Кафедра русской и зарубежной литературы




НазваниеКафедра русской и зарубежной литературы
страница1/8
Дата публикации23.05.2013
Размер0,85 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
pochit.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«ИТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА»

Учебно-методическое пособие
для студентов 1 курса

САМАРА, 2007

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «История и теория фольклора» предназначены для студентов 1 курса дневного отделения филологического факультета Самарского государственного университета.

Пособие по курсу «История и теория фольклора» включают в себя:

а) подробную программу учебного курса;

б) темы практических занятий и коллоквиумов (внеаудиторные занятия) с указанием вопросов, заданий к ним, литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список фольклорных текстов, учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса или получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам;

д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;

Учебно-методическое пособие имеет целью в первую очередь помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, предполагающем глубокое освоение истории и теории фольклора, неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Попутно пособие призвано способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении профессиональными знаниями.

Примечание 1. Очевидно, что весь обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы, каждый преподаватель определяет самостоятельно, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.

Примечание 2. Поскольку курс «История и теория фольклора» - это один из первых опытов последовательного, систематического изучения истории художественного процесса, а также, в какой-то мере, истории науки и сложных теоретических проблем, то бесспорно обязательным для освоения курса и для успешной сдачи экзаменов по курсу необходимо составлять и представлять на проверку преподавателю конспекты по всем тем научным материалам, которые предусмотрены для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.

Примечание 3. Поскольку курс «Устное народное творчество» является не только сложным теоретическим курсом, но и историко-литературным (имеется в виду словесная форма изучаемых фольклорных произведений), то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую полностью искажает сюжет, а соответственно и подлинное содержание произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; может быть, сказитель, от которого записан текст; место издания, издательство, год издания). В-третьих, минимальный объем списка, представленного на собеседовании, таков:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 10 сюжетов,

д) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студент должен свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должен уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

^ Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.

Требования к экзамену. Экзамен (так же, как и зачет) является не только формой отчетности, формой проверки знаний, но и заключительным этапом освоения материала сложного теоретического курса, поэтому вся предшествующая работа студентов должна быть представлена не только на экзамене, но и в течение всего семестра. Таким образом, экзаменационная оценка складывается в какой-то мере по рейтинговому принципу. Для успешной сдачи экзамена студент должен достаточно развернуто отвечать на каждом практическом занятии (по основным вопросам или по дополнительному материалу); не менее двух раз в течение семестра (по графику в зависимости от расписания) представлять на проверку конспекты обязательных для конспектирования научных работ (см. обязательная литература к заданиям по практическим занятиям); не менее двух раз за семестр (по графику) пройти собеседование по списку прочитанных фольклорных текстов; принять участие во внеаудиторных мероприятиях по учебному курсу. За подобную работу в семестре студент может получить оценку за экзамен «автоматом», причем, на первом курсе, в первую сессию автоматически может ставиться только оценка «отлично». Основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Пропущенные практические занятия обязательно необходимо отрабатывать в устном или письменном виде по согласованию с преподавателем. Таким образом, оценка за экзамен складывается из 4 слагаемых:

1. ответы на практических занятиях,

2. конспекты рекомендованной к изучению литературы,

3. знание необходимого количества фольклорных текстов,

4. ответы на вопросы экзаменационного билета.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить доклад, реферат, сообщение по теоретической проблеме, предложенной в дополнительных заданиях к практическим занятиям, что (в зависимости от качества подготовленного материала) может быть засчитано либо как ответ на практическом занятии, либо как эквивалент ответа на один из вопросов экзаменационного билета.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА»


Цель данного курса - дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюционирования и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.

Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.

^ ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1.
ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА


Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

^ ТЕМА 2.
ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА


Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах :развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров.

^ ТЕМА 3.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА.

КЛАССИЧЕСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ
И СОВЕТКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА.
ШКОЛЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ


Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.

История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.

История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.

Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.

^ ТЕМА 4.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРА


Древнейший период возникновения и развития фольклора, представление о мифологическом сознании, о мифологическом пространстве и времени, основные категории, анимизм, тотемизм, фетишизм, магизм и др. Состояние фольклора в феодальную эпоху. Фольклор в эпоху капитализма, Фольклор в ХХ в. Проблема генезиса фольклора, Проблема коллективного и индивидуального в фольклоре. Генезис фольклорного синкретизма. Фольклор и проблема типологии.

^ ТЕМА 5.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МИФЕ И МИФОЛОГИИ.

ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
КАТЕГОРИИ МИФА


Понятие о мифе и мифологии. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества и основной способ понимания мира первобытным человеком. Всеохватность мифологии. Мифологическое время и пространство. Соотношение мифа и ритуала. Категории мифов. Категории мифологических героев. Мифология как системное представление о мире. Мифотворчество в современную эпоху. Изучение мифа. Взаимодействие мифа и фольклора. Понятие об «архетипах».

^ ТЕМА 6.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ


Общая характеристика обрядовой поэзии, Ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Обрядовая поэзия русского народа как ступень в типологической системе обрядовой поэзии народов мира. Проблемы обрядовой поэзии в русской и зарубежной фольклористике. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии.

Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней.

Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни.

Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний и похоронном обряде.

Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями.

Русская обрядовая поэзия в контексте мировой народной культуры.

^ ТЕМА 7.
ЗАГОВОРЫ


Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия.

Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения.

Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра.

^ ТЕМА 8.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией.

Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

^ ТЕМА 9.
ЗАГАДКИ


Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Кафедра русской и зарубежной литературы icon«свое» И«чужое» слово в художественном тексте тверь 1999 министерство образования
Рецензент кафедра русской и зарубежной литературы Владимирского государственного педагогического университета
Кафедра русской и зарубежной литературы iconКурсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме
Цель: Повышение научно-теоретического и методического уровня учителя, ознакомление с новыми концептуальными подходами в преподавании...
Кафедра русской и зарубежной литературы iconТематическое планирование курса 11 класс
Характеристика литературного процесса начала XX века. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие...
Кафедра русской и зарубежной литературы iconКафедра зарубежной литературы
Диалогизм романа Д. Дидро «Жак-фаталист и его Хозяин» в аспекте специфики жанра философского романа
Кафедра русской и зарубежной литературы iconДоклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя...
Особой темой для рассмотрения на настоящем Соборе являются значительные изменения, которые произошли за последнее время во взаимоотношениях...
Кафедра русской и зарубежной литературы iconКафедра зарубежной литературы и журналистики
Таков кровоточащий хлеб, приснившийся Орасио в ночь после смерти Рокамадура. Но чаще метафоры рождаются из художественных (музыка,...
Кафедра русской и зарубежной литературы iconЛенинград «наука» ленинградское отделение 1978 Сканирование
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета
Кафедра русской и зарубежной литературы iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы» для 1...
Тема конфликтная основа и система образов-персонажей в трагедии в. Шекспира «гамлет» 7
Кафедра русской и зарубежной литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
...
Кафедра русской и зарубежной литературы iconПрограмма лекционного курса «История русской литературы XVIII в.»
Тема 1: Общая характеристика русской литературы XVIII в. Литература XVIII в и древнерусская литература. Периодизация литературы XVIII...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница