Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания»




Скачать 83.33 Kb.
НазваниеУчитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания»
Дата публикации04.05.2013
Размер83.33 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Учитель истории и обществознания

БСОШ №20

Лепешкина Л.В.

Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания»

Уважаемые коллеги!

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Хотите, чтобы ваши дети

  • не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,

  • чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,

  • чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,

  • могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,

  • делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?

Тогда мы идём к вам! Как говорится в известной рекламе .
Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
К кейс технологиям относятся:

  • метод инцидента;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • метод ситуационного анализа.


Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
^ Вопросы к тексту:

В чем заключается проблема?

Как государство ее решает?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
^ Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:


  • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.




  • Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.




  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.




  • У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.




  • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.




  • В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.




  • Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.


Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


^ Фрагмент урока «Радости и сложности общения»

«Искусство разрешения конфликта». (8 кл.)

  1. Инсценирование конфликтной ситуации.

Участникам раздать роли и с их помощью инсценировать сцену конфликта между матерью и дочерью.

- Что вам продемонстрировали участники? (конфликт).

- Одна из сложностей общения – это конфликты. Они бывают самые разнообразные: личные и межнациональные, бытовые и профессиональные. А что такое конфликт?

- Закройте глаза и представьте свою недавнюю конфликтную ситуацию. Какие чувства и эмоции это у вас вызвало? (отрицательные)

- А можно искоренить конфликты раз и навсегда? (нет)

- Так что же мать и дочь обречены портить друг другу жизнь из поколения в поколение? Сегодня мы попытаемся научить их цивилизованно решить проблему, т.е. постичь искусство разрешения конфликта.

^ 2. Выявление функций конфликта. Задание по группам.

- Как ведут себя большинство людей во время конфликта? Перед вами список действий людей во время конфликта. Обсудите и выберите в группе 3 тезиса, с которыми согласны все.

(участники высказывают свои мнения)

- К чему ведёт такое поведение? (ухудшение отношений, разрыв)

- Неужели в конфликтах нет ничего хорошего?

  • Показывает состояние отношений между людьми (сигнальная функция);

  • Способствует переменам в обществе, обеспечивает движение (динамическая функция).




  1. «Корзина идей» - выявление причин конфликтов.

- Кто-то пошутил, что в мире конфликтов больше, чем в пустыне песчинок. Хоть конфликтов и много, количество причин, их порождающих на удивление невелико. Давайте заполним «Корзину» вашими идеями. В чём причины конфликтов?
(Идёт обсуждение, учитель записывает все предложения на доске. После обсуждения появляются слайды. Учитель предлагает привести примеры.)

  • Различия интересов

  • Различия в потребностях

  • Различия в восприятии предметов и явлений

  • Различия в ценностях

  • Нехватка ресурсов.

  1. Анализ практической ситуации.

- Наше поведение во многом зависит от того, что мы думаем и чувствуем. Поэтому, если мы вовлечены в конфликт и хотим его урегулировать, мы должны хорошо понимать свои мысли и чувства и отделять одно от другого.

- Познакомьтесь с текстом и приготовьтесь в группах ответить на вопросы к нему.

Вопросы.

- Какие чувства испытывала девочка во время спора?

- Чего она хотела на самом деле?

- Какие чувства испытывал мальчик?

- Чего он хотел на самом деле?

- Какова причина их конфликта?

- Как мать решила конфликт детей?

- Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

^ 5. Анализ начального конфликта между матерью и дочкой.

-Вернёмся к начальной ситуации и поможем маме и дочке разрешить конфликт и получить то, что каждый желает.

-Давайте вспомним, в чём суть конфликта?

- Что чувствует каждый из участников конфликта?

- Что каждый хочет получить?

- Предложите свои способы, когда конфликт разрешится мирно?

(ситуация проигрывается заново)


  1. ^ Составление алгоритма преодоления конфликта в группах.

- Используя знания, полученные на занятии, опираясь на вопросы на слайде, выведите в группах алгоритм мирного разрешения конфликта.

(Выступления от групп)

  1. ^ Рефлексия (приём «Синквейн»)

Участникам предлагается составить пятистишие о конфликтах.

Во время конфликта большинство людей:

Спорят, лгут друг другу,

Доверяют друг другу, улыбаются,

Пытаются понять друг друга, соревнуются друг с другом,

Помогают друг другу, дерутся,

Кричат друг на друга, подшучивают,

Внимательно слушают друг друга, обвиняют друг друга,

Подозревают друг друга, пытаются победить,

Прощают друг друга, стараются закончить разговор,

Сердятся друг на друга, обращаются к другим за помощью.

Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:

«Коробка печенья».

Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.

Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.

Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.

Вопросы:

  1. Какие чувства испытывала девочка во время спора?

  2. Чего она хотела на самом деле?

  3. Какие чувства испытывал мальчик во время спора?

  4. Чего он хотел на самом деле?

  5. Какова причина конфликта?

  6. Как мать решила конфликт детей?

  7. Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?

  8. Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?

Похожие:

Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconПлан работы мо истории на 2011-2012 год учитель истории и обществознания...
В 2001-20012 учебном году мо истории работает над темой «Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения на уроках...
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» icon«Деятельностная парадигма в обучении истории, обществознания»
Белослудцевой Е. А., зам директора по увр, учителя истории и обществознания высшей категории
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconНа уроках истории
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми...
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconМетодическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания...
Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» icon«Русская культура в ХVII веке» (урок истории, 10 класс)
Автор: Крицкая Н. Ф. кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательной области «Обществознание» кипк и про, учитель истории...
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconВнеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л....
Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconАнализ работы мо учителей гуманитарного цикла за 1 полугод
В составе мо работают 6 учителей: 2 учителя русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель географии и истории,...
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconУрок истории в 9 классе
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11 ст. Кирпильской Усть – Лабинского района
Учитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер – класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница