Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»




Скачать 233,39 Kb.
НазваниеУрок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата публикации06.04.2013
Размер233,39 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
«Образ Пугачёва в истории и литературе».

(Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе).

Гусоева Т.Н., учитель истории;

Данилина И.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №24 города Ельца Липецкой области.
Цели:

  • опираясь на исследование А.С.Пушкина «История Пугачёва», раскрыть образ Пугачёва как предводителя народного бунта со всеми присущими ему личностными качествами; рассмотреть образ Пугачёва – героя художественного произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

  • развивать исследовательские умения учащихся, их способность ставить цель, выдвигать гипотезу, проводить анализ источников, делать собственные выводы;

  • формировать интерес к исследовательской деятельности и к предметам гуманитарного цикла.


Тип урока: урок – исследование.

Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Оборудование: сценическое оборудование: костюмы для учащихся, участвующих в инсценировке; слайды, выполненные в программе «Power Point».



Ход урока:
Учитель литературы.

«А.С.Пушкин понял русский народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто…Он преклонялся перед правдой народной всем существом своим, о чём и засвидетельствовал в своих созданиях» - эти слова Ф.М.Достоевского ярко подчёркивают мысль о великом интересе А.С.Пушкина к русской истории. Сам А.С.Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Но чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

На предыдущих уроках мы изучали повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы говорили, что между войной 1773-1775 годов и нашей современностью пролегло более двух столетий бурных исторических событий. «Дистанция огромного размера отделяет нас, современников, от неторопливой пушкинской эпохи». Но герои Пушкина включились в большое историческое движение, которое определило их судьбы, заставило их делать выбор. Они невольно оказываются причастными к истории, слушают её, непосредственно извлекают нравственные уроки. История прошла через их сердца.

Сегодня необычный урок – урок исследование. Опираясь на знания исторических фактов, анализ отдельных глав повести, эпизодов, образов, произведённых на прошлых занятиях, мы проведём исследовательскую работу по наиболее актуальным вопросам: «Крестьянская война 1773 – 1775 годов» и «Образ Пугачёва в истории и литературе». Источники для работы: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и исследование А.С.Пушкина «История Пугачёва».

Ребята, каждый в жизни делает свой выбор, у каждого своя дорога, по которой он идёт, преодолевая различные испытания. Сегодня мы с вами и вместе с Петром Андреевичем Гринёвым отправимся в дорогу, в путь.

Как же всё начиналось?
СЦЕНКА.
Гринёв.

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за холмик. Ямщик объяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал, что в тамошние метели целые обозы были ими завалены. Но ветер показался мне не силён, и я приказал ехать скорее. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

Вдруг я увидел что-то чёрное. Воз не воз, дерево не дерево, а, кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек.

- Послушай, мужичок, - знаешь ли ты эту сторону? Доведёшь меня до ночлега?

Пугачёв.

- Сторона мне знакомая, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да, вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай.

Гринёв.

- А почему ты думаешь, что жило недалече?

Пугачёв.

- А потому, что ветер оттоль потянул, и я слышу домом пахнуло; знать, деревня близко.

Гринёв.

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тихо ступали по глубокому снегу.

Учитель литературы.

- Итак, перед вами два героя – две дороги. Как вы думаете, слово «дорога» в этой повести употреблено только в прямом значении или оно имеет переносное?

(Дорога в прямом значении – путь. Но ещё и «дорога жизни», «жизненный путь», «дорога чести»).
Учитель литературы.

- Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни.

Итак, встреча состоялась. Они встретились – теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Потом они встретятся, но главная их встреча – здесь, в буране.

- Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва «вывел» из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического?

(Буран символизирует стихию, вихрь, смятение. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и пугачёвщина в его изображении: вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.)

- В дороге Гринёву снится сон. Сам Гринёв называет его пророческим.

(Чтение сна).

Что вам показалось необычным в этом сне?

(«Превращение» Пугачёва. Здесь он, «мужик с чёрной бородою», превращается в батюшку, «посажённого отца»).

- Что ж у Петруши теперь три батюшки: родной, Савельич и «мужик с чёрной бородою»? И все они по-своему наполняют жизнь его определённым смыслом, влияют на него, помогают на жизненной дороге. Топор, кровь – это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии «пугачёвщины».
(Даётся задание по технологической карте).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1. (1 творческая группа )
Исследовательская работа нашей группы изучала вопрос:

« Почему Пугачёв, бедный донской казак, стал предводителем крестьянской войны 1773-1775г
Источником наших исследований стало историческое повествование А.С. Пушкина «История Пугачёва». А.С. Пушкин предстаёт перед нами как историк, правомерно ли это? Современный историк Г.Н. Волков в своём исследовании «Мир Пушкина» пишет, что «… голос Клио постоянно звучит в творчестве Пушкина, вся наша история проходит перед его читателем: Русь древняя открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в сказках, Русь крепостная – в «Борисе Годунове», великие деяния Петра – в «Медном всаднике», в «Полтаве»; восстание Пугачёва – в «Капитанской дочке». Наконец, он заявляет о себе как профессиональный историк. Плодом его тщательных архивных изысканий, поездок, расспросов бывалых людей, изучения мемуарной литературы явилась «История Пугачёва».
Обратившись к данному историческому труду, мы узнаём о причинах и предпосылках восстания. Ими были:

1) усиление крепостного гнёта;

2) бесправное положение работных людей;

3) желание власти ограничить казацкую вольницу;

4) взять под контроль старинные промыслы донских и яицких казаков – торговлю рыбой и солью;

5) монопольное положение дворянского сословия в государстве.

Надо сказать, что причины восстания, названные Пушкиным, совпадают с причинами восстания, определяемые современными историками. Академик Сахаров указывает на стеснение правительством казачьих вольностей, на введение монополии государства на ловлю рыбы и добычу соли, что ударило по материальным интересам яицких казаков.

^ Предпосылками восстания были волнения и бунты на Дону и Яике во второй половине XVIII века.
Что говорит нам об этом периоде А.С. Пушкин?

Из его работы мы узнаём, что ещё в 1702 году ПётрI предпринял первые меры для введения яицких казаков в общую систему государственного управления. В 1720 году яицкое войско было отдано в ведомство Военной коллегии. Казаки возмутились, сожгли свой городок, собрались бежать в киргизские степи, но были усмирены полковником Зубатовым.

В 1762 году яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения со стороны начальников и чиновников, на удержание жалования, самовольные налоги, нарушения старинных прав и обычаев. В 1766 и 1767 годах против возмущающихся казаков было применено оружие и казни. Казаки не теряли надежды, они стремились довести до сведения императрицы справедливые свои жалобы. Тайно посланные от них люди были по повелению президента Военной коллегии графа Чернышова схвачены в Петербурге, заключены в оковы и наказаны как бунтовщики. Волновались и калмыки, которые в начале XVIII века ушли от границ Китая под покровительство белого царя. С тех пор они служили России, охраняя её южные границы. Чиновники, пользуясь их простотою, начали их угнетать. Пушкин пишет, что «жалобы сего смирного и доброго народа не доходили до высшего начальства»; выведенные из терпения, они решились оставить Россию и уйти в пределы прежнего отечества. Яицкому войску велено было вступить за ними в погоню, но казаки не послушались и явно отказались от всякой службы. С января по июнь 1771 года продолжался мятеж в Оренбургском крае, который был подавлен правительственными войсками под командованием генерал-майора Фреймана. Большую часть мятежников переловили, зачинщиков бунта наказали кнутом, около ста сорока человек сослали в Сибирь, другие были отданы в солдаты. Эти меры восстановили наружный порядок, но спокойствие было ненадёжным. «То ли ещё будет, - говорили прощёные мятежники. Так ли мы тряхнём Москвою». Всё предвещало новый мятеж.
^ Недоставало предводителя. Предводитель сыскался.
Пушкин в своём исследовании описывает будущего предводителя восстания так: «…в смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, принимаясь за всякие ремёсла». Александр Сергеевич приводит фрагмент из труда историка XVIII века Бантыша – Коменского: «…он ( Пугачёв) на Дону таскался в длинной турецкой рубахе; нанялся однажды рыть гряды у казачки и вырыл четыре могилы. Сие обстоятельство истолковано было как предзнаменование его участи. На Яике, в станице Озёрной, он узнал одну донскую казачку и дал ей горсть золота. Она его не узнала.

Пушкин выдвигает версию о том, что « сей бродяга Емельян Пугачёв, донской казак и раскольник, пришёл с ложным письменным видом из-за польской границы с намерением поселиться на реке Иргизе посреди тамошних раскольников». Там в нём увидели человека бывалого, научили его чтению, наделили деньгами.

Он отличался дерзостью своих речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана. Говорил, что «у него на границе заготовлено двести тысяч рублей и товару на семьдесят тысяч, и что какой-то паша, тотчас по приходу казаков, должен им выдать до пяти миллионов, покамест обещал он каждому по двенадцать рублей в месяц жалования». Речь шла о побеге в Турцию. Но яицкие казаки слишком были привязаны к своим богатым родимым берегам. Они вместо побега предложили быть новому мятежу. Самозванство показалось им надёжной пружиной. Для реализации их замысла нужен был только пришелец, дерзкий и решительный, неизвестный народу. Выбор пал на Пугачёва.

Основываясь на данном материале, зная о том, что в это время в разгаре была русско-турецкая война 1768-1774годов и турецкому султану был очень кстати мятеж на южных окраинах России, что Пугачёв некоторое время был в Турции, а затем прятался в раскольничьих скитах в Белоруссии, можно предположить, что он был подготовлен на роль предводителя мятежа.
^ Вывод исследовательской группы.
Наше исследование «Истории Пугачёва» не дало достаточно аргументов для подтверждения выдвинутой гипотезы. Мы считаем, что гипотеза подтвердилась частично: главной причиной, выдвинувшей Пугачёва на роль предводителя крупнейшего в русской истории народного бунта, была его незаурядная личность и мятежная жизнь вольного казака.
Оппоненты:

- Какую роль сыграли раскольники в подготовке Е.Пугачёва на роль предводителя?
^ Исследовательская группа:
Мы считаем, что раскольники снабдили его деньгами. В исторических исследованиях немало приводится фактов о существовании сильных и богатых раскольничьих скитов. К середине XVIII века на Урале и в Поволжье старообрядцы захватили в свои руки всё судостроение и торговлю. В 1736 году тайный советник Татищев доносил в Петербург, что число старообрядцев на уральских заводах умножилось. На заводах Демидовых и Осокиных все приказчики да и сами промышленники – раскольники.

Старообрядцы, хотя и были освобождены от многих податей как « живущие на окраинах», продолжали испытывать притеснения со стороны правительства.

Они продолжали негативно относиться к власти, считая её от «антихриста». Пугачёв переходит из белорусских старообрядческих скитов к иргизским раскольникам, там его знакомили с историей и направляли на подготовку бунта.

Оппоненты:

Почему вы считаете, что Польша и Турция были заинтересованы в смуте на юге России?
^ Исследовательская группа:
В 70-ые годы XVIII века Россия одержала значительные победы против Османской империи: условия мира с турками предоставляли ей право беспрепятственного плавания по Азовскому и Чёрному морям; все христианские народы, боровшиеся за своё освобождение, должны быть амнистированы; Кабарда включалась в состав России. Крым объявлялся независимым. России предоставлялось право строительства военно-морского флота на Чёрном море, её торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы. Султан Мустафа III в этих условиях был рад получить помощь в лице бунтующего юга России. Его послы обещали финансовую поддержку мятежникам, но в 1774 году умирает султан и османы запросили мира, согласившись полностью удовлетворить все российские условия.

Речь Посполитая переживала в эти годы территориальные разделы между Пруссией, Австрией и Россией. Инициаторами разделов были Пруссия и Австрия. Прусский император Фридрих II говорил об этих событиях так: « Я знаю хорошо, что у России много прав так поступать с Польшей, что нельзя того же сказать о нас с Австрией». Ответ на ваш вопрос можно дать словами историка Ключевского: « Русская смута всегда заваривалась в польской печи».
Оппоненты:

Мог ли, на ваш взгляд, на месте Пугачёва быть другой человек?
^ Исследовательская группа:
Думаем, что да. Такой же решительный и отважный, обладающий характером авантюриста. Мы знаем, что Пугачёв был пятым самозванцем, его предшественники не обладали качествами предводителя в полной мере, личность Пугачёва оказалась самой подходящей. Он до конца выполнил роль народного вождя.

^ Презентация № 2. (2 творческая группа )
Каким образом Пугачёву удалось собрать войско?
Пушкин отмечает, что Емельян Пугачёв появился под Яицким городком с горстью бунтовщиков, а через две недели имел до трёх тысяч пехоты и конницы и более двадцати пушек. Войско его с часу на час умножалось неимоверно. К ноябрю 1773 года войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч, ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям, около них скоплялось неимоверное множество татар, башкир, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. Весь этот народ был кое-как вооружён: кто копьём, кто пистолетом, кто офицерскою шпагой. Иным розданы были штыки, наткнутые на длинные палки; другие носили дубины; большая часть не имела никакого оружия. Войско разделено было на полки, состоящие из пятисот человек. Жалование получали одни яицкие казаки; прочие довольствовались грабежом. Корм и лошадей доставали от башкир. За побег из войска бунтовщиков объявлена была смертная казнь. Десятник головою отвечал за своего беглеца. Учреждены были частые разъезды и караулы. Пугачёв строго наблюдал за их исправностью, сам их объезжая иногда и ночью. Церковная служба в войске Пугачёва отправлялась ежедневно. Пугачёв, будучи раскольником, в церковь никогда не ходил. Когда ездил по базару, кидал в народ медными деньгами. Бердская слобода была местом убийств. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, грабя купцов и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности.

17 сентября 1773 года на Яике Пугачёв выпустил свой первый манифест, в котором он открыл «тайну своего имени», назвавшись императором Петром III, «чудом спасшегося». В истории утвердилось мнение, что Пугачёв изложил яицким казакам своё решение объявить себя императором Петром Фёдоровичем, что нашло горячую поддержку его соратников.

Академик Сахаров А.Н. считает, что среди раскольников, Пугачёв слышит вести о «Петре III» и, попав в конце 1772 года на Яик, он тоже выдаёт себя за «Петра Фёдоровича».

А.С. Пушкин в своём исследовании придерживается иной точки зрения. Он считает, что имя императора было навязано Пугачёву, что он жертва бунта, а не его зачинщик. В восьмой главе «Истории Пугачёва» Пушкин приводит его слова «…вы несколько дней сряду меня упрашивали принять на себя имя покойного великого государя…»

Таким образом, Пугачёв был уже пятым самозванцем, принявшим на себя имя императора Петра III. Не только в простом народе, но и в высшем сословии существовало мнение, будто государь жив и находится в заключении».

Говорят, что при вступлении на престол, великий князь Павел Петрович спросил о том, жив ли его отец. Пугачёв же, назвавшись императором, жаловал казаков землями, водами, денежным жалованьем и всяким довольствием. Это привлекло к нему новые толпы повстанцев.

Осенью 1773 года была создана повстанческая Военная коллегия. Она являлась военным штабом, там также действовала специальная канцелярия, где со слов повстанческих вождей грамотные люди писали указы, манифесты, прелестные грамоты. Официальные документы имели подписи и печати. В них содержался призыв к расправам над дворянами и чиновниками, обещание дать народу волю и землю, освобождение от налогов. Провозглашали равенство людей всех национальностей и вер, уравнивали в правах простых людей со всеми остальными.

Пугачёв не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями самозванца, не имевшего других достоинств, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали вопреки его воле, оказывали наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним как с товарищем и вместе пьянствовали, сидя при нём в одних рубахах и распевая бурлацкие песни. Пугачёв тяготился их опёкою. « Улица моя тесна», - говорил он своему сподвижнику Денису Пьянову, пируя на свадьбе его сына.
Кто же они, сподвижники Пугачёва?
В числе главных мятежников отличался Зарубин-Чика, с самого начала бунта наставник Пугачёва. Он именовался фельдмаршалом и был первым при самозванце. Овчинников, Шигаев, Лысов и Чумаков предводительствовали войском. Все они назывались именами вельмож, окружавших в то время престол Екатерины: Чика – графом Чернышовым, Шигаев – графом Воронцовым, Овчинников – графом Паниным, Чумаков – графом Орловым. Отставной артиллерийский капрал Белобородов пользовался полною доверенностью самозванца. Он вместе с Падуровым заведовал письменными делами у безграмотного Пугачёва и ввёл строгий порядок и повиновение в шайках бунтовщиков.

Интересна личность Афанасия Петровича Перфильева, сподвижника Пугачёва, шедшего с ним до конца. Незадолго до восстания Перфильев от лица казачества пытался вручить Екатерине II петицию о нуждах казачества, но его миссия не увенчалась успехом. Правительство надеялось использовать Перфильева в борьбе с Пугачёвым, но казачий сотник перешёл на сторону восставших. Он оказался одним из самых ожесточённых бунтовщиков и разделил свою судьбу с судьбою самозванца.

Разбойник Хлопуша, клеймёный рукою палача, с ноздрями, вырванными до хрящей, был один из любимцев Пугачёва. Стыдясь своего безобразия, он носил на лице сетку или закрывался рукавом, как будто защищаясь от мороза. Пугачёв именовал его полковником и поручил ему грабёж и возмущение заводов. Хлопуша оправдал его доверенность. Он пошёл по реке Сакмаре, возмущая окрестные селения, явился на Бугульчанской и Стерлитамацкой пристанях, на уральских заводах и переслал оттоле Пугачёву пушки, ядра и порох, умножая свою шайку приписными крестьянами и башкирами, товарищами его разбоев. Вот какие люди колебали государство!


Таким образом, мы пришли к выводу о том, что причинами широкого участия народных масс в крестьянской войне стали нерешённые и нерешаемые социальные проблемы, крепостное право и бесправное положение работных людей.

Можно сказать, что в описании Пушкиным сподвижников Пугачёва проявляется негативная оценка их личностей. Пушкин называет их разбойниками, бунтовщиками, злодеями. Автор не одобряет этот мятеж, но признаёт, что несправедливости по отношению к казакам имели место. Пушкин не считает Пугачёва зачинщиком или организатором восстания. Пушкин возлагает ответственность за крестьянскую войну на власть на дворянское сословие.
- Как Пушкин описывает сподвижников Пугачёва в повести «Капитанская дочка»?(Индивидуальное задание)

( Мы видим Пугачёва в окружении его ближайших соратников. Соотнесём эту сцену с исторической действительностью. Пушкин в «Истории Пугачёва» говорит нам о том, что предводитель восстания «не был самовластен… Он ничего не предпринимал без их согласия; они же действовали без его ведома, а иногда и вопреки воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом: но наедине обращались с ним, как с товарищем…»

И в повести Пугачёв прислушивается к мнению Хлопуши и Белобородова, которые смело высказывают своё мнение, хотя соблюдают внешнюю почтительность: «прикажи слово молвить», «не прикажешь ли свести его в приказную». Гринёву даже кажется, что слова Белобородова, который считает нужным повесить Гринёва как шпиона, «поколебали Пугачёва».

Пугачёв не вмешивается в пререкания своих соратников по вопросам, не имеющим принципиального значения. Пугачёв выше этих людей, видит дальше их, понимает, что в штабе должно быть согласие.

Каков же Хлопуша? «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, показался мне лет 45. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу придавали его широкому рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах». «Сверкающие глаза» в сочетании с «обезображенным пыткой лицом» говорят о несгибаемой силе этого человека. Пушкин заставляет нас увидеть в Хлопуше поэзию бесстрашия, воинственности, беспощадного мстителя.

Белобородов – полная противоположность Хлопуше и по внешности, и по складу натуры. Хлопуша – воплощение размаха восстания, Белобородов – маленький сухой старик, деловитый, с холодным рассудком, подозрительный, полный жестокой ненависти к классовым врагам).
- Какова же дорога предводителя восстания?
Презентация №3. (3 творческая группа )
Наша поисковая экспедиция совершит поход по местам сражений крестьянской войны.
17 сентября 1773 года был зачитан манифест, который провозгласил Пугачёва императором Петром Фёдоровичем. Таким образом, имя Петра III стало символом борьбы, знаменем, вокруг которого сплотилось яицкое казачество.

^ Сентябрь 1773 по март 1774 – первый этап восстания.

Начальный этап войны можно назвать триумфальным шествием повстанцев: гарнизоны крепостей, укомплектованные преимущественно яицкими казаками, встречали Пугачёва хлебом-солью и вливались в его ряды. 5 октября 1773 года Пугачёв подошёл к губернскому городу Оренбургу и, после безуспешной попытки овладеть им штурмом, начал осаду.

Правительство посылает к осаждённому городу отряд регулярных войск под командованием генерал-майора Кара. Он с дороги пишет императрице: «Опасаюсь только, что сии разбойники, сведав о приближении команд, не обратились бы в бегство». Но с поля боя бежал сам генерал. Он неожиданно появился в Казани, чем вызвал панику среди дворян и чиновников. Резиденцией же Пугачёва был избран небольшой населённый пункт под Оренбургом – Берды. Екатерина отправила в отставку генерала Кара и назначила главным карателем А.И. Бибикова, имевшего опыт в подавлении волнений приписных крестьян на Урале.

^ 22 марта 1774 года повстанческие войска потерпели жестокое поражение в крепости Татищевой. Была потеряна вся артиллерия и обоз. Удалось спастись лишь Пугачёву и горстке казаков. 24 марта потерпел поражение отряд, осаждавший Уфу. Следствием двух поражений повстанцев стало снятие блокады Оренбурга и Уфы.

^ Апрель – июль 1774 года – второй этап.

Второй этап крестьянской войны развернулся на Урале, главной его опорой стало горнозаводское население Урала и башкиры. Одной из особенностей этапа явилось усиление среди восставших разбойных элементов. Пугачёвские отряды грабили заводское население, разрушали и жгли заводы. Это принуждало население участвовать в защите своих очагов, а заодно и заводов. Поддержало выступление Пугачёва население 64 заводов, на 28 заводах были организованы отряды самообороны.

В середине июля 1774 года Пугачёв двинулся на запад и захватил Казань, но её гарнизон укрылся в кремле. На выручку гарнизону двинулись войска генерала Михельсона. Начавшееся в семи верстах от Казани сражение было самым продолжительным и ожесточённым. Пугачёвцы ожесточённо сопротивлялись, но потерпели поражение. Пугачёву с отрядом около тысячи человек удалось переправиться на правый берег Волги.

Третий этап – с 31 июля по 12 сентября 1774 года.

Начался третий этап крестьянской войны. Он, как и два предыдущих, имел свою специфику. Изменился социальный и национальный состав его участников: яицкие казаки и работное население Урала после поражения под Казанью ушли в родные края. Отошли от участия в бунте и башкиры. В составе повстанцев осталась лишь небольшая часть яицких казаков, с которыми Пугачёв начинал движение, а место башкир заняли крестьяне и народы Среднего Поволжья. Война охватила огромную территорию, но отряды в сотнях населённых пунктах действовали автономно, преследуя локальные цели. Движение, таким образом, приобрело ещё более стихийный характер. Небывалые размеры приобрело истребление дворян. В Нижнегородской губернии было казнено 348 дворян, в Воронежской губернии восставшие повесили 445 дворян, в чувашских и мордовских деревнях казни подвергали священнослужителей. Мы считаем, что свирепость восставших во многом была вызвана манифестом Пугачёва от 31 июля 1774 года, освобождавшего крестьян от крепостной неволи. Не менее чудовищной была и жестокость карателей. Произвол, бесчинства со стороны правительственных войск также приводили к многочисленным жертвам. Только войсками генерала Панина было казнено 324 повстанца, у 399 человек отрезали уши, 1205 человек наказаны ударами розг и батогами.

У Сальниковой ватаги состоялось последнее сражение крестьянской войны. Армия Пугачёва, численностью до 20 тысяч человек, была разгромлена войсками Михельсона. Пугачёву удалось переправиться на левый берег Волги. Среди соратников Пугачёва зрел заговор, во главе которого стояли Творогов и Чумаков. Они решили выдать Пугачёва, чтобы «купить» себе прощение за участие в восстании. 15 сентября Пугачёв оказался во власти коменданта Яицкого городка, откуда в клетке, скованным, был доставлен в Москву. Суд в составе 38 сенаторов вынес Пугачёву смертный приговор.

Казнь состоялась 10 января 1775 года на Болотной площади в Москве.
Расправа с восставшими.

Пушкин описывает это событие так: « Пугачёва и его любимеца Перфильева в сопровождении духовника и двух чиновников возвели на эшафот. Начали читать манифест. Обер-полицмейстер спрашивал его громко: « Ты ли донской казак, Емелька Пугачёв?» Он столь же громко ответствовал: « Так, государь, я донской казак, Зимовейской станицы, Емелька Пугачёв». По прочтении манифеста духовник сказал им несколько слов, благословил их и пошёл с эшафота. Тогда Пугачёв сделал с крестным знамением несколько земных поклонов и стал прощаться с народом, кланяясь во все стороны, говорил прерывающимся голосом: « прости, народ православный; отпусти мне, в чём я согрубил перед тобою; прости, народ православный!» При сём слове палачи бросились раздевать его. Тогда он всплеснул руками, повалился навзничь, и в миг окровавленная голова уже висела в воздухе…»

Перфильев, Шигаев, Подуров, Торнов были казнены на Болотной площади в Москве. В других городах были казнены Хлопуша, Белобородов, Зарубин-Чика. Вождя восставших башкир Салавата Юлаева секли кнутом принародно во многих башкирских селениях, после чего ему вырвали ноздри и сослали на каторгу.

Заключение.

Так кончился мятеж, поколебавший государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов. Совершенное спокойствие долго ещё не водворялось. В конце 1775 года обнародовано было общее прощение и повелено всё дело предать вечному забвению. Екатерина, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, уничтожила древнее название реки, берега которой были первыми свидетелями возмущения. Яицкие казаки переименованы были в Уральские. Но имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо помнит кровавую пору, которую так выразительно называет «пугачёвщиной».
Учитель литературы.

- Итак, Пугачёв стал предводителем крупного восстания. Как же А.С.Пушкин рисует нам этот образ? Анализируя отдельные главы и эпизоды из повести, мы наблюдаем с вами, как Пушкин-историк превращается в художника. Каков же Пугачёв в повести «Капитанская дочка»?

А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка» показывает Пугачёва с несколько иной стороны, чем в исследовании «История Пугачёва». В повести Пугачёв – сильная, могучая личность, обладающая человечностью, благородством и добротой.
^ Для того, чтобы это доказать, вам помогут следующие вопросы:

- Как Пугачёв пытается убедить Гринёва, что он царь Пётр III? Проследите его речь. Почему Пушкин насыщает речь Пугачёва пословицами?

( Пугачёв хотел казаться царём. «Он принял на себя вид важный и таинственный». Он старается говорить важно, но у него проскальзывают такие слова, как «старый хрыч», Гринёва он называет «ваше благородие», а потом точно «спохватывается».

Пугачёв никогда не слышал, как говорят цари. Он понимает, что они должны говорить величественно, по-царски. У него в речи есть такие слова: «я помиловал тебя за добродетель», «я тебя пожалую». Но всё-таки он говорит как простой человек: «я, чаю, небо в овчинку показалось», «я сразу узнал старого хрыча». Пугачёву не удалось убедить Гринёва, что он царь. Гринёву стало смешно.)

( Пугачёв понял, что Гринёва нечего убеждать в том, что он царь. Видно, что Пугачёв – человек умный и не злой. Он проявляет к Гринёву доброту и великодушие. Он платит добром за добро. Пушкин представляет Пугачёва «широким человеком, не жестоким». Он сын народа и признаёт народную мудрость: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачёв говорит пословицами. Они утверждают уверенность Пугачёва в себе, в своих возможностях возглавить восстание).
- ^ Рассмотрите обстановку «дворца» Пугачёва. Почему этот «игрушечный дворец» производил впечатление на тех, кто пошёл за Пугачёвым?

( Пугачёв в глазах народа свой, крестьянский царь: для крестьян нет ничего удивительного, что во дворце, в приёмной, «рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток,

уставленный горшками». Он по-особому, с симпатией относится к Гринёву. Пугачёв – «простой и человечный». Он отзывчив и внимателен к просьбе Гринёва об освобождении Маши. Он ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую обижают. Глубоко нравственное народное представление о том, что обижать сирот преступно, что это – великий грех, живо в душе предводителя восстания).
- И вновь мы возвращаемся к дороге. Пушкин создаёт новую ситуацию: Гринёв и Пугачёв вдвоём, сидя в одной кибитке, мчатся по гладкой снежной дороге.

Постараемся представить себе эту картину оренбургского зимнего утра: несущуюся тройку лошадей, звон колокольчика, дремлющего на облучке Савельича, молчаливого татарина, правящего тройкой, и погрузившихся в думы путников, таких противоположных, но, по словам Гринёва, «таинственно связанных между собой». Как вы понимаете это выражение?

( Трудно представить то, что Пугачёв, ненавидевший дворян и беспощадный к ним, был таким добрым к Гринёву. Это как-то таинственно. Гринёв, который считал Пугачёва злодеем, обращается к нему с просьбой, и он уверен, что Пугачёв её выполнит. Это для самого Гринёва непонятно. Когда они едут, Пугачёв первым прерывает молчание, потому что «Пугачёв полюбил Гринёва, и ему хотелось побеседовать с ним по душам», «Пугачеву с Гринёвым было просто говорить, не нужно было играть роль царя Петра III, он был самим собой, а это выпадало на его долю редко»).
-Итак, каким вы видите образ Пугачёва?

(Образ Пугачёва в повести, я считаю, раскрывается через взаимоотношения с Гринёвым. Мы замечаем, что Пугачёв с Гринёвым откровенен, делится с ним задушевными мыслями. Это со стороны Пугачёва уже не простая благодарность за заячий тулуп и стакан вина, как было немного ранее, а доверие к молодому человеку. Я считаю, что Пугачёв, конечно, жесток, он несправедливо расправляется с членами комендантского дома, часто беспощаден. Но все-таки я вижу в нём и положительное начало: чувство справедливости по отношению к простым людям. Это я отметила в эпизоде, когда Пугачёв узнаёт, что Маша Миронова – дочь капитана Миронова и об обмане попадьи. Он говорит: «Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их». Эти слова убеждают меня в чуткости и человечности Пугачёва.)
(Я увидел Пугачёва как личность сложную, человека с мятущейся душой. Я согласен с тем, что Пушкин, сравнивая Пугачёва с орлом, видит в нём могучую личность. Ей свойственны неожиданные душевные порывы и страсти, соседствующие рядом: это жестокость и доброта одновременно, резкость и «ласковость»).
(Я сразу вспоминаю калмыцкую сказку, которую Пугачёв рассказывает Гринёву. Сказка об орле и вороне создаёт вокруг облика Пугачёва поэтический ореол. Образ Пугачёва сливается с издревле опоэтизированным у народа образом орла, мощного и гордого царя птиц, стремительного и беспощадного в борьбе. Пугачёв – орёл. Первое впечатление от сказки в том, что он хочет жить по-орлиному, «напиться живой крови», т.е. он не боится отдать в борьбе и свою «живую кровь». Но пугачёвский орёл, я отмечаю, он стихиен, он отрицает расчёт, он понимает, что недолго ему властвовать).
Учитель литературы.

- Как отличается образ Пугачёва в исследовании Пушкина и в повести?

( Из «Истории Пугачёва», труда научного, мы узнаём о фактах, о Пугачёве как лице историческом, а, читая повесть, художественное произведение, мы словно присутствуем где-то вблизи от происходящих событий, при этом волнуемся, нас захватывают картины, созданные писателем, и его герои. В образе Е.Пугачёва, возглавившего огромное народное восстание, А.С.Пушкин запечатлел не только черты суровости, жестокой непримиримости к врагам, но человечность и доброту.

^ Заключительное слово учителя литературы.
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы технологической карты.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №24




Подготовили и провели

учителя русского языка и литературы

Данилина И.Ю.

(Адрес: ул. Юбилейная, 9-А/ 16,

телефон: 5-40-27)

и истории Гусоева Т.Н.

(Адрес: ул. Ломоносова, д.9,

телефон: 4-65-35).

Адрес школы:

399784, г. Елец, Липецкая область,

ул. Гагарина, 20-А.

Елец, 2007г.

Похожие:

Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрока: Обучающие
...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconЕго «Пугачев» историческая личность и Пугачев – литературный герой...
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок литературы в 8 классе Урок викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Цели
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconПроверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите...
Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon8 класс.«Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconТема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера...
Тема урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности...
Урок исследование. Формы урока: работа творческих групп, инсценирование эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» iconУрок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: 1 образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А. С. Пушкина, исторических событий того периода,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница