Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc




Скачать 105.87 Kb.
НазваниеHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc
Дата публикации01.12.2013
Размер105.87 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > История > Документы

/home/server23/pochit.ru/pars_docs/refs/114/113849/113849.doc

ВОССТАНОВЛЕНИЕ,

СТРОИТЕЛЬСТВО И

СОХРАНЕНИЕ ХРАМА


Камень в архитектуре православного храма*
М.Ю. Кеслер,

архитектор
С каменного века и до начала прошлого столетия самым совершенным материалом в архитектуре являлся камень. Сооружения из дерева или железа, подверженные разрушению под воздействием биологических причин или окисления, уходят в прошлое, уступая место каменной архитектуре. Камень всегда использовался и продолжает использоваться в архитектуре во всевозможных формах, выражении и цвете. Тесаный камень применяют в качестве структурного и декоративного материала для различных видов кладки: полигональной, бутовой, квадровой, нерядовой кладки и др. Камень в виде больших цельных блоков используется в качестве конструктивного материала для возведения стен, сводов, архитравов, плоских сводов, колонн, в виде тонких плит – в качестве декоративного материала для выполнения орнаментального напольного и настенного покрытия. Камень, раздробленный до небольших камушков, используется в мозаике, тонко измельченный – в качестве инертного заполнителя, пигмента в производстве композитного камня, связующим веществом для которого ранее служила натуральная известь, затем цемент и, наконец, смолы.

Каменное храмовое зодчество пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Однако византийские крестово-купольные храмы претерпели некоторые изменения, связанные с климатом и использованием местного белого камня – известняка. К ХII в. в храмовой архитектуре Древней Руси используется резаный камень с элементами романской традиции в виде колончатых поясов, перспективных порталов, капителей колонн и др.

Из всех каменных пород в строительстве наиболее популярен камень – белый плитчатый мягкий известняк. Из него делаются стеновые и облицовочные камни, щебень и известь. Начиная с XII в. известняк добывался в Подмосковье в районе сел Мячкова, Тучкова и Домодедова, а также на Волге вблизи г. Старицы и на Оке под Касимовым. Камень вывозили в Москву, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород и даже Астрахань. Он может быть слабым и крепким, легким и тяжелым, белым, серым и желтым. Строители Древней Руси умели выбирать в каменоломнях слои наиболее стойкого камня, который легко обрабатывался, но не разрушался с течением времени. Из глыб известняка обтесывались стеновые блоки, плиты пола, ступеней, цоколей и фундаментов, наличники окон, порталы дверных проемов, орнаментальные пояса и мелкие детали. Белый известняк легко поддается обработке, но в то же время обладает несущей способностью, необходимой при кладке стен и сводов.

Наибольший расцвет белокаменная архитектура получила во Владимире и его окрестностях в XII в. Это Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и комплекс дворца св. князя Андрея в Боголюбове. Все эти здания сложены из блоков привозного мячковского известняка (размером примерно 30 х 40 х 50 см), уложенных на известковом растворе в стенах в два ряда с забутовкой промежутков обломками известняка, залитыми известью. Из истории строительства белокаменного Дмитриевского собора известно, что вначале были возведены его стены, а затем на камнях по рисунку выполняли резьбу. Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, построенного в XIII в., также сплошь покрыты белокаменной резьбой, а орнаментальный пояс на сплошном белом поле стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре, построенного в ХV в., придает скромному сооружению необходимое благолепие.

В XVII в. добываемый в карьерах белый камень распределяли на три сорта: для кладки стен (стенной), для забутовки (бутовый, представлявший собой мелкую колотую плиту), для изготовления извести обжигом (известковый). Стенной камень делился по толщине, длине, форме и чистоте обработки на восемь видов: аршинный, трехчетвертной, полуаршинный, логовой, точковый, мостовой, тесаный, ступенной. Кроме того, изготовляли полусаженные плиты для престолов, каменные надгробия и другую белокаменную продукцию.

К массовой и организованной разработке белого камня приступили после появления Приказа каменных дел, созданного Борисом Годуновым и ликвидированного Петром I, по указу которого каменное строительство по всей России было запрещено на несколько лет ввиду строительства новой столицы на Неве.

Когда на смену белокаменным храмам Древней Руси пришли краснокирпичные церкви, их украшали детали из белого известняка. До середины ХIХ в. известняк широко применялся при кладке фундаментов, цоколей, в пятах и замковых камнях арок и сводов, опорных кольцах барабанов, при изготовлении лестниц, карнизов, фронтонов и колонн.

Если раньше камень выламывали вручную в различных слоях известняка в зависимости от назначения камня, то с середины XIX в. добычу камня стали вести взрывным способом, и выделение отдельных сортов камня стало невозможным. На мячковских каменоломнях производство штучного камня прекратилось в начале XX в. и отличный белый камень стал разрабатываться только на обжиг и бут. К тому же с Урала, Украины и Кавказа стали завозить мрамор, гранит, габбро*, из которых изготовляли колотые или полированные камни, ступени и скульптуры. Мрамор и гранит появились в храмовой архитектуре вместе с усилением влияния западноевропейской традиции в стилях классицизма и ампира и сегодня не воспринимаются как не традиционно русские материалы в отделке православного храма.

Сегодня крупнейшим поставщиком изделий из натурального камня является Италия. Исследуя сотни европейских и средиземноморских каменоломен, архитекторы римской империи открыли месторождения, выбрали лучшие образцы, систематизировали и начали использовать декоративный камень. Италия в течение более двух тысячелетий создавала все необходимое для добычи и обработки своего камня: это римский травертин, мрамор из Каррары, порфир из Трентино, натуральный сланец из Лаваньа, диаспор из Сицилии, мрамор из Трани, гранит из Сардинии, базальт и серый вулканический туф из Тускии и т. д. У итальянских архитекторов в распоряжении было более двух тысяч лет для того, чтобы открыть, отобрать и научиться использовать основные механические, декоративные и художественные характеристики всех видов итальянского камня: мрамора, травертина, базальта, брекчии, натурального сланца, порфира, гранита. В греческих колониях Великой Греции, романской архитектуре, готике, архитектуре эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизме, неоготической архитектуре и модерне главенствующую роль всегда играет камень.

Настоящей всемирной столицей камня является Тоскана (в частности, Каррара) – активный посредник в торговле гранитом из Бразилии, Индии, Южной Африки и скандинавских стран, мрамором из Греции, Турции, Португалии, Франции, Бельгии, камнями, ониксом и алебастрам из самых отдаленных широт.

Каменные материалы можно классифицировать по виду происхождения: вулканические и осадочные.
^

Материалы вулканического происхождения



Базальт, изливаясь лавой и затвердевая, превращается в твердый, темный, часто черный камень. Стойкий к воздействию непогоды, камень прекрасно подходит для мощения дорог, поэтому еще в Древнем Риме была создана огромная сеть вымощенных базальтом улиц, дорог и площадей. Древним каменотесам было известно, что базальт можно легко обтесать с большой тщательностью и точностью и что этот материал служит очень долго, не теряя своей первоначальной формы. В настоящее время он продолжает использоваться для создания темной матовой поверхности, легко шлифуется, обрабатывается бучардой и пескоструйным методом, легко подметается, не становится при этом шероховатым, не скользкий, даже когда мокрый.

^ Серый вулканический туф образовался из вулканического пепла. Это шершавый камень серого цвета, стойкий к воздействию непогоды и огня. В силу своей износостойкости в настоящее время часто используется для облицовки цокольной части зданий, , а также для создания впечатления прочности и надежности.

^

Материалы осадочного происхождения



Известняк часто содержит остатки морских ископаемых. Этот пористый камень с тонкой структурой встречается в различных цветовых оттенках: от белого до янтарно-желтого. Чрезвычайная пластичность и наличие известковых вкраплений с различной твердостью значительно расширяют спектр его применения: от создания скульптур и декоративных деталей до производства строительных материалов.

Травертин образовался в результате осаждения карбоната кальция, что обогащает его структуру, как будто бы травертин является “живым” материалом. Он бывает различных цветовых оттенков: от коричневого с красными тонами до белого в желтыми переливами.

^ Аспидный сланец (природный шифер) – горная порода осадочного происхождения, отличается от обычных сланцев характерным ярким цветом, благодаря содержащемуся в нем тончайшему графитовому пигменту.

Мрамор. Некоторые итальянские фирмы благодаря удачному сочетанию применения инновационных технологий и креативности, произвели переворот в творческом подходе к мрамору. Этот камень издавна используется в архитектуре в качестве ценнейшего декоративного материала, особенно для выполнения напольных и настенных покрытий, а также для декоративной отделки внутренних помещений. Светлые тона и низкий коэффициент впитывания делают мрамор особенно пригодным для производства внутренних и внешних напольных покрытий.

Мрамор Rosso Levanto и Verde Levanto имеет фон яркого цвета, испещренный длинными прожилками. Благодаря интенсивному цвету фона, эти виды мрамора используются в качестве декоративного материала в сочетании и материалами белого цвета. Мрамор Nero Portoro с ярким черным фоном с прожилками золотистого желтого цвета особенно ценен. Он считается одним из самых красивых видов мрамора черного цвета, так как все другие виды черного мрамора имеют белые, а не золотистые прожилки.

Брекчия бывает различных цветовых оттенков – от интенсивных темных и ярких тонов коричневого до нежных и мягких оттенков бежевого. Поскольку это очень плотный материал, он относится к коричневым мраморам, которые после прохождения цикла шлифования, обладают наиболее высокой степенью блеска.

В современной российской практике для облицовки стен, полов зданий, устройства мощений широко используются сланец и кварцит из различных стран Европы, Южной Африки, Бразилии, Индии, Китая, а также Южного Урала, Алтая и Осетии. Изделия из камня выпускаются в виде плитки, слэбов, подоконников и ступеней.

Сланец – негорючий, нерадиоактивный материал, обладает хорошими звукоизоляционными свойствами, морозостойкостью и низким уровнем водопоглощения, что делает его универсальным в использовании. После полировки сланец находит применение при облицовке стен, фасадов и других вертикальных поверхностей, благодаря матовой поверхности с причудливыми цветовыми разводами. Итальянские и бразильские сланцы отличаются сдержанными классическими цветами, а индийские и африканские – более яркими оттенками.

^

Современное использование камня


При облицовке фасадов храмов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков, песчаников, мраморов, туфов и др. К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, оконные наличники, пояски, карни­зы, подоконные плиты, плин­тусы и т. п. Внутри храмов резной камень используется в основном при выполнении иконостасов и киотов.

Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта. При этом следует выполнять следующие рекомендации:

– конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей;

– плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Растворы, применяемые для облицовочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверхности облицовки;

– стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, необходимо защитить от коррозии. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцинкованы или изготовлены из нержавеющей ста­ли. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали;

– наружные облицовочные работы производятся преимущественно одновременно с кладкой стен; при этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен;

– барельефы и горельефы монтируются одновременно с облицовкой стен;

– облицовка панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц мрамором производится до облицовки пола и сту­пеней.

Чтобы известняк служил долго, необходимо защитить изделия из него от проникновения влаги. Карнизы и капельники должны обеспечивать сброс дождевых вод, подошвы цоколей – предотвращать капиллярный подсос грунтовых вод; в креплении наружных плит не должно быть ржавеющих металлических деталей. Поверхность камня должна быть пиленой или шлифованной (но не колотой), не дающей застаиваться воде или тающему снегу.

В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования:

– верхние грани всех выступающих гра­нитных деталей (карнизов, поясков, сандриков*) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники;

– уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитного цо­коля необходимо перекры­вать плитой;

– верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия;

– в местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допу­скаются.

Внутреннюю облицовку поверхностей плитными и профильными деталями природного камня из мрамора и гипсового камня следует вести с соблюдением следующих требований:

– фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом;

– облицовка стен выполняется до устройства покрытия пола;

– облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без за­ливки раствором; смежные плиты рисунча­тых мраморов подбираются по цвету и рисунку;

– плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ± 0,5 мм, швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня;

– заливка раствором зазора между облицо­вываемой конструкцией и плитами производится слоями, за несколько приемов, во избе­жание смещения плит.

Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, допускающего мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего нескользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленоприклонениях во время богослужений.

Сегодня строить храмы целиком из белого камня нерационально, да и применять его в качестве отделочного и декоративного материала достаточно дорого. Значительно удешевляет строительство облицовочная плитка под натуральный камень, выполняемая из облегченного бетона типа “Дикий камень”. В состав плитки входит высококачественный, окрашенный окислами железа бетон с добавлением натуральных наполнителей. Размер плитки может быть самый разнообразный при толщине 20 мм без учета рельефа наружной поверхности. Плитка морозоустойчивая (F 200) и цветоустойчивая, с низким уровнем водопоглощения (порядка 4,5%), прочная (плотность 1500 кг/м3), применяется для наружных и внутренних облицовочных работ.

Перед монтажом плитка раскладывается по цветовым оттенкам и форме для желательного чередования на облицовываемой поверхности. Швы между плитками затираются затирочным составом “Евробэст”. Ее можно покрыть водоотталкивающим покрытием, защищающим плитку от прорастания мха и плесени, увеличивающим устойчивость поверхности к повреждениям при заморозке–оттаивании.


* Публикация подготовлена на основе раздела “Архитектурные элементы и декоративно-отделочные работы” Методических документов в строительстве 31-9-2003 “Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству” (к СП 31-103-99).


* Габбро – магматическая горная порода.

* Сандрик – декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика, расположенных над оконным или дверным проемом на фасадах зданий.




Похожие:

Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/94/93366/93366. doc
Эта программа гораздо сложнее, чем мы думаем. Люди не хотят видеть себя таковыми, какие они есть на самом деле
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/69/68040/68040. doc
У разных людей различная любовь. Будет ли она Настоящей – зависит, в первую очередь, от самого человека, от состояния его внутреннего...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/107/106807/106807. doc
В настоящее время в гражданском строительстве применяются новые методы теплозащиты зданий и материалов, позволяющие не только достичь...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/60/59829/59829. doc
Но чем дальше продвигаешься в обучении, тем острее чувствуется присутствие за всем видимым – Учителя, который для всех един. И уже...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/63/62410/62410. doc
Чтобы вдохнуть, начать дышать воздухом и энергией планеты, человек ждёт 9 месяцев. И если, приходя на занятия, мы будем думать, что...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/112/111137/111137. doc
И если советы даёт личность – результаты будут плачевны. Уметь работать над Жизнью, но – внутри себя. Внутри каждого из нас течёт...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server23/pochit ru/pars docs/refs/63/62100/62100. doc
Господним; вот об этом теле уже можно и говорить. Просыпается разум клеток тела, тело становится на объективном плане живой сущностью,...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconHome/server17/pochit ru/pars docs/refs/7/6847/6847. doc
Да, тело храм Духа, и понимаем тогда, что заботы о теле достойная задача, служащая одновременно для развития высших сил человека....
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconПрактикум по Word. Занятие 7: форматирование абзацев, настройка меню...
Исходный текст для работы – файл tekst doc, созданный на занятии Если файл tekst doc по каким-либо причинам не доступен, откройте...
Home/server23/pochit ru/pars docs/refs/114/113849/113849. doc iconПрактикум по Word. Введение Практическое занятие Форматирование символов и абзацев в ms word
Откройте созданный на предыдущем занятии документ Tekst doc и перейдите в начало документа, нажав комбинацию клавиш Ctrl+Home. Выведите...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница