Название тем и уроков. Элементы содержания уроков
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
^ Периодизация всемирной истории, формационный подход, цивилизационный поход
| 2
| Знать историографические подходы к периодизации всемирной истории. Знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории и мира.
Уметь характеризовать этапы развития человечества
|
^
История России - часть всемирной истории
Источники по истории Отечества. Наш край как часть всемирной истории
| 1
| Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории. Знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории и мира.
|
^
Этапы становления человека
Неолитическая революция. Изменения социальных отношений в первобытном обществе.
| 1
| Знать гипотезы происхождения человека, называть факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы, Характеризовать направления эволюции человеческого рода
|
^
Периодизация Древней истории Предпосылки возникновения государства. Социальная структура
| 1
| Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций
|
^ Античные цивилизации Средиземноморья. Возникновение исламской цивилизации.
Особенности хозяйственной деятельности и культуры
| 1
| Характеризовать древнейшие цивилизации Средиземноморья особенности хозяйственной деятельности
|
^ Традиционное общество на Западе и Востоке Особенности экономической жизни, политических отношений, социальной структуры
| 1
| Характеризовать хронологию средневековья, мировоззрение средневекового европейца, причины и последствия «Великого переселения народов»
|
^
Особенности освоения территории. Восточной Европы Стоянки каменного века. Великое переселение народов.
| 1
| Уметь анализировать историческую информацию
|
^ Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
| 2
| Объяснять смысл понятий: производящее присваивающее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы. Знать причины факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу образования государства у славян.
|
^ Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
| 2
| Объяснять смысл понятий: производящее присваивающее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы. Знать причины факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу образования государства у славян
|
^ Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
| 2
| Понимать особенности переселения народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Выделять особенности восточнославянских племенных союзов. . Уметь работать с первоисточниками, их анализ.
|
^ Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
| 2
| Понимать тенденцию и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления первых князей. Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых князей и давать ей оценку. Уметь работать с первоисточниками, их анализ
|
^
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
| 2
| Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения
|
^ Наш край. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
| 2
| Знать в чем причина распада древнерусского государства и усиление экономической и политической самостоятельности русских земель
|
^ Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
| 1
| Знать этапы и особенности образования Монгольского государства. Знать причины и последствия монгольского нашествия на Русь. Характеризовать особенности борьбы с западным агрессором. Уметь работать с историческим материалом.
|
^ Наш край Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
| 2
| Характеризовать особенности возрождения Руси и восстановления ее экономики. Уметь работать с историческим источником.
|
^ Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
| 1
| Знать особенности борьбы Москвы за политическую и экономическую гегемонию. Характеризовать политику московских князей –объединителей русских земель в борьбе с ордынским игом. Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период 14-15 вв. знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой Характеризовать деятельность московских князей.
|
^ Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
| 1
| Характеризовать особенности международного положения Московского княжества в середине XV вв. Уметь работать с историческим источником
|
^ Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
| 1
| Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период 14-15 вв. знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой Характеризовать деятельность московских князей. Освещать причины и последствия Куликовской битвы. Характеризовать Ивана 111 как первого «Великого князя Всея Руси»
|
^
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
| 3
| Объяснять процесс становления средневековых городов, указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью
|
^
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
| 3
| Характеризовать феодализм как система социальной организации и властных отношений. Знать этапы образования централизованных государств. Уметь определять роль церкви в европейском обществе.
|
^
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
| 2
| Указывать предпосылки усиления королевской власти в Европе, характеризовать особенности развития стран Восточной Европы, сравнивать основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы
|
^ Наш край
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
| 1
| Уметь объяснять смысл и значение важнейших исторических событий о царствовании Ивана Грозного . уметь показывать последовательность исторических явлений. Уметь определять хронологические рамки событий и процессов.
|
^ Наш край в 16 веке.Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
| 2
| Характеризовать политику Бориса Годунова, определять причины Смуты.
Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого. Характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским.
|
^ Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
| 2
| Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий.
Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России. Объяснять смысл понятий «крепостное право», «мануфактурное производство»
|
^ Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
| 1
| Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней и внутренней политики Алексея Михайловича. Характеризовать успехи и неудачи, характеризовать их причины и последствия.
|
^ Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
| 1
| Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней и внутренней политики Романовых. Характеризовать причины и последствия социальных движений XVII в
|
^ ультура народов Российского государства во второй половине XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
| 1
| Знать сущность и своеобразие культуры народов Российского государства во второй половине XV-XVII вв, на конкретных примерах показывать ее достижения.
|
^ Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России
| 1
| Знать сущность и своеобразие русской традиционной (средневековой) культуры, на конкретных примерах показывать ее достижения.
|
^
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
| 1
| Выявлять предпосылки и признаки модернизации, проблемы периодизации. Характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества
|
^ Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
| 1
| Выявлять предпосылки и признаки модернизации, проблемы периодизации. Характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества
|
^ Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
| 1
| Характеризовать роль техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Указывать внутренние и внешние факторы, способствовавшие развитию экономики.
|
^ От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы
| 2
| Характеризовать причины перехода европейских стран к абсолютизму, называть предпосылки и особенности абсолютизма в Англии и Франции. Указывать противоречия европейской политики начала XVII в., особенности Вестфальской системы международных отношений. Характеризовать причины, особенности и значение первых буржуазных революцийХарактеризовать исторические условия, сложившиеся во Франции к концу XVIII в. Давать оценку основным событиям, этапам революции. Сравнивать этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции, указывать общие черты и различия
|
^ Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
| 1
| Называть социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Указывать внутренние и внешние факторы, способствовавшие развитию экономики. Характеризовать противоречия промышленного переворота и его значение
|
^ Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
| 2
| Сопоставлять идеи мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство, давать характеристику распространению идей просвещенного абсолютизма
|
^ Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
| 2
| Характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев, особенности взглядов американских просветителей, итоги войны
|
^ . Наш край
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
| 3
| Характеризовать внутреннюю политику Петра первого. Понимать причины и последствия реформ. Характеризовать международную обстановку. В которой оказалась Россия к началу 18 столетия. Понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу. Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра 1. Знать насущные общественные проблемы. Сравнить характер правления Петра 1 и его приемников. Знать особенности внутренней политики Екатерины. Объяснять смысл понятий: пресвященный абсолютизм в России, «золотой век» русского дворянства. Уметь делать обобщение и вывод
|
^ Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
| 1
| Знать особенности внутренней политики российских императоров в первой половине XIX в. Объяснять смысл понятий и терминов: «официальной народности», движение декабристов, славянофилы и западники, русский утопический социализм. Уметь делать обобщение и вывод
|
^ Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
| 1
| Знать особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Давать характеристику развития капиталистических отношений в XVIII – первой половине XIX в..
|
^ Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
| 2
| Знать особенности внешней политики Россия в XVIII – середине XIX вв. Уметь делать обобщение и вывод
|
^ Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
| 2
| Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, так же его бытовую культуру. Использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. Уметь высказывать свое мнение.
|
^
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития.
| 1
| Характеризовать изменения, произошедшие в промышленном производстве в XIX в., особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Называть противоречия, социальные последствия
|
^ Наш край
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
| 3
| Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анализировать основные положения реформы, определять ее характер, значение. Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами. Раскрывать содержание структурных реформ, их последствия и значения. Осуществлять критику источника. Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности. Уметь делать выводы.
|
^ Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства
| 2
| Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра 3, Николая 2. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России Уметь участвовать в групповой исследовательской работе. Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы
|
Резерв
| 2
|
|