Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение»




Скачать 55,49 Kb.
НазваниеУрок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение»
Дата публикации08.12.2013
Размер55,49 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок

Интегрированный урок (лит. чтение-окр.мир) «Владимир Мономах и его «Поучение». Художественное ремесло в Древней Руси.» , 4-й класс.


Цели урока:

  • Содействовать формированию у учащихся стремления больше знать об истории своей страны.

  • Познакомить учащихся с понятиями “исторические документы”, “летопись”.

  • Воспитание уважения к Родине, гордости за Отечество.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку (слайд–шоу)

  • Учебники «Литературное чтение. 4 класс», авт.Л.А.Ефросинина, М. И. Оморокова, «Окружающий мир» 4 класс, авт.Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.
^

Ход урока


  1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси очень давно.

  1. Основная часть урока.

Учитель: Ребята, в прошлом учебном году мы с вами узнали, что за наука называется ИСТОРИЕЙ. Давайте вспомним, что изучает история?

Дети: История – наука, которая изучает прошлое.

Учитель: Совершенно верно. Как хорошо сесть в машину времени и переместиться в прошлое. Там можно было бы внимательно все рассмотреть и узнать, как происходило то, или иное событие. Но, к сожалению, это невозможно. А как же ученые - историки узнают о событиях, которые произошли очень давно?

Дети: Нам помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней.

Учитель: Ребята, а какая наука помогает нам раскрывать тайны земли?

Дети: Археология .

Учитель: Совершенно верно. Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. А именно различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу. Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность? (Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: А теперь давайте вспомним, какой материал использовали люди в древности?

Презентация (демонстрация слайда № 3).

Сообщение учащегося: В то время, когда грамотных людей было очень мало, а все письменные принадлежности были очень дороги, книгопечатание считалось искусством весьма трудным. А потому на человека, искусного в книгописании, смотрели с большим уважением. Трудность книгописания заключалась не только в том, что писать приходилось очень медленно, но и в том, что приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. Это мы с вами в современном мире неограниченны в использовании бумаги. К тому же очень часто мы пользуемся современной канцелярской принадлежностью – корректором. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было, и писать можно было только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи. Писали на пергаменте перьями и очищенными в виде пера тростинками. Причем писать было не легко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не слилась с предыдущей. Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Именно для богослужебных книг и использовался пергамент из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом материале — бересте.

Учитель: Ребята, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

Дети: Их называли рукописями, потому что они были написаны вручную.

Учитель: Правильно. Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях. Презентация (демонстрация слайда № 4).

Долгое время на Руси самым подходящим местом для хранения рукописей были монастыри. Их мощные каменные стены лучше всего предохраняли от пожаров, которые свирепствовали в городах, которые в то время стоились из дерева. В те далекие времена письменностью не мог владеть простой люд. Самыми образованными людьми считались монахи. Именно они и писали рукописи. Монахи вели свои записи в монастырских кельях неторопливо, год за годом записывая для потомков события, которые мы с вами будем изучать в течение всего учебного года.

Учитель: Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись, написанная одним из монахов Киево – Печорского монастыря. Его звали Нестором. Нестор собрал воедино все, что мог узнать от монахов монастыря или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Он великолепно владел греческим языком и перевел на русский язык тексты византийских историков. Преподобный Нестор считается одним из крупнейших историков Руси, создавшим уникальное произведение – “Повесть временных лет”.

Презентация (демонстрация слайда № 5).

Учитель: В начале своей летописи Нестор рассказал вкратце (на основе Библии) о сотворении человека, о всех важнейших событиях в жизни человечества, а потом приступил к рассказу о древнейшей истории Руси. Он собрал для этой цели все, что до него было записано о русской земле другими грамотными людьми, и дополнил эти отрывочными записи новыми, более подробными сведениями, какие ему удалось собрать от современников и очевидцев событий.

Учитель: Как человек, искусный в книгописании, Нестор передал все собранные сведения прекрасным языком в плавном и живом рассказе, который расположил по годам. Именно поэтому его произведение и называется “Повесть временных лет”. Ведь слово “летопись” означает описание событий по годам и произошло от древнего слова “лето”, что значит “год”.

Откройте, пожалуйста, учебник «Окружающий мир» и прочитайте текст. Когда вы будете читать учебник, отметьте слова, которыми летописец Нестор начинает свое повествование в “Летописи временных лет”.

(Самостоятельное чтение учащимися текста учебника)

Учитель: Итак, какими словами начинается летопись? (Дети читают отрывок).

Презентация (демонстрация слайда № 6).

Литературный памятник “Повесть временных лет” относится к XII веку. В ней Нестор-летописец уделяет особое внимание рассказу о тех племенах, которые жили на территории Руси. Из курса третьего класса нам с вами известно, что таких племен было несколько. Но Нестор не просто перечисляет названия разных племен, н подробно описывает их обычаи, традиции. Вот послушайте, как ярко, со слов очевидца, Нестор описывает мытье в бане у новгородцев: “… видех бани деревяны, и истопят знойно… и разволокутся нази и оболиваются вкасом… и возмуть на ся прутье младое… и того ся бьют, егда слезут ли живы… т тако творят не мытву собе, но мученье”.

Ребята, все ли вам понятно в этом описании. О чем это свидетельствует?

Дети: Это свидетельствует о том, что язык ,на котором разговаривали древние славяне, отличается от современного языка.

Учитель: Ребята, похоже ли описание того, как мылись в бане новгородцы, на современную баню? Это говорит нам о том, что и сейчас сохраняются традиции, существующие с давних времен.

“Повесть временных лет” по праву можно считать ценным историческим источником, а ее создателя, монаха Нестора – отцом русской истории.

  1. Закрепление материала урока.

Учитель: Откройте словарики. Давайте запишем новые понятия, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Презентация (демонстрация слайда № 7).

  1. Итоги урока

  2. Домашнее задание.

  • Учебник с.

  • запомнить слова из Словарика,

  • Тетрадь творческих заданий.

 Литература:

  1. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX-XVI вв.. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с.

  2. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России.XVII-XVII вв. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с.

  3. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX век– М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.- 554 с.

Похожие:

Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconВладимир всеволодович мономах
Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX мономаха,...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconПрограмма социально-политических реформ Ивана Пересветова
Политические и правовые идеи в поучениях Древнего Египта («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Хети», «Поучение Птахотепа»,...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconУрок истории по теме: «Киевский князь Владимир Мономах»
Много добрых и славных дел совершил Ярослав Мудрый. После его смерти Русью управляли сыновья. Не всегда они жили в мире и любви,...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconРусь в конце XI начале XII веков. Владимир Мономах
Познакомить учащихся с причинами усобиц между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого, с усилением натиска кочевых орд на Русь. Дать...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconУрок- встреча в 11 классе «дорога к блоку»
Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconМбоу «Куединская сош №1 бш» Чтение это окошко, через которое дети...
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» icon1. Трехэтажное кирпичное здание с кирпичным цокольным этажом, восьмиэтажным...
Б 3, лит. Б1 цокольный, лит. Б2 8; общая площадь 8788,7 м2, инв.№20586, лит. Б, Б1, Б2; адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары,...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconПравление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
Первым удельным князем Северо-Восточной Руси был, Владимир Мономах, который всемирно способствовал его развитию. При нем были построены...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconНатурализм [от лат natura природа] название течения в европейской...
Вводя новое определение для лит-ого стиля, Золя все же устанавливает как базу этого лит-ого движения реализм, игравший столь видную...
Урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его «Поучение» iconПояснительная записка «Литературное чтение»
Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница