Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула




Скачать 73,76 Kb.
НазваниеТема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула
Дата публикации21.11.2013
Размер73,76 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
Открытый урок по литературе

с мультимедийной поддержкой в 8 классе

Учитель: Гуман Наталья Вячеславовна
Тема урока: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула.

Общие цели урока:

А) образовательные:

Проверить и углубить понимание содержания главы 1 и 2 повести, определить завязку в развитии сюжета; совершенствовать специальные умения – выделять в тексте главные смысловые вехи, интерпретировать отдельные факты, детали;

Б) воспитательные:

Подвести школьников к осознанию сущности нравственных понятий честь, достоинство человека, долг и тем самым воздействовать на формирование этих качеств;

В) развивающие:

Целенаправленная организация мыслительной деятельности, способствовать формированию логического мышления, развитию внимания, памяти.
^ Методические приемы:

Аналитическая беседа, комментарий, индивидуальный опрос, выборочное чтение.

Теория литературы:

Тема, пейзаж, сюжет, фабула, эпиграф.

Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации Г.Ф. Ордынского. Портрет А.С. Пушкина художника О.Кипренского.

^ Эпиграф к уроку:

Береги честь смолоду

Пословица.
Содержание урока.


  1. Организационный момент.

  2. Аналитическая беседа по материалам предыдущего урока.


Учитель: Александр Сергеевич Пушкин – замечательный русский писатель. Перед вами его прижизненный портрет, который был написан художником Орестом Кипренским и в свое время высоко оцененный Пушкиным. Мы можем с уверенностью сказать, что на нашем уроке совсем незримо присутствует А.С.Пушкин. Сегодня он наш зритель и судья. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений. На прошлом уроке мы начали изучение его исторической повести «Капитанская дочка» - одного из лучших и зрелых произведений Александра Сергеевича. В повести создается широкая панорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Давайте еще раз обратимся к истории написания повести.

Ученик 1: Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал «Историю Пугачева». Кроме того, поэт посетил места Приволжья и Приуралья, охваченные восстанием, бе6седовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов 18 века. В результате этой огромной работы и появилась повесть «Капитанская дочка», в которой блестяще объединен труд историка и поэта.

^ Учитель: Ребята! Назовите главных героев повести.

( Ответы )

Учитель ( обращается к карте ). К январю 1774 года Пугачевским восстанием были охвачены народные массы и огромные территории Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала и Прикамья. Спустя год жестокие репрессии и страшный голод усмирили восстание, но надежда на новую пугачевщину продолжала жить в сознании крестьян. По историческим фактам близ Оренбуржья Пугачев сосредоточил 9 тысячное войско. Может быть, поэтому А.С. Пушкин рассказывает об этих исторических местах в своей повести, что еще раз доказывает, что повесть историческая, так как в ней изображены реальные исторические события и герои этих событий.

- Что такое тема произведения? Какова же основная тема повести?

( Крестьянское восстание)

Учитель: Но наряду с крестьянским восстанием Пушкин рисует быт и жизнь рядовых русских людей, главным образом, из среды дворянства. Они показаны и в мирной обстановке и во время народного восстания, поэтому, хотя повесть историческая, но нравственные категории: честь, долг, достоинство, благородство, доброта разрешаются Пушкиным через образы главных героев повести.

^ Учитель: Ребята, а каковы же сюжет и фабула повести. Давайте вспомним, что такое фабула и сюжет? (ответы)

Ученик 2: Действие в повести развивается по 2 сюжетным линиям : Гринев-Пугачев, Гринев-Маша, которые часто переплетаются.

По линии Гринев-Пугачев действие начинает развиваться со сцены бурана, когда Гринев за важную услугу подарил вожатому заячий тулуп, т.е. со сцены 2 главы, которая называется «Вожатый»

По линии Гринев-Маша действие начинает развиваться с момента их встречи, т.е. с 3 главы. Таким образом, 1 и 2 глава являются как бы введением, они знакомят нас с одним из главных действующих лиц, со средой, из которой он вышел. 3, 4, 5 главы показывают жизнь действующих лиц в мирной обстановке. В следующих главах 6-14 разворачивается тема народного восстания и рисуется жизнь тех же людей во время пугачевского бунта.

3. Учитель говорит вступительное слово к теме урока.

- Итак, мы завершили проверку домашнего задания. Основную часть нашего урока мы посвящаем этой теме ( читаем на экране ). Сегодня мы будем работать с 1 и 2 главами, где познакомимся со средой, из которой вышел главный герой и началом духовного становления. Мы должны осознать, как важны в жизни главного героя и каждого человека такие нравственные ценности ( показать на доске и назвать их )

Откройте учебники. Наша задача - еще раз повторить, как важны в жизни героя Петра Гринева такие нравственные качества как долг, честь и др., которые пройдут через становление характера Гринева. Сегодня мы остановимся на 1 и 2 главе.

4. Внимание на экран! ( читаем название и эпиграф 1 главы )

Учитель: Вы хорошо знаете содержание 1 главы. На какие смысловые части ее можно разделить. В процессе чтения повести у нас составлен план этой главы. Давайте к нему обратимся.

(ученик читает план)

1. Воспитание Петра Гринева.

2. Решение отца.

3. Первые самостоятельные шаги.

Учитель: Расскажите о воспитании Петра Гринева. При ответе на этот вопрос вам помогут иллюстрации художника Ордынского.

Ученик 3 : Петр Гринев- сын помещика, получил домашнее воспитание по обычаю того времени. Сначала под руководством Савельича, потом француза Бопре, по профессии парикмахера, а потом в Пруссии солдатом. Это был добрый человек, но ветреный и беспутный. Он приехал в Россию, чтобы стать учителем, но сам не понимал значения этого слова. Вместо того, чтобы учит Петра Гринева наукам, французскому и немецкому языку, он сам выучил русский язык. Вообщем Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

^ Учитель: Но были ли в воспитании Гринева положительные стороны ?

Ученик 4: Да, в воспитании Гринева были положительные стороны. Это общение со сверстниками, ласка любящей матери, отношение отца к будущей службе сына. Особенно к будущей службе сына.

Учитель : Подтвердите слова Лены примерами из текста. Как же старик Гринев относится к предстоящей службе стр. 124-125.

Зачитайте завет отца стр.125. Как он соотносится с эпиграфом к 1 главе.

Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? Ответы.

Ученик 5: И в эпиграфе и в завете отца Пушкин обращается к нравственным категориям: долг, честь, достоинство и др., и говорит, что выполнение долга для него старика Гринева, это выполнение дворянского долга.. Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг. ( Чтение эпиграфа повторно )

Учитель: А ко всей повести, обратите внимание , дан эпиграф «Береги честь смолоду», который пройдет стержнем через каждое событие, через судьбу героев. И хотелось бы, чтобы эти слова стали стержнем и в вашей жизни.

Какой материал дает конец 1 главы для знакомства с характером молодого Гринева. Давайте еще раз обратимся к тексту повести стр.128-129.

- О чем мы узнаем из этого отрывка?

Ученик 6: К концу повести мы узнаем о первых самостоятельных шагах нашего героя: приезд в Симбирск, встреча с Зуриным, проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие, Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым.

Учитель: Итак, мы проанализировали 1 главу и убедились, как нам рассказывала Рита, он является своеобразным вступлением. Давайте обратимся ко 2 главе повести. (Читаем на экране) Внимание! Она называется « Вожатый», а эпиграф, ребята, обратите внимание, подготавливает нас к встречи с чем? С каким местом?

На какие смысловые части мы разделили эту главу?

Ученик 7: 1. Примирение с Савельичем.

2. Буран.

3. На постоялом дворе.

4. В Оренбурге.

Учитель: Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева ?

Ученик 8: Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.

Учитель: Подтвердите слова Юли примерами. Ответы.

Неплохо было бы и вам поучиться этому качеству у нашего героя. А теперь обратимся к сцене бурана.

Чтение текста.

Учитель: Обратите внимание на ясность, точность и выразительность пушкинского языка. В описании бурана 3 объекта.

Небо

Ветер

Снег

Каждый объект меняется пор мере того, как усиливается буран. У вас было домашнее задание показать эти объекты в развитии.

Небо

Ветер

Снег

- Итак, как изменяется небо?

- А ветер?

- А снег?

Итак каждый объект меняется по мере того, как усиливается буран, в результате получилась яркая картина бурана в его развитии.
Это пейзаж.

Яркую пейзажную зарисовку великого мастера сопровождали иллюстрации художника Ордынского.

- Какую роль играет сцена бурана в развитии действия?

Ученик 9: Я думаю, что сцена бурана связана с переживаниями героя, именно тогда он познакомился с Пугачевым, который сыграл в его жизни большую роль. Во время бурана Гринев еще не знал , что вожатый и есть Емельян Пугачев.

Учитель: А каково ваше мнение о событиях на постоялом дворе?

Ученик 10: Эта сцена дает возможность остановиться на первом впечатлении, которое производит Пугачев, на его портрете. Это не только завязка отношений между Гриневым и Пугачевым. Здесь раскрываются хорошие черты характера Гринева, как верность слову, данному Савельичу, умение ценить оказанную ему услугу, он дарит вожатому тулуп, умение быть твердым в своем намерении.

^ Учитель:

- Четвертый пункт плана. Какая черта Гринева проявилась в его встрече с генералом.

Ученик 11:

- Когда Гринев приехал в Оренбург и встретился с генералом, то в этой сцене проявилось юношеское легкомыслие нашего героя. Генерал читает письмо старика Гринева. Свое высказывание я хочу подтвердить текстом стр. 137. Вот еще одно качество характера Петра Гринева.

6. Учитель:

- Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры. Какие же ребята? (читаем хором)

- А в каких эпизодах повести очень ярко проявляются эти нравственные категории?

- Назовите литературоведческие понятия, которые помогли нам при анализе произведения. (читаем на доске)

- Ребята, нам нравится этот герой? А чему мы можем научиться у Гринева?

7. Домашнее задание:

Читать 3,4,5 главы, составить их план, выполнить задание и ответить на вопросы стр. 143, 144.

8. Выставление оценок.

Похожие:

Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconУрок по повести А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
Тема: «Читая, размышляй». Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconПушкин Роман «Капитанская дочка»
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconЧто вы знаете о супруге Пушкина?
Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconКонспект открытого урока по литературе в 8 р классе Тема урока: «Последний...
Цели урока: Обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов; расширение знаний о портрете...
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconЕго «Пугачев» историческая личность и Пугачев – литературный герой...
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической...
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула icon4 А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» Повесть «Капитанская дочка»
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconТема: благородство петра гринева и нравственная красота маши мироновой...
Цель: развивать умение понимать подтекст произведения; приобщать к урокам нравственности, находя их в поступках героев; развивать...
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconПоложение о Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка»
Всероссийская литературная Пушкинская премия «Капитанская дочка» (далее – премия) учреждена Правительством Оренбургской области и...
Тема урока : А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. Утверждение нравственных идеалов и высокой требовательности к себе у героя повести «Капитанская дочка». Пейзаж. Эпиграф. Сюжет и фабула iconПлан урока развития речи в 8-м классе «Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
На протяжении пяти уроков мы переживали все события Пугачёвского бунта вместе с главными героями: Петром Гринёвым и Емельяном Пугачевым....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница