Скачать 0,53 Mb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ Воронеж 2009 Оглавление Введение стр. 3 Задания для 9 класса стр. 4 Задания для 10 класса стр. 11 Задания для 11 класса стр. 18 Ответы к заданиям для 9 класса стр. 25 Ответы к заданиям для 10 класса стр. 28 Ответы к заданиям для 11 класса стр. 31 Введение Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009 - 2010 учебного года Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады. Олимпиада рассчитана на учащихся ^ . Участникам предлагается выполнить 18 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа. Конкурсная работа охватывает период отечественной истории с IX в. по 1945 год В работе представлены задания:
Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов. Максимальное количество баллов: ^ В 10 классе – 160 баллов В 11 классе – 263 балла Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри. Областной оргкомитет при подведении итогов муниципального этапа олимпиады рекомендует определить: 1 победителя и до 3 призеров в каждой параллели. Желаем успехов участникам олимпиады! Оргкомитет. ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2009 г ^ 1.(3балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. А)Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Королевский Варшавский(польский) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) 1648,1650,1662,1667гг. _______________________________________________________ В) Биоскоп,таумограф,иллюзион,синематограф ____________________________________ _____________________________________________________________________________ ^ . А) Губной староста, воевода, наместник, губернатор, сенатор, генерал-губернатор _____________________________________________________________________________ Б)Лобачевский Н.И., Остроградский М.В., Яблочков П.Н., Якоби П.С. _______________ _____________________________________________________________________________ В) Приказ, указ, коллегия, совнархоз ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ ^ А. Указ о включении Крыма в состав России Б. « Грамота на права и выгоды городам Российской империи» В. Коронация Екатерины II в Успенском Соборе Г. Учреждение Комиссии для сочинения нового Уложения Д. Учреждение для управления губерниями.
4.(5баллов) Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. (Во втором перечне есть лишняя характеристика. Исторический деятель 1.С.Ю. Витте 2. В.Чернов 3. С.О.Макаров 4. В.Плеве 5. С.Муромцев Род деятельности А. Командующий Тихоокеанским флотом Б. Министр финансов В. Председатель Первой Государственной Думы Г.Лидер партии социалистов-революционеров Д. Министр внутренних дел Е. Редактор журнала «Освобождение». ^ 1. «… И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру , оплакивали его неверные…Затем послал по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом».. 2. « И двинулась Русь на татар и шла семнадцать дней. И увидев это, прислали татары к русским князьям со словами: « Мы на вас не посягали, а вы на нас идете, поэтому пусть будет Бог судьей между нами и вами»… 3. « И была крепкая сеча…побил он бесчисленное множество врагов и самого короля (ярла) ранил в лицо своим острым копьем» 4. « А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могу и исчислить. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою – непримиримой ненавистью. Полки твои водил и выступал с ними, и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал…Но тебе, царь , до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя…» 5. «…По указу…царя Алексея Михайловича…перед бояры…воры бунтовщики москвичи, и городовые всяких чинов люди, и рейтарского и пешего солдатского строю…люди…которые приходили в село Коломенское великого государя ко двору с Москвы гилем, роспраштваны и пытаны…» 6. « Борис Петрович… не годится при несчастии всего лишиться, и потому повелеваем быть при начатом деле, с конницею беречь ближних мест, и идти далее, для большего вреда неприятелю. Да не отговариваться ничем: людей довольно, реки и болота замерзли. Не чини отговорки ничем: а если болезнею, и та получена (тобою) между беглецами(при бегстве».
^ А) «Со времен Ордин-Нащекина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после…, не знаю, появится ли третий». Б) «По слухам, один из полководцев предложил русскому императору: «Не угодно ли вам, государь, обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» В) «Он, взвалив на себя миссию реформатора, восстановил против себя «паркетных шаркунов», дворян-помещиков…Против него выступали сенаторы, не представлявшие себе жизнь вне столицы, народ негодовал из-за повышения налогов…Кроме того, ему завидовали из-за приближенности к царю аристократия и министры»… Г) «Он хотел дать России конституцию, свободу, выборные учреждения и суды, кодекс законов и т. д.» Д) Ему принадлежат слова: « Всякое правительство законно, только тогда, когда оно основано на воле народа…» Эти выборные от народа должны составить государеву думу. ^
1. Как в целом менялось количество выплавленного чугуна в пореформенной России? __________________________________________________________________________ 2. Почему существенное увеличение выплавки (в несколько раз) произошло не сразу после реформ, а спустя три десятилетия?__________________________________________ 3. В чем причины такого быстрого развития предприятий Юга?_______________________ 8.(25баллов) Составьте комментарий к эпиграмме. Места, подлежащие комментированию, выделены курсивом и пронумерованы. О чем или о ком идет в ней речь? Куда же смысл девался здравый:
Центр поселился на окрайне, (4) Кадет стал генералом втайне. (5) К обидам гордый лях привык, (6) Трудов не терпит трудовик, (7) А пролетарии всех стран Стеклись в один кавказский стан. ^ Всего 12 городов Советского Союза стали городами-героями, одна крепость стала крепостью-героем. 1. Перечислите города-герои_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Назовите 4 города, которым это звание было присвоено первым_____________________ _____________________________________________________________________________ 3. Что такое « Города воинской славы России»?_____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Назовите известные вам « Города воинской славы России»_________________________ _____________________________________________________________________________ 10.(5баллов)Дайте название понятия, термина. 1.Правители-государи, первоначально избираемые народным собранием(вече) и призываемых к правлению на определенных условиях («ряд»), а позже утвердивших за собою наследственную власть в области-отчине.____________________________________ 2.Собрания и балы, заведенные в XVIII веке с целью уничтожения старорусской замкнутости и введения европейских обычаев.______________________________________ 3. Турецкие войска, вербуемые из воинственных племен, преимущественно в Албании и Малой Азии, используемые Портой для «усмирения» христианских народностей. _____________________________________________________________________________ 4. В Древней Руси люди, вышедшие из своего состояния, лишившиеся прежних средств существования; сюда относились вольноотпущенники и выкупленные холопы, находящиеся под покровительством церкви.________________________________________ 5. В Московской Руси совокупность финансовых повинностей, лежавших на общине – крестьянской и посадской._______________________________________________________ 11.(18баллов) Фрагменты воспоминаний русских художников. 1. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена казни, да так ясно, что сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. 2. У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара... Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... 3. А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу — он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю — идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой — ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал. А ![]() ![]() В ![]() 1.Установите, кому из художников принадлежит каждый из фрагментов 1._____________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ 3._____________________________________________________________ 2. Кто является авторами приведенных в задании иллюстраций. Напишите названия картин. А._____________________________________________________________ Б._____________________________________________________________ В._____________________________________________________________ 3.О каких исторических событиях рассказывают картины известных художников _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ |
![]() | Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебного года | ![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию Муниципальный этап проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций... |
![]() | Администрации бежецкого района прика з Бежецкого района №163 от 02. 11. 2012г. «О проведении второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников» с 15 по... | ![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии... Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2011-2012 учебный год |
![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 11 Класс Задание Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду | ![]() | Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебного года Распределите народы в таблице по языковым группам (вставьте номера в правую колонку) |
![]() | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии Поздравляем вас с участием в II этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Олимпиада важнейшее средство не только проверки... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской... Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году в городе Брянске пройдет 10 декабря... |
![]() | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по Какое государство мира граничит с большим числом российских субъектов из данного списка? | ![]() | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Выпишите слова, в которых есть звук [й]. Подчеркните букву (буквы), которая (-ые) его обозначают. (10 баллов) |