Скачать 193,41 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова Факультет социально-политических наук Кафедра социально-политических теорий методические указанияк курсу «История теоретической социологии»Ярославль 2001 Составитель Н.В.Досина Планы семинарских занятий и методические указания к курсу «История теоретической социологии» / Сост. Н.В.Досина; Яросл. гос. ун-т, Ярославль, 2001.-12.с. Планы семинарских занятий и методические указания к курсу «История теоретической социологии» составлены в соответствии с программой курса и охватывают все её основные темы. Включенные в планы вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания к ним, достаточно широкие списки рекомендуемой литературы, имеющейся на факультете, а также темы исследовательских работ призваны активизировать семинарские занятия, усилить интерес студентов к теоретической социологии, способствовать лучшему усвоению курса. Планы и указания относятся к студентам 1 курса отделения политологии факультета социально-политических наук. Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова. Рецензент: кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова Курс «История теоретической социологии» предваряет учебный курс «Общая теоретическая социология» и соотносится с ним, поскольку представляет основные школы и направления социологии. Учебная программа курса «История теоретической социологии» имеет целью дать представление о многообразии точек зрения на общество, общественную жизнь и общественного человека и показать путь развития и значение социологического знания. Содержание тем лекционного курса тесно увязано с анализом социальных процессов, происходящих в Росии и в мире в настоящее время. Курс состоит из восьми тем, на каждую из которых отводится шесть-семь часов (всего 51 час.^ – лекции, семинарские занятия, выполнение заданий исследовательского характера, написание эссе, написание рефератов. Лекционная форма обучения предполагает включение элементов дискуссий; семинарские занятия построены на обсуждении первоисточников и материалов проблемного характера. С целью вовлечения студентов в активную деятельность разработаны проблемно-ориентированные темы исследований. Для написания рефератов планируется объединение студентов в творческие группы. В процессе работы студентов над курсом предполагается их участие в научной студенческой конференции. Форма итоговой аттестации – экзамен. Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ, ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 4 часа ^ Содержание понятия «социальное». Объект и предмет социологии. Категории и законы социологии. Структура социологии. Метод социологии. Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных наук. Значение социологии и её роль в современных условиях. Предмет истории теоретической социологии. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.
Используемые в теме понятия. Социальное в широком и узком смысле слова, социальная реальность, социальные отношения, социальная сфера, социальные изменения, взаимодействие, социальная система, социальная структура, социальная группа, социальная общность, социальный институт, социальная организация, социальное действие, социальное поведение, социальные законы, общетеоретическая социология, прикладная социология, микросоциология, фундаментальная социология, всеобщие методы познания, конкретно-научные методы познания, функции социологии, конвенциональный подход, история социологии. ^
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. 4 часа ^ Предпосылки развития теоретической социологии. Понятие парадигмы. Главные социологические парадигмы Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания. 1. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии 2. Понятие научной парадигмы. 3. Главные социологические парадигмы. ^ Теоретико-методологические предпосылки, история социальной мысли, история социологии, история теоретической социологии, парадигма, структурный функционализм, интегральная социология, интерпретация, конфликтная парадигма, неофункционализм, парадигма социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. ^
Тема 3. ^ 4 часа. Вопросы лекции: К.А. де Р.Сен-Симон: первоначальная версия позитивной науки об обществе. Система «позитивной науки» О.Конта. Место в ней социологии. Учение Конта о социальной статике и социальной динамике. Общие черты социологии Г.Спенсера. Социал-дарвинизм в социологии. Психологические концепции в западноевропейской социологии. ^ 1. Сен-Симон: идея Прогресса, о значении экономической деятельности людей в истории, о руководителях общества. 2.Сен-Симон и Конт: «План научных работ». 3. Контовская система «позитивной науки» и место в ней социологии. 4. Учение О.Конта о социальной статике и социальной динамике. 5. Социологические воззрения Г.Спенсера. 6. Социал-дарвинизм в социологии. 7. Конец XIX – начало ХХ века: психологизм против натурализма. Используемые в теме понятия. Позитивизм, позитивная функция, закон трех стадий, классификация наук, социальный организм, социальная система, порядок и прогресс, общество как организм, социальная роль, социальная дифференциация, социальная структура, социальные функции, эволюционализм, биологический редукционизм, социал-дарвинизм. ^
Тема 4. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ 4 часа ^ Структурно-функционалистическое направление в теории Эмиля Дюркгейма. Толкотт Парсонс и школа структурного функционализма. Функционализм Роберта Мертона. ^ 1. Процесс институционализации социологии. Понимание Дюркгеймом общества как самостоятельной, объективно существующей величины. Учение Дюркгейма о социологическом методе. 2. Понятие солидарности у Дюркгейма. Учение Дюркгейма о разделении общественного труда. 3. Системная основа теории Т.Парсонса. 4. Метод структурного функционализма в работах Р.Мертона. 5. Р.Мертон: понятие ролевого поведения. Анализ бюрократии. Используемые в теме понятия. Солидарность, органическая и механическая солидарность, сегментарный и организованный тип общества, разделение общественного труда, понятие социального факта, эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство, система, теория систем, система связи, общая теория действия, подсистемы действия, функции системы, социальная структура, структурный функционализм, социальная роль, ролевое поведение, функциональная альтернатива, латентные функции, явные функции. ^
Тема 5. КОНФЛИКТНЫЕ ПАРАДИГМЫ 5 часов ^ Главные черты марксистской парадигмы. Немарксистская социология конфликта Р.Дарендорфа. Структурно-функционалистская социология конфликта Л.Козера. Своеобразие конфликтной парадигмы Дж.Рекса. ^ 1. Социология К.Маркса. Теоретическое развитие наследия Маркса во множестве марксизмов, конфликтующих друг с другом. 2. Немарксистская социология конфликта Р.Дарендорфа. 3.Конфликтная парадигма Л.Козера 4. Особенности конфликтной парадигмы Дж.Рекса. 5. Анализ российской действительности с точки зрения природы социальных конфликтов. ^ Труд, отчуждение, материалистическое понимание истории, общественное бытие, общественное сознание, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис и надстройка, общества, общественные функции, социальная революция, классы и классовая борьба, идеология, интерес, социальное равенство, социальное неравенство, социальные противоречия, социальный конфликт, латентные и явные интересы, господство, подчинение, характер власти. ^
Тема 6. ^ 10 часов. Вопросы лекции: Парадигма социального действия Макса Вебера. Возможности использования идеально-типических моделей для анализа общества. Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера. Феноменологическая социология А.Шюца. Этнометодология Г.Гарфинкеля ^
Отнесение к ценности, идеальный тип, понимание в социологии, социальное действие, целерациональное и ценностно-рациональное действие, теория рациональности, типы политического, господства, харизматическое господство, символический интеракционизм, интеракция, интерпретация, язык, языковое общение, символический характер языка, ролевая теория. ^
Тема 7. ^ 10 часов Вопросы лекции: Концепция современности Э.Гидденса. Теория структурации. Структуралистский конструктивизм П.Бурдье. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.
^Уникальность современных социальных институтов, скорость изменения общественных процессов, глобальность пространства изменения система контроля над средствами насилия, постдефицитная экономика, макротенденции, микротенденции, внутриличностные процессы, риски, формы жизненной политики, активисты современных социальных движений, политика эмансипации, виды структуры, правила, ресурсы, агент, концепция габитуса, концепция поля, жизненный мир, системный мир, коммуникативная рациональность, инструментальная рациональность, социальные движения и познавательные способности, миры отнесения, миры реферации, общественный дискурс, критическая теория общества, целостная теория общества. Список рекомендуемой литературы
Тема 8. ^ 10 часов Вопросы лекции: Н.Д.Данилевский: теория культурно-исторических типов. Константин Леонтьев: консервативная теория развития. Полупозитивизм Н.К.Михайловского. Социальная философия Н.А.Бердяева. Интегративная социология П.Сорокина. Субъективный метод в русской социологии. ^
^ Однонаправленная циклическая трактовка мировой цивилизации, теория культурно-исторических типов, закономерности развития культурно-исторических типов, славянский культурно-исторический тип, теория развития, вторичное смесительное упрощение, консерваторы и прогрессисты, время развития, теория борьбы за индивидуальность, теория прогресса, типы и степени развития, правда-истина и правда-справедливость, теория толпы, религиозно-онтологические основы общества, система социологии, социальная аналитика, критика теории факторов, элементарные и кумулятивные группы, сложный социальный агрегат, субъективизм, субъективный метод. Список рекомендуемой литературы
|
![]() | Методические указания к курсу «Политическая эпистемология» Ярославль 2001 Методические указания к учебному курсу «Политическая эпистемология» для студентов первого курса отделения политологии факультета... | ![]() | Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных... Методология и методика конкретных социологических исследований. Методические указания к изучению курса/ Сост. Н. В. Досина; Яросл... |
![]() | Методические указания к курсу «Политология» Ярославль 2001 Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова | ![]() | Методические указания к курсу «Политическая регионалистика» Ярославль 2001 Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова |
![]() | Методические указания и гайд интервью для исследования по курсу «Общественная роль социологии» | ![]() | Методические указания к курсу «Общая теоретическая социология» Ярославль 2004 Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук |
![]() | Методические указания к курсу «Политическое консультирование» Ярославль 2002 Составитель: старший преподаватель кафедры социально-политических теорий, кандидат социологических наук В. Е. Жучков | ![]() | Екафедра социологии и управления персоналом Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ по курсу “Социология” |
![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике Часть I Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией проф. В. Ф.... | ![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике Часть II Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике. Часть II / Под общей редакцией проф. В. Ф.... |