Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный…




Скачать 77.92 Kb.
НазваниеМы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный…
Дата публикации31.03.2013
Размер77.92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный…
В качестве движущий силы развития в формационном подходе рассматривается производства, цивилизационный — такой движущей силой является творческое меньшинство.
Историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного обществ.
В отличие от просветителей, что опора на рациональные принципы распространения знаний и образований обеспечивают прогресс в теориях ИПиИ общества в качестве движущей силы — научный-технический прогресс, внедрение научных технологий в производство. В этом отношении теории индустриального общества протеворечат двум пройденным нами подходам: формационному и цивилизационному подходу. В этом отношении противоречат позициям исторического материализма.
Таких концепций насчитывается целый ряд (индустриального, постиндустриального, информационного общества). Это концепции, которые разрабатывали Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Несбитт.
Это основные теоретики ИПиИ обществ.
Арон рассматривал социальный прогресс как переход от аграрного к индустриальному обществу. При том аграрным обществом он называл докапиталистическое, сословное деление. Промышленно развитие общество характеризуется именно массовым, рыночным производством, буржуазно-демократическим строем, а переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической эволюции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение структуры общества, переход общества на новую стадию развития.
Иследуя вопрос о перспективах индустриального общества: максимальный рост производства и потребления — не главная цель индустриального общества. Исследуя вопрос о перспективах индустриального общества, максимальный рост производства и потребления… Само по себе декларирование этой цели происходит (возникает) под давлением господствующей идеологии, и он выдвигает концепцию идей идеологизации. В ближайшем будущем индустриальное общество должно стать сближением (конвергенция) двух альтернативных экономических систем (капитализм и социализм). Что и приведет в конце к распаду всякой идеологии.
Социальный прогресс Арон видел в таком переходе. Ростоу является одним из первых теоретиков индустриального общества. Ему принадлежит концепция стадии экономического роста, она так и называется. Получила распространение в 50—60 годы 20 столетия. Ростоу выделяет подобно Марксу пять этапов (уровень технологического развития): традиционное (аграрное) общество (примитивное сельскохозяйственное производство, иерархическая социальная структура, доньютонский уровень развития науки); стадия переходного общества (предпосылки сдвига: перехода к принципиально новому типу общества, основного на промышленной революции; среди них можно выделить рост производительности сельского хозяйства, появление нового типа предпринимателей, выступающих в качестве движущей силы общества, рост национализма, возникновение централизованного государства), стадия сдвига (эпоха промышленной революции, в которую быстро осуществляется рост основных методов производства), стадия зрелости (стадия индустриального общества, рост городского населения, достижение науки и техники, увеличение доли квалифицированного труда, изменение структуры занятости), эра высокого массового потребления (проблемы: проблема потребления, а не производства; основные отрасли промышленности: сфера услуг, производство товаров массового потребления, но не традиционные промышленные сферы?; это попытка описать постиндустриальное общество?).
Гэлбрейт: новая концепция: крупные корпорации, техноструктуры, сообщества специалистов разного уровня, работающих с информацией. В новом обществе рынок не играет главной роли в экономике. Крупные корпорации руководствуются не получением максимальной прибыли, а, скорее, законом выживания. Разрабатывая концепцию выживания, корпорации должны согласовывать свои цели с общими социальными целями. Выработка долгосрочных стратегий, планирование производства. Индустриальное общество должно перейти к планомерно функционирующей экономике в сфере крупного производства, где господствует техно-структура.
С точки зрения политической Гелберт оценивает индустриальное общество как мягкое рабство. Цели государства и цели гражданского общества не совпадают. Политические деятели не могут решить этот вопрос, поскольку их персональные цели противоречат целям общественным. Таким образом, индустриальная система, основанная на внедрении и достижении науки в производство, вызывает к жизни новую социальную силу, порождает новую социальную силу: интеллектуалов, ученых, профессоров, художников. В отличие от техноструктуры, эти люди не связаны однозначно с какой-то организацией, они индивидуальности. Они не могут избавиться от чувства ответственности за общество в целом (в отличие от политиков), истинное понимание свободы. Именно благодаря таким людям возможен прогресс.
Белл и его концепция постиндустриального общества: она активно развивалась в 70 годы 20 столетия. Постиндустриальное общество — общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Где интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре общества. Это общество, которое по сути переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая, оологияия, обилие информации, информированность о человеке и обществе. Развитие сети услуг бытового и культурного назначения.
Считалось, что само совершенство технологий снизит материалоемкость производство, выйдет на первое место развитие экологически чистых технологий, телекоммуникаций, способов передачи информации. Это одно из представление о постиндустриальном обществе.
В заключении теория информационного общества Тоффлера.
Постиндустриальное — техногенное, информационное…
Теория информационного общества Тоффлера: современное ему общество, общество 20—21 столетия — информационное. Информация — главный фактор общественного развития. Информация является в современном обществе является главной ценности. В работах Тоффлера динамика представлена в виде волновых всплесков, которые подталкивают человечество на новый уровень единства и взаимосвязанности. Теория Тоффлера представляет собой историю развития человеческого общества в виде трех волн: аграрная культура, стадия индустриальной культуры, информационной культуры. Для последней, для культурно-информационной характерно быстрое, массовое изменение, создающее новую цивилизацию, основывающую на информации, технологий. Речь идет о том, что информационное общество развивается необыкновенно быстро. Это общество, которое в быстрых темпах создает принципиально новую культуру.
Развивается наука, техника.
Новый вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?

Рассматривая исторический процесс, философы выделяют этапы различные, каждый последующий этап мыслится как более совершенная ступень общественного развития, речь идет по построении цепочки по принципу исторических эпох, данное построение предполагает несколько допущений. Историческое развитие не мыслится как круговое или прямолинейное (направленное в прошлое).
Чаще всего в виде восходящей спирали. Концепция прогрессивного развития предполагает явно или неявно наличие цели в истории. Цель может мыслится как абсолютно трансцендентное, общественный идеал, достижимый в будущем. Наличие критериев прогресса, то есть тех признаков, по которым выделяются более или менее совершенные общества (критерий — движущие силы истории?). Такими силами являются материальное производство, классовая борьба. Научный прогресс.
Наличие критериев требуется.
Многие философско-исторические концепции представляют собой развернутые критерии прогресса. Идея общественного прогресса начала разрабатываться философами и просветителями 18 века: Кондорсе (верил в безграничные возможности человеческого разума, которые и являются главным фактором исторического развития: не материальное производство, …, а именно разум человеческий). Прогресс разума с его точки зрения обеспечивает социальный прогресс.
А. Конт оформляет свое представление о социальном прогрессе, таким образом, оформляет и развивает свою теорию 3 стадий. Развитие человеческого стадия: теологическая, в ней рассматриваются все являения рассматриваются с точки зрения действия сверхествественных сил; метафизическая стадия: все явления рассматриваются с точки зрения абстрактных, отвлеченных начал. Позитивная стадия, она является наивысшей объясняющей стадией, то есть это стадия, где всякого рода объяснения носят научный характер, обосновываются опытом. По Конту зависит от прогресса разума.
На какой стадии развития находится человеческий разум, на той же стадии находятся институты человечества.
Коммунизм — цель общественного развития.
Теория общественного прогресса: критика за односторонний, субъективный подход к выбору. В качестве альтернативных выступают концепции вечного возвращения, теории культурологического плюрализма…
Существует ли смысл и цель в истории?

Может ли эта цель выстраивать эти события в определенном порядке? Религиозные философы: смысл истории связан с божественным проведением. Именно Бог задает направленность историческому процессу, он определяет цель и смысл истории, в этом отношении религиозной… является эсхатология? (учение о крайних, последних). Философия история Августина, Гегеля, Бердяева, Тойнби. Выносятся цели истории за пределы самой истории. Цели существуют в другом, трансцендентном мире, но определяет смысл этого мира, придает направленность реальному историческому процессу.
Принцип историзма характеризует историю, не примысливая ничего трансцендентного. Наиболее завершенной является концепция Карла Ясперса. Где история представляет собой поток культур, в концепции Ясперса мировая история является единым путем всего человечества. С точки зрения Ясперса рациональными аргументами нельзя доказать ни историю, ни … Это вопрос философской веры. Истолковывая таким образом философскую веру как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научным знанием, Ясперс философски верит в единство истории. Как и в концепциях регилиоизно-философских, единство истории Ясперс определяет, аппелируя понятием начала и цели в истории. Началом мировой истории как единого общего пути человечества Ясперс видит в так называемой осевой эпохе. С 800 по 200 до н. э. рождаются все мировые религии и появляется философия. Все религии и философские направления волнуют одни и те же вопросы, которые сливаются в проблему смысла человеческого бытия. Таким образом, осевая эпоха становится пограничной, отделяющей мифологическое прошлое человечество, где существовали локальные культуры, а есть начало общемировой истории.

Ясперс: осевая эпоха? Главная причина непостижима? Отмечая явный трансцендентальный характер причин возникновения осевой эпохи, Ясперс не связывает ее с Богом. Представления о Боге не объединяют человечество, а разделяют его. Место религиозного понятия Бога должна занять философская вера, признающая трансцендентную, но не связывающую с регилигиозными представлениями о Боге. Духовное единство, от которого зависит человеческое единство в целом, можно осуществить лишь на пути формирования единой философской веры, снимающей противоречие между различными религиями. Таким образом, осевое время задает общемировое духовное направление, с этого момента история является процессом постепенного формирования общих духовных ценностей, единой философской веры. А обретение общечеловеческих ценностей с точки зрения Ясперса необходимо с точки зрения выживания человечества. Духовное единство народа, определяющего историческую связь, рассматривается как цель и смысл истории. Цивилизация и гуманизация человека, открытие бытия в человеке, целью история становится общественный идеал, выработанный самим людьми.
Резюмируя все сказанное, что проблема периодизации решается далеко неоднозначно, особенно в рамках социологии. Проблемой занимались и Вико, и Маркс, … Существует ли цель в истории, но инвариантными концепциями является три: формационный подход, цивилизационный подход, ИПиИ общества (понимание самих критериев прогресса общественного, движущие силы; внедрение науки в систему управления).

Похожие:

Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconЭкзаменационные вопросы по курсу "История экономики и экономических учений"
Предмет экономической истории. Периодизация экономической истории: формационный и цивилизационный подходы
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconЛекция Дескрипторный поиск На прошлой лекции мы рассмотрели два типа...
Мы подробно рассмотрели Универсальную десятичную классификацию (удк), познакомились с Государственным рубрикатором научно-технической...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconФормационный и цивилизационный подходы к развитию общества
Основоположниками формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основное понятие их теории – общественно-экономическая формация,...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconРеферат по философии и методологии науки тема №
Исторический процесс как последовательная смена общественно-экономических формаций 12
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… icon6 : Предложение, теория производства и предложения
Мы рассмотрели теорию спроса – как формируется спрос, от каких основных факторов он зависит. Подробнее рассмотрим отношения, складывающиеся...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconУрок изо в 1 классе `Хохломская роспись`
Я приготовила доски, ложки, солонки для того чтобы вы внимательно рассмотрели и подержали в руках
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconСоставляющие
В данном исследовании мы рассмотрели в качестве источников интересной информации не только составные части, выделенные в группы липидов,...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconПримерные вопросы для повторения и экзамена по дисциплине
Понятие истории. Основные подходы к периодизации предыстории и истории. Исторические источники. Цивилизационный и формационный подходы...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… icon«Православные праздники января»
В конкурсе приняли участие 122 ученика из 14 школ района и Дома детского творчества. Жюри очень внимательно, с большим интересом...
Мы рассмотрели теорию общественно-экономических формаций, мы рассмотрели цивилизационный подход, экономико-формационный… iconОсновы спектрального анализа звуков Лекция 12
На предыдущей лекции мы рассмотрели проблему разложения любого звукового сигнала на элементарные гармонические сигналы (составляющие),...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница