Социальные практики на уроках истории и обществознания




Скачать 78,09 Kb.
НазваниеСоциальные практики на уроках истории и обществознания
Дата публикации04.06.2013
Размер78,09 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Социальные практики на уроках истории и обществознания»

На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о  важнейших сферах социальной жизни  и основных  видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы, как история и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить,  активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на уроках.

Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности  использую следующие виды учебных практик на уроках:

    проектная деятельность;

    экскурсионная практика;

    творческая деятельность.

Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:

o      ценностно-смысловая;

o      образовательная, учебная;

o      познавательная;

o      информационно-коммуникативная.

Учебные практики направлены на  комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций:  

1.^ Проектная деятельност. Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").

Выполнение  проектов  даёт  возможность  для  создания  личностно - развивающей  ситуации,  позволяющей  реализовать  творческие  силы,  обеспечить  выработку  собственного  мнения,  своего  стиля  деятельности. Метод  проектов – личностно - ориентированный  метод  обучения,  основанный  на  самостоятельной  деятельности  обучающихся  по  разработке  проблемы  и  оформлении  практического  результата. Учащиеся  включены  в  реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает  новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится  сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает  потребность выявлять  проблемы  и  разрешать  возникающие  противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

 - значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

 - активность каждого участника проекта;

 - творческая самостоятельность авторов проекта;

 - соблюдение требований к созданию проекта;

 - речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Проект может быть учебным, творческим, социальным.

Рассмотрим разные варианты создания учебных проектов:

 «Политическая газета» - 11 класс

Наше село» - 5 класс («Вокруг тебя мир»)

1.                   Тема урока: «Идеология либерального и демократического режима» всеобщая история (11 класс). ^ Составление политической газеты. Выполнение задания состоит из нескольких этапов: 1) определение групп; 2) подбор материала; 3) составление газеты предусматривало:  а) название газеты; б) девиз и эмблема газеты; в) название статей и их подбор; г) размещение материала (какие факты в центре, какие – нет); д) иллюстрации; 4) защита политической газеты; 5) подведение итогов и выставление оценок.  

^ Цель проекта: создание учебного оригинального пособия по изучаемому периоду, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач

       

2. Тема урока: «Наше село» (5 класс предмет: «Вокруг тебя мир»). Учащиеся получают предварительные задания за три недели. Каждая группа получают памятку по составлению проекта. 1.Историческая справка о селе(топонимика и символика); 2. Достопримечательности села; 3. Известные люди села; 4. Интересные факты. Оформление задания  в форме презентации.

 Цель проекта: показать на примере истории нашего села историю края ,создать электронное учебное пособие, развивающее интерес к изучению истории родного края;

Задачи:

    Изучить материал по истории Зауралья;

    Собрать соответствующий иллюстративный материал из электронных образовательных ресурсов.

    Систематизировать материал.

    Создать презентацию;

    Проанализировать результаты исследования.

На уроке защищают проект

Данная форма познавательной активности школьников эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их. К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность;  преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Творческий проект осуществляется:

    «Город будущего» - 6 класс («обществознание)

    Составление кроссвордов, занимательных заданий;

    Презентации к уроку («Эпоха Петра I»- 7 класс, «Эпоха Александра II» - 10 класс)

2.^ Экскурсионная практика через образовательное путешествие.

Образовательное путешествие – своеобразный урок, проводимый с использованием определенной педагогической технологии. В ходе такой работы происходит преобразование окружающей ребенка среды в ресурс развития его личности.

Что дает образовательное путешествие учащимся:

- позволяет соединять разные виды деятельности в процессе исследования объектов: (визуальное наблюдение, тактильное  и моторное восприятие, поиск информации, ее анализ)

- позволяет  активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, их личные переживания, поиски, заблуждения и открытия;

- дает свободу выбора источников информации, способов деятельности;

- позволяет каждому школьнику выдвигать собственные версии и корректировать их в процессе обсуждения;

Цель образовательного путешествия - самопознание и приращение личности ученика.

Этапы:

1.подготовка к путешествию;

2. работа на маршруте;

3. подведение итогов (обработка добытых материалов и защита результатов путешествия).

«Виртуальное путешествие в Древний Китай» (5 класс)

1.                   Маршрутный лист Класс делится на пять групп.

- 1 группа: как создавали шелк в Китае;

- 2 группа: как был изобретен в Китае компас;

- 3 группа: китайские мудрецы (Конфуций и Лао Цзы);

- 4 группа: Как создавали китайские письмена;

5 группа: Что и как лечила китайская медицина;

2. Работа в группах (4-5 человек). У каждой группы разные маршрутные листы с заданиями. На маршруте путешественники пользуются разными источниками информации для решения поставленных задач. Совокупность впечатлений, наблюдений, исследований, совершенных учащимися дает возможность изучить проблему многогранно, обсудить различные ее аспекты. Заполняется маршрутный лист каждой группой. Представляется защита каждой группы. В организации путешествия предлагается презентация, которая позволяет усилить представления о изобретениях китайцев.

3. Подведение итогов путешествия. Итоги путешествия для каждого участника могут отличаться от итогов группы, в которой он работал. На этом этапе организуется проблемное обсуждение. Оно реализуется на основе маршрутного листа, с которым работала группа. Самый главный результат- это новые вопросы, появившиеся  у путешественников.

Презентация «Виртуальное путешествие в Древний Китай»

3.^ Творческая деятельность.

Вопрос мотивации - болевая точка сегодняшней школы. Игра является тем волшебным средством, которое способно разжечь познавательный интерес. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Игра- это азарт и вдохновение. На уроках истории используется на этапе обобщения пройденного материала (тема, раздел, курс) интеллектуально-познавательная игра «Своя игра».

 Данная форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 40-45 минут. Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Побеждает группа, набравшая больше всех очков. Группы формируются по желанию. Данная форма сочетает в себе следующие возможности:

                     интерактивные (действия учителя, вызывают ответ учащихся);

                     мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);

                     высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);

                     креативность мышления учащихся;

^ Эффективность применения:

                     продуктивность работы;

                     экономичность (экономит время на уроке);

                     наглядность;

                     представить материал в цифровом формате (включить карты, иллюстрации, познавательные вопросы, исторические головоломки);

                     дать возможность учащимся проявить себя в коллективной работе;

                     способствовать успеху у учащихся, повысить самооценку;

                     расширять навыки учащихся по работе с информационными источниками;

                     многократность применения;

Игры среднего возраста - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становятся важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Старшеклассником предоставляется больше пространства для самостоятельных действий.

Урок-суд по теме «Процесс над Золотой Ордой» (10 класс) и урок по технологии дебаты «Петр I - реформатор или тиран». Организуется дискуссия по жестко заданным правилам. Развитие критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения, искать необходимые аргументы. Данный вид деятельности предполагает овладение такой важной учебной категорией в познавательной деятельности как оценка. Оценка включает овладение всех предшествующих категорий (знание – понимание – применение - анализ – синтез - оценка).

Использование учебных практик в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках истории и обществознания.

Похожие:

Социальные практики на уроках истории и обществознания iconПлан работы мо истории на 2011-2012 год учитель истории и обществознания...
В 2001-20012 учебном году мо истории работает над темой «Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения на уроках...
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconНа уроках истории
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми...
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconУчитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер...
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов,...
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconВыступление на нпк педагогов Применение новых образовательных технологий...
Выступление на нпк педагогов Применение новых образовательных технологий на уроках истории и обществознания (апрель 2011)
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconНа уроках истории и обществознания
Условия возникновения, становления опыта
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconДидактическая модель обучения на основе самоорганизации на уроках истории и обществознания

Социальные практики на уроках истории и обществознания iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Методические рекомендации по применению видеоролика на уроках истории, обществознания
Социальные практики на уроках истории и обществознания iconМуниципальное образовательное учреждение
Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница