Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры




Скачать 125,82 Kb.
НазваниеДревняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры
Дата публикации03.04.2013
Размер125,82 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Глава первая
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСТВО
Памятники материальной культуры

Многочисленные археологические памятники на территории Японии (свыше десяти тысяч), относящиеся к новокаменному веку (неолиту), свидетельствуют о том, что эта страна была обитаема уже несколько тысячелетий до нашей эры.

В разных районах Японии обнаружены стоянки людей и места их погребения. Недалеко от стоянок найдены рако­винные кучи (около 700), куда люди складывали пищевые отбросы; в них помимо ракушек находят кости рыб, птиц, оленей, кабанов и других животных.

Среди памятников материальной культуры обнару­жены каменные орудия, топоры, наконечники стрел, ры­боловные крючки, украшения из камня, кости, оленьих рогов и кабаньих клыков, глиняные сосуды и статуэтки и другие керамические изделия. Все это говорит о том, что древнейшие обитатели Японии занимались собира­тельством, охотой и рыболовством.
^ Этногенез японцев

Вопрос об этнической принадлежности населения Япон­ских островов до сих пор не решен. На этот счет существуют разные теории. Соглас­но наиболее распространенной из них, японцы произошли от смешения в незапамятные времена маньчжуро-тунгусских племен из Северо-Восточной Азии с малайско-поли­незийскими племенами, прибывшими на юг Японских островов с островов Тихого океана и из приморских рай­онов Южного Китая. На Японских островах пришельцы нашли аборигенов — племя эбису (предков современных айнов) и племя кумасо, или хаято (на Кюсю)1. Они по­степенно смешивались как между собой, так и с абори­генами. Вместе с более поздними переселенцами из Ко­реи и Китая они образовали антрополого-этнический тип, характерный для современных японцев. Наиболее ранними местами расселения японцев были три района: Идзумо на западе острова Хонсю, Ямато в центральной части этого острова и Цукуси на юге Кюсю.
^ Письменные источники

Наиболее ранние сведения о древней истории Японии со­держатся в китайских династийных хрониках, написанных в I в. до н. э. — V в. н.э. Особенно полные данные о древней Японии (III в. н. э.) мы находим в китайской хронике Взй-чжи («Летопись царства Вэй»).

Согласно китайским хроникам, культурное влияние Китая проникло через Корею в западные районы Японии (Кюсю и запад Хонсю) еще во II—I вв. до н. э. Это влияние усилилось после завоевания китайскими (ханьскими) императорами в конце II в. до н. э. северной части Корейского полуострова, где ими были созданы китай­ские колонии. Японские племена, населявшие Кюсю и запад Хонсю, посылали туда свои миссии для установ­ления связи и приобретения железных орудий, вооруже­ния (мечей) и предметов обихода. Иногда миссии посылались прямо в собственно Китай. Известно, что в сере­дине I в. н. э. правитель земель на северо-западе Кюсю (близ Хаката) отправил в Китай посла, который вернулся на родину, снабженный золотой печатью с надписью, Именовавшей его властелина «королем». В свою очередь из Китая была отправлена ответная миссия на Кюсю.

Первые японские письменные источники, содержа­щие сведения об истории Японии, появились только в на­чале VIII в. н. э. Это хроники Кодзики («Запись о делах древности», 712 г.) и Нихонсёки, или Нихонги («Анналы Японии», 720 г.). Они были составлены по указанию японского императорского двора (681 г.) с целью возве­личения императорской власти. Эти хроники, содержащие наряду с историческими данными древнейшие космологические мифы, относят создание японского государства и воцарение первого легендарного правителя Японии Дзимму-тэнно к VII в. до н. э. (660 г. до н. э.).
^ Японские мифы

В японских хрониках изложен миф о создании мира. Первоначально повсюду царство­вал хаос, но затем воцарился порядок: произошло от­деление неба от земли, обособление мужского и женско­го начала в лице богини Идзанами и ее мужа Идзанаги, Одновременно появилась «страна мрака», куда уходят все умирающие. Богиня Идзанами тоже удаляется в «страну мрака». Идзанаги пытается проникнуть в: пре­исподнюю, чтобы вернуть жену, но терпит неудачу. От брака Идзанаги и Идзанами рождаются богиня солнца Аматэрасу, бог луны Цукиёми и бог ветра и водной сти­хии Сусаноо. Между Аматэрасу и Сусаноо начинается борьба, в результате которой первая: выходит победи­тельницей: она остается небожительницей, а Сусаноо из­гоняется на землю в страну Идзумо.

Сын Сусаноо, Окунинуси, становится правителем Идзумо. Но Аматэрасу, стремясь установить свою власть и над землей, трижды посылает к Окунинуси своих по­сланцев, чтобы уговорить его уступить Идзумо ее внуку Ниниги. Наконец уговоры увенчались успехом. Ниниги сходит с неба на землю и становится правителем Идзу­мо. В знак власти ему вручаются три священных пред­мета – зеркало, меч и яшма, послужившие в дальнейшем эмблемой императорского дома. От Ниниги, по верова­нию японцев, по прямой линии от Аматэрасу происходит и Дзимму-тэнно, якобы положивший начало непрерыв­ной династии японских императоров.
^ Родовой строй

Китайские и японские хроники дают известное представление о жизни японского насе­ления в древние времена. Они застают Японию на пер­воначальной стадии разложения первобытнообщинного строя. Японцы жили родовыми общинами (удзи), кото­рые строились по принципу кровного родства и объеди­нялись родовым религиозным культом. Во главе патри­архального рода стоял старейшина, родоначальник, он же — главный жрец (удзи-но ками). Родичи (удзибито) жили в обособленных друг от друга поселках, пользуясь общинной собственностью на землю и орудия произ­водства. Род являлся основной хозяйственной единицей. Главным, занятием в этот период уже было земледелие, в первую очередь рисосеяние как на сухих, так и на по­ливных полях.

Развивались и ремесла: в хрониках упоминаются ткачи, гончары, кузнецы, плотники и т, д. Об этом же свидетельствуют археологические памятники материаль­ной культуры, среди которых встречаются производствен­ные орудия.

По мере разрастания рода происходило отпочкование боковых, более мелких родов и их расселение по раз­ным местам. Для борьбы с аборигенами роды объедини­лись в родовые союзы.

Согласно китайским хроникам, в I в.-н. э. таких сою­зов в известной китайцам части Японии было свыше ста.
^ Бэмин и рабы

С III в. н. э. в связи с междоусобными войнами в Китае и Корее усиливается переселе­ние в Японию китайцев и корейцев, главным образом ремесленников, в частности ткачей. Японские роды охот­но принимают их, преимущественно в качестве полусво­бодных членов, так называемых бэмин, или бэ.

Японцы, известные в китайских хрониках под назва­нием «важэнь», «ва» или «во», совершали частые гра­бительские набеги на побережье Кореи и захватывали пленных, превращая их частью в бэмин, частью в рабов. Одновременно продолжалась упорная борьба с эбису и кумасо, которых убивали или обращали в рабство. Боль­шинство бэмин и. рабов принадлежало родовым старей­шинам, которые с их помощью поднимали целину, стано­вившуюся собственностью этой родовой аристократии.
^ Возникновение племенного союза Ямато
В III в., по свидетельству хроники Вэй-Чжи, Япония (Кюсю) и Китай часто обменива­лись посольствами. В это время на Кюсю насчитывалось около 30 родовых союзов, данников Китая (царства Вэй). Они находились под властью «королевы» по имени Пэймиху (по-японски Химико). «Страна королевы», как она значится в хронике, называлась Яматай. В японской историографии с давних времен идут споры о месте на­хождения Яматай. Одни историки полагают, что Яматай идентична с областью Ямато в центре Хонсю, считающейся по японской исторической традиции местом за­рождения японской государственности. Другие считают, что Яматай находилась на севере Кюсю и юго-западной оконечности Хонсю (по обе стороны Симоносекского про­лива). Более правдоподобно предположение, к которому склоняются многие историки, что «страна королевы» в III в. находилась на Кюсю, но в дальнейшем, расши­ряясь на север, где были более плодородные земли, она в конце концов переместилась в центральную часть Хон­сю, в район, принявший название Ямато. Затем японцы заняли восточную часть Хонсю, оттесняя эбису, и юго-запад Кюсю, оттесняя кумасо2. Одновременно склады­вался племенной союз Ямато частью из родов, добро­вольно вошедших в него, частью из покоренных родов.
^ Связи Ямато с Кореей и Китаем

В IV в. усилились пиратские набеги японцев на корейское побережье. В 369 г. они вторглись в Корею и обложили данью область Мимана, находившуюся на крайнем юго-востоке полуострова (близ Пусана). Японцы стали вмешиваться во внутрен­ние дела Кореи. В 391 г. они пришли на помощь государ­ству Пэкче (на юго-западе полуострова), которому уг­рожало граничащее с ним северное государство Когурё. В V в. для связи с Китаем и Кореей японцы постро­или гавань Нанива (ныне Осака). Примерно в это же время в Японию (через Корею) проникла китай­ская иероглифическая письменность.
^ Разложение родового строя и образование классов
Разложение родового строя, начавшееся примерно в III в., усиливается в V—VI вв. Родовая община, основанная на кровном родстве, уступает место соседской общине. Хозяйственной единицей вместо рода становится семья (ко), владеющая земельным участком и жилищем, вы­деленными ей общиной. Семьи обзаводятся рабами и бэмин, с помощью которых поднимают целину. Это ведет к росту имущественного неравенства общинников.

Владение рабами и бэмин и их эксплуатация в зем­леделии и ремесленном производстве ведут к классовому расслоению. Все большую экономическую и политиче­скую роль начинают играть родовые старейшины и особенно племенной вождь3. Их земли, и в первую очередь «царские земли» (мита), обрабатываются уже не только рабами и бэмин, но и свободными родичами, постепенно теряющими свободу из-за экономического разорения или какой-либо провинности перед общиной или родо-племенной знатью. Урожай с полей собирается в специальные амбары (миякэ).

Сумэра-но микото, или сумэраги («царь»), — не только племенной вождь, верховный военачальник, крупней­ший земле- и рабовладелец, но и глава племенного ре­лигиозного культа, верховный жрец, первосвященник.
^ Религия синто

По религиозным представлениям древних японцев, мир был населен духами (ками), высшими существами, вмешивающимися в жизнь при­роды и людей. Как и другие древние земледельческие племена, японцы почитали духов полей, рек, гор, долин, огня, воды, деревьев и т. д. Но в отличие от верований других древних народов, например Греции и Рима, у японцев ками никогда не принимали человеческого об­раза (антропоморфизм).

Каждый род имел свое родовое божество, свой ками (удзигами). В качестве ками почитался также предок, основатель рода. С образованием племенного союза в качестве племенного культа установился культ солнца в лице богини Аматэрасу. Эти верования, включая также мифы, содержащиеся в хрониках Кодзики и Нихонги, наряду с культом предков легли в основу японской на­циональной религии синто («дорога богов»).
^ Родо-племенная аристократия

В V—VI вв. наряду с родом верховного правителя (сумэраги) выдвинулся ряд других знатных родов, вожди которых также претендовали на власть в общеплеменном масштабе, ссылаясь на свое «божественное» происхождение. Официально эти вожди стояли во главе какого-нибудь «ведомства» при дворе сумэраги. Так, глава рода Отомо ведал дворцовой стра­жей, Мононобэ — военными отрядами и их вооружением, Сога — царской сокровищницей, Накатоми — жрецами и т. д. Некоторые знатные роды ведали отдельными отраслями хозяйства: ткачеством, гончарным производством и др. Вожди знатных родов носили особые аристократи­ческие звания или титулы (удзикабанэ) — оми и мурадзи, а вожди наиболее знатных родов — о-оми («великий оми») и о-мурадзи («великий мурадзи»). Так, глава ро­да Сога носил титул о-оми, а главы родов Отомо, Мо­нонобэ, Накатоми носили титул о-мурадзи. Постепенно эти знатные роды приобрели такую силу, что стали воз­вышаться над родом верховного правителя и даже ста­вить его под свой контроль. В V в. решающую роль играл род Отомо, свергнутый затем родом Мононобэ, а в VI в.— род Сога.

Территория, занятая племенем Ямато, по мере ее рас­ширения делилась на «округа» (агата) и «области» (куни). Их правители назначались из представителей родо-племенной аристократии. Должностные звания этих пра­вителей — агатануси и куни-но мияцуко — также приоб­рели характер титулов (кабанэ).
^ Проникновение буддизма

В середине VI в. усилилась борьба между родами. Внеш­ним проявлением этой борьбы, которая по существу велась за власть, землю и рабов, был спор о распространении в Японии новой религии — буддизма.

В 552 г. король корейского государства Пэкче обра­тился к Японии с просьбой о военной помощи в связи с угрозой нападения со стороны соседнего корейского государства Силла4. Одновременно он послал бронзо­вое изображение Будды и ряд буддийских священных манускриптов, советуя японцам принять буддизм. Этот вопрос вызвал большие разногласия среди вождей знат­нейших родов. Особенно ожесточенная борьба разверну­лась между родом Сога, с одной стороны, и родами На­катоми и Мононобэ — с другой.

К этому времени разложение первобытнообщинного строя и процесс образования классов продвинулись так далеко, что родо-племенная верхушка уже нуждалась в крепкой централизованной власти и создании прочного государственного аппарата для обуздания недовольства эксплуатируемых ею рабов, бэмин и терявших свою свободу общинников. Буддизм как централизованная рели­гия способствовал бы созданию такой власти. Его уче­ние о бренности жизни и иллюзорности зримого мира, о непротивлении злу и отказе от борьбы против наси­лия, о том, что страдания людей являются возмездием за «грехи» в прежних перерождениях (карма) и каждое живое существо должно стремиться к «небытию» (нир­вана) как конечной цели, было выгодно возник­шим эксплуататорским классам и должно было удержать угнетенные классы от борьбы против своих угнетателей. Синтоизм же с его родовыми культами помогал консер­вации родового строя, сохранению самостоятельности от­дельных родов.

Род Сога, которому в это время принадлежала ре­альная власть в племенном союзе Ямато, стремясь к со­зданию централизованного государства, стал ревнителем буддизма, тогда как жреческий род Накатоми и воен­ный род Мононобэ, боясь потерять свои привилегии, свя­занные с родовым строем, стали на защиту синтоизма. Между этими родами и родом Сога началась кровавая борьба.

В 587 г. род Сога одержал военную победу над родом Мононобэ и уничтожил его. С целью еще большего ук­репления своей власти глава рода Сога, Умако, в 593 г. поставил в качестве верховной правительницы свою пле­мянницу Суйко (592—629), а регентом при ней назна­чил принца Умаядо, известного в японской истории под названием Сётоку-тайси (572—622).
Сётоку-тайси

Будучи большим поклонником китайской государственности и культуры, принц Сётоку разделял взгляды рода Сога и его стремление к центра­лизации государственной власти и в связи с этим к рас­пространению в Японии буддизма. При нем были по­строены десятки буддийских монастырей, принявших в свои стены сотни монахов и монахинь. Японские хрони­ки приписывают Сётоку-тайси авторство «Закона из 17 статей» (604 г.), в котором были изложены буддийские и конфуцианские принципы управления государством, позднее легшие в основу реформ Тайка. Во время регенства Сётоку-тайси Япония в 607 г. обменялась по­сольством с Китаем, где в это время правила суйская династия (589—618).

Род Сога продолжал и при Сётоку-тайси сохранять в своих руках всю полноту власти, что вызвало недо­вольство среди других крупных родов. С целью создать себе некую массовую опору глава рода Сога, Ирука, привлек на свою сторону зависимых бэмин, обещая на­делить их землей и уравнять в правах с общинниками. Особую поддержку оказали роду Сога бэмин китайско­го и корейского происхождения. Многие из них были буддистами еще до переселения в Японию и поддержи­вали род Сога как защитника и ревнителя этой религии. Они надеялись, что Сога, одержав победу над другими родами, освободит своих единоверцев от полурабского состояния, в котором они находились.
«Переворот Тайка»

Род Сога, однако, не сдержал обещания и обманул на­дежды бэмин. Этим воспользо­вались враждебные ему роды, и в первую очередь род верховного правителя, оттесненный от власти родом Со­га. В 644 г. принц Нака-но-оэ с помощью старейшины рода Накатоми — Камако, известного в дальнейшем под посмертным именем Каматари Фудзивара (614—669)5, устроил заговор, убил Ирука и уничтожил большую часть рода Сога.

В 645 г. верховным правителем стал по старшинству принц Кару, тоже участвовавший в заговоре против Со­га. Он принял титул тэнно («сын неба») и стал править под именем Котоку-тэнно 6. Наследником престола стал принц Нака-но-оэ, впоследствии император Тэнти (661 — 672). Период царствования Котоку получил в истории название Тайка («Великая реформа») 7. Лишение рода Сога власти известно в истории Японии как «переворот Тайка» (645 г.). Этот переворот ознаменовал начало создания централизованного государства и проведение ряда реформ, внесших большие изменения в существо­вавшие социально-экономические отношения.
По мере разложения первобытнообщинного строя в нем явно обозначились два социально-экономических ук­лада — рабовладельческий и феодальный. Сначала по­явились рабовладельцы и рабы. Однако рабовладель­чество постепенно было вытеснено феодальными отноше­ниями, не успев упрочиться. Рабы составляли всего 10—15% населения, насчитывавшего 5—6 млн. человек. Большинство же были крестьяне-общинники, постепенно прикреплявшиеся родовой аристократией к земле. Рабский труд по сравнению с трудом крестьян становился все менее производительным. Этим объяснялся успех пе­реворота Тайка, приведшего к освобождению бэмин от их полурабского состояния и уравнению их в правах с прикрепленными к земле общинниками. Труд последних становился основной производительной силой, хотя еще оставались значительные элементы рабского труда. В стране складывались феодальные отношения, которые после переворота Тайка и ряда проведенных новыми властями реформ стали господствующими. В Японии воз­никло раннефеодальное государство, в котором рабо­владельчество сохранилось в качестве уклада 8.


1 О происхождении айнов ученые придерживаются разных взглядов: одни считают их европеоидами, другие — австралоидами. Айны постепенно оттеснялись японскими племенами к северу, и в первые века, нашей эры оказались на северо-востоке о-ва Хонсю. Происхождение кумасо до сих пор не выяснено, вероятнее всего, это было индонезийское племя.

2 Племя кумасо было окончательно покорено в первой половине VIII в.

3 В японских хрониках племенные вожди называются сумэра-но микото или сумэраги; в советской исторической литературе это название переводится как «царь».

4 Несмотря на японскую помощь, государство Пэкче было по­беждено. Укрепившись, государство Силла в 562 г. овладело об­ластью Мимана и изгнало японцев с материка.

5 В написании имен мы придерживаемся порядка, принятого в последние годы в наших изданиях: сначала идет имя, а затем фамилия.

6 В литературе принято переводить титул тэнно как «император».

7 С этого времени в Японии, как и в Китае, период правления (нэнго) каждого императора носит особое название и по нему ве­дется официальное летосчисление. Оно же является посмертным именем императора.

8 Некоторые современные японские историки считают, что рабо­владельческий уклад в первобытнообщинном строе перерос в рабо­владельческую формацию, которая существовала почти по XII в.

Похожие:

Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры icon5 класс. Первобытное общество
Археология – это прикладная историческая наука, которая изучает памятники материальной культуры: орудия труда, захоронения, жилище,...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconПрограмма курса Глава Понятие, законы, сущность культуры
Типология и история культуры. Структурно-типологический метод изучения явлений культуры
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconИнтеллектуальные активы и инновации: проблемЫ оценки, учета и управления
§1,§2,§4,§5; Глава 3: §1,§3; Глава 4: §1, §2; Заключение), Рогова Е. М. (Глава 1: §7; Глава 2: §3; Глава 3: §2,§4,§5), Воробьев В....
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconДвижение экономических формаций по признакам и стадиям
Первобытнообщинный строй бесклассовая экономическая формация, основанная на общей собственности, коллективном труде и равном присвоении...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconУчебное пособие М.: Изд-во Моск ун-та, 1992. 221 с
В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconДекабристские организации и их программы. Восстание декабристов....
Первобытнообщинный строй и рабовладельческие государства на территории нашей страны
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconК вопросу об источниках изучения первобытного воспитания
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем....
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconВопросы экзамена: Особенности развития искусства Древнего Египта
Дисциплина «История изобразительного искусства и материальной культуры», группа 4 ак
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconЛетописи Разлома Хранитель мечей Интерлюдия I часть первая глава первая Глава вторая
Сергею «Мерлину» Разоренову, читателю из Израиля, выступившему под псевдонимом Анонимный Маймонид, а также Михаилу Гончарову (помогавшему...
Древняя история глава первая первобытнообщинный строй. Рабовладельчество памятники материальной культуры iconУрока мероприятия в 5-х классах по теме: «Древняя Греция. Расцвет...
«Древняя Греция. Расцвет культуры и демократии в Афинах в V веке до н э.», урок – путешествие в прошлое
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница