Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 435,1 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации20.05.2013
Размер435,1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт подготовки научно-педагогических кадров (ИПНПиНК)
Кафедра истории и политологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Отечественная история»

для аспирантов по специальности

07.00.02 –Отечественная история


Форма обучения

(очная, заочная)

Москва

2012

Паспорт специальности «Отечественная история»
Шифр специальности

07.00.02 - Отечественная история
Формула специальности

Содержанием специальности "Отечественная история" является изучение прошлого государства и народов России. Объект изучения отечественной истории - деятельность государства и общества, народов страны во всех сферах жизни на различных этапах исторического развития. Задача отечественной истории - поиск и оценка исторических источников, изучение и анализ всей совокупности фактов и явлений общественной и повседневной жизни.
Область исследований.

1. Научная периодизация истории России.

2. Предпосылки формирования, основные этапы и особенности развития российской государственности.

3. Социально-экономическая политика Российского государства и ее реализация на различных этапах его развития.

4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов.

5. История международного положения и внешней политики страны на различных этапах ее развития.

6. История повседневной жизни различных слоев населения страны на соответствующем этапе ее развития.

7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности.

8. Военная история России, развитие ее Вооруженных сил на различных этапах развития.

9. История общественной мысли и общественных движений.

10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений.

11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны.

12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.

13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий.

14. История политических партий России.

15. Исторический опыт российских реформ.

16. История российских революций.

17. Личность в российской истории, ее персоналии.

18. Исторические изменения ментальностей народов и социальных групп российского общества.

19. История развития российского города и деревни.

20. История семьи.

21. История экономического развития России, ее регионов.

22. Интеллектуальная история России.

23. История Великой Отечественной войны.

24. Россия в крупнейших международных конфликтах.

25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения.
Отрасль наук: исторические науки.
Основная образовательная программа

дисциплины

«Отечественная история»

для аспирантов по специальности

07.00.02 –Отечественная история


Форма обучения

(очная, заочная)
^ 1. Цели освоения дисциплины «Отечественная историография истории России»
Цель изучения дисциплины: дать научное представление об основных этапах и содержании отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения, определить роль и место российского государства в мировой истории.

Задачи изучения дисциплины: обратить внимание на тенденции развития мировой историографии; определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке; проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее время. Осознанно уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе; показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий; выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;

на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе; уяснить – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
Дисциплина «Отечественная историографии истории России» логически и содержательно-методически связана с такими базовыми курсами как: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Историческая география», «Источниковедение отечественной истории», «История исторической науки», архивной и библиотечно-библиографической практикой.

Для успешного освоения дисциплины аспирант должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д.
^ В результате освоения дисциплины аспирант должен:
знать:

- базовый понятийный аппарат дисциплины;

- её историю и методологию, основные направления и школы;

- отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;

- географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства, процесса объединения русских земель, самобытный характер его формирования, ценить героизм и мужество российского народа в защите государственных интересов страны;
уметь:

- применять полученные знания на практике в научной и учебно-методической деятельности;

- ориентироваться в отечественной историографии разных периодов, адекватно оценивать и использовать труды своих предшественников, анализировать их содержание;

- выявлять исторические закономерности, анализировать сложные исторические процессы современной социально-экономической и политической обстановки, видеть перспективы общественного развития, активно участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России.




    владеть:

- навыками и методами всестороннего научного анализа исторических событий и процессов, объективно их оценивать, не допуская поверхностного отношения к прошлому, извлекать из него необходимые уроки.




^ 2. Структура и содержание дисциплины

«Отечественная история»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (или 72 часа).
Распределение часов по темам и видам учебных занятий для аспирантов очной и заочной форм обучения




^ Раздел, тема программы учебной дисциплины

Трудоемкость (час)






Всего

в том числе по видам учебных занятий

лекции

^ КСР, практические занятия

Тема 1. Введение в дисциплину.

2

2




Тема 2. Возникновение и развитие древнерусского государства. Русь в IX-XIII вв.

4

4




Тема 3. Образование и развитие Русского централизованного государства в XIV- первой половине XVII в.



4

4




Тема 4. . Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в

4

4




Тема 5. Россия в XIX-начале ХХ вв.

6

6




Тема 6. Россия в ХХ веке. От революционных кризисов 1905 – 1907 гг. до Победы СССР в Великой Отечественной войне

6

6




Тема 7. Советское государство в послевоенные годы (вторая половина 40-х - 80-е гг.)

6

6




Тема 8. Перестройка и ее последствия (1985-1991гг.). Политическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации в современных условиях (90-е гг. XX- начало XXI вв.).

4

4




Итого аудиторных часов

36

36




Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов

36

Всего часов на освоение учебного материала

72

Содержание разделов дисциплины «Отечественная история»

Тема 1. Введение в дисциплину.
Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная. Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Источники: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кинофотофонодокументы.

Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Отечественная история - неотъемлемая часть всемирной истории. Подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории.

Выдающиеся отечественные историки-ученые Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Ключевский В.О., Покровский М.Н., Рыбаков Б.А., Греков Б.Д., Бахрушин С.Д. и др. и их вклад в развитие российской исторической науки.

^ Тема 2. Возникновение и развитие древнерусского государства. Русь в IX-XIII вв.
Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название “праславян”, от общего индоевропейского массива. Начало распада “праславянского” мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этнонима “славяне”.

Проблема этногенеза восточных славян (славяне, фино-угорские, балтийские племена, норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Начало русского государства. Призвание Рюрика. Правление Олега.

Киевская Русь: тенденции становления политического и социального строя, формирование законодательства. “Русская правда”.

Принятие христианства, его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIII вв. Распространение ислама.

Внешнеполитическое положение Руси в IX-XIII вв. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой. Русь и кочевые народы. Монголо-татарское нашествие, его социально - экономические и политические последствия. Русь и Золотая Орда.

Наступление крестоносцев на северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского. Ледовое побоище, победа русских над немецкими рыцарями. Образование Литовского государства. Русь и Литва. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XIV вв.

^ Тема 3. Образование и развитие Русского централизованного государства в XIV- первой половине XVII в.
Северо-Восточная Русь в XIV- первой половине XVII в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Специфика формирования единого российского государства. Борьба московских князей за доминирование в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы, ее роль в объединении северо-восточных русских земель. Формирование сословной системы организации общества. Специфика формирование единого Российского государства: социально- экономические и политические предпосылки.

Борьба с властью монголо-татар. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепления крестьян в конце XV - начале XVII вв. Оформление крепостного права. Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России. Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване IV.

Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина, причины и последствия. Социально-экономический и политический кризис XVI- начало XVII в. Введение патриаршества на Руси. Борис Годунов и попытка выхода из кризиса на путях крепостничества.

Европа в начале Нового времени. Формирование целостной европейской цивилизации. Соперничество между Москвой и Литвой за влияние в Северо-Западной Руси. Русские земли в составе Речи Посполитой. Ливонская война. Покорение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Сибири Ермаком. Добровольное вхождение Украины в состав Российского государства. Борьба России за выход на Балтику во второй половине XVI в. Русская колонизация, ее значение.

^ Тема 4. . Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в.
XVIII век в европейской и североамериканской истории. Россия, Ближний и Дальний Восток.

Формирование абсолютной монархии в России. Изменения в политической системе и экономике России во второй половине XVII в. Церковная реформа и церковный раскол. Альтернативы развития России в конце XVII - начале XVIII в. Реформы Петра I, последствия и значение для отечественной истории. Оформление абсолютной монархии. Провозглашение Российской империи. Социально- экономическое развитие России в XVII-XVIII в.в. Зарождение капиталистического уклада и разложение феодально-крепостнических отношений. Особенности российской мануфактуры. Складывание и развитие рыночных отношений, развитие торговли. Торгово-промышленная политика правительства и купечества. Русская культура в XVII-XVIII в.в.

Российская империя после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя. Усиление крепостничества и социальные конфликты во второй половине XVII - XVIII в. Крестьянские войны под руководством С. Разина и Е. Пугачева.

Внешняя политика России в конце XVII - XVIII в. Северная война. Основание Петербурга. Битва под Полтавой. Победы Российского флота. Утверждение России на Балтике. Введение Петром I титула императора. Ништадтский мир. Каспийский поход Петра I. Борьба России за выход к Черному морю. Азовские походы, русско-турецкие войны XVIII веков. Вхождение Крыма в состав России.

Россия и Речь Посполитая в конце XVIII в. Участие России в Семилетней войне. Борьба России с французской экспансией в Европе. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Россия и походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Вхождение казахов в состав России. Российские владения в Тихом океане.

  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «имиджелогия и управленческие навыки эффективного руководителя»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «исследование социально-экономических и политических процессов»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Государственное и муниципальное управление», в процессе которой развиваются навыки творчества и самостоятельности, происходит приобщение...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница