«Китай и Япония в средние века»




Название«Китай и Япония в средние века»
Дата публикации03.04.2013
Размер52.8 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Урок разработан и проведен учителем истории высшей категории

МОУ «СОШ№2 г. Ершова»

Ивановой Ольгой Владимировной в ходе семинара для молодых специалистов в ноябре 2010 года.

Тип урока: исследование. Изучение новой темы с использованием метода погружения в эпоху через документы.

Класс 10 А, профиль социально-гуманитарный.

Урок на тему «Китай и Япония в средние века»

Цель: познакомить учащихся с историей средневековых Китая и Японии. Выявить черты, присущие восточным цивилизациям, сравнить их с чертами Китая и Японии. Развивать навыки самостоятельной работы, анализа, сравнения, работы в парах, индивидуально. Развивать интерес к истории, к культуре других стран. Воспитывать толерантное отношение к другой культуре.

Оборудование к уроку: карта «Китай и Япония в Средние века», документы к теме, учебник для 10 класса «Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 в.», авторы В. И. Уколова, А. В. Ревякин, тестовые задания, сообщения учащихся по теме.

План:

1. Повторение прошлого древнего Китая. Беседа фронтальная.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Работа над новой темой.

4. Рефлексия.

5. Итог урока.

Ход.

1. Вспомните, к какой цивилизации относятся Китай и Япония? Что значит речные, морские цивилизации?

2. Что вы можете сказать о древней истории Китая? Когда и чем она закончилась?

Сегодня мы продолжим изучение истории Китая, но уже в период средних веков. Наша задача рассмотреть особенности развития, характерные черты цивилизации, итоги её развития к концу средневековья. Рассмотрим историю Японии в этот период времени и постараемся выделить то общее, что их объединяет.

Итак, древняя история Китая закончилась эпохой Хань в 3 веке н. э. Дальше – войны, вплоть до 6 в., когда на территории Китая образовались несколько государств в южной части.

(карта)

Несмотря на постоянные противоречия это была целая эпоха. Какая? Для ответа на этот вопрос откроем стр. 160 нашего учебника и познакомимся с документом «Мнение ученого».

Ответьте на вопрос.

Только в 7 в. пришла стабильность с одновременным складыванием империи Тан (618-907 гг.)

императоры династии Тан сумели создать централизованное государство с четкой системой управления, взяв за основу учение Конфуция.

Об этом ученом и его идеологии, ставшей для китайцев своеобразной религией нам расскажет Юля. ( сообщение учащихся о Конфуции).

Эпоха Тан стала временем консолидации китайцев. Государство имело обширные международные связи, было открытым.

В 907 г. свергли последнего императора династии Тан. До 1279 года длилась эпоха Сун. Её называли «Золотой век ученого сословия». Почему?вам даст ответ на этот вопрос документ

«О достижениях Китая», оставленный самими китайцами, современниками той поры.

(изучаем документы из распечатки) отвечаем на вопрос: какие достижения были? Почему столь значительны? (приложение №1).

Казалось бы, пришло время расцвета. Но, как всегда это бывает, что-то помешало.

Работая в группах, вы найдете ответ на этот вопрос, используя учебник на стр. 162. п.3.

Чем закончился этот этап? – восстаниями. В результате таких восстаний к власти пришел крестьянский вождь, назвавший себя основателем династии Мин «Светлая». Свою цель династия видела в изгнании чужаков из страны. С 16 в. Китай сам начинает экспансию в соседние территории. Так заканчивается средневековье для Китая.

^ Что позволило народу этой страны сохранить свою идентичность, несмотря на постоянные войны, вторжения, угрозы?

особенности Востока - (сообщение ученика).

Теперь обратимся к Японии. История этой страны начинается с 3 в. н.э., когда формируются кровнородственные кланы. До 6 в. – период складывания государства.

Невероятная для Востока динамичность развития Японии во многом связана с тем, как использовался опыт других стран. В 604-605 гг. Сётоку- тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сётоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, ученых, монахов.

Китаизация Японии настолько была велика, что перед многими исследователями встает вопрос о самостоятельности Японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе японская цивилизация была вторичной по отношению к Китаю.

^ Так ли это – вы сможете проверить с помощью документа на стр. 171 учебника, прочитав законы Сётоку.

Вопрос? Что напоминает Китай?

Ещё более решительно поступил принц Кару, который пришел в 7 в. к власти и провел реформы под названием «Тайка» (великая перемена). Письменность, административный аппарат, земельные отношения, налогообложение – все взято из Китая. Даже японская религия – синтоизм добавилась даосизмом и элементами буддизма, найдя некий компромисс.

В 7-11 вв. особую роль в истории Японии стали играть самураи. О том, что это за сословие расскажет Оксана (сообщение ученика).

В 13 в. монгольский хан, завоеватель Китая, Хубилай дважды пытался завоевать страну, но оба раза его флот разбивался во время шторма. После этих попыток Япония стала проводить политику изоляции от внешнего мира, замкнулась в своей островной изоляции практически до конца 19 в.

Рефлексия.

Чем же закончилось Средневековье для этих стран?

В чем они схожи? Можно ли их считать одной цивилизацией?

В качестве закрепления темы выполните тестовые задания (приложение №2).

Дома: пар. 13, вопросы, документы, составить синквейн.

Приложение. №1. Исторические источники.

Лю. «Записки в павильоне Цзиньгуан».

Страна Шу расположена на Юго-западе Китая. Основной доход здесь получают от того, что шелка и конопли умело ткут узорчатые ткани и отправляют к императорскому двору… Ткут шелк с узорами, вышивают его шелками. Работа чрезвычайно искусна. Что может сравниться с вещами, которые здесь изготовляют? Что может сравниться с богатством почти живых узоров?

Цюй. «Новые сведения о Гуандуне».

В синкуйском Сишаотоу разводят пальмовое дерево всех видов, поэтому земли называются «пальмовыми полями»…

Из пальмового дерева делают веера. На пятый год после посадки обрезают нижние листья, на восьмой год срезают верхние и обрабатывают… обтягивают шелком, рукоятку украшают белыми чешуйками, прикрепляют драгоценные пластинки, обматывают волокнами растения лунсюйтун, ставят медные крепления и покрывают лаком…

Чу. «Сведения о хлопке».

Сначала обрабатывают известью и квасцами, затем рисунок окрашивают в какой-нибудь цвет, затем удаляют известь, и получается ткань с блестящими белыми знаками, которая называется шуаиньху или берут деревянную доску, вырезают на ней изображения цветов, трав, людей, различных предметов, птиц, зверей, затем опрокидывают доску на ткань и прокатывают катком, применяют пятицветную накатку, получается узор, как нарисованный.

№2. Тестовые задания.

1. Начиная с какого времени в Китае начала править династия Тан?

а) с начала 7 в. б) с начала 6 в. в) с начала 5 в.

2. Какие две реки соединил Великий канал?

а) Инд и Ганг б) Тигр и Евфрат в) Янцзы и Хуанхэ

3. Какую империю основали чжурчжени в Китае?

а) Тан б) Цинь в) Цзинь

4. Какие кочевники напали на Китай в начале 13 в.?

а) монголы б) авары в) скифы г) тюрки

5. В период какой династии Китай достиг наивысшего расцвета?

а) Тан б) Сун в) Мин г) Цинь.

Похожие:

«Китай и Япония в средние века» iconТестовая работа по теме: «Мировое хозяйство»
Россия, Япония, Китай б Сша, Япония, Китай; в Великобритания, Бразилия, Италия; г Корея, Германия, Россия
«Китай и Япония в средние века» iconИстория азии и африки в средние века Вопросы к экзамену
Определение историко-географического понятия «Восток». Периодизация истории стран Азии и Африки в средние века
«Китай и Япония в средние века» icon«География отраслей мирового хозяйства»
Страны-экспортёры бытовой техники: а Япония, США. Китай, Республика Корея б Россия, Украина, Венгрия, Румыния
«Китай и Япония в средние века» iconЮ. Л. Говоров История стран Азии и Африки в средние века
Говоров Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века. Основы лекционного курса. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998
«Китай и Япония в средние века» iconЛекция№8 Тема: Церковь и государственная власть в средние века
Раннее средневековье (V-X века): в обществе устанавливаются феодальные отношения
«Китай и Япония в средние века» iconЮжная Корея
В 20 в. Корея прошла трудный путь. Во многом трагические события на Корейском полуострове были следствием стратегического положения...
«Китай и Япония в средние века» iconОбязательство 15 «старых членов ес» сократить на 8% эпг в период...
Государственная политика в области изменения климата: ес, сша, Австралия, Япония, Канада, Китай, Бразилия, Мексика, юар
«Китай и Япония в средние века» iconУроку по теме «Индия в средние века» особенности развития индии

«Китай и Япония в средние века» iconГеоргий Владимирович Вернадский Россия в средние века
Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей Российской империи, начался в монгольский период, и освобождение...
«Китай и Япония в средние века» iconВопросы к итоговой аттестации по всеобщей истории (древний мир и средние века)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница