• Уметь составить конкретные вопросы к документу




Скачать 458,27 Kb.
Название• Уметь составить конкретные вопросы к документу
страница1/5
Дата публикации14.06.2013
Размер458,27 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Формирование критического мышления  на уроках истории при изучении  исторических источников

Андреева Л.Н. ,

учитель истории и обществознания 1 кв.категории

МБОУ СОШ № 14, г.Ковров

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
По мнению И.Я. Лернера, документ может выступать не только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщённой учителем или учеником; но и как источник приобретения новой, но готовой информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.
С.Шехтер считает, что перечень вопросов является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися.
Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.
Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны:
• Уметь определить тип документа.
• Уметь определить время написания документа или историческую эпоху.
• Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Уметь расположить несколько документов в хронологическом порядке.
• Уметь работать с документами по отдельным вопросам учителя.
• Уметь составить конкретные вопросы к документу.
• Уметь пересказать содержание документа.
• Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
• Уметь анализировать документ по предлагаемому плану.
• Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны:
• Уметь составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.
• Уметь анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план).
• Уметь анализировать документ в контексте исторической ситуации.
• Уметь использовать документ для доказательства собственного мнения.
• Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.
• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.

Желаемый уровень для выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с документами:
• Уметь отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
• Уметь сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
• Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
• Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
• Уметь извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
• Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Добиться сформированности перечисленных навыков можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески- поисковый. Так, на воспроизводящем уровне, я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.
В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, предложенная О.Ю. Стреловой, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся.
Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами. В основе лежит идея многоуровневого подхода к анализу исторического документа:

• к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания. Условно можно этот уровень назвать “паспортизацией” документа;
• вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Эти вопросы, условно называемые историко-логическими, задают определенный угол зрения для выявления для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;
• вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам; исторических деятелей или социально-политических организаций, представленных в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;
• вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность; пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
• вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании проблемы.
Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Исторический документ № 28

Перечислим важнейшие события во внешней политике Рос­сии в 2002 г.

- Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ. Приня­тие на кишиневском саммите Содружества важных решений, в том числе в сфере совместного противодействия терроризму и другим современным угрозам и вызовам. Укрепление взаимодей­ствия с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, другими государ­ствами СНГ.

- Подписание Устава Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашения о правовом статусе Организации.

- Укрепление ЕврАзЭС (Организации Евро-Азиатского Эконо­мического Сотрудничества - Авт.), формирование на ее основе Та­моженного союза и единого экономического пространства. Присое­динение к ЕврАзЭС Украины и Молдавии в качестве наблюдателей.

- Проведение первой встречи глав пяти прикаспийских госу­дарств. Подписание российско-казахстанских и российско-азербай­джанских документов о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря.

- Существенное продвижение в выработке новых рамок отно­шений между Россией и США. Подписание российско-американ­ского Договора о сокращении стратегических наступательных по­тенциалов и Декларации о новых стратегических отношениях.

- Создание нового механизма сотрудничества (Совета) между Россией и Североатлантическим альянсом Россия - НАТО.

- Выработка взаимоприемлемого компромисса с Европейским союзом по проблеме пассажирского транзита между Россией и Ка­лининградской областью. Дальнейшее укрепление партнерства меж­ду Россией и ЕС в сферах безопасности, экономики, энергетики и других областях. Развитие двухсторонних отношений с Германией, Францией, Великобританией, Италией и другими государствами - членами ЕС.

- Укрепление полноправного статуса России в «Группе вось­ми», решение о включении России в цикл дотируемого председа­тельства этого форума. Достижение договоренности в рамках «восьмерки» о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

- Укрепление стратегического партнерства с Китаем, вступ­ление в силу Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с КНР.

- Дальнейшее развитие многопланового сотрудничества с Индией.

- Проведение первого саммита Шанхайской организации со­трудничества в Санкт-Петербурге, подписание Хартии ШОС, Со­глашения о региональной антитеррористической структуре ШОС.

- Принятие США и Евросоюзом решения о признании ры­ночного статуса российской экономики. Исключение России из «черного списка» ФАТФ. Повышение кредитного рейтинга России в рамках ОЭСР.

(С сайта Министерства иностранных дел РФ.)

Вопрос к тексту. Какие события вы могли бы отнести к неудачам или нерешенным проблемам во внешней политике Рос­сии в 2002 г.?


№ 27
«Мы несчастная страна. Во всех странах капиталисты строят капитализм. А коммунисты должны строить коммунизм. У нас же капитализм строят коммунисты» (А. Герман, кинорежиссер).

«Люди настроены на перемены, готовы к тому, что за них придется платить снижением жизненного уровня, но при этом требуют от центра - делайте что-нибудь реальное» (М. С. Горбачев, Президент СССР, декабрь 1991 г.),

«В конце ноября 1991 года на встрече лидеров республик в присут­ствии М.С. Горбачева Борис Ельцин рассказал о намерении начать российскую экономическую реформу. Назвал три составные части: при­ватизация, либерализация цен и земельная реформа» (Л.М. Млечин).

«Общее впечатление. Ельцин прилично для политика ориенти­руется в экономике, в целом отдает себе отчет в том, что происхо­дит в стране. Понимает огромный риск, связанный с началом ре­форм, понимает и то, до какой степени самоубийственны пассив­ность и выжидание. Кажется, готов взять на себя политическую ответственность за неизбежно тяжелые реформы, хотя знает, что популярности это ему не прибавит» (Е. Гайдар о первой встрече с Ельциным в октябре 1991 г.).

«Гайдар прежде всего поразил своей уверенностью... Это просто очень независимый человек с огромным внутренним, непоказным чувством собственного достоинства. То есть интеллигент, который, в отличие от административного дурака, не будет прятать своих сомнений, своих размышлений, своей слабости, но будет при этом идти до конца в отстаивании своих принципов... Научная концеп­ция Гайдара совпадала с моей внутренней решимостью пройти болезненный участок пути быстро. Я не мог снова заставлять лю­дей ждать, оттягивать главные события, главные процессы на годы. Раз решились - надо идти!» (Б.Н. Ельцин о первой встрече с Е. Гай­даром, октябрь 1991 г.)

«Зеркало статистики. Прожиточный минимум населения России в третьем квартале 2002 года составил 1817 руб. на человека в месяц. При этом стоимость продуктов питания за квартал выросла на 3 про­цента, непродовольственных товаров - на 2 процента, услуг - на 7 процентов. Среднемесячная начисленная номинальная зарплата в России в октябре 2002 года составляла 4612 руб., а средний размер месячной пенсии - 1464 руб. Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, в целом по России в III квартале 2002 года составила 38,7 млн чело­век. 32 процента денежных доходов российского населения в янва­ре -сентябре 2002 года приходилось на долю 10 процентов самых богатых россиян» (Труд-7. № 223. 11-18 декабря 2002 г.).

^ Вопрос к тексту. Оцените эффективность рыночных реформ в России с января 1992 г., когда были отпущены цены на основные товары и услуги, до конца 2002 г. Вычислите процент населения стра­ны, живущего за чертой официального прожиточного минимума, если, по предварительным данным переписи 2002 г., в России проживает 145,1 млн человек.
№ 26

Документ № 19/10.
^ ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ, РСФСР, УКРАИНЫ
Минск, 8 декабря 1991 г.
Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,

- отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

- констатируя, что недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

- принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

- осознавая ответственность перед своими народами и мировым сооб­ществом и назревшую необходимость в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Со­дружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года подписано соглашение.

Содружество независимых государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения.

Государства-члены Содружества намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности. Они гарантируют выполне­ние международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивают единый контроль за ядер­ным оружием и его нераспространением.
Председатель

Верховного Совета

Республики Беларусь С. Шушкевич

Президент РСФСР Б. Ельцин

Президент Украины Л. Кравчук
Цит. по: История современной России. 1985-1994. М. «Терра», 1995. -С.142.
  1   2   3   4   5

Похожие:

• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconВопросы и задания к документу
К рассвету ж 26-го числа из турецкого флота, корабль от корабля загораясь, все тому последовали и взорвало
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconI. Детство, отрочество и юность Вопросы? Вопросы, конечно, есть....
Любое творчество ав­то­­ра — это, прежде всего, про­дукт его жизни, продукт его гене­ти­­ки, его сознатель­но­го и под­соз­на­тель­ного:...
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconВнимание: в штате алиментщики спорные вопросы удержания с работника алиментов
А чтобы статья была не просто информативной, но еще и полезной, мы рассмотрим конкретные вопросы наших читателей, а также вопросы,...
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconТема: Регулировщик. Сигналы регулировщика
Дорожные работы», «Железнодорожный переезд», уметь расставлять их согласно дорожной обстановке. Повторить правила перехода проезжей...
• Уметь составить конкретные вопросы к документу icon«Полёт навигатора» Все 5-е классы: Составить вопросы к к/ф
Просмотр кинофильмов организуют учителя литературы совместно с классными руководителями
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconКонтрольная работа состоит из 2 заданий
С помощью текстового процессора Word составить и напечатать ответы на вопросы контрольной работы
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconСанкт-петербург 1998
Именно по этому сегодня опытный руководитель должен уметь работать и строить отношения с различными группами общественности, то есть...
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconРусской православной церкви
Рпц, как сказано в их преамбуле, являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, однако основное общественное...
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconЭкзаменационные вопросы по мхк
Понятие «жанр». Деление на жанры в разных видах искусства (уметь привести примеры)
• Уметь составить конкретные вопросы к документу iconВопросы: Аспиранту было задано 12 вопросов, на которые были получены...
Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, д э н., профессор
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница