Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета




Скачать 118,22 Kb.
НазваниеРабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета
Дата публикации02.05.2013
Размер118,22 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > История > Рабочая программа




Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________ С.Ф. Блуменау

«___» _________ 200__

Рабочая программа


по спецкурсу Британская колониальная система

для студентов Исторического факультета

курс – IV, дневной формы обучения, специальность - 020700 – История

семестр – VIII, 2006/2007 учебный год

Общий объем спецкурса – 28 часов, в том числе: лекции – 18 часов, семинары – 10 часов. Итоговая форма контроля: зачет.
Программу разработал: кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Сагимбаев А.В.

Тема 1. Формирование британской колониальной системы. – 6 часов.
Лекция 1. Истоки британского колониализма. – 2 часа
План:

  1. Причины колониальной экспансии Англии в XVI – XVII вв.

  2. Торговое соперничество с Португалией, Испанией и Голландией.

  3. Создание торговых монополий. Ост-индская компания.


Литература:


  1. Бродель Ф. Мировая цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. Структуры повседневности. М., 2006.

  2. Всемирная история. Начало колониальных империй. Минск, 1996.

  3. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. Т.III . М., 1999, Т.IV. М., 2004.

  4. Новая история стран Азии и Африки. XVI –XIX вв. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005. Т.1.

  5. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите факторы, обуславливавшие торговую экспансию Англии в XVI – XVII вв.

  2. Обозначьте важнейшие направления английской колониальной политики в раннее Новое время.

  3. Назовите дату создания Ост-индской компании.


Оборудование: карта, атласы.

Лекция 2. Колониальная экспансия Англии в XVIII – первой половине XIX вв.- 2 часа.
План:

  1. Влияние промышленного переворота на изменение характера и методов осуществления колониальной политики.

  2. Начало англо – французского колониального соперничества.

  3. Основные направления британской колониальной экспансии к середине XIX в.


Литература:

  1. Бродель Ф. Мировая цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. Структуры повседневности. М., 2006.

  2. Всемирная история. Период английского завоевания. Минск, 1997.

  3. Маркс К. Ост-индская компания, ее история и результат ее деятельности. Собрание сочинений, т.9. – М., 1962.

  4. Мижуев П.Г. История колониальной империи и колониальной политики Англии. СПб., 1909. (репринтное издание)

  5. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте значение промышленной революции для изменения форм и методов британской колониальной политики.

  2. Назовите основные этапы англо – французского соперничества в Индии, Северной Америке и бассейне Карибского моря.

  3. Перечислите важнейшие колонии, которыми владела Великобритания к середине XIX в.


Оборудование: карта, атласы.

Семинар 1. Подчинение Индии Ост-индской компанией. Особенности системы управления индийскими территориями. – 2 часа.
План:

  1. Положение Ост-индской компании в Индии к середине XVIII в.

  2. Войны в Бенгалии. Борьба компании против Маратхской конфедерации и Майсура. Завершение завоевания Индии к середине XIX в.

  3. Система управления и экономической эксплуатации захваченных территорий. Характер взаимоотношений Ост-индской компании и британского правительства до восстания в Индии 1857-1859 гг.


Литература:

1. Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в. М., 1958.

2. История Индии. М., 1979.

3. Колыхалова Г.П. Индия и Англия. М., 1966.

4. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005. т.2.

5. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные этапы английского завоевания Индии.

  2. Охарактеризуйте систему управления владениями Ост-индской компании к середине XIX в.

  3. Проанализируйте особенности взаимоотношений Ост-индской компании и британского правительства во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.


Оборудование: карта, атласы.
Форма текущего контроля: контрольная работа.

Тема 2. Колониальная система Великобритании в период своего расцвета. – 12 часов.
Лекции 1-2. Британская колониальная империя во второй половине XIX – начале XX вв.- 4 часа.

План:

  1. Причины активизации колониальной экспансии Великобритании во второй половине XIX в. Превращение Индии во владение британской короны.

  2. Оккупация Египта и установление британского контроля над Суэцким каналом.

  3. Расширение колониальных владений Великобритании в Африке и Азии. Британская колониальная империя к началу Первой мировой войны.


Литература:

  1. Глущенко Е.А. Строители империй. Портреты колониальных деятелей. М., 2000.

  2. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004.

  3. История Африки в XIX - XX вв. М., 1984.

  4. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. Т.IV. Книги 1-2.М., 2004.

  5. Черчилль У. Индия, Судан, Южная Африка: походы британской армии. М., 2004.


Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте роль Индии в системе колониальных интересов Великобритании во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Назовите даты:

а) строительства Суэцкого канала;

б) британской оккупации Египта;

в) превращения Египта в протекторат Великобритании.

3. Перечислите основные направления британской колониальной экспансии в Африке на рубеже XIX –XX вв.

Проанализируйте особенности взаимоотношений Ост-индской компании и британского правительства во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.
Оборудование: карта, атласы.

Семинар 1. Обострение противоречий Великобритании и других колониальных держав во второй половине XIX - начале XX вв. – 2 часа.
План:

  1. Столкновение интересов Великобритании и Российской империи в Иране, Афганистане и дальневосточном регионе. Договор 1907 г.

  2. Колониальные противоречия Великобритании и Франции в Юго-восточной Азии и на африканском континенте. «Инцидент» в Фашоде и его последствия.

  3. Обострение англо-германской борьбы за раздел сфер влияния на Ближнем Востоке, в Восточной и Южной Африке.


Литература:

  1. Бондаревский Г.Л. Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива (конец XIX- начало XX вв.). М.,1968.

  2. История дипломатии. Т.1-2. М., 1973.

  3. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. Т.IV. Книги 1-2.М., 2004.

  4. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005.

  5. Политика Англии в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1966.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Проанализируйте причины обострения англо-российских отношений в Иране и Центральной Азии в середине – второй половине XIX в.

  2. Назовите дату «инцидента» в Фашоде и охарактеризуйте его последствия для дальнейшего развития англо-французских взаимоотношений на африканском континенте.

  3. Перечислите регионы мира, в которых на рубеже XIX- XX вв. наиболее остро обозначились колониальные противоречия Великобритании и Германии.


Оборудование: карта, атласы.

Семинар 2. Англо-бурская война 1899-1902 гг. – 2 часа.

План:

  1. Причины обострения борьбы за колониальный раздел Южной Африки в конце XIX в.

  2. Начало и первый этап военных действий (осень 1899 – лето 1900 гг.)

  3. Окончание англо-бурской войны и завершение колонизации Великобританией Южной Африки.


Литература:

  1. Англо-бурская война 1899-1902 гг. (По архивным материалам и воспоминаниям очевидцев). М., 2001.

  2. Глущенко Е.А. Строители империй. Портреты колониальных деятелей. М., 2000.

  3. Дроговоз И. Англо-бурская война 1899 -1902гг. Минск, 2004.

  4. История Африки в XIX - XX вв. М., 1984.

  5. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите даты образования бурских государств.

  2. Охарактеризуйте причины обострения взаимоотношения Великобритании и бурских республик в конце XIX в.

  3. Перечислите основные этапы англо-бурской войны и проанализируйте ее последствия для дальнейшего развития политической ситуации на юге Африки.


Оборудование: карта, атласы.
Лекция 3. Система управления колониальными владениями Великобритании. – 2 часа.

План:

  1. Колония, доминион и протекторат как политико-административные единицы в рамках Британской империи.

  2. Функции колониальных администраций.

  3. Центральные органы управления колониальными владениями. Сфера компетенции Министерства по делам Индии и администрации вице – короля. Создание Министерства по делам колоний. Роль Форин Офис в разрешении колониальных проблем.


Литература:

  1. Всемирная история. Канун Первой мировой войны. Минск, 199.

  2. Зимулина Л.А. Доминионы и неоколониалистическая политика Англии. – Владимир, 1990.

  3. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005.

  4. Субботин В.А. Великобритания и ее колонии: Тропическая Африка в 1918– 1960 гг. – М, 1992.

  5. Хальгартен Г. Империализм до 1914 г. Пер. с нем. – М., 1961.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте общее определение понятиям «колония», «доминион» и «протекторат».

  2. Назовите ключевые ведомства, отвечавшие за колониальную политику в рамках британского правительства.

  3. Охарактеризуйте особенности организации административного аппарата в крупнейших азиатских и африканских колониях Великобритании.


Оборудование: карта.

Лекция 4. Экономическая политика метрополии в отношение азиатских и африканских колоний. – 2 часа.
План:

  1. Экономическая специализация колоний в рамках Британской империи.

  2. Основные формы и методы экономической эксплуатации колоний.

  3. Положительные и отрицательные последствия британского колониализма для последующего развития азиатских и африканских обществ.


Литература:

  1. Всемирная история. Канун Первой мировой войны. Минск, 1997.

  2. История Африки в XIX - XX вв. М., 1984.

  3. Колониальное общество Тропической Африки: Сборник статей. - М, 1993.

  4. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005.

  5. Субботин В.А. Великобритания и ее колонии: Тропическая Африка в 1918– 1960 гг. – М, 1992.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте причины изменения форм и методов экономической эксплуатации британских колоний на рубеже XIX - XX вв.

  2. Дайте общую характеристику сложившейся к началу Первой мировой войны системы экономического разделения труда в рамках Британской империи.

  3. Обозначьте основные положительные и отрицательные последствия политики метрополии для последующего экономического развития азиатских и африканских государств.


Оборудование: карта.
Форма текущего контроля: коллоквиум.

Тема 3. Кризис и распад британской колониальной системы. – 10 часов.
Лекция 1. Британская колониальная система в межвоенный период. – 2 часа.
План:

  1. Первая мировая война и рост национально – освободительного движения в британских колониях. Реформа системы управления в Индии и Египте.

  2. Утрата экономического доминирования Великобритании в некоторых колониях.

  3. Нарастание кризисных явлений в Британской империи накануне Второй мировой войны.


Литература:

  1. Васильев Л.С. История Востока. 2 т. – М., 2003.

  2. Зимулина Л.А. Доминионы и кризис английской ближневосточной политики. В кн.: Политика великих держав на Ближнем Востоке в новейшее время. - Владимир, 1982.

  3. Луцкий В.Б. Английский и американский империализм на Ближнем Востоке. М., 1948.

  4. Новейшая история стран Азии и Африки: XX в. / Под ред. А.М. Родригеса. 3т. – М., 2001.

  5. Палм Датт Г. Кризис Британии и Британской империи. Пер. с англ. М., 1954.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте общее состояние Британской империи после окончания Первой мировой войны.

  2. Обозначьте важнейшие причины кризисных явлений, появившихся в межвоенный период во взаимоотношениях доминионов и метрополии.

  3. Назовите регионы Британской империи, в которых после Первой мировой резко активизировалось национально-освободительное движение.


Оборудование: карта.

Семинар 1. Система мандатного управления в рамках Британской империи. – 2 часа.

План:

  1. Участие Великобритании в создании системы мандатной опеки после окончания Первой мировой войны.

  2. Система управления бывшими колониями Германии.

  3. Особенности мандатного режима на территории бывшей Османской империи (Ирак, Палестина, Трансиордания).


Литература:

  1. Бондаревский Г.Л. Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива (кон. XIX- нач. XX в.). М.,1968.

  2. Котлов Л.Н. Национально-освободительное восстание 1920 года в Ираке. М., Издательство АН СССР, 1958.

  3. Котлов Л.Н. Иордания в новейшее время. М., Издательство восточной литературы, 1962.

  4. Ллойд-Джордж Д. Правда о мирных договорах. Пер. с англ. М., 1955.Т.1-2.

  5. Новейшая история арабских стран (1917 – 1966). М., 1968.


Вопросы для самоконтроля:

    1. Охарактеризуйте роль Великобритании в создании мандатной системы Лиги Наций.

    2. Охарактеризуйте формы и методы управления британскими подмандатными территориями.

    3. Назовите имена наиболее известных британских политиков и ученых, внесших наибольший вклад в формирование системы управления ближневосточными подмандатными территориями Великобритании.


Оборудование: карта.

Лекция 2. Распад британской колониальной системы. – 4 часа.
План:

  1. Изменение ситуации в мире после окончания Второй мировой войны и основные причины распада колониальных систем.

  2. Предоставление независимости Индии. Утрата контроля над Суэцким каналом.

  3. Обретение независимости африканскими колониями Великобритании.

  4. Завершение распада британской колониальной империи в 1970-1980-е гг. Передача Гонконга Китаю.


Литература:

  1. Васильев Л.С. История Востока. 2 т. – М., 2003.

  2. Ерофеев Н.А. Закат Британской империи. М., 1967.

  3. Новейшая история стран Азии и Африки: XX в. / Под ред. А.М. Родригеса. 3т. – М., 2001.

  4. История Африки в XIX - XX вв. - М., 1984.

  5. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Т.I-II вв. – М., 2000.


Вопросы для самоконтроля:

    1. Охарактеризуйте внутреннее состояние и международное положение Британской империи после окончания Второй мировой войны.

    2. Проанализируйте последствия обретения независимости Индией и Суэцкого кризиса для эволюции колониальной политики Великобритании.

    3. Обозначьте основные этапы распада британской колониальной системы в Азии и на африканском континенте.


Оборудование: карта, атласы.
Семинар 2. Британское Содружество на рубеже XX – XXI вв. – 2 часа.
План:


  1. Создание Британского Содружества. Характер политических и экономических взаимоотношений между членами Содружества.

  2. Проблема миграции населения внутри Содружества.

  3. Проблемы и перспективы Британского Содружества в начале XXI в.


Литература:


    1. Ерофеев Н.А. Закат Британской империи. М., 1967.

2. Зимулина Л.А. Доминионы и кризис английской ближневосточной политики. В кн.: Политика великих держав на Ближнем Востоке в новейшее время. - Владимир, 1990.

3. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Т.I-II вв. – М., 2000.

4.Крылова Н.С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991.

5.Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация. М.,1995.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Обозначьте основные этапы создания Британского Содружества наций.

  2. Охарактеризуйте структуру управления Содружества.

  3. Дайте общую характеристику важнейшим направлениям сотрудничества государств, входящих в Содружество.


Оборудование: карта.
Форма текущего контроля: контрольная работа.





Похожие:

Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconРабочая программа по спецкурсу Запад и Ближний Восток для студентов Исторического факультета
Программу разработал: кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Сагимбаев А. В
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconРабочая программа по спецкурсу Духовная жизнь народов Востока для...
Общий объем спецкурса – 30 часов, в том числе: лекции – 20 часов, семинары – 10 часов. Итоговая форма контроля: зачет
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconУчебная программа курса по специальности 020700 История. Брянск
Учебная программа по курсу «Британская колониальная система» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconПрограмма по спецкурсу «Правоведение» / Сост. Малаев С. С. Брянск:...
Учебная программа для студентов IV курса факультета истории и международных отношений
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconГ. А. Ртищева история религий
История религии. Программа курса для студентов исторического факультета М.: Мгпу, 1998
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconРабочая учебная программа по дисциплине судебная видеозапись для...
Рабочая учебная программа дисциплины «Судебная видеозапись» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconРабочая программа для студентов театрального факультета по специальности...
Рабочая программа составлена на основании гос впо 2002 года по специальности 070201 (050100) «Актёрское искусство», учебного плана...
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconМетодические рекомендации для студентов исторического факультета
Педагогическая практика направлена на формирование у студентов основ профессиональной педагогической деятельности, освоение приемов...
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconПрограмма и планы семинаров по спецкурсу «Государственное управление и информатизация»
Программа и планы семинаров по спецкурсу «Государственное управление и информатизация»: для студентов-юристов / Сост. М. А. Нагорная....
Рабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для студентов Исторического факультета iconУголовное право: учебная программа для студентов факультета истории...
Программа предназначена для студентов факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница