Тема: Использование исторических источников в обучении истории




НазваниеТема: Использование исторических источников в обучении истории
страница1/5
Дата публикации02.04.2013
Размер0,67 Mb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5


Министерство общего и профессионального образования

МОУ СОШ №9

Тема: Использование исторических источников в обучении истории

Подготовила

учитель истории

Чернова Т.С.
Шуя

2006
СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................3-4
Глава I. Место исторических источников в обучении истории...............................................................................................5-12

1.1. Понятие «исторического источника» и его виды....................5

1.2. Исторический документ и его виды..........................................5-6

1.3. Значение исторических документов в обучении

истории...............................................................................................7-8

1.4. Цели и принципы обучения работе с базой документально-методических комплексов…………………………………………
Глава П. Методика работы с историческим документом.............13-29

2.1. Последовательно- текстуальное изучение источников.........13-15

2.2. Логические задания...................................................................15-17

2.3. Метод поэтапного изучения источников................................17-19

2.4. Систематизация основных умений работы с историческим документом…………………………………………………………19-29
Глава III. Возможности управления качеством обучения на

примере овладения методами работы с письменными

историческими источниками. (10-11 классы)…………………..30-37
Практическая часть……………………………………………….38-50

Урок 1. Февральская революция 1917 г…………………………38-41

Урок 2. Русское дворянство в конце XIX начале XX веков.

Историко-психологический портрет.............................................42-45

Урок 3. Русско-японская война......................................................46-50
Заключение.......................................................................................51

Список литературы..........................................................................52

Введение

Для своей аттестационной работы я выбрала тему: «Использование исторических источников в обучении истории». Я считаю, что эта тема достаточно актуальна в методике преподавания истории во все времена. Любой творчески мыслящий учитель выходит на проблему создания условий для развития творческих способностей учеников. Ситуация, когда на уроке есть цель, но нет жестких рамок, в которой надо искать пути ее достижения, когда приветствуются любые варианты решения задачи, когда мнение детей очень ценно, на мой взгляд,- идеальная ситуация. И в этом случае учитель выступает скорее не как руководитель, наставник, а как соавтор, коллега, соучастник творчества. Я считаю, что очень удачно и ярко творческие способности детей реализуются как раз во время самостоятельной работы с историческим документом.

Для написания своей работы я использовала как методические труды разных авторов, так и статьи из журналов, которые помогли мне в написании той или иной главы или параграфа моей работы.

Работу «Источники Российской истории» (9; с.23-41) я использовала для написания первого параграфа, где дано определение источника вообще и его виды.

Методический труд Ежовой С.А., Лебедевой И.М., Дружковой А.В. и др. «Методика преподавания истории в школе»(7; с.156-162) позволил мне дать определение исторического документа и его видов.

Работы Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней школе»(3; с.276-286) и, в особенности, труды Лернера И.Я.(12) и Дайри Н.Г. (6) дали возможность показать значение и применение исторических документов на уроках истории.

Методический труд Степанищева А.Т. «История Отечества: преподавание в школе» (18) лег в основу написания второй главы моей работы. А для более конкретного раскрытия отдельных приемов работы с историческими документами я использовала также журнальные статьи: Замараева О., Румянцева В.Я., Саликова В. В работе представлении и практическая часть – методические разработки уроков.

Таким образом, цель моей работы: опираясь на изученную литературу и опыт учителей, собственный опыт дать целостное представление по теме моего исследования.

Для этого мне нужно решить следующие задачи:

1. выяснить, что собой представляет исторический источник вообще, и какой его вид наиболее распространен в преподавании уроков истории;

2. определить, что такое исторический документ, его виды и значение в обучении истории;

3. изучить методику работы с историческим документом;

4. установить, какие существуют основные приемы работы с документом, и дать их характеристику.

Таким образом, решение обозначенных задач определяет структуру работы, которая состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения и заключения, а также практической части. Я считаю, что именно такой подход к решению проблемы ведет к получению качественно нового уровня знаний.

^ Глава 1. Место исторических источников в обучении истории.
1.1 Понятие «исторического источника» и его видов.
«Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, после чего они выступают как свидетельства прошлого, т.е. как исторические источники».(9; с.23). «Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества». По своей природе исторический источник представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного. Каждый источник субъективен в силу того, что он является продуктом человеческого сознания, т.е. творением субъекта. «Объективность исторического источника обуславливается тем, что:

1. сам источник является своеобразной частью исторической действительности;

2. творцы источника способны объективно отображать действительность.

Источник ни в коем случае нельзя отождествлять с исторической действительностью. В силу своеобразия человеческого познания источник находится между объектом изучения - исторической реальностью (далекое прошлое, настоящее) и субъектом изучения - историком. В этой связи об источнике говорят, что он является субъективным образом объективного мира.

«Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на семь групп:

1. письменные;

2. устные;

3. вещественные;

4. этнографические;

5. лингвистические;

6. кино - фотодокументы;

7. фонодокументы.» (9; с. 35)

Однако среди всего многообразия исторических источников особое значение имеют исторические документы. О них я расскажу дальше в своей работе.
^ 1.2. Исторический документ и его виды.

К историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

«Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы:

1. актового характера;

2. повествовательно- описательного характера;

3. документы художественной литературы».(7; с.158)

Источники актового характера - это юридические, хозяйственные, политические, программные документы (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Эти документы свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Использование данной группы документов возможно при организации разбора их содержания под руководством учителя. В ряде случаев следует адаптировать

документ (устранить трудные термины, изменить последовательность текста), чтобы облегчить усвоение его логики.

«Повествовательно- описательные документы - летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. Этот вид документов широко представлен в школьных учебниках и хрестоматиях.

Документы художественной литературы: произведения устного народного творчества (мифы, эпос, басни) и литературные произведения (проза, поэзия, сатира). В художественных произведениях отражена историческая действительность, они передают колорит эпохи.» (3; с.276)

Часто документальный материал содержится в школьных учебниках по истории. Исторические источники, приведенные в учебниках, отражают важнейшие проблемы исторического развития: социально - экономическое положение страны, внутренняя и внешняя политика государства, общественные и революционные движения. Документальный материал, содержащийся в учебниках, разнообразен. Он позволяет познакомить учащихся с общими приемами исследовательской работы над основными видами исторических источников.

Ученые полагают, что документ для урока должен:

-соответствовать целям и задачам обучения истории;

-отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

- быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.


^ 1.3. Значение исторических документов в обучении истории.

Еще до революции передовые учителя и методисты настаивали на широком использовании исторических документов в школьном преподавании истории. «В 60е годы XIX века Стасюлевич М.М.противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, содержащему «готовый» материал и «готовые» выводы, реальный метод самостоятельного изучения прошлого учащимися на основании исторических документов».

«В начале XX века идеи Стасюлевича М. М. развил Рожков Н., пропагандируя «лабораторный» метод изучения истории по источникам». Борьба сторонников «реального», «лабораторного» методов против догматического обучения, против системы зубрежки реакционных по содержанию и направлению учебников была прогрессивной в условиях дореволюционной школы. Однако, одностороннее увлечение этим методом страдало переоценкой «исследовательских» возможностей учащихся средней школы и не обеспечивало усвоение ими системы исторических знаний. Эти недостатки, в свое время отмеченные многими передовыми учителями, особенно ярко обнаружились в годы массового применения «лабораторного» и

« исследовательского» метода в качестве основных методов обучения в советской школе в 1920х и в начале 1930х годов, когда вместо учебников с их систематическим изложением исторических событий в школе использовались «рабочие книги», содержавшие документальный материал с контрольными вопросами к ним и краткими «заключительными очерками» по темам для самостоятельного изучения.» (17, 23).

Отвергнув после 1934 года «лабораторный» и «исследовательский» методы в качестве основных и ведущих, советская методика рассматривает работу по историческим документам в качестве одного из важных методов изучения истории в школе.

В конце 50х начале 60х годов XX века с изданием новых школьных учебников роль материала в обучении выросла, а работа с ним стала составной частью урока.

В методической литературе широко освещаются вопросы о роли документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся как средств организации такой работы. Проблемы исследовательского принципа в обучении рассматривалась в работах Лернера И.Я. и Дайри Н.Г.. В них развивалась мысль о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания общественных явлений и процессов. Формируя понятие исследовательского принципа в обучении, Лернер И.Я. пишет: «...он состоит в том, что учащиеся под руководством учителя приобретают навыки и умения с помощью методов исторической науки самостоятельно ... анализировать и объяснять исторические факты и явления, почерпнутые в литературных, вещественных памятниках, а также в реальной жизни». Автор выдвигает на первый план значение документа как средство развития мышления, познавательного интереса, творчества, рассматривают формы работы с документами, ставят задачи приучить школьников к внимательному чтению текста и его исчерпывающему анализу. Приводимые рассуждения, Лернер И.Я. иллюстрирует примерами использования документов на уроках по изучению истории феодализма в России, причем привлекаются документы различного вида: актовые, законодательные, статистические, мемуары и т.д. Справедлив вывод автора о необходимости учить не только пересказу основного содержания документов, но и требовать анализа мыслей авторов литературных

памятников. Автором разработана типология вопросов при анализе документов, позволяющая знакомить учащихся с некоторыми логическими методами исследования исторических и современных явлений.

В работе Лернера И.Я. поставлен вопрос о необходимости различать виды документов и соответственно определять приемы их изучения.(12; с. 101).

В монографии Дайри Н.Г. документ рассматривается в качестве одного из эффективных средств обучения истории: «... Результаты в области образования, развития и восприятия теснейшим образом связаны с характером и диапазоном источников, из которых черпают знания учащиеся, и их познавательной деятельности; чем они многообразнее и разностороннее (при прочих равных условиях), тем значительнее достигаемые результаты». (6; с.196) Разнообразие источников исторических знаний позволяет знакомить учащихся, как с основами, так и методами науки. Принципы отбора документов раскрыты на примере изучения конкретных тем курса. К числу их Дайри Н.Г. относит правильные отражения документом сущности происходящих событий, освящение документом всех сторон общественной жизни данного периода. Документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку.

В чем же значение применения исторических документов? Исторические документы - непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлеченных из него сведений, определенный оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию.

Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности.

Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Тема: Использование исторических источников в обучении истории icon• Уметь составить конкретные вопросы к документу
Формирование критического мышления  на уроках истории при изучении  исторических источников
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconТема Форма урока
Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconТема: Преобразования Петра I
Оборудование: карточки с фрагментами текстов исторических источников, историческая карта «Россия в 17 – 18 вв.», написанная на доске...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задача отечественной истории поиск и оценка исторических источников, изучение и анализ всей совокупности фактов и явлений общественной...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconИспользование проектной методики  при обучении английскому языку
«Использование проектной методики при обучении английскому языку» Тамбов ипк ро 2007 год, автор: Брыксина Ирина Анатольевна, учитель...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconПроиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей
«Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории»,...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconКлюч. Эпоха Л. И. Брежнева. Часть – А
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 ~ сз. Ответы предполагают использование информации из...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconПроблемы методологии истории
Ериодизации истории советского общества, критерии исторического прогресса, ряда узловых теоретических проблем истории России 1917—1920...
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconЛекция №1 Тема: основы исторических знаний. План Предмет и структура...
История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека
Тема: Использование исторических источников в обучении истории iconТема: Принятие Русью христианства
Цели выяснить причины принятия христианства Русью, 2продолжить работу над формированием умений анализа исторических источников. 3...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница