаков изменения содержания маркировки на деталях и узлах автотранспорта. Методы восстановления удаленных знаков. Практические задания: 1.Проведите морфологическое исследование представленных объектов (форма, размер, цвет, блеск). 2.Проведите исследование химических и физических свойств представленных объектов (реакция с кислотой, щелочью, твердость, магнитные свойства). 3. Провести обнаружение частиц металла на различных следоносителях (ткань, дерево) различными методами (визуально, с помощью лупы, микроскопа). 4.Проведите предварительное исследование представленного объекта. Определите, из какого металла (медь, алюминий, железо) изготовлен представленный объект. 5.Провести восстановление удаленных изображений на металлах химическим способом. Материальное обеспечение: Микроскоп, реактивы, лупа, объекты, магниты. ^ Практическое занятие. ^ 6 часов + 6 часов (выезд) Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы.
Литература.
^ подготовке к практическому занятию. Особенности обнаружения, фиксации, собирания, упаковки, хранения и доставки объектов. Предварительное исследование объектов: микроскопическое исследование, микрокристаллоскопия, химический анализ, тонкослойная хроматография. Назначение экспертизы. Типовые вопросы, ставящиеся на разрешение экспертизы. Получение сравнительных образцов. Требования к сравнительным образцам. Объекты экспертизы и их понятие: наркотические средства кустарного производства, синтетические наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества. Специальные термины экспертизы: лекарственные средства, лекарственные формы (таблетки, драже, порошки, растворы и др.), лекарственные препараты, наркотические средства. Наркотические средства из мака снотворного.полученные кустарным способом (опий, маковая соломка, концентрат маковой соломки), их определение свойства и признаки. Наркотические средства из конопли, полученные кустарным способом, (каннабис, гашиш, гашишное масло) их определение, свойства и признаки. Наркотические средства промышленного изготовления (кокаин, омнопон, морфин, кодеин, промедол и др.). Основные нормативные документы и источники специальных познаний, необходимые при производстве экспертиз наркотических средств и психотропных веществ: УК Российской Федерации ст. 228-234, Государственная фармакопея Российской Федерации, Единая конвенция о наркотических средствах, приказы постоянного комитета по контролю за наркотиками. Типовые схемы исследования наркотических средств и психотропных веществ, лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ включают методы: морфологического анализа, исследования состава и структуры вещества. Для этого используют следующие инструментальные методы: микроскопию, спектроскопию в УФ - и ИК - области спектра, масс-спектроскопию, хроматографию (тонкослойную и жидкостную). ^ 1.Морфологическое исследование лекарственных средств промышленного производства (цвет, размер, форма, наличие фаски и риски). 2. Химическое исследование наркотических и лекарственных средств. Провести качественные реакции на лекарственные препараты: анальгин, парацетамол, левомицетин. 3. Провести микроскопическое исследование представленной травы, сравнить с микроскопическими исследованиями травы, используемой для получения наркотических средств (фото). 4. Провести сравнительное исследование состава органических компонентов лекарственных средств методом ТСХ. 5. Использование имуннохроматографических экспресс тестов для обнаружения наркотических средств в моче. ^ ТЕМА 10. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДОКУМЕНТОВ. Практическое занятие. Время проведения: 6 часов Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы:
Литература
к практическому занятию. Объекты криминалистического исследования материалов документов: материалы письма в штрихах и емкостях; бумага (картон) – материал основы документа; изделия из бумаги и картона (части изделий); материальные образования, утратившие структуру материала изделия в результате каких-либо воздействий; вспомогательные материалы - клей на документе или в емкости, корректирующие вещества на документе или в емкости, материалы для скрепления частей документов (нитки, скрепки), травящие и смывающие вещества (остатки травящих, смывающих веществ на документе или в емкости). Обнаружение и собирание объектов криминалистического исследования материалов документов. Фиксация внешнего вида. Особенности собирания видоизмененных объектов. Требования к упаковке. Представление дополнительных сведений об объектах. Собирание свободных и сравнительных образцов. Методы исследования материалов документов: микроскопические, химические, спектральные, хроматографические, рентгеновские, фотографические. Классификация материалов письма: пасты для шариковых ручек, чернила для гелевых ручек, чернила для ролевых ручек, чернила для перьевых ручек, чернила для фломастеров, тушь, штемпельные краски, чернила для принтеров, карандаши, копировальная окрашенная бумага, электрофотографические порошки, полиграфические краски, художественные краски, краски для машинописных лент. Классификация бумаги. Классификация изделий из бумаги: бумажно-беловые изделия (тетради, блокноты, записные книжки, листы (пачки) бумаги потребительских форматов, конторские книги), изделия для упаковки, изделия санитарно-гигиенического и промышленно-технического назначения, табачные изделия. Общие сведения о технологии изготовления и свойствах материалов письма и бумаги. Исследование материалов письма. Установление признаков рода материала письма по штрихам: микроструктуры, растворимости, состава, проникающей и люминесцирующей способностей. Установление признаков вида технического средства (пишущего прибора) по штрихам: признаков рода материала письма, ширины штриха, наличия следов давления, структуры. Применение комплекса методов для исследования качественного и количественного состава красящих веществ материалов письма (тонкослойная хроматография, спектрофотометрия, капельный химический анализ), состава неокрашенных компонентов материалов письма (спектрофотометрия ), состава летучих компонентов (газожидкостная хроматография), структуры штриха (оптическая микроскопия, микросъемка). Схема экспертного исследования материалов письма. Возможности идентификации пишущего прибора по штрихам записей. Возможности установления рода, вида, потребительского назначения материала письма (в штрихах, в емкости). Возможности дифференциации одноцветных материалов письма одного и того же рода в сравниваемых записях. Современные возможности установления возраста штрихов рукописных записей, оттисков печатей. Исследование бумаги (картона), изделий из бумаги. Установление признаков вида бумаги, обусловленных: оптическими свойствами бумаги, структурой бумаги (характером поверхности, внутренним строением, толщиной, массой 1 м2), композицией бумаги (составом волокнистых компонентов, составом наполнителей, проклеивающих и отбеливающих веществ, красителей, содержанием зольного остатка), способностью сохранять прочность при увлажнении бумаги (степенью проклейки). Установление признаков вида бумажно-белового изделия, обусловленных технологическими особенностями: структурно-размерными характеристиками (число составных частей, деталей, их размеры, форма деталей, наличие скрепления составных частей, способ крепления), составом и свойствами используемых материалов, в первую очередь бумаги, спецификой дополнительной обработки бумаги (наличие линовки, художественного оформления, реквизитов). Методы исследования бумаги. Схема экспертного исследования бумаги. Возможности установления принадлежности частей листов единому целому. Возможности установления принадлежности материальных образований, утративших структуру материала, бумаге, определенному ее виду. Возможности установления принадлежности частиц бумаги изделию определенного вида. Возможности установления факта воздействия на записи в документе травящим (смывающим) веществом. Установление химической природы и потребительского назначения вещества, используемого в качестве травящего. Возможности установления вида клея, имеющегося на бумаге, его потребительского назначения. Криминалистическое значение информации, получаемой в результате предварительного и экспертного исследования материалов документов. ^ 1. Изучение признаков рода материала письма по штрихам, выполненным пастой для шариковых ручек, чернилами для гелевых ручек, чернилами для ролевых ручек, чернилами для фломастеров, чернилами для перьевых ручек, карандашами, красками. 2. Изучение признаков вида технического средства (пишущего прибора) по штрихам, нанесенным шариковой ручкой, перьевой ручкой, фломастером, знакопечатающими устройствами. 3. Сравнительное исследование состава красящего вещества в штрихах, выполненных пастами для шариковых ручек, штемпельными красками методом ТСХ. 4. Дифференциация одноцветных материалов письма в сравниваемых записях. 5. Исследование бумаги, изделий из бумаги методами микроскопии и люминесценции (цвет, размер, плотность на просвет, расположение волокон, число слоев, удельная плотность, цвет люминесценции, характерные особенности). 6. Провести сравнительное исследование представленных образцов бумаги методом люминесценции и микроскопии. Материальное обеспечение: Микроскоп, пластинки и камеры для ТСХ, УФ - осветители, реактивы ^ Практическое занятие. Время проведения: 6 часов Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы.
Литература.
^ подготовке к практическому занятию. Свойства веществ, используемых в качестве идентификационных меток. Назначение криминалистических идентификационных меток. Методы обнаружения криминалистических идентификационных меток и их экспертного исследования. Практические задания:
4 .Предварительное исследование криминалистических идентификационных препаратов (морфология частиц, цвет, люминесценция при 254 нм и 365 нм). 5. Исследование криминалистических идентификационных препаратов методом ТСХ. 6. Определить представленный идентификационный препарат по изученным свойствам (цвет, структура, цвет люминесценции, Rf). Материальное обеспечение: Образцы веществ, используемых в качестве идентификационных меток. УФ - осветители 254/365 нм, хроматографические пластинки, камера для пластин.^ Практическое занятие. Время проведения: 6 часов Место проведения: лаборатория. Контрольные вопросы.
Литература. Моисеева Т.Ф. Криминалистическое исследование материалов, веществ, материалов и изделий из них/.Курс лекций - М,2005,204 с. ^ подготовке к практическому занятию. Свойства объектов биологического происхождения, определяющие особенности их обнаружения, изъятия, хранения и исследования. Классификация объектов биологического происхождения. Методы предварительного исследования объектов биологического происхождения. Собирание, фиксация и хранение объектов биологического происхождения (крови, ПЖС). Методы экспертного исследования объектов биологического происхождения. Биологические методы исследования. Отбор образцов для сравнительного исследования. Комплексное исследование объектов биологической природы. Практические задания:
3. Провести исследование на наличие следов пота. 4. Провести исследование на наличие следов слюны. ^ Набор для ТСХ: пластинки «Силуфол», камера, пульверизатор. Реактивы: бензидин, перекись водорода, этиловый спирт, серная кислота, нингидрин, ацетон, гексан, диэтиловый эфир, уксусная кислота, бутанол, серин. ^ (Работа специалиста криминалиста в проведении работы с веществами и материалами при осмотре места происшествия) ^ 6 часов+6часов Место проведения: криминалистический полигон, лаборатория Цель занятия:
Контрольные вопросы: 1. Технические средства поиска и обнаружения материалов и веществ различной природы: • сыпучих; • твёрдых; • жидких; • волокнистых. 2. Тактические приёмы работы с материалами и веществами при проведении следственных действий. 3. Методика фиксации, изъятия и упаковки материалов и веществ различной природы. 4. Тактические и методические приёмы изъятия образцов для сравнения. ^ Практическое занятие. Время проведения: 6 часов (выезд) Место проведения: аудитория. Контрольные вопросы
Практическое занятие. Контрольные вопросы.
Литература. 1. Моисеева Т.Ф. Криминалистическое исследование материалов, веществ, материалов и изделий из них/.Курс лекций - М,2005,204 с. ^ подготовке к практическому занятию. Объект и субъект экспертизы пахучих следов человека. Собаки как детекторы индивидуального запаха человека. Принципы подготовки и использования собак в качестве детекторов при решении идентификационных и диагностических задач экспертизы. Обнаружение, фиксация, изъятие, упаковка и хранение следов выделений человека. Методики идентификационного и диагностического исследования пахучих следов человека с применением собак-детекторов. Практические задания:
2.Составить исследовательскую часть заключения эксперта по исследованию пахучих следов человека с целью установления возрастной группы оставившего след человека. Объект – шапка-маска с места преступления. 3. Составить исследовательскую часть заключения эксперта по идентификационному исследованию пахучих следов человека. Объект – шапка-маска с места преступления. ^ пециально обученные собаки-детекторы индивидуального запаха человека, чистые лоскуты хлопчатобумажной ткани (фланели), алюминиевая фольга, стерильные стеклянные банки (0,5 л) со стеклянными герметичными крышками, пинцет, резиновые перчатки,^ СЕМИНАР -2 часа Время проведения: 2 часа Место проведения: учебная аудитория Контрольные вопросы 1. Дайте понятие предмета экспертизы веществ, материалов и изделий. 2. Раскройте понятие «объекты экспертизы веществ, материалов и изделий». 3. Укажите основные роды экспертизы веществ, материалов и изделий. 4. Раскройте понятие диагностических задач в экспертизе веществ, материалов и изделий. 5. Раскройте понятие идентификационных задач в экспертизе веществ, материалов и изделий. 6. Раскройте понятие задачи установления факта контактного взаимодействия в экспертизе веществ, материалов и изделий: 7. Какие свойства объектов являются определяющими при решении задач экспертизы веществ, материалов и изделий. 8. Микрообъекты: обнаружение, изъятие, упаковка. Их значение в раскрытии преступления. 9.Укажите формы комплексного исследования веществ, материалов и изделий. 10. Дайте классификацию методов исследования веществ, материалов и изделий по степени общности и субординации. 11. Укажите принципы эффективного выбора метода криминалистического исследования веществ, материалов и изделий. 12. Дайте классификацию инструментальных методов исследования веществ, материалов, изделий. 13. Общие правила обнаружения, изъятия, упаковки и транспортировки объектов. 14. Предварительное исследование веществ, материалов и изделий. Литература.
Краткие методические указания по подготовке к семинару. Рассмотреть вещества, материалы и изделия из них как носители криминалистически значимой информации. Сформулировать общие правила обнаружения, изъятия, упаковки и транспортировки объектов. Определить цели и задачи предварительного исследования веществ, материалов и изделий на месте происшествия. Какие материалы, необходимо представить на экспертное исследование. Требования к образцам для сравнительного исследования. Основания классификации судебных экспертиз веществ, материалов и изделий: рода, виды, подвиды, группы. Дать определение предмета экспертизы веществ, материалов и изделий из них и объектов: массы (объемы) веществ, материалов, предметы и комплекты предметов, субстанциональные и морфологические свойства которых позволяют решать задачи экспертиз данного класса. Микрообъекты: обнаружение, изъятие, упаковка. Их значение в раскрытии преступления. Задачи экспертного исследования веществ, материалов и изделий: идентификационные, диагностические, установление факта контактного взаимодействия (ФКВ). Возможности экспертного исследования веществ, материалов и изделий в лабораторных условиях. Типовые вопросы экспертиз материалов, веществ и изделий из них. Методы исследования объектов данного класса экспертиз, их классификация. Формы комплексного исследования веществ, материалов и изделий: комплекс методов, комплексная экспертиза, комплекс экспертиз. Общие принципы идентификационных и диагностических исследований в экспертизах веществ, материалов и изделий из них. Использование результатов судебной экспертизы веществ, материалов и изделий в раскрытии, расследовании преступлений. |
![]() | План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства... Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной... | ![]() | План семинарских, практических занятий и контрольных работ по курсу... План семинарских, практических занятий и контрольных работ составлен в соответствии с учебной программой и тематическим планом учебной... |
![]() | План семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства... Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине «криминалистическое исследование... Рабочая учебная программа дисциплины «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» подготовлена в соответствии... |
![]() | Московский университет План семинарских, практических занятий и контрольных работ составлен в соответствии с учебной программой и тематическим планом учебной... | ![]() | План практических занятий по учебной дисциплине «Основы судебно-компьютерной... План составлен в соответствии с учебной программой курса и тематическим планом по учебной дисциплине «Основы судебно-компьютерной... |
![]() | Общие методические указания к планам семинарских занятий по учебной дисциплине «Бюджетное право» Методические указания к планам семинарских занятий по учебной дисциплине «Бюджетное право» предназначены для подготовки к семинарским... | ![]() | Учебное пособие для студентов и слушателей библейских, духовных учебных... Обие для студентов и слушателей библейских, духовных учебных заведений включает в себя конспекты лекций по изучению основных библейских... |
![]() | Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории... Ильюхов А. А., Костриков С. П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов... | ![]() | Методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных... В методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы лабораторных работ и практических занятий,... |