Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г




Скачать 78,51 Kb.
НазваниеМбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г
Дата публикации27.11.2013
Размер78,51 Kb.
ТипУчебники
pochit.ru > История > Учебники

Анализ линии учебников по истории России


МБОУ «Нахабинская СОШ №2»
Учитель истории и обществознания:
Жадина Т.Г.
Анализ линии учебников по истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина
История России. С древнейших времён до к.16 века. 6 класс.

История России. Конец 16-18 век. 7 класс.

История России. 19 век. 8 класс.

История России. 20 век. 9 класс.

Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших времен до начала 21 века.

Методический аппарат учебников позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов. Различные виды иллюстраций соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса. Учебники имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебники соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебниках представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебниках применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.

Однако в учебниках отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Также необходимо иметь в учебнике список общей литературы, книг для чтения, исторических романов и научно-познавательных книг по истории России. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля. +

Учебник История России. С древнейших времён до к.16 века является первой частью единого комплекта учебников А.А Данилова и Л.Г. Косулиной по отечественной истории для 6-9 классов. В учебнике есть Введение, где история нашей Родины представлена как часть истории человечества. В заключении говорится о том, что Российская история похожа на историю других стран и народов, но есть у неё и свои особенности. В конце каждого параграфа есть обобщающий текст. Использованы такие виды изложения нового материала как описание, повествование, объяснение. Иногда текст отличается информационной избыточностью, например параграф Соседи восточных славян или Русь и Литва. В учебнике хороший подбор документов и фрагментов из художественных произведений. Пояснительный текст используется в виде пояснения в скобках внутри текста или подписи к иллюстрациям. Вопросы и задания расположены после параграфа и к документам, но отсутствуют вопросы и задания после темы, раздела, курса. В основном вопросы и задания использованы на воспроизведение информации и на преобразование информации, мало заданий на создание проблемных ситуаций. Почти нет таблиц кроме хронологической. Отсутствуют тесты самоконтроля. Богат учебник иллюстративными материалами: репродуктивными произведениями искусства, учебными рисунками. Применяются в учебнике указатели дат, словарь понятий, нет династии Рюриковичей. В приложении нет списка общей литературы, книг для чтения, исторических романов, научно-познавательных книг для самостоятельного изучения. Учебник имеет чёткую структуру, которой удобно пользоваться, логично произведена разбивка книги на 3 главы: Русь древняя, Политическая раздробленность, Русь Московская.

Удачно выбраны заголовки и подзаголовки параграфов. В книге есть хорошие хронологические таблицы, эффективный справочный аппарат. Подписи к иллюстрациям отвечают на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Объём учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. Содержание и методический аппарат учебника способствует развитию образованной творческой личности.
^ Схема анализа учебника истории и обществознания
Проанализируйте один из школьных учебников истории и обществознания по традиционной схеме.

Автор(ы) учебника _________________________________________________

Название учебника _________________________________________________

Учебное пособие для ____ класса, по линейной / концентрической структуре обучения.

Выходные данные __________________________________________________




^ Вид материала

Ссылки на страницы учебника, примеры

1

2

3

Основной текст

1

Какие виды текста использованы:

  1. вводный;

  2. информационный;

  3. обобщающий;

  4. заключительный?




2

Какие примеры изложения использованы:

  1. описание;

  2. повествование;

  3. объяснение;

  4. проблемное изложение?




3

Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?




4

Каково соотношение фактического и теоретического материла? Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса ?




Дополнительный текст

1

Какие виды текста представлены:

  1. познавательные, научно-популярные;

  2. документальные;

  3. фрагменты из художественных произведений?




2

Каково соотношение основного и дополнительного текстов?




3

В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т.д.)?




4

Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?




1

2

3

Пояснительный текст

1

Какие виды текста использованы:

  1. постраничный словарь;

  2. пояснение в скобках внутри текста;

  3. подписи к иллюстрациям?




2

Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:

  1. название изображения;

  2. время, место, автор изображения и его находки;

  3. вид изображения;

  4. сюжет или основная идея изображения;

  5. местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)?




3

Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?




Методический аппарат

1

К чему относятся вопросы и задания, как они расположены:

  1. в начале темы, параграфа;

  2. внутри основного текста;

  3. после параграфа;

  4. после темы, раздела, курса;

  5. к иллюстрациям;

  6. к документам?




2

Какие вопросы и задания использованы:

  1. на воспроизведения информации;

  2. на преобразование информации;

  3. на творческую реконструкцию фактов;

  4. на создание проблемных ситуаций?




3

Какие виды таблиц предложены:

  1. хронологические;

  2. синхронистические;

  3. сравнительно-обобщающие;

  4. конкретизирующие;

  5. иллюстрированные?




4

Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью:

  1. опорные схемы главы, параграфа;

  2. планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;

  3. памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;

  4. тесты самоконтроля?




1

2

3

Иллюстративные материалы

1

Какие виды иллюстраций представлены:

а) изобразительные:

- учебные рисунки,

- репродуктивные произведения искусства,

- документальные изображения;

б) условно-графические:

- карты, картосхемы,

- картопланы,

- схемы,

- чертежи,

- линии времени?




2

Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса?




3

Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом, и с какой целью она осуществляется?




4

Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?




^ Аппарат ориентировки

1

Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?




2

Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности?




3

Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?




4

Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста?

Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?




5

Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике:

  1. указатель дат;

  2. словарь понятий;

  3. словарь имен;

  4. глоссарий?




6

Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют?




7

Как задействованы форзац и нахзац книги?




8

Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена?




9

Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения даны в Приложении?









Учитель истории Жадина Т.Г.

Похожие:

Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г icon-
Автор-составитель: Борисова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу «Беляногорская сош»
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г icon«Ассирия железная держава»
Аттестуемый педагог: Денисова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу даниловская сош им. А. С. Макаренко
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconРабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень)
Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconВнеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л....
Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconЗачет по теме «вторая революция в россии» Котляр В. А., учитель истории...
Выберите и соотнесите стрелками теоретические установки, влиявшие на практическую деятельность политиков
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconНебыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк...
Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк моу сош №20 г. Энгельса
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconУрок истории в 9 классе
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11 ст. Кирпильской Усть – Лабинского района
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconПлан работы мо истории на 2011-2012 год учитель истории и обществознания...
В 2001-20012 учебном году мо истории работает над темой «Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения на уроках...
Мбоу «Нахабинская сош №2» Учитель истории и обществознания: Жадина Т. Г iconАвтор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12». Предмет
Автор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница