Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч)




Скачать 240,22 Kb.
НазваниеПрограмма курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч)
страница1/2
Дата публикации18.05.2013
Размер240,22 Kb.
ТипПрограмма курса
pochit.ru > История > Программа курса
  1   2
«Утверждаю»

Зам. директора по УВР /Н.И.Сергеева/


Программа курса

«История Древнего мира»

5 класс (68 ч)


Составила: Е.В.Степанова

2009-2010 уч. год

Программа по истории Древнего мира за курс

5 класса (68 ч).
Составила Степанова Елена Владимировна, учитель истории.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программой под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.

Программа рассчитана на 68 часов. В учебно-методический комплекс входит:

1) История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая – М.: Просвещение, 2006.

2) Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс: кн. для учителя / О.В. Арасланова, К.А. Соловьев – М.: ВАКО, 2007.

3) Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс: пособие для учащихся / Г.И. Годер – М.: Просвещение, 2007.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводиться только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. При отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цель курса:

  • Изучить основные события истории Древнего мира;

Задачи курса:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

  • Формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные события истории Древнего мира;

  • Счет лет в истории;

  • Современные концепции времени и места появления первых людей, их образ жизни и занятия;

  • Причины появления неравенства в древности;

  • Этапы становления египетской, вавилонской, финикийской, древнееврейской, ассирийской, персидской, индийской, китайской, греческой, македонской, римской государственности, и особенности развития этих стран;

  • Особенности социальной структуры Древнего Египта, Древнего Двуречья, Финикии, Древнееврейского царства, Ассирийской и Персидской держав, Индии и Китая, Греции, Македонии, Рима;

  • Религиозные и научные знания людей Древнего мира;

  • Особенности города-полиса как социального политического явления;

  • Причины, ход и результаты войн: египетских фараонов, ассирийских, персидских царей, греков и римлян;

  • Отличительные черты рабовладения в государствах Древнего мира;

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

  • В связной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстрации;

  • Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды;

  • Анализировать исторический источник;

  • Оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • Читать историческую карту, определять местоположение историко–географических объектов.



Программа
Введение (1 ч)

Что изучает история. Исторические источники. Науки – помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира – часть всеобщей истории. Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры.
^ Раздел I. Жизнь первобытных людей (5 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Понятие « первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
^ Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятие «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени».

Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятие «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Медный век. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Соседская община. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторение (1 ч)

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу: «Жизнь первобытных людей» (Проверочная работа)

^ Раздел II. Древний Восток (18 ч)
Тема 1. Древний Египет (7 ч)

Местоположение и природные условия Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Столица государства – Мемфис.

Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Быт земледельцев и ремесленников. Ремесла и обмен. Жизнь и служба вельмож.

Превращение Египта в могущественную военную державу. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Фараоны и покоренные народы.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон – Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

^ Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Ефрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни – храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказание о Гильгамеше.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Мирская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.

Древние евреи. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия.Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
^ Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Гагеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхе и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги.

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1 ч)

Развитие стран Древнего Востока, их вклад в мировую культуру. Повторение основных дат, терминов, понятий. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу: «Древний Восток» (Проверочная работа)
^ Раздел III. Древняя Греция (20 ч)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского Царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство ( Микенская крепость, царские гробницы).Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэма Гомера «Илиада». Творчество Гомера. Герои «Илиады»: Агамемнон, Ахиллес, Гектор, Приам, Патрокл. Сюжет поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». Герои поэмы: Одиссей, Алкиной, Навсикая, Демодок. Сказания о странствиях Одиссея.

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персифона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
^ Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским

нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта,Коринф, Фивы, Милеет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Зарождение демократии а Афинах. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры – общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко – персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Понятия «стратег», «фаланга».

Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятие «триера».
^ Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э.

и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы – педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
^ Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сын Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Форосский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу: «Древняя Греция» (Проверочная работа)
Раздел IV. Древний Рим (17 ч)
  1   2

Похожие:

Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconРабочая программа по всеобщей истории (история древнего мира) 5 класс
Примерной программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5-11 классы», обязательного минимума содержания исторического...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconТематическое планирование по Истории древнего мира. 5 класс
Программа по курсу «История древнего мира» представляет собой модификацию государственной программы, синхронизированную с курсом...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconЛитература А. С. Пушкин в зеркале двух столетий: Познавательная коллекция,...
История России XX в. Клио Софт Обществознание 8-11 кл., учебное электронное издание, практикум. Ооо «Марис» Экономика и право 9-11...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconПрограмма по курсу «История Древнего мира» 5 класс (68 часов)
Древнего мира» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconРабочая программа по учебному курсу «Всеобщая история Древнего мира» 5 класс
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопостав­ленное первобытности (поскольку в науке выделение...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconРелигия Древнего Египта
Оборудование урока: карты «Древний Египет», «Передняя Азия в древности». Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс)...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconИстория Древнего Востока История Древнего Мира: хронологические рамки...
Обязательные понятия темы: Восточная деспотия, эксплуатация, натуральное хозяйство, сословие, государство
Программа курса «История Древнего мира» 5 класс (68 ч) iconТематическое планирование по истории 5 класс учитель
Учебник: А. А. Вигасин, ю г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, М., Просвещение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница