Скачать 172,72 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Кружок Мир рукоделия Программа составлена на основе авторской программы «Художественная обработка материалов»; Быкова Л.Л. Возраст учащихся 11-13 лет Учитель технологии Горлова Л.Н. Кандалакша 2012-2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направления составлена на основе авторской программы «Художественная обработка материалов», автор Быкова Л.Л. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как выполненная работа своими руками. Более интересной эта работа становится,если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (шитье,вязание, вышивка) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисером, бисероткачество, батик).Выполняя изделие, учащиеся овладевают техникой изготовления, ,получают знания композиции, орнамента,цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления. Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных техниках рукоделия. Овладение учащимися содержанием программы«Мир рукоделия » не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения декоративно художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг эксклюзивный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально-экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание. Данная программа «Мир рукоделия» рассчитана на один год 68 часов, возраст детей 11-13 лет. Программа предполагает сочетание теоретических знаний и практических умений. Вся программа разбита на 5 блоков. 1 блок – Вязание на спицах – 16 часов. 2 блок – Макраме– 14 часов. 3 блок – Бисероплетение – 20 часов. 4 блок – Аппликация – 10 часов. 5 блок – Чудо-кожа – 8 часов. ^
Задачи курса:
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями:изобразительное искусство, дизайн, экономика и предпринимательство, история, физика, экология. В качестве информационно-методического обеспечения занятий используются учебные пособия по декоративно-прикладному искусству,ремеслам, дизайну; журналы, альбомы, каталоги,учебно-популярные материалы с использованием возможностей информационных технологий. По окончанию обучения учащиеся должны Знать: 1.Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при работе с бисером,кожей, тканями и др. 2. Правила техники безопасности при работе с бисером, кожей, тканями и т.д. 3. Основные приемы работы. 4. Принципы композиции и цветоведения. 5. Историю предлагаемых видов декоративно -прикладного творчества. Уметь: 1. Практически применять полученные знания,умения и навыки. 2. Пользоваться материалами, инструментами и приспособлениями. 3. Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка. Календарно-тематический план.
^ ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий.Организация рабочего места. Инструменты,материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности. История развития художественных народных промыслов. Профессии,связанные с рукоделием и народными промыслами.Творчество как средство самореализации и самовыражения человека. Характеристика смежных профессий искусства: дизайнер, конструктор,модельер, художник, вышивальщица, вязальщица. ^ Материалы и инструменты для вязания на спицах. Подготовка ниток к вязанию – 2 ч. Нитки – основной материал для вязания, их характеристика и особенности работы с ними.Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток. Использование уксуса, соды для освежения цвета и частичного восстановления пушистости ниток. Необходимые инструменты и оборудование для занятий вязанием. Практическая работа: «Подготовка ниток и инструментов к вязанию». ^ – 2 ч. Набор петель начального ряда. Краевая(кромочная) петля. Понятие и роль образца вязки.Вязание образца лицевой (платочной) петлей.Понятие плотности вязания. Изнаночная петля.Вязание образца изнаночной петлей. Техника выполнения накидов и «резинки». Вязание образцов разной плотности. Закрепление петель последнего ряда. Практическая работа: «Довязать образцы, следить ровностью рисунка». ^ – 2 ч. Методика вязания нитями одновременно от нескольких клубков разного цвета,перекрещивание ниток на изнаночной стороне изделия во избежание образования отверстий, не предусмотренных вязкой. Геометрические орнаменты. Подбор цветовых сочетаний и методика вывязывания. Изготовление схем орнамента на миллиметровой или клетчатой бумаге. Практическая работа: «Цветные орнаменты. Одно-,двух- и многоцветные орнаменты. Освоение методики их вязания на образцах». ^ – 2 ч. Особенности выполнения индивидуальной выкройки для трикотажных изделий. Типы фигур и учет их специфики. Увеличение размера выкройки.Уменьшение размера выкройки. Два вида вшивных рукавов в трикотаже. Изготовление рукава для изделий со спущенной проймой. Изготовление рукава для изделий с фигурной (по плечу) проймой,особенности его вывязывания и вшивания в пройму. Практическая работа: «Набор петель для вязания рукавов на выбор». ^ – 2 ч. Понятие ажура, его преимущественное использование. Практическая работа: «Освоение вязки «паучок» на образце. Набор петель для вязания полочек». ^ –2 ч. Построение выкройки спинки. Технология вывязывания спинки жакета чулочной вязкой. Практическая работа: «Вязание спинки жакета, чулочной вязкой». ^ – 2 ч. Выкройки воротников. Воротник – хомут и его изготовление с использованием круговых спиц.кеттельныи шов и прикрепление воротника к изделию. Практическая работа: «Вывязывание воротника, вязкой « резинка». ^ –2 ч. Сборка "деталей. Сшивание спинки и полочек.Вшивание рукавов, вшивание ворота кеттельным швом. Украшение жакета шнурами, кистями,помпонами. МАКРАМЕ. ^ – 2 ч. Азбука макраме, источник вдохновения для многих поколений и самодеятельных художников. Характерные плетения. Техника макраме – это не только занятие для души, но и возможность пополнить гардероб оригинальными вещами ручной работы, украсить интерьер своей квартиры. Подготовка нитей к работе. Практическая работа: «Расчет нитей для работы закрепления их на подушке.». ^ – 2 ч. Особенности выполнения узлов. Техника выполнения узлов из 2-х нитей, простые односторонние ,двухсторонние узлы. Практическая работа: «Освоение техники плетения на образцах. Узлы на 4-х нитях, двойной плоский, крученый узел. ^ –2 ч. Особенности выполнения различных цепочек. Практическая работа: «Освоение техники плетение цепочек. Выполнение работ «Панно». ^ –2 ч. Методика крепления нитей при выполнении репсового узла. Особенности выполнения брид. Практическая работа: «Освоение техники плетения на образцах, ^ – 2 ч. Особенности выполнения узлов в технике «Кавандоли». Практическая работа: «Освоение техники плетения на образцах. 3.6 Техника выполнения узоров на основе узлов – 2 ч. Особенность выполнения узоров на основе узлов. Практическая работа: «Выполнение горизонтальной сетки». ^ –2 ч. Методика крепления нитей для плетения цветов и их выполнения. Практическая работа: «Освоение техники плетения на образцах, выполнение работ по выбору». БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ ^ – 2 ч. Историческая справка об искусстве бисерного плетения. Материалы, инструменты. Перечень материалов и инструментов, необходимых для работы с показом различных работ в технике плетения бисером. Подбор бисера, калибровка.Работа с описанием и схемой. Практическая работа: «Выбор схемы или составление авторской схеме, подбор цветовой гаммы». ^ – 2 ч. Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения параллельного плетения. Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение лепестков и листьев цветка ромашка» ^ –2 ч. Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения объемного параллельного плетения. Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение объемных цветов». ^ –2 ч. Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения параллельного плетения«колючки». Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение цветов«колючки». ^ –2 ч. Техника плетения круглой «петли». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения круглой «петли». Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение лепестков, листьев, тычинок для цветов». ^ –2 ч. Техника плетения остроконечной «петли».Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения остроконечной «петли».Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение лепестков ,листьев, тычинок для цветов». ^ – 2 ч. Техника игольчатого плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения игольчатого плетения. Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение лепестков хризантемы, листьев сосны, ели, тычинок для цветов». ^ –2 ч. Техника кругового плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения кругового плетения. Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение лепестков и листьев большого размера». ^ –2 ч. Техника плетения ажурных «сеток». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения ажурных «сеток». Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение ажурной салфетки по схеме или авторский вариант». ^ – 2 ч. Техника плетения «мозаика». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения«мозаика». Подборка и калибровка бисера. Практическая работа: «Выполнение пояса по схеме или авторский вариант». АППЛИКАЦИЯ ^ – 2 ч. Традиции и современность в декоративно– прикладном искусстве. История развития декоративно- прикладного искусства на примере вышивке – аппликации. Характеристика и классификация аппликации, традиции и современный подход к древним видам рукоделия .Рукоделие- элемент духовного и эстетического развития человека Способы определения уровня творческих способностей. Возможности развития и применения для конкретных ситуаций. ^ – 2ч. Дизайн как современный способ системного мышления и создания новых изделий.Дизайн – способ улучшения технико –экономических показателей предметного мира.Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Узор, орнамент, сюжетное изображение через призму дизайнерского подхода к искусству.Общие сведения о цвете и цветовых решениях.Пропорции, симметрии, асимметрии, Виды композиций – круг, квадрат, овал, прямоугольник Практическая работа: «Выполнение эскиза композиции на основе представленных форм(декоративно тематическая композиция, рисунки,открытки, сказочные персонажи). ^ – 2 ч. Необходимые инструменты, ткани.Обработка тканей: крашение, изменение фактуры,крахмаление, желатирование, жатка. Возможности тканей: цвет, Работа с фрагментом. Ткани и их характеры: бархат, шелк, ситец, лен, сатин, холст,рогожка, мешковина Тяжелые ткани: драп, сукно,вельвет, гобелен. Трикотаж и синтетика. Складки и драпировка Лапша Практическая работа: «Пробные образцы тканей выполненные способом складки, драпировка, лапша» Клееная аппликация – 2 ч. Техника клееной аппликации. Способы выполнения клееной аппликации. Характер и возможные варианты узора. Материалы применяемые в технике клееной аппликации. Практическая работа: «Выполнение плоской открытки при помощи простой техники клееной аппликации». ^ –2 ч. Рамки для аппликаций. Обрамление мягких панно. Жесткие рамки для круглых панно. Практическая работа: «Выполнение рамки для панно на выбор». ЧУДО-КОЖА ^ – 2 ч. История возникновения изделий из кожи.Развитие народных промыслов. Значение традиций в народном искусстве. Кожевенное сырье. Основные композиции. Цветовое и световое содержание. Виды композиции. Роль творческой личности мастера – дизайнера-кожевенника в народном искусстве. Практическая работа: Выполнение эскиза композиции на выбор. ^ – 2 ч. Правила пользования режущими инструментами и приспособлениями. Основные правила пользования электроприборами,пожарная безопасность. Практическая работа: «Заточка ножа, пробойников». ^ – 2 ч. Реставрация. Окрашивание. Перфорация и оплетка. Соединение деталей: шов вразворот, шов встык, шов внахлест. Практическая работа: «Изготовление декоративного ремня». ^ – 2 ч. Виды оформления одежды. Украшения из кожи. Отделка одежды, головных уборов. Дизайнерское решение украшений и панно из кожи.Особенности композиции, цвета, размера, панно в интерьере. Цвет и интерьер. Практическая работа: «Выполнение панно,украшения из кожи на выбор» ^
^
|
![]() | Программа дополнительного образования для детей 11-14 лет 5 лет обучения Программа дополнительного образования «Домашние обереги» детей является модифицированной художественно-эстетической направленности... | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей «конферанс... Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра... |
![]() | Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Программа разработана на основе авторской программы Боровых В. П. Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины.... | ![]() | Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... «Музыкальная литература» М., 2002 г.; программа для хореографических отделений детских школ искусств «История хореографического искусства»... |
![]() | Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... Данная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе примерных программ для детских музыкальных школ,... | ![]() | Пояснительная записка к учебному плану дополнительной образовательной... Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Лахденпохская детская художественная школа»... |
![]() | Образовательная программа Дополнительного образования детей по художественно-эстетическому... Дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению. Детское объединение «Формика» | ![]() | Дополнительного образования Творческое объединение «Подиум» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа рассчитана на детей младшего и среднего... |
![]() | Об организации художественно-эстетической деятельности старших Хочу поделиться своим опытом работы по организации художественно-эстетической деятельности старших дошкольников | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок... Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей... |