Тема: Россия в период дворцовых переворотов




Скачать 184,93 Kb.
НазваниеТема: Россия в период дворцовых переворотов
Дата публикации03.06.2013
Размер184,93 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Класс: 10 класс

Предмет: История

Тема: Россия в период дворцовых переворотов
Цель урока: 

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.
Тип урока:  комбинированный урок
Учащихся в классе: 4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сахаров А. Н., Боханов А. Н. "История России XVII-XIX веков. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.  Часть 2. М: "Русское слово", 2012 г.
Используемая методическая литература: 

Кочетов Н. С. Поурочные планы «Истории России конец XVII - XIX век». 10 класс, Волгоград, «Учитель», 2005 г.
Используемое оборудование: 

  1. Компьютер.

  2. Раздаточный материал для учащихся - рабочие листы.

  3. Портреты династии Романовых.

  4. Учебный диск «История России 862-1917».

Краткое описание: 

Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.

^ План-конспект урока по теме «Россия в период дворцовых переворотов», 10 класс.

 

 

Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра I и его приемников.

 

Образовательные задачи:

1.     Выяснить причины дворцовых переворотов.

2.     Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I.

3.     Оценить результаты правления последователей Петра I.

Развивающие задачи:

1.     Развитие навыков работы с текстом учебника.

2.     Умение пересказывать исторический текст.

3.     Развитие навыков анализа исторических источников.

4.     Умение сравнивать, анализировать делать выводы.

5.     Умение решать проблемную ситуацию.

Воспитательные задачи:

1.     Патриотическое воспитание учащихся на примере засилья иностранцев в России.

2.     Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Формируемые УУД:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

Познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать проблемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (таблица, сообщение), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
^ Постановка задач урока в виде проблемной ситуации.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

 

На доске вопросы к учащимся, на которые нужно найти ответы в ходе урока.

  1. Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?

  2.   Каковы причины дворцовых переворотов?

  3.  Кто из правителей был «чужд» России и  по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

  4.  Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

  5. Кого мы можем назвать временщиками?

 Краткое описание: 

Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.
^ Ход урока:

 

Каждый учащийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.

На уроке используется учебный диск «История России 862-1917 год»

 

 

^ Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

^ Использование наглядности и средств ТСО

  1. Начало урока

1 мин

Настрой на урок

Концентрация внимания

 (Коммуникативные УУД: умение устанавливать отношения сотрудничества с учителем и сверстниками)


  1. ^ Постановка задач урока

2 мин

Постановка проблемной ситуации

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. В последнюю ночь император не кричал от боли, больше погружался в покой. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась. ...

СЛАЙД 1

(И.Н. Никитин «Петр I на смертном ложе»).

СЛАЙД 2

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

Предложите тему нашего урока.

СЛАЙД 3 (тема урока)

Определите цель и задачи урока

Объяснение, как работать по рабочим листам.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы:

  • Предположите, кто мог стать наследником после смерти Петра Первого?

  • Какую роль в решении данного вопроса может сыграть указ о престолонаследии 1722 года?

  • Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшего  законного наследника престола?


Ученики определяют тему из всех своих предложений и предложенной характеристики

Ученики определяют цель урока и ставят задачи

Знакомство с рабочими листами.

Вопросы проблемной ситуации (Познавательные логические УУД: умение строить логическое рассуждение, делать выводы; решать проблемы. Коммуникативные УУД: владение монологической речью)

(Личностные УУД: воспитание интереса к предмету истории)

(Регулятивные УУД: умение ставить учебные цели)


  1. ^ Объяснение нового материала:

27

мин

 Чтобы решить проблему, вам необходимо в ходе урока ответить на вопросы

СЛАЙД 4

Чтобы ответить на вопрос: «Что же такое «дворцовые перевороты», выскажите свои предположения.

Сравните собственные выводы с определением, которое дано на слайде. СЛАЙД 5


 Знакомятся с вопросами

Учащиеся высказывают свои предположения.

Сравнивают определения

 

(Познавательные логические УУД:

умение строить логическое рассуждение, делать выводы.

Познавательные общеучебные УУД: владение монологической речью)


1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет

5 мин

Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.

СЛАЙД 6,

Рассказ учащегося о правлении Екатерины 1, остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.

Компьютер – портрет Екатерины 1

(Познавательные УУД: умение работать с новой информацией: выделять главное, анализировать., самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; умение грамотно излагать материал)

 

2. Петр II, падение Меншикова.

3 мин

СЛАЙД 7, (уменьшить)

Включить диск, Ro 008

Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора

Заполнение рабочего листа.

Компьютер, диктор. Портрет Петр II.

3. Анна Ивановна, бироновщина.

5 мин

СЛАЙД 8

Включить диск, Ro 009

Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора

Заполнение рабочего листа.

Компьютер, диктор. Портрет

Анны Ивановны

4. Император – младенец – Иван VI. 

2 мин

СЛАЙД 9 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к ответам учеников.

Работа с учебником стр. 45, заполнение рабочего листа.

Компьютер, Портреты – Ивана VI и его матери.

(Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации)

5. Елизавета Петровна.

7 мин

СЛАЙД 10 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.

Рассказ о Елизавете 1 учащегося,

заполнение рабочего листа.

Компьютер. Портрет – Елизаветы,

6. Пётр III.

5 мин

СЛАЙД 11 (уменьшить)

Включить диск Ro 012

СЛАЙД 12 (на весь экран)

Комментарии и дополнение учителя к рассказу диктора

Заполнение рабочего листа.

Компьютер.

Портреты – Пётра III, его жены Екатерины II.

  1. ^ Обобщение и закрепление.

12 мин

Подведение уч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов

Игра «О ком идёт речь?»  (зачитать отрывки из документов). ^ СЛАЙД 13, 14, 15, 16, 17, 18

Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления.

Заполнение рабочего листа.

Отвечают на вопросы.

- Каковы итоги и результаты правления монархов?

-  Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

-  Кто из правителей был «чужд» России и  по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

- Кого мы можем назвать временщиками?

- Каковы причины дворцовых переворотов?

У учащихся портреты правителей, они угадывают, о ком идёт речь.

(Познавательные общеучебные УУД: умение выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

  1. ^ Итог урока.

2 мин

Подведение результатов урока.

Возвратиться к проблеме, поставленной в начале урока

СЛАЙД 19

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились в нарушении традиций престолонаследия, противоречиях между группировкой «старой» знати и «новой», выдвинувшейся в эпоху петровских реформ и

острой борьбе за власть между ними.


Называют причины дворцовых переворотов

(Познавательные общеучебные УУД: умение выделять необходимую информацию, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; решать проблему)

(Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству)

  1. ^ Домашнее задание

1 мин

Задать домашнее задание:

СЛАЙД 20

Предлагаю вам осмыслить полученную на уроке информацию и кратко представить свои мысли, аргументы собственных суждений при написании эссе.

Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания в дневники:

Написать эссе на тему

«Дворцовые перевороты – это «зыбкая грань между законом и беззаконием».

(из книги Н.Я. Эйдельмана «Грань веков»)





 

^ О каком правителе идёт речь?

 

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.     (Елизавета)

 

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

3.     А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 

4.     В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения.Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

 

5.     Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (Петр 2)

6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)


Правитель

 

Годы прав-ления

Родство с Петром Великим.

На кого опирался

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги и результаты правления

Екатерина I

1725-1727

Жена

Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.

1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков).

2. Сокращена подушная подать.

3. Облегчена служба дворянам.

Конфликт с Данией, Англией

Конфликт по поводу Курляндии;

Война с Турцией.

Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.

Петр II

1727-1730

внук

Меншиков, но потом ссылка,

Долгорукие,

Евдокия Лопухина

Остерман

Отмена монополий, например на соль.

Оздоровление народного хозяйства.

Невмешательство в военные конфликты.

Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.

Анна Ивановна

1730-1740

племянница

Бирон, Остерман,

Миних.

1.Роспуск Верховного тайного совета.

2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.

3. Воссоздание Тайной канцелярии.

4. Служба дворян 25 лет.

5. Именья можно дробить между наследниками.

6. Создание Кадетского корпуса.

7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.

Бироновщина.


1.      Война с Польшей.

2.      2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.

3.      Возвращение Персии прикаспийских областей

Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.

Экономический и политический кризис в стране.

Иван VI и его мать Анна Леопольдовна

1740-1741

Сын племянницы Анны Ивановны

Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,

Остерман,

Миних

 

 

Арест Бирона.

 

Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.

Елизавета

1741-1761

дочь

Гренадёры Преображенского полка.

1.      Сокращение подушной подати.

2.      Ограничение крепостного труда в промышленности.

3.      Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.

4.      Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.

5.      Поддержка армии и флота.

6.      Расширение привилегий дворянства.

7.      Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.

8.      Преследование старообрядцев.

1.      Война с Швецией 1741-1743 гг. выиграна.

2.      Семилетняя война 1756-1763.

Победы:

-         Гросс – Егерсдорф – 1757;

-         Кунерсдорф – 1759;

-         Взятие Берлина – 1760;

 

Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.

Петр III

1761-1762

внук

 

1.      Уничтожена тайная канцелярия.

2.      Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.

3.      Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.

4.      Манифест о вольности дворянской – 1762 г.

Отдал все завоевания Фридриху второму.

Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.


Рабочий лист «Дворцовые перевороты»

 

Правитель


Годы прав-ления

Родство с Петром Великим.

На кого опирался

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги и результаты правления

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие:

Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconЭпоха дворцовых переворотов
Но особенности этого периода заключаются в том, что описываемые ниже события происходили в "эпоху дворцовых переворотов", когда смены...
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconСущность и начало "эпохи дворцовых переворотов"
Россия в 1725–1762 гг. Попытка установления конституционной монархии в 1730 г. Дворцовые перевороты. Основные направления внутренней...
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconТема проекта: «Эпоха дворцовых переворотов»
В результате изучения исторических документов, событий 1725-1762 гг учащиеся охарактеризуют внутреннюю политику приемников Петра...
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconУрока: «Дворцовые перевороты». Цели урока
Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconКонтрольная работа по теме: «Эпоха Дворцовых переворотов. Правление Екатерины и Павла I»
Какое учреждение было верховным органом государственной власти в 1726 – 1730 гг.?
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconПлан проведения недели : Путешествие по Древнему миру. 5 класс Эпоха...
Интересные экскурсии провели в школьном музее Горевая Саша, Терновая Люба и Темиралиев Алимжан
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconИстория России. 7 класс. Культура России середины – второй половины...
История России и её ближайших соседей. Ч от дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта +, 1997
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconЭпоха дворцовых переворотов Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования...
Тема: Россия в период дворцовых переворотов icon«Эпоха дворцовых переворотов»
Восточной Европе иначе, чем в Западной (потому что страна аграрная, крепостное право, сохранялась община и общинное сознание, безраздельно...
Тема: Россия в период дворцовых переворотов iconТема: Россия в период правления Николая
Какое учреждение играло ведущую роль в системе государственного управления при Николае I
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница