Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века




НазваниеЧасовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века
страница1/12
Дата публикации01.05.2013
Размер1,43 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века.

 

Открытие самостоятельной архиерейской кафедры на Дону в 1829 году имело важные последствия, положивши грань между старым прошлым и новою жизнью православных донцов, так как с этого только момента начинается слияние их с остальною Русью в церковных делах, при чем постепенно сглаживаются обычные в крае особенности, известные под именем «привилегий», каковыми были в свое время - выборное духовенство, назначение церковнослужителей на места, распоряжение церковным имуществом, церковными доходами и капиталами, наблюдение за расколосектантством со стороны светской власти и многое другое. Вот как можно представить себе в кратких чертах историю учреждения на Дону самостоятельной епископии.

В последний год царствования императора Александра I, в самом начале второй четверти XIX века, российская церковь заключала в себе 4 епархии первого класса, 13 второго, 20 третьего и, сверх того, 5 грузинских, составлявших отдельный экзархат. Викариатств было пять: 4 русских у митрополитов и 1 грузинское. В царствование императора Николая I число епархий значительно умножилось открытием новых кафедр в Петрозаводске, Саратове, Новочеркасске, Симбирске, Полоцке, Томске, Херсоне, Варшаве, Камчатке, на Кавказе, в Гурии (восстановлена прежде упраздненная), Риге, Самаре и в Абхазии. Сверх того, воссоединены из унии епархии литовская и белорусская. Было также открыто 9 новых викариатств.

Епархии учреждались преимущественно в тех местах, которые были очень удалены от своего духовного центра и лишены должного влияния и надзора со стороны духовного начальства, или в местах, которые были окружены то язычествующим, то магометанским народонаселением, или наконец там; где господствовали инословные христианские вероисповедания, как католичество, лютеранство, уния. Но в числе причин, располагавших высшее правительство к образованию и открытию новых епархий, нужно поименовать и желание центральной власти духовной и светской ослабить раскол, так как исторически известно, что в удаленных от духовных центров местах быстро появлялись всякие расколы и разного рода сектантство; здесь они прочно оседали и не только получали, так сказать, право гражданства, но и служили очагами распространения различных заблуждений; между тем как духовные пастыри, эти естественные руководители народа, находясь вдали от местопребывания своего епархиального архиерея, заражались грубостью, корыстолюбием, невнимательностью к нуждам пасомых и другими пороками, а" особенно тогда и там, когда и где истинное просвещение еще не пустило глубоких корней. Так, Саратовская третьеклассная епархия, несомненно, учреждена была с целью искоренения гнездившегося там раскола, по высочайшему повелении императора Николая I от 20 октября 1828 года. Вскоре после этого открыта была и Новочеркасская епархия. Император Николай Павлович в бытность свою в армии во время турецкой войны 1828 года лично видел отвагу и храбрость донцов, а о их набожности он был осведомлен еще ранее; поэтому в 1829 году он вспомнил о донских казаках, столь удаленных от Воронежского епархиального архиерея, и приказал преосвященному С.-Петербургскому митрополиту Серафиму доложить Святейшему Синоду о необходимости учреждения Донской епархии. Оказывается, однако, что об этом было особое на высочайшее имя представление «секретного комитета о раскольниках» от 14 марта 1829 года, так что ближайшею причиною к открытию Донской епархии послужило именно умножение раскола между донскими и линейными казаками, тем более, что раскол, успевший окрепнуть здесь, проявлялся иногда страшными политическими движениями. Вследствие быстрого и постоянного возрастания здесь раскола «секретный комитет» и положил: «Представить государю императору, не благоугодно ли будет повелеть Св. Синоду войти в надлежащее рассуждение об открытии новой епископской кафедры в Новочеркасске; при чем обратить внимание и на то, не удобнее ли сей же кафедре подчинить и земли черноморских казаков, столь отдаленных от Астрахани, к которой ныне принадлежат». Государь 30 же марта собственноручно написал: «Согласен, назначив заведовать войском Черноморским и Кавказскою областью, назвав епископом Донским и Кавказским. Избрав человека опытного и надежного». Итак, новая епархия должна была, по мысли государя, называться Донскою и Кавказскою, между тем как она открыта была под наименованием Новочеркасской и Георгиевской. Любопытные сведения об этой перемене таковы. Николай Павлович, изъявив согласие на открытие епископской кафедры в Новочеркасске, выразил свою волю о названии этой новой епархии Донскою и Кавказскою. Но Синод, прежде представления кандидатов на эту кафедру, вошел с докладом о том, что, по выслушании высочайшего повеления об избрании архиерея на новоучреждаемую епархию на Дону и о наименовании его Донским и Кавказским, он не мог оставить без всякого внимания, что в сем титуле не заключается названия, от какого либо города заимствованного, как то с древних времен сведено в нашей церкви. Принимая в рассуждение, что сей обычай основан на точных словах чиноположения, по которому, при наречении и посвящении архиереев, провозглашаются они как протодиаконом, так и рукополагающим архиереем, при чтении посвятительной молитвы, епископами богоспасаемых градов, тех самых поименно, куда назначаются, Св. Синод всеподданнейше, чрез обер-прокурора, доносит государю, «не благоугодно ли будет, для соблюдения порядка в чиноположении церковном и сохранения древнего обычая сего, высочайше повелеть архиерею новоучреждаемой епархии именоваться Новочеркасским и Кавказским, поелику кафедра его назначается в сем городе». Государь на этом докладе написал: «Правила сего я не знал; следуя оному, надо епископа назвать Новочеркасским и Георгиевским».

5 апреля 1829 года окончательно утвержден был доклад Синода о Новочеркасской епархии, по которому она была поставлена последнею в числе второклассных епархий, на том основании, что а) церкви Кавказской области и войска Черноморского состояли в старшей второклассной епархии (Астраханской) и б) потому, чтобы тем удобнее было переводить в оную из действительно служащих епископов дознанной способности. А так как в состав новоучрежденной кафедры отошли от епархии Астраханской и Воронежской такие места, от которых архиереи этих епархий имели вторые наименования, то вследствие сего положено было Астраханскому архиерею называться Астраханским и Енотаевским, а Воронежскому - Воронежским и Задонским. Новая епархия заключала в себе землю войска Донского, Кавказскую область и Черноморию.

   Одновременно с учреждением епархии удостоились высочайшего утверждения как положение о содержании ее, по примеру прочих епархий второго же класса, так и штатные должности при архиерейской кафедре; для пребывания архиерея и для его консистории положено было построить в Новочеркасске или приобрести покупкой приличный дом на счет казны; на основании указов 1764 года февраля 26 и 1797 г. декабря 18, к архиерейскому дому Новочеркасской епархии определено: дать надлежащее число служителей из крестьян экономического ведомства и отвести из казенных и оброчных статей по близости и удобности положенное количество земли с угодьями, мельницу и рыбные ловли; выдать из казны на первый раз Новочеркасскому архиерею, как не имеющему дома, ни домашних принадлежностей, 10 000 рублей, с тем, чтобы он с отитом донес Синоду, будет ли тем удовлетворено первым потребностям нового разведения и не потребуется ли дальнейшего пособия и, если потребуется, то на что и какого. По высочайше утвержденному штату назначено было: архиерею жалованья 1200 р., ему же за хлеб и за прочую всякую собственно для него принадлежащую провизию, также на содержание экипажа 2000 руб., итого 3200 руб.; при кафедральном соборе было положено священно- и церковнослужителей: протопопов 1, жалованья ему 600 р.; ключарь 1, жалованья ему 500 руб.; священников 3, жалованья им по 400 рублей; протодиакон 1, жалованья ему 400 р.; диаконов 2, жалованья им по 300 рублей; иподиаконов 2, жалованья им по 300 руб.; псаломщиков 2, жалованья им по 200 р.; пономарей 2, жалованья им по 200 руб.; звонарей 4, жалованья им по 150 руб.; сторожей 3, жалованья им по 150 руб.; просвирня 1, жалованья ей 150 р.; итого 5900 руб. На певчих определено было 2400 руб.; на церковные потребности, богадельню, ризницу и пр. 2015 руб. Содержание консистории стоило лишь 2460 руб. в год. Всего же ассигновано было на содержание архиерея с консисториею при нем 18491 р. 32/4 коп.

Из трех кандидатов, представленных государю, на Новочеркасскую кафедру утверждения удостоился преосвященный Афанасий, епископ Тамбовский, который в Новочеркасск прибыл 12 июня 1829 года. Немного ранее были получены здесь различные принадлежности архиерейского служения, высланные, по распоряжению высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского, из ризницы кафедрального Чудова монастыря и Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Они сданы были Новочеркасского архиерейского дома иеромонаху Варлааму 29 мая того года. Вскоре частью на отведенном войском месте, а частью на прикупленной усадьбе устроены были особый архиерейский дом с церковью и здание консистории. На этот предмет было назначено к отпуску из казны 146 020 руб. 60/4 коп. С учреждением самостоятельной епископии в Новочеркасске существовавшее здесь духовное правление было закрыто вследствие того, что при архиерее неизбежно появилась своя особая духовная консистория.

На Дону осталось, собственно, одно духовное правление - Хоперское, которое ведало церквями в поселениях, расположенных по рекам Хопру и Бузулуку, а с 1775 года, за упразднением Мигулинского духовного правления, - и церквями, входившими в круг ведомства этого последнего,

т. е. по р. Дону вверх, начиная от   Верхне-Островитянской   станицы . Правда, в южной части новооткрытой епархии было еще духовное правление; но его мы не ставим в счет, так как имеем в виду лишь землю Донских казаков. Вследствие такого обстоятельства, по ходатайству преосвященного Афанасия, 23 мая 1830 года на Дону было открыто второе «духовное правление в  станице  Нижне-Чирской. Оно просуществовало до января 1852 г., когда было закрыто по распоряжение Святейшего Синода.

Первый донской архипастырь - высокопреосвященный Афанасий I «был любителем величественного торжественного служения, во время коего весьма часто обращался к своим пасомым с назидательным словом, проникнутым живым благочестивым чувством, глубокою сердечною любовью к ближнему и отеческою заботою о его спасении». Поэтому, естественно, он не мог не обратить внимания на устройство и благолепие св. церквей, вновь вверенных ему, на улучшение контингента священно- и церковнослужителей в смысле привлечения на пастырские места людей, не только правоспособных к тому по своему образованию, но и отличающихся своею доброю, назидательною жизнью. Насколько была плодотворна в этом отношении деятельность архиепископа, можно заключить из того, что за 10 лет его святительства на Дону прибавилось 20 церквей, а всех священников и диаконов в 1840 г. оказалось уже 595, из коих получивших образование числилось 72, вместо таковых же 23, бывших в 1829 году. Но распоряжения архипастыря встречали значительное ограничение со стороны так называемых войсковых «привилегий», куда относилось принадлежавшее войсковой администрации право распоряжения церквями, церковным имуществом, клириками, а прихожанам - право выбора себе священников и диаконов и пр. Начало расширения архиерейской власти на Дону было положено в 1830 г. подчинением епархиальному архиерею Новочеркасского кафедрального Вознесенского собора, при чем священнослужительские должности при нем повелено было замещать «учеными людьми из духовного звания и преимущественно питомцами духовных академий и семинарий; низших церковнослужителей, певчих и прочие чины, штатом на собор положенные, назначать из людей собственно духовного звания; всем соборным священно- и церковнослужителям и прочим служебным чинам состоять в полном ведении и распоряжении своего епархиального архиерея». В 1836 году, января 1 дня, в войске Донском было введено высочайше утвержденное 26 мая 1835 года «Положение об управлении» оным, впервые точно определявшее «отношение войскового начальства к духовной части», которое было разъяснено в 3 главах; а) «о духовенстве в войске Донском, б) о имуществе войсковых церквей и в) о духовных училищах». Первый параграф этого положения заключал в себе такое правило: «Духовенство в Донском войске, как происходящее из казачьего сословия, так и иногороднее, лично по себе находится в полном управлении епархиального начальства и непосредственно подлежит распоряжению и суду его». С этого только момента донское духовенство начинает постепенно освобождаться от светской войсковой власти и сливаться в своей жизнедеятельности с остальным духовенством в России.

В 1841 году, по ходатайству высокопреосвященного Афанасия, была устроена в  станице   Верхне-Каргальской  первая на Дону единоверческая церковь, причем войско из своих средств отпустило на ее устройство 10 000 рублей.

1843 год в летописи Донской епархии должен быть отмечен как фактически сокративший территорию ее в значительной степени. Дело в том, что южные части Донской епархии отошли в состав вновь открытой, по особому высочайшему повелению от 17 июля 1842 года, Кавказской епископии, обнявшей собою северный Кавказ и Землю черноморских казаков. Полученный вместе с этим донскими архипастырями титул - «Донских и Новочеркасских» - удерживается и по настоящее время. По свидетельству преосвященного Игнатия, бывшего Донского архиепископа с 1843 гг., тогда церквей на Дону было более двухсот. Цифра эта подтверждается и другими современниками отделения от Донской епархии ее южных частей. По словам свящ. В. Куфаева, «по войску Донскому в г. Новочеркасске и  станицах  числилось в то время 115 церквей, из них каменных 51 и деревянных 64, кроме того в монастырях, со включением крестовой, 4, кладбищенских 2 и в слободах 79, из них 40 каменных; при всех церквях состояло протоиереев 15, священников 329, из числа которых 62 окончивших полный курс богословских наук и 11 окончивших философию». Такое количество церквей и пастырей приходилось более чем на полумиллионное население Донской области, так как всех жителей христианского вероисповедания в то время значилось: 260 993 д. муж. п. и 295 282 души женск. п., в том числе раскольников разных толков 24 856 д. м. п. и 27 469 женск., кроме того молокан и духоборов было 83 души обоего пола.

С половины прошлого, XIX века стали появляться церкви в хуторах, возникновение которых на Дону относится к началу этого века, а также и в поселках. На удаленность хуторских жителей от своих приходских церквей обратил особое внимание бывший Донской архиепископ Платон, скончавшийся в сане Киевского митрополита, и он употреблял всевозможные меры к действительному умножению на Дону православных храмов, так что за его десятилетнее управление Донскою епархиею церквей прибавилось свыше 60, да при его предшественнике, высокопреосвященном Иоанне, правившем епархией 20 лет, их было устроено до 100.

Ко дню исполнившегося в 1904 году семидесятипятилетия Донской епархии произошли значительные перемены в деле церковного строительства на Дону, по  станицам  и слободам, о которых мы и скажем сначала, а затем перейдем к вопросу об устройстве церквей по хуторам и поселкам.

В 1850 году в Таганрогском округе была основана  станица  Новониколаевская. Первая церковь в ней построена в 1855 г. во имя святителя Николая чудотворца. Она была деревянная, обложена только кирпичом. Вместо нее в то же наименование, в 1873 году, устроена была каменная церковь, однопрестольная. В приходе Новониколаевской церкви имеются два министерских приходских училища: одно мужское, основанное в 1861 г., другое женское 3-го разряда, основанное в 1802 году.

В
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconСемантических неологизмов конца 20 в начала 21 в
Словарь семантических неологизмов конца 20 в. – начала 21 в. Составлен по материалам «Толкового словаря русского языка: Языковые...
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconВопросы : Философская мысль в России конца 19 начала 20 века
Мировая философия в России. Философская мысль в России конца 19 начала 20 века с позиции наших дней (Толстого и Соловьева, Розанова...
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconРеферат по культурологии по теме «Русская культура конца 19- начала 20 века»
Конец XIX начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования...
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconВопрос 21. Отечественная культура конца XIX начала XX века
Этот временной период известен в истории русской культуры под названием Серебряный век
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2011 -12...
Русская литература конца XIX начала ХХ века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconСекрет силы Евгения Сандова
При произнесении слова сверхчеловек в воображении европейского обывателя конца XIX начала ХХ века неизбежно возникал образ Евгения...
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Художественные искания века. Особенности...
Тема: Художественные искания века. Особенности поэзии конца 19 начала 20 веков
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconУчебное пособие Краснодар 2010 удк 821 ббк 83. 3 (2)
Татаринова Л. Н. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: Учебное пособие. Краснодар: zarlit, 2010
Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века iconРусская культура конца
Х век» ч. 1, М.; «Клио – Софт» 2001г., репродукции картин художников Серебряного века из цикла «Художественная культура», выставка...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница