Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение»




Скачать 75,34 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Дата публикации03.12.2013
Размер75,34 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > История > Программа


МОУ «Кинделинская средняя общеобразовательная школа»

Ташлинского района Оренбургской области.

Программа элективного курса по истории

«Устная история и краеведение»

Программа составлена учителем истории и

обществознания 1 категории МОУ

Кинделинская СОШ» Ташлинского района

Оренбургской области Сало М.И.

Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение».

Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного курса истории. Программа элективного курса, как составная часть предпрофильной подготовки, выполняет несколько функций:

  • «надстройки» профильного курса;

  • расширяет содержание одного из базисных курсов, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по истории;

  • способствует удовлетворению познавательных интересов ;

  • формирует умения свободно формулировать и излагать свои мысли;

  • развивает самостоятельность и творчество;

  • воспитывает патриотизм, уважение к старшим, бережное отношение к памятникам старины.

Занятия по этой программе предусматривают различные формы работы: проекты, исследовательские работы, рефераты, сбор и обработка материала по краеведению. Программа адресована тем учителям, которые намереваются осуществлять предпрофильную подготовку, основной целью которой является предоставление возможности ученику оценить свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения и повысить уровень его общей культуры.

Муниципальное образовательное учреждение

«Кинделинская средняя общеобразовательная школа»

Ташлинского района Оренбургской области

Курс по выбору

«Устная история и краеведение»

программа составлена для учащихся 9 класса

общеобразовательной школы.

Программа составлена учителем истории и

обществознания 1 категории МОУ

Кинделинская СОШ» Ташлинского района

Оренбургской области Сало М.И.

Утверждена на заседании РМО учителей

истории протокол № 5 от 10.10.2008г

с. Кинделя

2008г.

Пояснительная записка.

После крушения тоталитарного общества образовался опасный мировоззренческий вакуум, который легко могут заполнить националистические, профашистские и другие воззрения. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни односельчан. Назрела необходимость в масштабах района, села, края организовать целенаправленную работу по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным проблемам истории советского и постсоветского общества. Система работы в данной программе построена с учетом требований педагогических компетенций.

Школьный курс истории наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала. Такую возможность дают занятия устной историей, т.е. создания учащимися документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

Вся система работы объединена в тематические блоки, согласно определенного периода работы по обучению и созданию устной истории.

Цели и задачи курса:

Повысить интерес к истории вообще и к истории родного края в частности;

Развитие самостоятельности и творческого начала в работе, формирование умения свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в форме докладов и сообщений;

Создание коллектива единомышленников, людей, имеющих общие интересы, коллектива, способного решать серьезные проблемы, в том числе и научно-исследовательского характера;

Учить учащихся общению с людьми методом опроса, приемам записи и работы со звукозаписывающей аппаратурой, проведения тренировочных занятий и составлению вопросников по интересующим проблемам истории.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой край, село.

Содержание изучаемого курса.

1 блок. (6 часов)

Методика собирательной работы.

Методические рекомендации проведения опроса.

Анкетирование (письменная форма общения). Подготовка опросников, сценарий общения учащегося с очевидцами и участниками исторических событий.

Интервьюирование (устная форма), установление контакта.

Программные вопросы, оформление паспортички, требование к записи.

Практические занятия (требования к систематизации и хранению материала).

2 блок. (8 часов).

История социальных катаклизмов 20 века, подвергавшаяся искажению в советской историографии.

2.1. Восприятие сельскими жителями важнейших событий гражданской войны (отношение к происходящим событиям, понятие о «белых» и «красных», богатых и бедных и т. д. )

2.2. Становление советской власти и гражданская война в нашем крае (материалы школьного музея).

2.3. Встречи со старожилами (интервьюирование).

2.4. Оформление материала.

3 блок. (6 часов).

Жизнь крестьян в 1930-1970-ые годы.

3.1. Раскулачивание, укрупнение колхозов.

3.2. Послевоенные трудности.

3.3. Ликвидация «неперспективных» сел.

3.4. Репрессии 1920-1950-ые годы.

3.5. Посещение краеведческого музея.

3.6. Встречи, анкетирование.

3.7. Оформление материала.

4 блок (6 часов).

Освоение целинных и залежных земель.

4.1. Освоение целины в крае.

4.2. Освоение целины в районе.

4.3. Целинники села (встречи, интервьюирование).

4.4. Оформление материала.

5 блок. (6 часов)

Итоговое занятие. (6 часов). Оформление рефератов, проектов, докладов.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Наименование тем курса по блокам

Формы проведения

Количество часов

Формы контроля




Методика собирательной работы

лекция

6

Проверка конспектов




История социальных катаклизмов 20 века, подвергавшаяся искажению в советской историографии.

анкетирование

8

Обработка собранной информации




Жизнь крестьян 1930-1970-ые годы.

Интервьюирование, составление паспортичек

6

Проверка работ детей




Освоение целинных и залежных земель

Встречи с первоцелинниками, поздравление,

6

Разработка и проверка сценария




Итоговое занятие. Оформление рефератов, проектов, докладов.

Работа над проектами , докладами, рефератами

6

Защита работ

Требования к уровню подготовки учащихся:

- Учащиеся должны обладать хорошим уровнем знаний по той теме, с которой он приходит к респонденту, уровнем культуры, необходимым для общения с людьми.

- Знать правила записи интервью. Воспоминания записывать дословно, не искажая стиля интервьюироваемого.

-Уметь работать с информационным банком, систематизировать собранный материал. Вести его учет и создать картотеку устных рассказов.

- Уметь работать с компьютером в разных программах.

- Уметь работать со звукозаписывающей аппаратурой.

Методические рекомендации:

Работа по выбранному курсу может быть организована в форме анкетирования, интервьюирования, составления тезисов, конспектирования, подготовки докладов, написания и защиты рефератов, проектно – исследовательских работ.

Занятия могут быть построены как лекции учителя с попутным составлением плана и включением заранее подготовленных сообщений учащихся. Можно проводить семинары, конференции, смотры творческих работ.

При проверке работ учащихся необходимо отметить, удалось ли учащимся выделить основные мысли, установить соотношение между ними, последовательно их перечислить. Для подготовки выступления можно предложить составить не только план, но и тезисы, выписать основные мысли, выводы, обобщения.

Готовясь к докладам, к защите рефератов, презентаций, проектов, учащиеся могут использовать конспекты.

Литература:

1. О.В. Татаринов. «Энциклопедия «Русский народ» ЭКСМО. 2005г.

2. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М. Изд. Центр «Академия». 2005г.

3. Е.С.Полат и М.Ю. Бухаркина. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Изд. центр «Академия». 2007г.

4. Футорянский Л.И. «История Оренбуржья.» учебное пособие. 1998 г.

5. Стрельников С.М. «Географические названия Оренбургской области». Краткий топонимический словарь.

6. Материалы краеведческих музеев (школьного и районного).

7. Журналы «Преподавание истории в школе» 2005-2006 гг.

8. Журнал « Национальный проект. «Образование»» №1, №3 2007г.



Похожие:

Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconРабочая программа «духовное краеведение подмосковья» 8 класс Составитель...
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья в образовательных учреждениях» рассчитана на 35 часов
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconРабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах»
Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПрограмма элективного курса «История Брянского края»
Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПрограмма элективного курса «Ржевская битва. История и современность»
Автор-составитель В. М. Кудряшов, учитель истории и обществознания моу трубинская оош ржевский район
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПрограмма элективного курса. 9 класс. Цели элективного курса
В области предметной компетенции – иметь основополагающие знания по теории и истории государства и права, конкретных правовых норм,...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconИстория в истории
В это время формируются новые исследовательские направления: «народная история», «устная история» и «микроистория» (некоторые исследователи...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПрограмма элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)»
Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» iconУстная история: судьба человека на фоне эпохи
«обыденной» информации о частной жизни, рядовых событиях, неприметных судеб простых людей. Поэтому устная история это попытка сохранить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница