Закон о "красном флаге"




Скачать 356,71 Kb.
НазваниеЗакон о "красном флаге"
страница1/4
Дата публикации07.05.2013
Размер356,71 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > История > Закон
  1   2   3   4

Рецензирование бахаи: Нужно ли отменить закон о "красном флаге"?


Барни Лейт


Опубликовано в «Бахаи Стадис Ревью», 5:1
Ассоциация исследователей учения бахаи англоязычной Европы, 1995

Аннотация: Рецензирование перед публикацией является давней практикой в общине бахаи. Отвечая ранее на вопрос об этом, Всемирный Дом Справедливости высказался за рецензирование и отметил, что эта практика будет продолжаться в обозримом будущем. В данной статье утверждается, что нынешние положения о рецензировании, возможно, являются анахронизмом, и что выгоды от отказа осуществлять контроль могут перевешивать возможный ущерб.
^

Истоки рецензирования


5 марта 1922 года, обращаясь к «соратникам в Деле Бахауллы», Шоги Эффенди отмечает, что его «твердое убеждение» состоит в том, что «достоинство и единство Дела» должно стать сосредоточием любви и преданности бахаи.1 Он обращается к руководству Абдул-Баха о совещании и обязанностях Духовных Собраний и к предписаниям Учителя о необходимости подчиняться их авторитету. Шоги Эффенди напоминает, что Абдул-Баха направил Шейха Фараджа представить его перевод Ишрагата на арабский язык, с собственноручными правками Абдул-Баха, для одобрения Духовным Собранием Каира.

Он комментирует:

«Это действительно является чётким указанием на явное желание Учителя в отношении того, что ничто не должно выноситься на суд общественности кем-либо из друзей, если это не будет всесторонне обдумано и одобрено Духовным Собранием соответствующего населенного пункта».2

Шоги Эффенди подчеркивает необходимость представлять «единый сплочённый фронт в мире», и поэтому он призывает общину бахаи быть дисциплинированным целым, продвигающим Дело Бахауллы. Интересы дела превосходят личную свободу как ценность, не менее важные, чем сама эта ценность.
^

Обоснования для рецензирования и действующие правила


Такая дисциплина, безусловно, защитила Веру Бахаи от распространения искаженных версий Учения. Преимущества такой защиты были как внешние, так и внутренние: рецензирование перед публикацией обеспечило, по большому счету, согласованное изложение Веры в то время, когда община бахаи была очень маленькой и совершенно неизвестной; рецензирование также выступало в роли средства, с помощью которого знания верующих о доктрине бахаи могли быть улучшены. Излишне говорить, что эти два аспекта дополняли друг друга.

Один ученый-бахаи убедительно высказался за роль рецензирования, которую оно должно играть в будущем:

«…на этой всё ещё стадии становления всемирного развития Веры Бахаи, когда мы, кажется, на грани "вступления отрядами" во многих частях света, я думаю, что было бы неразумным отказаться от рецензирования в такое время. По мере того, как будет происходить "вступление отрядами", мы можем ожидать самых разных людей, приходящих в Веру Бахаи – в единстве, несмотря на серьезную смесь культур, разнородных взглядов и различных темпераментов. В интеллектуальной сфере подобное смешение может породить мощные идеологические бури, которые могут привести к подрыву самого единства, которое Вера Бахаи пытается создать».3

Всемирный Дом Справедливости, защищая продолжение практики рецензирования в настоящий момент и в будущем, обращается к тому же доводу из области морали, который выдвинул и Шоги Эффенди. Это делается в ряде документов, в частности, в Individual Rights and Freedoms in the World Order of Bahá'u'lláh [Личные права и свободы в Мировом Порядке Бахауллы] (от 29 декабря 1988 г.)4 и в письме от 5 октября 1993 года, написанном от имени Всемирного Дома Справедливости одному верующему5, которое повторяет утверждение о необходимости рецензирования, особенно в академическом контексте.


В Меморандуме о публикациях бахаи 1971 года6 (дополненном различными документами)7 дано наиболее ясное представление о правилах, определяющих процесс рецензирования в настоящее время. В нем цитируются утверждения Шоги Эффенди в поддержку обязательного и временного («В настоящее время, когда Дело еще находится в стадии младенчества»)8 характера рецензирования и формулируется его задача защищать Веру от искажения и обеспечивать достоинство и точность представления. Рецензированию подлежат «все произведения бахаи, которые касаются Веры».9


На что рецензенты должны обращать внимание? На основе чего они судят, годится ли работа для того, чтобы быть опубликованной? ВДС объясняет: «Стандарты, которым должны следовать рецензенты, таковы: (a) соответствие с Учением (b), точность (с), достоинство в презентации».10 Для этих ключевых терминов не предусмотрены определения и критерии, и оставлено на усмотрение рецензирующего органа судить, что представляет собой «точность» и «достоинство».
^

Проблемы и вопросы


Имеются значительные трудности в интерпретации этих понятий. Насколько «достойной» должна быть запись рэп-песни с содержанием бахаи, сделанная рэпером бахаи? Именно такая лента была отклонена в Великобритании рецензирующим органом как неподобающая. Решение рецензирующего органа было обжаловано у Национального Духовного Собрания Великобритании, которое отменило его на основании того, что такая подача материала будет расценена как подобающая аудиторией, для которой она предназначена, даже если рецензенты среднего класса и средних лет считают иначе.

Насколько «точна» книга, написанная ученым-бахаи, которая представляет хорошо проработанную информацию об истории Веры, неизвестную рецензентам, особенно если автор строит аргументацию о развитии Веры, которую рецензенты находят неприемлемой, так как она не согласуется с тем, что можно назвать «народной мудростью» об истории Веры Бахаи? Рецензенты отклонили одну такую книгу, но это решение было обжаловано в Национальном Собрании, которое не согласилось с отзывом и утвердило книгу.


Неоправданные отказы рецензентов приводят к тому, что некоторые ученые и деятели искусства не хотят вкладывать время, энергию и эмоции в работу с материалами бахаи. Проблемы возникают, когда рецензенты не обладают достаточными знаниями, чтобы принять обоснованные решения, когда их мнение о достоинстве слишком «консервативно» или даже коренным образом отличается от мнения целевой аудитории, или когда рецензенты превышают свои полномочия и начинают выносить редакторские решения о пригодности работы для публикации.11


Есть ли возможность установить пригодные критерии «точности» и «достоинства», которыми могли бы руководствоваться рецензенты, и которые будут приемлемы и для соответствующих институтов и для авторов рассматриваемых материалов? Словарь нам здесь не помощник, так как предлагает только замыкающиеся в круг определения этих слов. Центральный орган Веры не предлагает никаких критериев. Следовательно, выработка определений остается за Национальными Собраниями (или их назначенными рецензентами). Но как они это могут сделать? Потенциальные аудитории у материалов бахаи различны, критерии достоинства в равной степени разнообразны. Кроме того, понятия достоинства со временем меняются, и, пожалуй, сейчас быстрее, чем когда-либо ранее. Таким образом, рецензенты, как правило, полагаются на критерий вроде «мы узнаем это, когда увидим» – достоинство, как форма оправданного предрассудка, как это показано в упомянутом выше случае с рэп-аудиозаписью.


Дать определение «точности» не проще, чем определить «достоинство», особенно, когда исследуются история и учение Веры Бахаи учеными – бахаи или нет – которые не ограничены «полученным» пониманием Веры Бахаи, с которым, как правило, живут многие бахаи. Упомянутый выше случай из научной истории иллюстрирует то, как трудно бывает оценить «точность».12

Я считаю, что невозможно прийти к удовлетворительному набору критериев ни для «достоинства», ни для «точности». Определения могут быть или (а) тавтологическими, и поэтому непригодными для практического использования, или (b) настолько общими, что могут стать бесполезными, т.к. не принимают во внимание культурные различия, или (с) настолько частными и поэтому бесполезными, т.к. они идут вразрез с глобальным характером Веры Бахаи и издательской деятельностью в конце двадцатого века. Кроме того, любой из выбранных критериев может отражать предрассудки доминирующей группы в общине бахаи, например: белые мужчины могут не обладать достаточным пониманием культурного самовыражения других групп.
^

Взгляд учёных-бахаи на проблему рецензирования


Среди ученых-бахаи озабоченность по поводу рецензирования выражена наиболее сильно. В дискуссиях в интернет-рассылке под названием «Талисман» неоднократно указывалось, что необходимость рецензирования работы о Вере Бахаи посредством отдельной процедуры создает серьезные проблемы для ученых. Один ученый-бахаи сформулировал это следующим образом:


«"Рецензирование" является проблематичным с академической точки зрения, поскольку оно представляет собой стороннее вмешательство между автором (искателем истины) и академическим издателем (который в любом случае отдаст работу рецензентам, но только для проверки рациональной обоснованности и надежности источников). Хотя некоторые издатели могут это принять (Как, например, Кембридж в отношении книги Питера Смита), это не такая вещь, какую одобрят другие ученые. Да и не должны, на мой взгляд. Если это рецензирование такое же, как в научном сообществе, оно излишне, так как издательства отдают на рецензию. Если это не то же самое, тогда это добавляет некий критерий к процессу публикации, выходящий за рамки простой рациональной убедительности и точности, что академически неприемлемо».13

Для ученых-бахаи цена поддержания этой практики может быть высокой по причине утраты доверия со стороны академических коллег, потери возможности публикации и, как крайний случай, потери возможности получить должности в университетах.


Кроме чисто прагматического интереса ученых волнует и принципиальный вопрос. Некоторые полагают, что рецензирование является главной причиной наблюдаемого ими интеллектуального и духовного застоя общины бахаи в двадцатом веке. Как один из участников «Талисмана» написал:


«Сторонники рецензирования до сих пор не ответили на мою основную критику о том, что оно ведет к интеллектуальному и духовному застою, поскольку отбивает охоту к мысли, написанию и изданию. Вера Бахаи в Иране XIX века была источником образного мышления, которое активно поощрялось Бахауллой. Тогда не существовало рецензирования ... Лучший аргумент в пользу отказа от рецензирования состоит в том, что мыслители бахаи будут свободны опять думать после интеллектуально темного (в отношении бахаи) XX века. Мне достоверно известно, что некоторые видные интеллектуалы бахаи предыдущего поколения отказывались писать о Вере, потому что они не могли примирить рецензирование со своей совестью как ученого».14

Другой выразился более резко:

«Рецензирование бахаи – это цензура, существующая для защиты Веры от внешней критики. Лично я считаю, что цензура неправильна как по моральным, так и по практическим соображениям, исключения составляют разве только ненормальные условия, такие как военное время».15

Существует неподтвержденная информация16, что национальные институты Веры использовали рецензирование для запрета работ бахаи, которые были восприняты как угроза, возможно, даже как инакомыслие в отношении Завета. Художники и ученые, которые задавали «неудобные» или тревожащие вопросы или которые выпускали материалы, бросающие вызов принятым или «ортодоксальным» представлениям о Вере Бахаи, сталкивались с тем, что их материалы не были пропущены рецензентами и, следовательно, не напечатаны. В некоторых случаях это, возможно, привело к отказу людей от активного участия в жизни общины.17


Однако у этой медали есть и другая сторона. Под руководством Всемирного Дома Справедливости изменяется отношение, по крайней мере, некоторых Национальных Духовных Собраний. Его письмо от 14 мая 1994 года Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов дает понять, что Национальные Собрания должны научиться взаимодействовать более открыто и менее авторитарно с верующими.

Вместе с тем, и сами бахаи несут ответственность в этой связи:

«Поддержание атмосферы любви и единства во многом зависит от ощущения людей, составляющих общину, что Собрание является частью их самих, что их взаимодействие с этим божественно предписанным учреждением оставляет им достаточный простор для инициативы ...»18

Хотя некоторые ученые, возможно большинство, считают, что им не предоставлен «достаточный простор для инициативы», – мнение, которое вызывает боль и гнев, – следует сказать, что перед Национальными Духовными Собраниями стоит трудная (если не невозможная) задача по согласованию противоречивых ролей: например, защищать Веру и координировать её деятельность, и в то же время поощрять личную инициативу; сохранять конфиденциальность, оставаясь при этом открытыми для критики. У Национальных Собраний наблюдалась тенденция допускать ошибки, зачастую очень неуклюжие, в плане предосторожности (дабы, как они предполагали, защитить Веру), что негативно отражалось на ученых и исследованиях. Упомянутое выше письмо ВДС дает Национальным Собраниям четко понять, как они должны измениться. Но изменения в общине бахаи являются ответственностью всех. Ничего не будет решено, если ученые и институты воспринимают себя находящимися по разные стороны баррикад.


В письме, написанном от имени Всемирного Дома Справедливости отдельному лицу (5 октября 1993 года), признается, что он [ВДС] осведомлен об эффекте продолжения рецензирования, оказываемом как на доброе имя Веры «в глазах некоторых ученых небахаи»19, так и на карьеру ученых-бахаи. Тем не менее, ВДС считает, что ученые и другие бахаи имеют хорошие возможности для принятия на себя ведущей роли в разработке новых научных методологий, которые помогут решить проблемы в мире; развитие, посредством консультации, существенных новых ресурсов и методологий защитит репутацию Веры в долгосрочной перспективе, независимо от краткосрочных недоразумений и критических замечаний.


Письмо, по-видимому, отчасти, ориентировано на то, чтобы остановить особые прошения со стороны ученых-бахаи. Из него совершенно четко следует, что ученые-бахаи не являют собой особый случай, и их призывают задуматься о том, что от них может потребоваться жертвенность, так же, как и от других бахаи, на пути служения Бахаулле.

Должен признаться, что я не совсем удовлетворен таким подходом. К примеру, в письме проводится, как мне кажется, несправедливо, параллель между бахаи, занятыми научными исследованиями, и бахаи в развивающихся странах, которые приносят в жертву свои политические карьеры. Пожертвовать карьерой, которая совершенно не сочетается с жизнью бахаи, представляется разумным (и вряд ли сложным). Но почему ученые-бахаи должны жертвовать серьезной карьерой для защиты временной практики в общине бахаи? Бахаи, занятые в академической сфере, имеют гораздо больше шансов повлиять на развитие новых методологий, к чему и призывает ВДС, когда они находятся в профессиональном контакте с другими мыслителями в своей области, нежели если они пожертвуют своими профессиями.


Выше я приводил цитату участника «Талисмана», который обвинил рецензирование в том, что он считает интеллектуальным и духовным застоем общины. В общем-то, заметно, что община бахаи в целом не выделяется интеллектуальными достижениями. Также не наблюдается повсеместного художественного и духовного творчества, хотя, конечно, имеется много весьма креативных бахаи. Однако одно только рецензирование не может нести ответственность за все это; другие факторы, такие как консерватизм многих бахаи и отсутствие понимания науки и искусства, также оказывают влияние. Пожалуй, наиболее мощным стимулом для развития духовно и интеллектуально активной общины станет численный рост сторонников Веры. Когда община бахаи, например, Соединенного Королевства вырастет до шести миллионов, вместо сегодняшних 6000 членов, возможности для высококачественного научного и художественного обмена возрастут необычайно.
^

Рецензирование и электронные издания


Еще одна серьезная трудность в отношении процесса рецензирования заключена в том, что в руководстве по рецензированию, хотя и перечисляются различные типы работ, оно, по-видимому, основывается на представлении, что рассматриваемая работа является книгой, издаваемой традиционным способом. Меморандум делает различие между автором и издателем, подразумевает, что процесс издания занимает определенное время, что издание находится в относительно статичной форме, готовая работа легко определяема как «публикация», и что издание происходит в одном месте и географически ограничено.

Ни одно из этих допущений больше не является единственно возможным. Электронные и онлайн средства размыли отличительные особенности характерные для бумажных публикаций: автор может быть и издателем, издание может быть осуществлено практически мгновенно, географические границы не имеют теперь никакого значения, публикации стали динамичными, и документы могут измениться в любое время и быстро; может быть множественное и совместное авторство, различие между «внутренними» (частными) и опубликованными документами становится все труднее сохранять, публикации могут не иметь обозначенного конца и содержать в себе ряд динамических гипертекстовых ссылок, которые могут изменяться изо дня в день (иными словами, нет законченного, содержательного документа, в действительности, документ может даже состоять в основном из ссылок), и даже в содержательных публикациях, таких как CD-ROM, гипермедиа ссылки могут быть настолько обширными и запутанными, что невозможно быть уверенным, что кто-нибудь пройдет по ним всем. В таком случае рецензент до конца не может быть уверен, что представление является «точным» или «достойным» (чтобы ни понималось под этими терминами).


Даже более «традиционные» непечатные средства, такие как театр, радио, телевидение, кинофильмы и аудиозаписи, трудно рецензировать в установленном порядке. Если сообщение содержится в основном в исполнении, рецензирование только сценария никогда не может быть достаточным для удостоверения точности и достоинства, даже если соответствующие критерии могут быть установлены. Кроме того, исполнители и продюсеры будут справедливо возмущены, если их затраты времени и денег будут сведены на нет отказом, скажем, на стадии генеральной репетиции.
^

Куда двигаться?


Между 1878 и 1896 годами британский закон ограничивал скорость механических транспортных средств до 4 миль/час и предписывал, чтобы впереди каждого транспортного средства двигался человек с красным флагом. Я считаю, что положения о рецензировании в настоящее время находятся в ситуации закона о «красном флаге». Традиционные «транспортные средства», такие как книги, подлежат рецензированию (человек с красным флагом). Но более новые и скоростные транспортные средства сейчас начинают использоваться все чаще. На информационной автостраде человек с красным флагом рискует быть задавленным.


Что же делать? Всемирный Дом Справедливости может (а) настаивать на том, чтобы новые «транспортные средства» наряду с традиционными подчинялись закону о красном флаге, (b) распределить «транспортные средства» по различным категориям и установить разные правила для каждой категории, или (c) отказаться от регулирования и полностью довериться здравому смыслу каждого водителя.


Во многих отношениях община бахаи становится децентрализованной и нерегулируемой, по мере того, как она увеличивается в размерах и достигает зрелости. Ее разнообразие и плюрализм все больше признаются. Больше внимания уделяется (Домом Справедливости) необходимости индивидуальной инициативы, и институты учатся направлять, а не контролировать деятельность бахаи. Эти процессы никуда не денутся и будут становиться всё более насущными, по мере того как будет происходить взрывоподобный рост общины во многих местах. Я полагаю, что для Национальных Собраний теперь стало невозможным и ненадлежащим пытаться контролировать, что бахаи публикуют о Вере.
Искренние бахаи всегда содержат «достоинство и единство Дела»20 в сердце, даже если их методы достижения этого отличаются. Ответственные издатели бахаи традиционных печатных материалов и в новых медиа будут осуществлять (как это делает большинство сейчас) редакторский контроль и отвечать за то, что они публикуют. Нападки на Веру будут встречать отпор со стороны людей, соответствующим образом проинструктированных институтами, или самих институтов и их органов. На мой взгляд, жизнь и яркость общины бахаи будут значительно улучшены, если ее освободить от рецензирования, как формы контроля, и вместо этого поощрять развивать консультацию, формальную и неформальную: в авторских и редакторских коллективах, между отдельными лицами и институтами (и их службами) и так далее, чтобы создавать новые и интересные презентации о Вере и обеспечить соблюдение интересов Дела наилучшим образом.

Примечания
Комментарии и ответы опубликованы в Bahá'í Studies Review, vol. 6 (1996).
  1   2   3   4

Похожие:

Закон о \"красном флаге\" iconЗакон Тверской области о гербе и флаге Тверской области
Настоящий закон, исходя из преемственности исторических традиций Тверской земли, устанавливает основные символы области, их описание...
Закон о \"красном флаге\" icon«Законы космического равновесия управляют планетой»
Общего Блага, закон действия мысли, закон преобладания тонких и творческих энергий, закон ритма, закон гармонии, закон целесообразности,...
Закон о \"красном флаге\" iconКакая черта эгп в целом менее выгодна?
Желтая звезда на красном фоне в Состоит из двух полос красной сверху и белой снизу
Закон о \"красном флаге\" iconМоя общая информация примерно за 29 июня 2012 года
Дмитрий дп учился в параллельном со мной классе в средней школе номер 96 на "Красном Камне" в Днепропетровске примерно в 1987 году,...
Закон о \"красном флаге\" iconОрхана Памука «Меня зовут красный»
Иначе говоря, Памук в «Красном…» как бы выворачивает наизнанку представленные им в романе социальные знаки, и они, оставаясь знаками,...
Закон о \"красном флаге\" iconО красном смещении и старении света
Эта концепция, названная гипотезой старения света, примечательна уже тем, что выдвинул её учёный, более других сделавший для обоснования...
Закон о \"красном флаге\" iconТема: обучающее сочинение-рассуждение о государственных символах «стяг россии»
Индивидуальные домашние задания об истории российского флага, символике цвета в русской культуре, на государственном флаге рф, в...
Закон о \"красном флаге\" iconТема весеннего заезда «Цветной бульвар»
Всех участников ждет светская вечеринка «Ki no disko teka», фантастическая вечеринка «Красные лавочки», вход на которую строго в...
Закон о \"красном флаге\" iconПрезентацию подготовили студенты 3 курса группы гму
Штандарт (флаг) президента Российской Федерации установлен указом президента Б. Н. Ельцина от 15 февраля 1994 г. «О штандарте (флаге)...
Закон о \"красном флаге\" iconШпаргалка 1 для ведущего (общая для любого тренинга) Законы тренинга...
Закон имени: 1 называть свое имя перед каждым высказы­ванием; 2 всех участников называть желаемыми для них именами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница