Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста




НазваниеДуховно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
страница1/4
Дата публикации26.05.2013
Размер0,6 Mb.
ТипРеферат
pochit.ru > История > Реферат
  1   2   3   4
ниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида

п.Чернянка Белгородской области»

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
(из опыта работы)



2006 год
Содержание:


  1. Введение.

  2. Концепция воспитательной системы.

  3. Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с основами и ценностями православной культуры как фактора личностного развития.

4. Приложение.

1. Введение.
«Как ищут деревья в лесу своими корнями

плодородную почву, сплоченную из

пластов давно упавших листьев, так и

народ живет теми духовными устоями,

которые создавались от доблести,

геройства, стремлений, страданий и

надежд предшествующих поколений.

В этом заключается живительная сила,

которую исчезнувшие поколения

выработали для поколений грядущих…»

Александр Селянинов.
В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.
Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.
В одном из ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
В рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, в области разработана концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа, каждого жителя Белгородской области.
В частности в ней сказано, что возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути, пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней.
Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Начиная с 1992 г. в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержанию деятельности ДОУ. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ Владимирской, Московской, Калужской, Псковской областях, в городах Новосибирск, Саратов, Санкт-Петербург и др. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы ДОУ, воспитательно-образовательной работы с детьми, семьями. Педагоги сталкиваются с такой проблемой, как замена в некоторых программах дошкольного воспитания раздела «нравственное воспитание» на «социальное развитие».
В 1993 г. авторами православной педагогики впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая позволила развить систему православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как: «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» А.Алексеевой, «Основы христианской культуры» Афанасьева С., «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» Алексеева Н.М., «Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе» Феоктистова Т.Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом. Над программой для детей старшего дошкольного возраста «Православная культура» работали специалисты Курского педагогического университета, под руководством профессора Меньшикова В.М. Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированные на культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ: «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования и т.д.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков является актуальной в системе образования Чернянского района. Распоряжением главы местного самоуправления №371 от 23.11.2005 года утверждена районная подпрограмма по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «С верой в Отечество» на 2006 – 2008 годы, которая стала ориентиром в работе учреждений образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» в соответствии с областными и районными документами, с учетом методических норм и требований разработана программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Отчий
край – Святое Белогорье», которая определяет основные направления работы коллектива по названной проблеме.
Программа «Отчий край - Святое Белогорье» является результатом многолетней работы педагогического коллектива и представляет собой оригинальную педагогическую технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основным стержнем программы является Концепция воспитательной системы духовного становления личности детей дошкольного возраста.

Концепция воспитательной системы

МДОУ «Детский сад «Колокольчик» п.Чернянка»



2006 год
2. Концепция воспитательной системы

^ МДОУ «Детский сад «Колокольчик» п.Чернянка»
Преобразования, происходящие в нашем обществе, оказывают влияния на все институты жизни и, прежде всего на образование и культуру. Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Эти изменения коснулись и системы дошкольного образования.

Система дошкольного образования переживает период перехода к работе по вариативным программам и технологиям в контексте методологии развивающего обучения. В этих условиях предполагается создание в каждом дошкольном учреждении своей модели, системы организации воспитательно-образовательной работы.

Концепцию воспитательной системы детского сада «Колокольчик» строили, базируясь на педагогических идеях Л.С.Выготского, Л.И.Новиковой, Л.В.Байбородовой, В.А.Караковского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Ш.А.Амоношвили, И.П.Иванова, Е.А.Ямбурга, Н.Е.Щурковой, Н.Л.Селивановой, Е.Н.Степанова и др.

В научной литературе есть несколько определений воспитательной системы. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Караковский определяют воспитательную систему как «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». «Воспитательная система – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместная деятельность людей, ее реализующих; самих людей, как объектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы».

Каждое дошкольное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), учитывая интересы, потребности самих детей.

Гуманистическая система воспитания требует реализации идей педагогики сотрудничества, имеющей глубокие корни в русской педагогической науке и практике. Еще в 19 веке отечественная педагогика ставила основную задачу – улучшить человека на пути его нравственного совершенствования. Такая цель остается актуальной и ныне.

В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания система предусматривает максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и вне учебной деятельности.

Рассматривая идеалы воспитания в русле гуманистических представлений, опирались на высказывания ученого-гуманиста Эрика Фрома: «Основой будущего общества может стать только человек, способный интегрировать в себе:

  • любовь к людям;

  • потребность дарить людям свою любовь и солидарность, а также ощущать сочувствие и тепло своего окружения;

  • веру в собственные силы; стремление познать самого себя, умение чувствовать свое единение со всем живым на Земле».

Гуманистическая воспитательная система, по мнению Е.Н.Степанова, имеет следующие признаки:

  • цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и детей;

  • совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей, строится на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;

  • педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка;

  • взрослые и дети испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности.

Создавая свою концепцию воспитательной системы, мы определили ее основную функцию.

Воспитательная система, разработанная коллективом детского сада «Колокольчик» определена как система духовно-нравственного воспитания личности.

Основная функция воспитательной системы – создать условия и помочь ребенку в личностном развитии в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями; целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в национальную материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть организации педагогического процесса на личностно ориентированной основе.

Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ стало одной из главных условий организации работы коллектива ДОУ. Направления создания адаптивной образовательной среды: гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение разных форм занятий, партнерский стиль общения с детьми.

Целостный адаптивный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ предполагает создание такой системы, которая учитывает всю организацию жизнедеятельности детей с разным уровнем здоровья и развития на рефлексийной основе.

Концепция формирования адаптивной образовательной среды и технология управления ею основывается на методологических подходах к организации воспитательной работы: системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.

Модель адаптивного дошкольного образовательного учреждения коллектив детского сада «Колокольчик» видит в создании учреждения инновационного типа, работа в котором строится на основе культурно-исторического наследия русского народа, Белгородской области, основ и ценностей православной культуры в тесном сотрудничестве со священослужителями, с семьей и другими социальными институтами с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого участника воспитательно-образовательного процесса, обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, развитие их творческого потенциала.

Изменение содержания, усложнение функций дошкольного образовательного учреждения повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

Новая система управления ориентирована ни сколько на результат, а на сам педагогический процесс и его участников, на субъект - субъективные отношения, составляющие основу саморазвития каждой личности. Подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности. В связи с чем, был выработан новый подход в управлении, который строится на уважении, доверии в успехе, создании комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, по мнению М.М.Поташник, необходимо учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Обновление системы управления направлено на ее оптимизацию – сконструировать такую систему, которая, будучи примененной, в условиях ДОУ, так бы преобразовала бы структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные результаты.
Для реализации проекта концепции воспитательной системы детского сада «Колокольчик» был разработан поэтапный план действий:
  1   2   3   4

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста icon«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconПрограмма духовно нравственного воспитания «Мир твоей души»
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть основной ресурс социального и экономического...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста icon«Духовно-нравственное воспитание в системе общего образования»
Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconВ целях обеспечения гарантий детей-инвалидов дошкольного возраста...
Ль) ребенка-инвалида дошкольного возраста имеет право выбора: воспитание и обучение ребенка на дому по основным общеобразовательным...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconПедагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание подрастающего...
Выступление Досжановой А. Б. по теме «Нравственное воспитание школьников на основе национальных обычаев и традиций»
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconПаспорт
«Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Чусовском муниципальном районе на 2011-2013годы»
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconМетодическая разработка Духовно нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconПояснительная записка. 3-5 Физическое воспитание. 6-7 Моральное воспитание....
К сожалению, новая социальная политика привела к свертыванию системы дошкольного воспитания, и более 50%, а в селах и все 100% детей...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2011-2012 учебный год» разработана в соответствии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница