Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей




Скачать 304.59 Kb.
НазваниеПроиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей
страница1/3
Дата публикации03.06.2013
Размер304.59 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3
Чокоева Елена Александровна,

учитель истории и обществознания

2 квалификационной категории

МОУ «ОСОШ №1»,

п. Октябрьский

Устьянского района

Архангельской области
На протяжении трех лет я работаю над темой « Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории», разработала элективный курс для 10х классов «Герои русской истории», элективный курс для 9х классов «Неизвестная известная Вторая мировая и Великая Отечественная война».

Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:

  1. модернизацией процесса обучения и сменой цели образования;

  2. утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;

  3. расширением круга социальной информации, осваиваемой учащимися



Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Мною выявлено сложившееся в российской школе противоречие между направленностью содержания образования на развитие у учащихся необходимых в современном мире знаний, умений и личностных качеств и недостаточной разработанностью подходов к реализации формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над историческим текстом.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и познавательной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Отсюда вытекают цели и задачи:

^ Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами.

Объектом работы является процесс работы с историческим текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Использование исторических источников и документов позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. разработать оптимальные пути и способы формирования коммуникативной компетенции;

  2. повысить качество обученности;

  3. формировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их;

  4. проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей;

  5. развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения;

Исходя из задач можно выделить значимость:

^ Теоретическая значимость работы заключается в том, что использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем, ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать её.

^ Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы не только учителями истории средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.

^ Теоретико-методологическую основу работы составили: научные труды Андреева И.,Забелина И.Е., Кобрина В.Б., Морозова Л.Е., работы Костомарова Н.И., Иоффе А.Н., Троицкого Ю.Л., Кирьянова И.К.

^ Принципы работы: систематичность, наглядность, дифференциация, индивидуализация. Стараюсь находить время и работаю с документами на уроках в полном объёме.

^ Новизна работы заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с историческим текстом, включающий словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию умений и навыков.

^ Условия, при которых используется данная работа: учет психологических особенностей учащихся; обеспечение совместной работы учителя, родителей; создание благоприятных условий для общего развития каждого ученика; использование современных образовательных технологий

При отборе текстов учитываю, что они могут расширять, конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступным по содержанию и объёму, способствовать развитию приёмов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей учеников. Исходя из этого, избираются и определённые приёмы изучения документов.

Документ включаю в объяснение в том случае, если он передаёт сущность событий, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес учащихся к предмету. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И. Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова. Исторический документ включаю в объяснение и для конкретизации изучаемых явлений и процессов. Так, на уроке «Свержение монархии» учитель раскрывает тяжёлую экономическую ситуацию в России в феврале 1917 года. Документ «Записка председателя Государственной Думы М.В. Родзянко Николаю II об экономическом положении России» даёт конкретную картину этого явления. Он может быть зачитан в классе и использован для анализа по вопросам: какие факты, свидетельствуют о тяжёлой экономической ситуации в России в феврале 1917? Чем было это обусловлено.

Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы

Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

Ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
1) уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания:

- выписать основные понятия, определения, выводы;

- ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста;

- заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста;

- составить простой план;

- провести тестирование.

(Приложение 1)

2) уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания:

- ответить на вопросы и задания;

- составить рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста,

- выделить в нем основную идею, сделать вывод;

- составить развернутый план, тезисы, конспект, текстовую таблицу, схему;

- самостоятельно подготовить вопросы к документу, реферат, доклад

(Приложение 2)

3) уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаю познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др. (Приложение 3)

На уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Подбор источников ведётся таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать своё собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки. Одна из них по работе над планом- конспектом.

1) Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

2) Прочтите весь текст целиком.

3)Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.

4)Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.

5)Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. Так, на лабораторных и практических занятиях я предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:

1) Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление. (Приложение 4)

2) Групповая работа. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы. (Приложение 5)

3) При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов, третья – в роли апологетов и т.п. ( Приложение 6)

4) Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимися называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить, составляются вопросы. (Приложение 7)

5) Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями). (Приложение 8)

6) Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу. ( Приложение 9)

7) Работа с карточками по заданиям. (Приложение 10)

8) Словесные опоры. (Приложение 11)

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Результативность: повышение результатов обучения и осознанности усвоения

учебного материала, развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных задач; вырабатывается умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления; развивается фантазия у учащихся; вырабатываются навыки письменного изложения своих мыслей,

помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся; развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.

Основными результатами своей деятельности по формированию практических умений учащихся на уроках истории считаю стабильные результаты по качеству знаний у учащихся за 2008 – 2009; в 11 классе успеваемость по предмету составила – 100%; Качество знаний – 100%

Ежегодно учащиеся выбирают историю для сдачи ЕГЭ: 2008 -2009 уч. год – 7 из 7 учащихся, успеваемость – 100%;

Ежегодно учащиеся принимают участие в районных олимпиадах по предмету.

Достижения – 1-е место в районе в 2008 – 2009 уч. году – Тетерин Александр (11 класс)

1-е место в округе в 2008-2009 уч. году – Назаров Матвей (6 класс)

3- е место в районе в 2008-2009 уч. году – Назаров Матвей (6 класс)

Призёр в округе в 2010-2011 уч. году – Назаров Матвей (8 класс)

Успешное выступление и защита исследовательской работы «Декабристы на Севере» в 2009 уч. году - Попович Ольга (8 класс)

Успешное выступление на малых чтениях по военно-исторической тематике «Защитники Отечества» в 2009 уч.году - Попов Максим (диплом 3 степени)

Приложение 1.

7 класс- История России

Примерные вопросы:

1.О каком документе 11 века идет речь? «Клок бороды или зуб дружинника стоил 12 гривен, жизнь смерда 5 гривен». («Русская правда»).

2.С какими интервентами боролся русский народ в 13 веке? «Жители Рязани отчаянно защищались. Им помогали женщины. Они выливали ведра с кипящей водой, бросали глыбы льда на штурмующих». (Монголо-татары)

3.О чем упоминается в документе?

«Историки подсчитали, что в летописях 9-10 веков их было 24, в 11 веке – уже 88, в 12 веке – еще 119» (О городах).

7 класс- История России 17 век.
Задание: Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.

Имя

Характеристика

1) Царь Иван Федорович

A) Знатность рода помогла ему овладеть престолом главным образом оттого, что другие надеялись править его именем. Но когда он стал царем, природная неспособность сделала его самым жалким лицом, когда-либо сидевшим на московском престоле

2) Борис Годунов

Б) Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен

3) В. И. Шуйский

B) Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со все­ми обращался просто, обходительно, не по-царски

4) Лжедмитрий I

Г) В искусстве политических комбинаций он не знал себе равных. Найдя опору в дворянской массе и среди столичного населения, он без кровопролития сломал сопротивление знати и стал первым «выборным царем»

5) Лжедмитрий II

Д) Человек ничтожный и необразованный, без чести и совести, страшный хульник, пьяница, развратник... не бывает ни на каком богослужении

Внимание! Буквы, соответ­ствующие определенному номеру, запишите в таблицу.


1

2

3

4

5

















10 класс – История России 12 век

Задание: Заполнить таблицу, работая с документом.

Новгородская земля. (отрывок)

В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. Отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли». С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома. В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород, в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор.
  1   2   3

Похожие:

Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconИзучаемые вопросы : Понятия вещества, энергии, информации
Информационно-компьютерные технологии — важ­ная составляющая жизни современного общества
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconРекомендации по совершенствованию преподавания обществознания с учетом результатов егэ 2012 года
Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconО бразование СССР (1917-1941 гг.)
Сша все американцы. Но с началом 1мв и выработкой "концепии большевистской партии по нацвопросу" убеждается: только федеративное...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconРеферат по курсу «Психология маркетинга» по теме основные концепции...
Концепция маркетинга система основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности, которые используются для достижения...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconПравила разработки положений о подразделениях
Правила разработки положений о подразделениях (далее –Правила) устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению положений...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconЭлементы общей метрологии москва 2007 содержание
Учебное пособие предназначено для студентов вечернего отделения, изучающих курс «Метрология. Стандартизация. Сертификация». Пособие...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей icon2. программа курса интегралы в пространстве и векторный анализ
В программе для курса «Математический анализ» перечислены изучаемые темы, литература, экзаменационные вопросы и варианты контрольных...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconМетодические рекомендации по составлению методических разработок...
Методическая разработка это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать...
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconМетодическая разработка: конспект урока по теме «our house»
Полный текст работы содержит помими теоретических положений (1 глава), практические разработки – описание отдельных игр, в т. Ч....
Проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей iconВопросы : 1
Субъективизация философских идей на завершающем этапе донововременной эпохи периода классического просвещения(18 век)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница