Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)




Скачать 71,97 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)
Дата публикации01.05.2013
Размер71,97 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Петрова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Старицкая СОШ»

Урок литературы в 8 классе
Тема: А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

Цель урока: вспомнить произведения А. С. Пуш­кина на историческую тематику, выявить общие прин­ципы их написания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала

Образовательная технология: технология развития критического мышления

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, вы­ставка книг писателя на историческую тематику; презентация.
^ Ход урока

Блок А.
I. Стадия вызова.

Звучат отрывки из произведений А.С. Пушкина в исполнении учащихся:

«Песнь о вещем Олеге»

«Борис Годунов»

Вступление к поэме «Медный всадник»

Поэма «Полтава».

- Что объединяет эти произведения?
^ II. Стадия осмысления.

Работа со статьей об особенностях создания А. С. Пушкиным произведений на историческую тема­тику. В результате работы учащиеся составляют по одному толстому вопросу.

Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, - принцип ис­торизма; от частных судеб к историческим судьбам наро­да. Герои и второстепенные лица предстают в пушкин­ских произведениях всесторонне. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных героев. Каж­дый человек выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои были связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил дейст­вия героев. Благодаря принципу историзма Пушкин не поддается мраку, не лишает себя веры в будущее России. Он находит новый идеал в действительности и мыслит его осуществление в неостановимом историческом процессе. Пушкин мечтает о том, чтобы люди в жизни были просто людьми. Это станет возможным тогда, когда гуманизм будет основой государственной политики.
^ III. Стадия рефлексии.

Ответы на сформированные учащимися вопросы.

Словарная работа: гуманизм – человечность в общественной деятельности.
Запись в тетради: ^ Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, - принцип ис­торизма.

Блок Б.
Составление хронологической таблицы на тему: «Произведения А. С. Пушкина на историческую тема­тику».
1. Беседа.

- Какие произведения А. С. Пушкина на историческую тема­тику мы изучали в 6,7 классах?

- Рассмотрим таблицу.

- Какие произведения мы еще не изучали?
^ 2. Работа в группах с текстами.

После работы заполнение таблицы.

Произведения

А.С. Пушкина

Время написа­ния, период творчества

Цель создания произведения



Текст № 1.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Среди тем, встречающихся в южный период (1820 – 1824 гг.), - тема рокового предчувствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге» ( 1822 г.)).

Изображая Древнюю Русь, Пушкин стремится к осмыслению истории, ее преданий. Пушкин совсем отказывается в произ­ведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека с реальностью. Непостижимый ход событий приводит к тому, что пред­сказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти, косвенно становится причиной гибели князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежно­му отвечала тогда мироощущению самого автора.

В словах волхва, «вдохновенного кудесника», Пуш­кин выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декла­рирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей не­бесною дружен».
Текст № 2.

О трагедии «Борис Годунов».

С начала XIX в. в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С. Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Поэт не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. В 1825 году в Михайловском А.С. Пушкин создает трагедию «Борис Годунов».

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления такого неординарного царя, как Годунов.

Пушкин поставил перед собой задачу правдиво передать историче­ские события Руси и одновре­менно связать их с настоящим временем. Пушкин разошелся с тогдашней драматургиче­ской традицией, склонив­шись на сторону историче­ской достоверности, а не те­кущей злободневности. По Пушкину, история творится легендарно. Пушкин понял сам жанр трагедии не как жанр трагедии «персональ­ной», а как трагедию народа. Принцип историзма и народ­ности – основные принципы, которые использовал поэт, работая над трагедией.
Текст № 3.

О поэме « Полтава».

Поэма « Полтава» была написана в 1828 году после ссылки в Михайловское. Само название «Полтава» подчеркивает историческую, эпическую линию поэмы.

В заметках о «Полтаве» Пушкин писал, что самая зрелая изо всех его сти­хотворных повестей та, в которой почти все оригинально, – «Полтава», кото­рую «Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал».

В сюжетной линии «Полтавы» противопоставлены в поли­тической и военной линии два героя – Петр и Карл.

Петр выступает как идеальный военачальник, и победа его предрешена заранее, она предчувствуется уже во всем облике Петра. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело, в том, что он воздвигает се­бе памятник «в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе». Для Петра, как и для его войска, битва – это тяжкое, но необходимое для Рос­сии дело, это труд, подобный полезнейшему и самому народному труду пахаря: «Как пахарь, битва отдыхает». Петр обращается к своим воинам так же, как го­ворят с людьми, приступая к работе: «За дело, с богом».

Петр не одинок, а окружен своими товарищами, «сынами», которые видят в нем своего вождя.

В противопоставлении Петру дан в «Полтаве» Карл. «Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» – отсюда и слабость Кар­ла перед боем.
Текст № 4.

О поэме «Медный всадник».

Последняя поэма Пушкина, написанная в Болдине в октябре 1833 г., – художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербург­ском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Пет­ра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека.

Во вступлении основание города показано в двух планах.

Первый – легендарно-мифологический: Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды. Он – основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны: го­род создается русским царем «на зло надменному соседу», для того, чтобы Россия смогла «в Европу прорубить окно». Исторический смысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Возникнове­ние «юного града» «из тьмы лесов, из топи блат» подобно чуду: го­род не построен, а «вознесся пышно, горделиво».

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, полнощных (северных), ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства (звуковая организация речи, пове­лительные интонации, торжественность и т. п.). В жанре оды тра­диционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.



Произведе­ния А. С. Пушкина

Время написа­ния, период творчества

Цель создания произведения

«Песнь о вещем Олеге»

1822 г.,

южная ссылка

Изображая Древнюю Русь, Пушкин стремится к осмыслению истории, ее преданий, показывает драматические отношения человека с реальностью. Пуш­кин декла­рирует независимость, правдивость подлинной поэзии.

«Борис Годунов»

1825 г.,

Михай-ловское

Правдиво передать историче­ские события Руси и одновре­менно связать их с настоящим временем.

«Полтава»

1828 г.,

после ссылки в Михайлов-

ское

Сопоставить два типа полко­водцев: Петра I и Кар­ла XII.

«Медный всадник».

Вступление к поэме

1833 г., Болдино

Подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.


«История Пугачева»

1834 г.,

послед­ние годы жизни

Показать образ Пугачева и масштаб крестьянского восстания.



Итог урока.

- Объяснить отношение А.С. Пушкина к истории России.

- Назвать основные принципы, используемые А.С. Пушкиным при написании произведений на историческую тему.

- Прокомментируйте слова А.С. Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам».
Задание на дом: чтение повести А.С. Пушкина « Капитанская дочь».

Похожие:

Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 9 классе. Провела учитель Русского языка и литературы...
Презентации учащихся, портрет А. С. Пушкина и адресатов любовной лирики: А. Керн, Е. Бакунина, М. Раевская, Е. Воронцова, А. Оленина,...
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconТема урок
Урок А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Философская лирика А. С. Пушкина
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 11 классе тема
Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие...
А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной...
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»
Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Урок литературы в 8 классе Тема: А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) iconУрок литературы в 9 классе. Тема Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
Цель: иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать основные факты биографии, способствовать повышению мотивации учащихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница