Конспект урока истории. Тема урока: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"




Скачать 65.12 Kb.
НазваниеКонспект урока истории. Тема урока: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Дата публикации03.06.2013
Размер65.12 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Конспект урока истории.

Тема урока: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Курс истории: «История России с древнейших времён до конца XVIII века»

Раздел II. «Древняя Русь в IX-XII века»

Категория: История 6 класс

Цели урока:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

  3. Воспитание патриотизма, привитие уважения к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование:

Карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты, газета «История» № 24 за 2006 год, статья мастерская историка «С дружиной я добуду злато и серебро», Николай КОТЛЯР, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины, г. Киев.

Основные понятия:

наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)
^ Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол;

Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
^ Важнейшие даты:

1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.


Ход урока.
I. Организация класса.
II. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
1. Составить схему «Русская православная церковь»


митрополит митрополит

е п и с к о п ы епископы

м о н а х и священники


с в я щ е н н и к и монахи


3. Решить тестовые задания.


1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

Рюрик 1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами
Олег 2 Установил уроки и погосты
Игорь 3 Совершил первый победоносный поход на Царьград
Ольга 4 Разгромил Хазарский каганат
Святослав 5 Провел крещение Руси
Владимир 6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие

3. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав б)Владимир в)Олег

4. что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины


Устно: 1.Беседа с классом
- когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
- какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»
4. Обобщение
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них?
(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

III. Изучение нового материала.
План.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3. Управление государством при Ярославе Мудром. Роль дружины в управлении государством (работа с документом).

«…В эпоху Владимира Святославича завершается бытование дружинной формы государства. В летописных рассказах о княжении его сына Ярослава дружина играет уже почти исключительно военную роль. Но всё же дружинность государства не могла завершиться в одночасье, в один год или день. Ярославу также приходилось до времени считаться со своими дружинниками, и не только на поле брани. Повествуя о его вокняжении в Киеве, Нестор-летописец не преминул вспомнить и о тех, кто обеспечил ему победу: «Ярослав же сел в Киеве [княжить], утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик» .




Точно так же в описаниях событий первой половины ХI в. Повесть временных лет, следуя фольклорной традиции и отдавая дань общественному мнению (в котором традиция играла не последнюю роль), продолжает воспевать любовь князя к дружине как наивысшую его добродетель. Летописцы изображают брата Ярослава, тмутараканского и черниговского князя Мстислава, последним истинным дружинным князем. В посмертном панегирике Мстиславу сказано, что он «любил дружину без меры, имения для неё не щадил, ни в питье, ни в пище, ничего не запрещал ей» , тогда как в подробной посмертной похвале Ярославу превозносится его мудрость, но ни слова не сказано о его дружине. Приходится признать, что во времена Ярослава дружина и дружинность как фактор общественно-политической жизни Древней Руси в значительной мере потеряли свои позиции.

Но, вместе с тем, дружина сохранила заметное место в древнерусском обществе и после времён Владимира Святославича. Сама же дружина всё более расслаивается, из её среды выделяется боярство. В летописях конца Х — начала ХI в. дружинники выступают под общим наименованием «гриди». Вспомним знаменитый рассказ Нестора под 996 г. о пирах Владимира Святославича: «Каждое воскресенье решил он на дворе своём в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам…». Однородной выглядит дружина Ярослава в годы новгородского княжения: «Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде гридям» ….»

газета «История» № 24 за 2006 год, статья мастерская историка «С дружиной я добуду злато и серебро», Николай КОТЛЯР, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины, г. Киев.


4. Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

1. Работа с учебником, работа с документом, составление кластера (с помощью учителя).
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису ( второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

2. Самостоятельная работа с учебником, документом + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства
строил церкви, открывал при них школы
поощрял переводы книг с греческого на славянский
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован,
принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Проверка самостоятельной работы.

3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста учебника и документа определить какие изменения произошли в управлении государством при Ярославе Мудром.
Было:
Государство Города Земли
Великий киевский князь
Дружина
Воевода
Ополчение ВЕЧЕ Местные князья
Их дружины
Советы старейшин
Тысяцкие
Ополчение
Стало:
Государство Города Земли (волости)
Великий киевский князь
(самовластец)
Дружина
Воевода
Ополчение ВЕЧЕ
Народное ополчение
посадник Наместники
(сыновья вел. князя)
Их дружины
посадник
Ополчение
Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)
4. Обобщение урока с опорой на кластер (дорисовать ветвь кластера):
1. Внешняя политика. Успехи. Неудачи.


А) Укрепление южных рубежей страны

  1. возводил на границе города-крепости
    2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)
    Б) Расширение территории Земли на западном берегу Чудского озера
    В) Укрепление северо-западных рубежей страны. Строительство Юрьева.
    Г) Установление выгодных отношений с государствами Европы

1. 1046 – договор с Византией,

2. брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;
3. 1041 г – союзный договор с Польшей;

4. ряд выгодных династических браков

5. 1043 г. – неудачный поход на Византию;

IV. Итог урока.
- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Похожие:

Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconСоциально экономическое развитие Киевского государства
При князе Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства – «Русская Правда». Эти законы были дополнены...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconУроки истории Урок 41
Руси на примере судьбы князей Бориса и Глеба; выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый; познакомить учащихся с особенностями...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconУрока № параграфа Тема урока Формы работы на уроке
Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" icon«Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" icon«Расцвет древнерусского государства в первой половине XI века»
Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого, определить, почему правление этого князя характеризуется как начало...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconТема: Расцвет Древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого
Рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира Святославовича. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconТема: «Формирование Древнерусского государства»
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconУрока по истории Древнего мира для 5 б класса Тема урока: Вклад народов...
План-конспект повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира для 5 б класса
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconКонспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...
Конспект урока истории. Тема урока: \"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром\" iconВопросы к экзамену по Отечественной истории (2010-2011 учебный год)
Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке о происхождении Древнерусского государства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница