Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.)




НазваниеПрограмма История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.)
страница1/5
Дата публикации30.11.2013
Размер0,66 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5


Программа

История России

с древнейших времен до конца XIX века.

10 класс (68ч.)

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 10 класса, изучающих историю России по модели второго концентра школьного исторического образования.

Основные цели и задачи курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в старшей школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • сформировать у учащихся следующие компетенции:

  • Политико-социальные (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем);

  • Поликультурные (умение применять исторические знания в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе);

  • Коммуникативные (владение устным и письменным общением);

  • Информационные (владение новыми информационными технологиями, способность к критическому отбору информации в СМИ);

  • Познавательные или когнитивные (знать основные исторические термины, называть изученные исторические явления и объекты);

  • Иные (сравнивать изученные исторические явления, приводить примеры, давать оценку изученных исторических событий и процессов, характеризовать и объяснять изученные исторические явления)


Концептуально и методологически программа опирается на достижения отечественной историографии, в том числе и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования;

  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

  • изучение истории Отечества в контексте знаний по мировой истории через:

-- прямое сравнение России и других стран;

-- хронологическую синхронизацию событий в России и в мире;

-- анализ конкретных событий в отечественной истории и их влияния

на мировую историю;

  • многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность истории России, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты её истории;

  • акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей изучение человека как субъекта истории;

  • внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего, в раскрытии персоналий и их влияния на ход исторического процесса;

  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства;

  • формирование у учащихся умения самостоятельно работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.



^ Основное содержание курса:

* Введение (2 часа).

Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.
^ Раздел 1. Древняя Русь (9 ч.)

Праславяне. Прародина и расселение индоевропейцев. Выделение восточного славянства.

Хозяйство восточных славян. 2 Промыслы. Ремесло. Общее и особенное в формировании городов Руси и Западной Европы.

Религия восточных славян в древности.

Разложение первобытнообщинных отношений у восточных славян. Складывание племенных союзов. Появление княжеств у восточных славян в VIII – IX вв. Возникновение Киева: легенда и быль. «Норманнская теория», её роль в русской истории. Князь Олег.

Укрепление Киевского государства при Игоре. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Переход власти к язычнику Святославу. Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси.

Структура господствования верхушки населения. Княжеские замки, боярские дворы. Армия. Развитие внутренней и внешней торговли. «Путь из варяг в греки». Развитие ремесла. Города в X - начале XI в. Борьба христианства и язычества на Руси в IX – X вв.

^ Неравномерность социально-экономического, политического и культурного развития отдельных русских земель.

Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Историческое значение крещения Руси. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.

Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Противоборство Ярослава Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Конец междоусобицы. Объединение Руси в единое государство. Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Международные контакты Руси. Династические контакты дома Ярослава Мудрого.

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Признаки распада Древнерусского государства. Княжеские съезды . Приход к власти Владимира Мономаха в 1113г., личность Мономаха. Последние годы единой державы.

Повторение и обобщение (1ч.)

Раздел 2. Раздробленность Руси (9 ч.)

Причины раздробленности. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Скрепляющее действие власти киевского князя, Русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев. Распад Руси на 15 крупных княжеств – государств.

Владимиро – Суздальская Русь. Перемещение центра русской государственности на Северо-восток. Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Хозяйство и быт Волжско – Окского междуречья – основа развивающегося государства. Стратегическое и экономическое преимущество региона. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества. Всеволод Большое Гнездо.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе. Хозяйство новгородской земли. Торговля. Ремесло. Внешнеторговые связи. Сила боярства и торговой знати. Восстание 1136г. и складывание новгородской аристократической республики с 30-х гг. XII века.

Новое нашествие кочевников. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар. Политическое состояние Руси перед битвой на Калке. Битва на Калке. Монголо-татары на пороге Руси. «Батыево разорение». Установление ордынского ига на Руси. Наступление крестоносцев. Невская битва. Александр Невский.

Русская культура XI - XIII вв. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество.

Повторение и обобщение (1ч.)

Раздел 3. Московская Русь (7ч.)

Собирание Руси. Возвышение Москвы. Переезд митрополита из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты и его преемников. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Личность Дмитрия Донского. Мамай. Сражение на Пьянее (1377г.) и Воже (1378г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Куликовская битва (1380г.), её отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.

От «Мамаева побоища» к «стоянию на Угре». Национальный подъём после Куликовской битвы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времен феодальной войны второй четверти XV в. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Присоединение земель. Разрыв с Ордой – сражения на реке Угре, освобождение от иноземного ига.

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, финансов. Судебник 1497г. Соперничество светской и церковной властей. Василий III (1505 – 1533гг.), присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва – третий Рим». Значение создания единого Российского государства.

Россия при Иване Грозном. Иван IV Грозный (1530 – 1584гг.) – первый царь всея Руси

(с 1547г.). Политика Избранной рады. Реформы. Опричнина. Ливонская война. Народные бедствия. Хозяйственное разорение. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - крепостнические законы.

«Кризис верхов». Личность Годунова. Голодные годы и бунты (1601 – 1603гг.). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъём народного движения. Восстание И.Болотникова (1606 – 1607гг.) – кульминация гражданской войны. Царь Шуйский и второй самозванец. Польско – шведская интервенция.

Народный отпор интервентам. Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение Гражданской войны. Первое ополчение. Прокопий Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание М. Романова на царство. Столбовской мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.
Раздел 4. Россия в XVII столетии (8 ч.)

Возрождение страны после Смуты. Рост населения в городах и селениях, промыслы и торговля. Роль Земских соборов. Царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Боярская дума и приказы.

Предпетровская эпоха. Сельское хозяйство и промыслы, мануфактуры, торговля. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Войны с речью Посполитой, Крымом и Турцией. Балтийская и Черноморская проблемы.

Царь Алексей Михайлович и его дети – преемники. Подготовка и начало преобразований в управлении, армии и т.д. Предшественники Петра: Ордин-Нащокин и Ртищев, Матвеев и Голицын. «Великое посольство». Первые петровские реформы.

Народные восстания XVII века. Московские восстания: 1648г. – Соляной бунт, 1662г. – Медный бунт, 1682г. – «хованщина», 1698г. – стрелецкий бунт. Крестьянская (гражданская) война во главе с Разиным. Личность С.Разина.

Власть и закон. Изменение роли функции Земских соборов, Боярской думы и приказов. Местное управление. Армия: зачатки регулярного строя. Зарождение русского флота.

Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало обмирщения культуры.

Повторение и обобщение (2 ч.)

Раздел 5. Россия в XVIII столетии (9 ч.)

Эпоха Петра Великого. Начало Северной войны. Нарвское поражение. Первые победы. Основание новых фабрик и заводов, создание регулярной армии и флота. Рекрутские наборы. Восстание К. Булавина.

Полтавская битва. Прутский поход. Гангутское сражение и другие победы на море. Ништадский мир. Итоги Северной войны. Провозглашение Петра I императором. Россия – империя. Каспийский поход Петра I.

Личность Петра Великого. «Птенцы гнезда Петрова». Итоги правления Петра I, его место в истории России. Российская историография об эпохе Петра и её влиянии на дальнейший ход истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Ионовны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Россия в Семилетней войне.

Эпоха Екатерины II. Петр III и дворцовый переворот в июне 1762г. Воцарение Екатерины.

Фавориты и политики. Развитие хозяйства, мануфактуры, капиталистический уклад. Уложенная комиссия 1767 – 1768гг. «Наказ» Екатерины II. Русское просвещение. Появление оппозиционной мысли. Радищев. Россия и революция во Франции.

Народные движения. «Чумной бунт» 1771г. Крестьянская война 1773 – 1775гг. Емельян Пугачев и его сподвижники.

Победы на суше и на море. Русско-турецкие войны. Румянцев и Суворов, Спиридов и Ушаков. Великие победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтике. Русская военная школа XVIII века.

Павел I. Смерть Екатерины II. Павел I и екатерининская Россия. Мероприятия Павла. Переворот 1801г.
Раздел 6. Россия в первой половине XIX века (9 ч.)

Россия в начале XIX в. Территория, население. Экономический строй. Развитие сельского хозяйства. Социальная структура. Сословия. Крепостное право. Региональные особенности социально-экономического развития.

Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Сопротивление консервативных сил.

Отечественная война 1812г. Наполеоновская Франция, ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и Константинопольская блокада. Рост напряженности между Францией и Россией. Вторжение «Великой армии» Наполеона и начало Отечественной войны. Манифест о создании народного ополчения. Партизанская война. М.И.Кутузов. Бородинское сражение. Отступление Наполеона из Москвы т гибель его армии. Народный характер войны 1812г. Русские в Европе. Взятие Парижа. Создание Священного союза.

Александр I и декабристы. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о введении конституции и отмене крепостного права. Указ «О вольных хлебопашцах». Деятельность М.М.Сперанского. Отход от реформаторских замыслов. Реакционные меры в области просвещения. Военные поселения. Падение популярности Александра I. Движение декабристов. Конституционные проекты Н.М.Муравьёва и П.И.Пестеля. 14 декабря 1825г.

Николай I. Следствие и суд над декабристами. Декабристы в Сибири. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. Теория «официальной народности». Бюрократизация управления. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Е.Ф.Канкрин и денежная реформа. Личность Николая I. Начало кризиса николаевской системы. Кавказская война. Западники и славянофилы. Петрашевцы. Крымская война.
Раздел 7. Россия во второй половине XIX века (9 ч.)

Эпоха освобождения. Отмена крепостного права. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. : земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Автор реформ.

Промышленный переворот. Железнодорожное строительство. Появление новых промышленных центров. Сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний.

Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность

^ М. Т. Лорис-Меликова. Проект конституции. Убийство Александра II. Уроки и просчеты движения народников.

На рубеже XIX – XX вв. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность С.Ю.Витте. Ухудшение положения в деревне. Голодные годы. Политическая реакция. Александр III и

К.П.Победоносцев. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80 – 90-х гг. Российское рабочее движение. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В.И.Ленина.

Россия на перекрестке мировой политики. Канцлер А.М.Горчаков и восстановление прав России на Черном море. Русско-турецкая война 1877 – 1878гг. и освобождение Болгарии. Присоединение Средней Азии к России. Конец «Союза трех императоров» и сближение России с Францией.

Культура России в XIX веке. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Русская живопись. Музыка. Русская литература завоевывает Европу. Книгоиздательство. Театр. Выставки. Музеи. Храмы.


Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

Литература:


  • А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России с древнейших времен до конца

XVII в.»(ч. I); М. «Просвещение», 2003г.


  • А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России XVIII – XIX вв.» (ч. II);

М. «Просвещение», 2003г.


  • А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до конца XIX в.»

(в двух книгах); М. «Русское слово», 2007г.


  • А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России с древнейших времен до

конца XIX в.» (в двух книгах); М. «Русское слово», 2001г.


  • Л.В.Жукова «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»,

^ Пособие для старшеклассников. М. «Экзамен», 1998г.


  • Авторский коллектив:

*М.Ю. Брандт *С.В.Леонов

*М.М.Горинов *Л.М.Ляшенко

*А.А.Данилов * В.П.Наумов

*Л.Г.Косулина *С.В.Цакунов

«Россия и мир», учебная книга по истории» (ч. I); М, «Владос», 1996г.


  • ^ В.А.Исупов, И.С.Кузнецов «История России с древнейших времен

до конца XIX в.», НГУ,1998г.


  • А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот «Русская история до конца XIX в.»,

Пособие для поступающих в ВУЗы. С/П, 1997г.


  • Н.В.Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен

до конца XIX в.». М. «Русское слово», 2001г.


  • Настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы.




  • Сборники заданий, электронные обучающие программы.




  • Справочные издания, энциклопедии (в книжном и электронном варианте).




  • Методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.



Планируемые результаты

( при прохождении курса у учащихся 10-го класса должны быть сформированы следующие компетенции):


  • Когнитивные (знаниевые):

  • Работа с понятийным аппаратом (знать основные исторические термины и понятия курса, соотносить их).

  • Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

  • Работа с историческими источниками (читать историческую карту с опорой на легенду, проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия).




  • Социально-адаптивные (гражданские):

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.




  • Информационно-технологические:

  • Работа с версиями, оценками (приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе и СМИ, определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку)




  • Коммуникативные:

  • Применение знаний в общении, социальной среде (применять исторические знания для раскрытия сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников культуры).




  • Иные:

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и т.д., составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д., решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде рефератов, эссе, презентаций и др.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconТематическое планирование по истории для 10 класс
Загладин Н. В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века, 10 кл., Волобуев О. В., Клоков В. А.,Пономарев М. В. и др....
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconРабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconУрок истории в 6 классе по теме:"Становление(образование) Древнерусского государства"
Программа А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века", учебник А. А. Данилова, Л. Г....
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconТематическое планирование по истории. 10 класс
Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века: 10 класс
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconРабочая программа по учебному курсу «Истории России. С древнейших времён до конца XVI века»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconРабочая программа по истории России 11б класс
«История России с древнейших времен до конца 19 века» под редакцией Сахарова А. Н она составлена на основе Федерального компонента...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconРабочая программа по история россии с древнейших времен до конца xvi в., 6 класс (37 ч)
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconПланирование 10 класс Преподаватель Гуржий Ю. А. Всеобщая история...
Введение. История как знание и наука. Предмет и функции исторической науки. Концепции и пе­риодизация исторического процесса. Уровни...
Программа История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс (68ч.) iconПояснительная записка Учебники: «История Россия с древнейших времен...
Учебники: «История Россия с древнейших времен до конца XVII века» автор Н. С. Бори сов и «История России ХVIII х1Х век»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница